Зимний дворец после 1917 года, Государственный Эрмитаж
В ночь с 25 на 26 октября 1917 года многие комнаты Зимнего дворца подверглись разорению. С особым остервенением погромщики разгромили личные покои Николая II. 27 октября решением только что созданного Совета народных комиссаров в Зимнем дворце был закрыт госпиталь [6, с. 339]. До большевистской революции полуподвальный этаж Зимнего дворца был занят винным погребом. Здесь хранились столетние коньяки, испанские, португалькие, венгерские и другие вина. По данным городской думы в подвалах Зимнего хранилась пятая часть всего запаса алкоголя в Петербурге. 3 ноября 1917 года, когда в городе начались винные погромы, пострадали и хранилища бывшей царской резиденции. Из воспоминаний Ларисы Рейснер о событиях в погребах Зимнего дворца: "Их заваливали дровами, замуровывали сперва в один кирпич, потом в два кирпича - ничего не помогает. Каждую ночь где-нибудь пробивают дыру и сосут, вылизывают, вытягивают, что можно. Какое-то бешеное, голое, наглое сладострастие влечёт к запретной стене одну толпу за другой. Со слезами на глазах рассказывал мне фельдфебель Криворученко, которому поручили защищать злосчастные бочки, о том отчаянии, о полном бессилии, которое он испытывал по ночам, защищая один, трезвый, со своим немногочисленным караулом против настойчивого, всепроникающего вожделения толпы. Теперь решили так: в каждое новое отверстие будет вставлен пулемёт". Но и это не помогло. В конце концов было решено уничтожить вино на месте: "...Вызвали тогда пожарных. Включили они машины, накачали полные подвалы воды и давай всё выкачивать в Неву. Потекли из Зимнего мутные потоки: там и вино, и вода, и грязь - всё перемешалось... День или два тянулась эта история, пока от винных погребов в Зимнем ничего не осталось".
Зимний дворец, современный вид На фоне повсеместных переименований улиц, площадей, бывших царских и княжеских резиденций новое имя появилось и у Зимнего дворца, ставшим Дворцом Искусств. В 1922 году в Зимнем дворце был организован "Музей революции". Под него отвели три этажа западной половины здания, включая Николаевский и Концертный залы, Аванзал и 27 комнат с частично сохраняемым дореволюционным убранством. Созданную экспозицию назвали "Исторические комнаты императоров Александра II и Николая II". Другие парадные залы Зимнего дворца были переданы Эрмитажу. Посетивший Музей революции в 1925 году В. В. Шульгин писал: "Мы вошли в Зимний дворец. Внизу холодно, неуютно, не топлено. Взяли билеты в "Музей революции". Поднялись по каким-то, видимо служебным, лестницам и вошли в залу, где, замерзая в сапогах и валенках, дремали какие-то "бабы-сторожевые". Всё больше фотографии. Февральские дни, февральские газеты, всевозможные члены Думы, Родзянко, Керенский. Всё это собрано добросовестно, но скучно...
Помимо Музея революции помещения Зимнего дворца занимали, сменяя друг друга, самые разные учреждения: органы Съезда комитетов бедноты Северной области и Съезда работниц Северной области. Бывшие фрейлинские комнаты занимало общежитие детских дошкольных колоний. Таким образом, на третьем этаже существовала колония беспризорников. На втором этаже работал штаб Октябрьских и Первомайских торжеств. В некоторых парадных залах (в том числе в Георгиевском) проводились выставки Отдела народного образования Наркомпроса, в Гербовом зале - концерты и спектакли, в Николаевском некоторое время был оборудован кинематограф, а позже стали проводиться партийные собрания и митинги Центрального городского района Петрограда. Бывшие обер-гофмаршальские помещения заняли клуб и детская столовая. Конюшни и примыкающие к ним подсобные помещения стали служить складами детских колоний для беспризорников, как той, что находилась в Зимнем дворце, так и тех, что располагались в Царскосельских дворцах. Огромное количество желающих познакомиться с бывшими личными покоями царской семьи и их совершенно иная реакция на увиденное, нежели чем ожидаемая властями, привели к закрытию Музея революции. 1 августа 1926 года личные комнаты Александра II и Николая II были переданы Эрмитажу. Под нужды музея Зимний дворец перестраивали с 1927 года, а особенно активно в начале 1930-х [6, с. 247]. Тогда были разобраны эркеры над подъездами со стороны Дворцовой площади. В 1927 году при реставрации фасада было обнаружено 13 слоёв разных красок. Тогда стены Зимнего дворца был перекрашены в серо-зелёный цвет, колонны в белый, а лепнина - в почти чёрный. В это же время были разобраны антресоли и перегородки восточной галереи первого этажа. Её назвали галереей Растрелли. 31 августа 1932 года в Зимнем дворце открыли Музей Ленинского комсомола, вход в которых осуществлялся через Октябрьский подъезд со стороны Дворцовой площади. К 1938 году почти все помещения были переданы под музейные цели. Во время блокады, весной 1942 года, в саду внутреннего двора Зимнего дворца был устроен огород. Здесь сажали картошку, брюкву, свёклу. Такой же огород был в Висячем саду. Последние сохранявшие свою обстановку исторические комнаты императорской резиденции были переоборудованы под музейные цели в 1946 году. В 1955 году П. Я. Канном были приведены такие сведения о дворце: в нём насчитывалось 1050 парадных и жилых помещений, 1945 окон, 1786 дверей, 117 лестниц.
В настоящее время Зимний дворец вместе с Эрмитажным театром, Малым, Новым и Большим Эрмитажами составляет единый комплекс "Государственный Эрмитаж". Его полуподвальный этаж занимают производственные музейные мастерские. Певческий мост Годы постройки: 1834 Певческий мост Певческий мост перекинут через реку Мойку, ведёт от Дворцовой площади к Певческой капелле. От неё он и взял своё название. Первая переправа появилась здесь в 1834 году. По проекту архитектора О. Монферрана здесь был построен деревянный мост для обеспечения прохода войск на Дворцовую площадь при открытии Александровской колонны. По цвету перил и устоев он был назван Жёлтым. Официально Жёлтый мост являлся временным, но несколько лет его не сносили и не перестраивали. В июле 1837 года министр финансов Канкрин обратился к императору с идеей соорудить здесь новую переправу "во всю ширину площади", при этом сократив сечение реки до 17 метров. Сама идея в целом была принята, но по решению архитекторов В. Стасова, Д. Адамини и инженера Е. Адама было принято решение о сокращении сечения реки до 21,3 метра. По легенде лично Николай I выбрал место для Певческого моста. В доме №24 по набережной реки Мойки жил граф Юрий Александрович Головкин, приходившийся родственником императорской семье. Однажды Николай пригласил графа на царский обед в Зимний дворец. Головкин так спешил, что садясь в лодку оступился и упал в воду. Деревянная переправа к тому времени обветшала и уже была разобрана. Пришлось ему вернуться домой, куда спустя немного времени пришёл сам Николай I. Он пообещал навестить графа на следующий день вместе с императрицей. Так и случилось, во время визита к Головкину император предложил выстроить здесь мост для предотвращения подобных случаев. Ограда Певческого моста
Перед строительством нового моста старая деревянная переправа была разобрана. Рядом до открытия Певческого моста работала лодочная переправа. В январе 1838 года был утверждён проект, летом началось сооружение нового чугунного моста. Строился он по тем же схемам, что и другие мосты через Мойку. Пролётные строения были выполнены из чугунных пустотелых ящиков, скреплённых болтами. 27 июля 1839 года газета "Северная Пчела" писала: «В прошедшую субботу 22 июля происходила закладка Певческого моста на Мойке, у Дворцовой площади, между зданиями Гвардейского Штаба и Министерства Иностранных Дел. Мост сей... послужит довершением великолепной Дворцовой площади. Он воздвигается из чугуна, на гранитных устоях и будет один из самых красивых в столице. Сооружение его... возложено на Генерал-Майора Адама. Отливка чугунных частей и украшений производится на казенном Александровском заводе» [Цит. по: 2, с. 64, 65]. 24 октября 1840 года состоялось торжественное открытие нового Певческого моста. Первым в три часа дня по нему проехал сам император, таким образом открыв переправу для движения транспорта и пешеходов. Ширина переправы составила 72 метра, Певческий мост стал одним из трёх самых широких в Санкт-Петербурге. Автор проекта мостовых перил остался неизвестным. Современники предполагали, что автором рисунка ограды могли быть В. П. Стасов или К. Росси. На Певческом мосту отсутствуют фонари, хотя их проект был утверждён Николаем I. Причина их отсутствия неизвестна. Болтовые соединения чугунных тюбингов Певческого моста оказались уязвимыми. Через год эксплуатации моста было обнаружено хищение 50 болтов и 27 гаек, которые местные жители свинчивали для использования в личных целях. В 1937 году розово-серую брусчатку здесь сменил асфальт. Первый капитальный ремонт моста производился с ноября 2003 года по август 2004 года. Для увеличения грузоподъёмности поверх чугунного свода было установлено железобетонное перекрытие. В центре переправы оборудован "островок безопасности" замощённый найденной во время ремонта под асфальтом брусчаткой. В настоящее время Певческий мост превращён в стоянку для автомобилей.
Здание Штаба Гвардейского корпуса (Дворцовая пл., 4) Печать Адрес: Дворцовая пл., 4 Архитекторы, годы постройки: 1840-1843 Здание Штаба Гвардейского корпуса В начале XVIII века с восточной стороны Дворцовой площади находился дом механика Андрея Нартова. Позже здесь был размещён Почтовый двор, а затем по указу Павла I и по проекту Винченцо Бренна - экзерциргауз, помещение для ежедневных занятий по строевой подготовке. Длинный фасад экзерциргауза выходил на Миллионную улицу, на Дворцовую площадь - торец. Позже со стороны Мойки к этому зданию были присоединены другие постройки.
После появления на Дворцовой площади здания Главного штаба появилась потребность перестроить экзерциргауз в соответствии с новым контекстом. Согласно императорскому указу рядом с ним планировалось построить театр, объединив их единым фасадом. Из-за строительства здания Главного штаба был закрыт ранее находящийся на его месте (в доме Молчанова) Кушелевский театр. Его и предполагалось воссоздать на новом месте. В начале 1827 года был объявлен архитектурный конкурс. В нём принимали участие архитекторы К. Росси, О. Монферран, К. Тон и художник-декоратор П. Гонзаго. Перед архитекторами стояла весьма не простая задача. Нужно было не только соединить в одном объекте два разных учреждения, но и создать архитектурный переход от Зимнего дворца к зданию Главного штаба. Проект Карла Росси предусматривал размещение манежа и театра сохраняя экзерциргауз. Фасад нового здания должен был повторять фасад стоящего по другую сторону открытого пространства площадей манежа Конногвардейского полка. Он должен был быть украшен двумя портиками. Молодой Константин Тон также предлагал визуально связать новую постройку с Конногвардейским манежем. Его проект предполагал нарядить экзерциргауз и театр одинаковыми фасадами, между которыми был бы встроен монументальный портик. В связи с этим конкурсом упоминают ещё и А. П. Брюллова, который прислал свой проект вне конкурса. В то время он находился в пенсионерской поездке по Европе. Молодой зодчий получал из Петербурга программы архитектурных состязаний, что помогало ему не отрываться от практической деятельности. Поэтому им в Париже и был создан проект перестройки экзерциргауза и театра. Он, по всей видимости, на конкурс опоздал и в итоге так и рассматривался [4, с. 142]. Ни один из поступивших на конкурс проектов не был принят. Спустя почти десять лет Николай I вернулся к идее завершения архитектурного ансамбля Дворцовой площади. Требование включить в комплекс зданий театр к этому времени отпало из-за открытия новых Александринского и Михайловского театров. Вместе с тем, штабу Гвардейского корпуса стало тесно в помещениях Главного штаба. За это время Огюст Монферран успел создать пять проектов переустройства квартала. Один из них предусматривал переустройство фасада экзерциргауза в стиле неоренессанс. Проект Моферрана впоследствии вдохновил его ученика, Н. Е. Ефимова, на создание фасада для здания Министерства государственных имуществ. Именно этот, третий, вариант проекта Монферрана был утверждён в 1836 году, но Николай I всё-таки выбрал для этой работы А. П. Брюллова. Проект перестройки экзерциргауза на Дворцовой площади Большинство историков считают, что задание императора Брюллов выполнил в 1840-1843 годах, придав главному фасаду черты проекта П. Гонзаго. С. С. Шульц-младший в книге "Невская перспектива. От Адмиралтейства до Мойки" пишет, что проект здания Штаба Гвардейского корпуса был выполнен уже в 1837 году. Его реализация началась осенью того же года, но была приостановлена из-за пожара в Зимнем дворце. К осени 1838 года здание было подведено под крышу, на его фасаде начали укреплять лепные детали. В целом строительство, по мнению С. С. Шульца-младшего, было завершено к 1840 году [3, с. 228]. Великолепный анализ фасада здания штаба Гвардейского корпуса произвёл архитектор-краевед Михаил Николаевич Микишатьев в книге "Прогулки по Центральному району. От Дворцовой до Фонтанки". Как он справедливо заметил, вся композиция главного фасада составлена Брюлловым так, чтобы на нём не возникло нового акцента, чтобы оно максимально растворилось в ансамбле Дворцовой площади: "Ничто не доминирует, никакая часть не важнее целого и не подчинена ему. Превалирует идея равноценности, статичности. Всякий намёк на динамику гасится как по вертикали, так и по горизонтали. Центр не акцентирован, но и потенциальные акценты, создаваемые угловыми порталами, подавлены безразличной к ним лоджией вверху и заглубленными ризалитами по сторонам. Особо торжественно архитектор оформил вестибюль здания Штаба Гвардейского корпуса. Его потолок отделан кессонами, стены украшены дорическими полуколоннами. Первый ярус фасада Брюллов снабдил скульптурными деталями, соответствующими военному назначению сооружение. В советское время находившиеся здесь орлы оказались заменены на головы Медузы Горгоны. В простенках между окнами первого и второго этажей архитектор поместил орнамент, напоминающий шитьё на воротниках гвардейцев. На его фоне расположились атрибуты гвардии - шашки, палаши, каски и кивера. Этой постройкой было почти завершено архитектурное оформление главной площади Петербурга. Последним штрихом стала в 1846 году перестройка домов, примыкающих к Невскому проспекту, в единый фасад со зданием Главного штаба. Постройка здания Штаба Гвардейского корпуса поспособствовала созданию рядом с ней небольшой Гвардейской площади, которая находилась между этой постройкой, зданием Главного штаба, Певческим мостом и Дворцовой площадью. После 1917 года она вошла в состав последней. В октябре 1917 года здание Штаба Гвардейского корпуса занимал штаб Петроградского военного округа. Отсюда В. И. Ленин руководил действиями Красной гвардии, оборонявшей Петроград. Об этом напоминает установленная на фасаде мемориальная доска, созданная архитектором М. Ф. Егоровым. На ней помещён текст: "Из этого дома Владимир Ильич Ленин руководил с 27 по 31 октября 1917 года разгромом контрреволюционных казачьих войск Керенского-Краснова, наступавших на Петроград. Отсюда же в ночь с 27 на 28 октября Ленин вёл переговоры по прямому проводу с Гельсингфорсом о необходимости срочной присылки в Петроград кораблей Балтийского флота и отрядов революционных войск Финляндского гарнизона" [Цит. по: 2, с. 390]. Внутри здания, на двери одной из комнат, укреплена доска с надписью: " В этой комнате с 27 по 31 октября 1917 года работал Владимир Ильич Ленин " [Там же]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|