Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии
Стр 1 из 5Следующая ⇒ СОДЕРЖАНИЕ
I. Рабочая программа дисциплины «Возрастная психология» Цели и задачи изучения дисциплины
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по дисциплине «Возрастная психология». Программа данного курса рассчитана на профессиональную подготовку студентов по специальностям 050102 – «Биология», 050201 – «Математика», 050203 – «Физика», 050301 – «Русский язык и литература», 050302 – «Родной язык и литература», 050401 – «История», 050403 – «Культурология», 050715 – «Логопедия», 050720 – «Физическая культура».
Программа предполагает две основные формы работы: лекции и семинары с включением в них отдельных элементов практических занятий. Цель курса: сформировать у студентов знания о становлении различных сторон психики и формировании личности в процессе развития. Основные задачи дисциплины: 1. Познакомить студентов с основными проблемами возрастной психологии, базовыми понятиями науки, ее историей и современным состоянием. 2. Научить студентов анализировать, систематизировать и обобщать материал, полученный как в процессе лекционных занятий, так и самостоятельной работы с теоретической литературой, оперировать основными понятиями и категориями предмета, выстраивать межпредметные связи между категориальным аппаратом возрастной психологии и ключевыми понятиями таких дисциплин как общая психология, социальная психология, а также дисциплин педагогического цикла.
Требования к уровню освоения дисциплины В результате изучения дисциплины специалист должен: § иметь представление об основных задачах и проблемах возрастной психологии, теоретических и прикладных задачах возрастной психологии, истории её становления, значении психологических знаний о развитии человека для педагогической деятельности, базовых категориях, принципах и методах исследования в области возрастной психологии; § знать: сущность отечественных и зарубежных теорий психического развития; факторы, механизмы и закономерности становления психики человека; особенности психического развития на различных этапах онтогенеза; § уметь использовать полученные теоретические знания в ходе научной и практической деятельности; § владеть методами диагностики особенностей психического развития человека на разных этапах онтогенеза.
Объем дисциплины
Распределение часов по темам и видам учебной работы Форма обучения очная
Форма обучения заочная
Содержание курса
Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Условия, источники и движущие силы психического развития. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Основные новообразования. Особенности развития ребёнка в разных возрастах. Раздел 1.ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии Предмет возрастной психологии. История становления возрастной психологии. Актуальные проблемы современной возрастной психологии. Связь возрастной психологии с другими науками. Возрастная психология в системе психологической науки. Разделы возрастной психологии. Значение психологических знаний о развитии человека для педагогической деятельности. Теоретические и прикладные задачи возрастной психологии. Требования к методам возрастной психологии. Метод наблюдения в работе с детьми и принципы его организации. Эксперимент и его виды. Стратегии экспериментального исследования: метод поперечных срезов, лонгитюдный метод. Метод беседы в возрастной психологии. Виды и формы беседы. Метод изучения продуктов деятельности и его значение в работе с детьми. Тесты: их виды и возможности использования в практической работе. Проективные тесты в возрастной психологии. Близнецовый метод в решении вопроса о влиянии наследственности и среды на развитие психики ребенка. Основные приемы оценки и интерпретации результатов психологического исследования, количественный и качественный анализ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|