Методы защиты финансовых правоотношений
Соблюдение правил, закрепленных в финансово-правовых нормах означает и обеспечение прав субъектов финансового права, в этих целях широко применяется метод убеждения, прежде всего в проведении разъяснительной работы: § Административный порядок; § Судебный порядок.
Финансово-правовая ответственность Финансово-правовая ответственность – это применение в установленном законом порядке к нарушителям финансово-правовых норм особых мер государственного принуждения – финансовых санкций, связанных с дополнительными обременениями имущественного характера. Государство регулирует финансовые отношения посредством создания правовых норм, содержащих права и обязанности в соответствующих субъектах. Предоставляя физическим и юридическим лицам экономические свободы, позволяя осуществлять операции с финансовыми средствами, государство требует от субъектов финансового права надлежащей реализации установленных правовых предписаний. Неисполнение финансово-правовых предписаний, либо уклонение от их надлежащего исполнения влечет неблагоприятные имущественные последствия для государственной деятельности. Несоблюдение установленного порядка осуществления финансовой деятельности нарушает интересы всего общества, т.е. приобретает публично-правовой характер. Признак финансовой ответственности – наличие социального основания, состоящего в необходимости охраны общественных отношений финансовой сферы. Нормы финансового права являются разновидностью социальных норм, поэтому финансовая ответственность реализуется в 2х формах: позитивной и негативной. ПОЗИТИВНАЯ финансово-правовая ответственность существует в силу добровольного выполнения субъектами финансового права своих обязанностей. Одним из важнейших условий реализации финансово-правовых норм выступает добросовестное соблюдение субъектами финансового права предоставленных им прав и выполнение возложенных обязанностей. Поэтому субъекты финансового права должны неукоснительно соблюдать финансовые права государства, осознавать необходимость уплачивать налоги, возвращать бюджетные кредиты, использовать государственные средства по целевому назначению и т.д.
Позитивная финансовая ответственность основывается на принципах добросовестности предпринимательской деятельности и социальной справедливости. Позитивная финансовая ответственность имеет ряд юридических признаков: 1. Неразрывна, связана с нормами финансового права, устанавливающими финансово-правовой статус субъекта. 2. Является юридической обязанностью, обусловленной финансово-правовым статусом. 3. Гарантирована государственным принуждением. 4. Реализуется добровольно. 5. Осуществляется в рамках финансовых правоотношений.
НЕГАТИВНАЯ Ø Финансовая правовая ответственность представляет собой реакцию государства на нарушение финансового законодательства, выражающуюся в наложении на виновное лицо за совершенное деяние карательных мер государственного принудительного воздействия в форме имущественных взысканий (штрафов). Ø Финансовая ответственность может определяться как исполнение юридической обязанности на основе государственного принуждения. (такие меры могут быть право-восстановительными, обеспечивающими исполнение субъектами финансового права своих финансовых обязанностей). Т.о. негативная финансовая ответственность существует в 2х формах: карательной (штрафной) и право-восстановительной (компенсационной). Финансово-правовая ответственность имеет состав, представляющий сложное социально-правовое явление и складывающийся из совокупности следующих элементов.
1. Субъекты, права и обязанности субъектов, их действия 2. Объект правоотношения. В правоотношении, складывающемся относительно в финансовой ответственности, принимают участие как минимум 2 стороны: государство в лице компетентного органа и правонарушитель. Между этими субъектами складываются охранительно-финансовые правоотношения, в которых государство выступает в качестве управомоченной стороны, а правонарушитель – обязанный. Права и обязанности государства, а так же правонарушителя неразрывны и составляют содержание правоотношений финансовой ответственности. Применение мер финансовой ответственности является одновременно правом и обязанностью государства. Объект правоотношений финансовой ответственности это правовой статус нарушителя финансового законодательства. Возложение ограничений имущественного характера, определенных мерой финансовой ответственности приводит к изменению финансово-правового статуса правонарушителя. В механизме финансово-правового регулирования негативная ответственность является развитием или продолжением материального финансового правоотношения. Финансовая ответственность проявляется в виде наложения со стороны государства запретов на совершение действий, не соответствующих финансово-правовой политике. Возникновение процессуальной формы финансово-правовой ответственности происходит на основании положений финансового законодательства и выражается в последовательных действиях компетентных финансово-контрольных органов по применению санкций к правонарушителю. Процессуальная форма финансовой ответственности имеет 3 стадии: возникновение, конкретизация ее посредством доказывания, наличие элементов состава финансового правонарушения, реализация. Спецификой процессуальной формы финансовой ответственности выступает обязательный для государственного органа порядок досудебного разрешения отдельных категорий в финансово-правовых спорах. До обращения в суд за защитой нарушенных финансовых прав государства финансово-контрольный орган выносит правонарушителю предписание об устранении выявленных недостатков.
Наличие досудебного порядка рассмотрение дела о финансовом правонарушении вносит в механизм охранительного финансового правоотношения 2 вида процессуальных отношений: финансовые и гражданские(арбитражные). ВЫВОД. Первоначально реализация материального финансового правоотношения осуществляется в рамках финансового процесса, позволяющего обнаружить факт совершения финансового правонарушения. Если правонарушитель добровольно не исполняет требования финансово-контрольного органа, то привлечение к финансовой ответственности осуществляется в рамках искового производства. Согласно правилам гражданского или арбитражного процесса. Финансовая ответственность выполняет определенные цели, которые прямо в финансовом законодательстве не указаны, но выводится из целей внутриотраслевых НПА. В частности преамбулы бюджетного кодекса РФ определено, что бюджетный кодекс служит в целях финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, основания и виды ответственности за нарушения бюджетного законодательства. Предостерегая субъектов финансового права от совершения противоправных деяний в финансовой сфере, финансовая ответственность преследует 2 цели: охранительную, посредством которой ограждает общество от нежелательных ситуаций, связанных с нарушением имущественных прав государства, и стимулирующую, по средством которой поощряет правомерное поведение субъектов финансового права.
Финансовый контроль Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в обл образования, распределения и использования фондов денежных средств в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов. ФК является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства. ЗАДАЧИ ФК: 1. Проверка выполнения финансовых обязательств перед организациями, гражданами и государством.
2. Проверка правильности использования государственными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении. 3. Проверка соблюдения правил совершения финансовых операций. 4. Устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины. РОЛЬ ФК в социально-экономических преобразования выражается в том, что при его проведении проверяется: 1. Соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными органами, юридическими лицами и гражданами 2. Экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. ВИДЫ ФК: 1. В зависимости от времени проведения ФК может быть: – предварительный ФК осуществляется до совершения операций по образованию, распределению и использования фондов денежных средств; – текущий (оперативный) ФК - контроль, осуществляемый в процессе совершения финансовых операций; - последующий ФК осуществляется после совершения финансовых операций. В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению. Объектами контроля, как правило, являются документы. Объектами предварительного и последующего контроля являются: - проекты бюджета и смет внебюджетных фондов, отчеты об их исполнении - проекты законодательных и иных НПА по бюджетно-финансовым вопросам. Последующий и предварительный контроль осуществляется в основном с использованием метода экономического анализа, результаты которого представляются в форме экспертного заключения. Текущий контроль осуществляется в отношении вышеуказанных объектов по ходу реализации финансово-хозяйственных решений. Текущий контроль наряду с экономическим анализом подразумевает проведение ревизии, проверок и обследований с выходом на объекты контроля. Результаты контрольных мероприятий оформляются в виде акта или справки. 2. ФК может быть обязательным или инициативным. · Обязательный контроль проводится или в силу требований законодательства или по решению компетентных государственных органов. · Инициативный контроль проводится по решению хозяйствующих субъектов. 3. В зависимости от органов его осуществляющих ФК может быть: · - представительных органов государственной власти (государственный финн контроль) · - президента (гос финн контроль) · - исполнительных органов власти (гос финн контроль) · - ведомственный контроль · - общественный · - аудиторский Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами, президентом РФ
В соответствии с указом президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» №1095 от 25.07.1996 г.: государственный финн контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, организации денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Государственный финансовый контроль возлагается на: Счетную палату РФ, ЦБ РФ, Минфин РФ (федеральная служба страхового надзора, финансово-бюджетного надзора, по финансовому мониторингу), федеральная налоговая служба, федеральная таможенная служба, федеральное казначейство, контрольно-ревизионное управление при президенте РФ и иные контрольно-ревизионные органы исполнительной власти.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|