Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии




СОДЕРЖАНИЕ

 

  I. Рабочая программа дисциплины …………………………………………. 1. Цели и задачи изучения дисциплины…………………………………… 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины……………… 3. Объем дисциплины. Распределение часов по темам и видам учебной работы……………………………………………………. 4. Содержание курса............................................................................. … 5. Темы практических и семинарских занятий…………………………… 6. Лабораторные работы (лабораторный практикум).............. ……….. 7. Тематика контрольных работ/ рефератов........................................ … 8. Учебно-методическое обеспечение 8.1. Литература……………………………………………………………. 8.2. Информационное обеспечение дисциплины……………………….. 8.3. Методические указания студентам………………………………….. 8.4. Методические рекомендации для преподавателя……………………   II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций………………………………… Вопросы к экзамену/зачету…………………………………………………..            

 

 


I. Рабочая программа дисциплины «Возрастная психология»

Цели и задачи изучения дисциплины

 

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по дисциплине «Возрастная психология».

Программа данного курса рассчитана на профессиональную подготовку студентов по специальностям 050102 – «Биология», 050201 – «Математика», 050203 – «Физика», 050301 – «Русский язык и литература», 050302 – «Родной язык и литература», 050401 – «История», 050403 – «Культурология», 050715 – «Логопедия», 050720 – «Физическая культура».

Программа предполагает две основные формы работы: лекции и семинары с включением в них отдельных элементов практических занятий.

Цель курса: сформировать у студентов знания о становлении различных сторон психики и формировании личности в процессе развития.

Основные задачи дисциплины:

1. Познакомить студентов с основными проблемами возрастной психологии, базовыми понятиями науки, ее историей и современным состоянием.

2. Научить студентов анализировать, систематизировать и обобщать материал, полученный как в процессе лекционных занятий, так и самостоятельной работы с теоретической литературой, оперировать основными понятиями и категориями предмета, выстраивать межпредметные связи между категориальным аппаратом возрастной психологии и ключевыми понятиями таких дисциплин как общая психология, социальная психология, а также дисциплин педагогического цикла.

 


Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины специалист должен:

§ иметь представление об основных задачах и проблемах возрастной психологии, теоретических и прикладных задачах возрастной психологии, истории её становления, значении психологических знаний о развитии человека для педагогической деятельности, базовых категориях, принципах и методах исследования в области возрастной психологии;

§ знать: сущность отечественных и зарубежных теорий психического развития; факторы, механизмы и закономерности становления психики человека; особенности психического развития на различных этапах онтогенеза;

§ уметь использовать полученные теоретические знания в ходе научной и практической деятельности;

§ владеть методами диагностики особенностей психического развития человека на разных этапах онтогенеза.


Объем дисциплины

 

Распределение часов по темам и видам учебной работы

Форма обучения очная

Названия разделов и тем     Всего часов по учебному плану   Виды учебных занятий
Аудиторные занятия Самостоя-тельная работа
Лекции Семинары Лабораторработы
Раздел 1. Общие вопросы возрастной психологии  
1. Предмет, задачи, становление и методы возрастной психологии          
2. Условия, источники и движущие силы психического развития          
3. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Основные новообразования возраста          
Раздел 2. Характеристика психического развития в разные периоды онтогенеза
4. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве          
5. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте          
6. Психическое развитие в младшем школьном возрасте          
7. Психологические особенности развития подростка          
8. Психологические особенности развития в раннем юношеском возрасте          
9. Динамика психического развития школьников в онтогенезе          
10. Психология взрослости и психологические проблемы позднего возраста          
ИТОГО:          

 

 


Форма обучения заочная

Названия разделов и тем     Всего часов по учебному плану   Виды учебных занятий
Аудиторные занятия, в том числе Самостоя-тельная работа
Лекции Семинары Лабораторработы
Раздел 1. Общие вопросы возрастной психологии  
1. Предмет, задачи, становление и методы возрастной психологии          
2. Условия, источники и движущие силы психического развития          
3. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Основные новообразования возраста          
Раздел 2. Характеристика психического развития в разные периоды онтогенеза
4. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве          
5. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте          
6. Психическое развитие в младшем школьном возрасте          
7. Психологические особенности развития подростка          
8. Психологические особенности развития в раннем юношеском возрасте          
9. Динамика психического развития школьников в онтогенезе          
10. Психология взрослости и психологические проблемы позднего возраста          
ИТОГО:          

 


Содержание курса

 

Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Условия, источники и движущие силы психического развития. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Основные новообразования. Особенности развития ребёнка в разных возрастах.

Раздел 1.ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии

Предмет возрастной психологии. История становления возрастной психологии. Актуальные проблемы современной возрастной психологии.

Связь возрастной психологии с другими науками. Возрастная психология в системе психологической науки. Разделы возрастной психологии. Значение психологических знаний о развитии человека для педагогической деятельности. Теоретические и прикладные задачи возрастной психологии.

Требования к методам возрастной психологии. Метод наблюдения в работе с детьми и принципы его организации. Эксперимент и его виды. Стратегии экспериментального исследования: метод поперечных срезов, лонгитюдный метод. Метод беседы в возрастной психологии. Виды и формы беседы. Метод изучения продуктов деятельности и его значение в работе с детьми. Тесты: их виды и возможности использования в практической работе. Проективные тесты в возрастной психологии. Близнецовый метод в решении вопроса о влиянии наследственности и среды на развитие психики ребенка. Основные приемы оценки и интерпретации результатов психологического исследования, количественный и качественный анализ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...