Тема 10. Психология взрослости и психологические проблемы позднего возраста
Периодизация психического развития взрослого человека. Возрастные кризисы взрослого человека: характеристика, динамика протекания, способы преодоления. Акмеология и ее значение для решения проблем возрастной психологии. Задачи развития взрослого человека (Э. Эриксон). Модель развития взрослых Р.Хейвигхерста. Способность к личностным изменениям, открытость новому опыту, самоактуализация и самореализация. Проблема удовлетворенности жизнью. Особенности «Я-концепции» и ее динамика на этапе взрослости. Когнитивное развитие в различные периоды взрослости. Изменение функций интеллекта. Роль опыта и мастерства в сохранении и изменении когнитивных возможностей в период средней взрослости. Профессиональный цикл взрослого человека. Переоценка профессиональной карьеры в середине жизни. Потеря работы и трудовой стресс: психологические проблемы. Семья как важный контекст развития взрослых. Семейный цикл. Задачи, решаемые родителями на разных стадиях развития детей. Отношения со стареющими родителями. Воспитание внуков. Отношение с друзьями на этапе взрослости. Индивидуальные и половые различия в психологическом развитии на этапе взрослости. Проблема периодизации позднего возраста (старости). Основные положения современной геронтологии. Биологическое, социальное и психологическое старение. Негативные стереотипы старости. Выход на пенсию как критический этап жизни человека. Теории приспособления к выходу на пенсию. Психологические особенности адаптации к выходу на пенсию. Семейные и межличностные отношения в период позднего возраста. Значение общения в позднем возрасте. Проблема одиночества. Физические аспекты старения. Проблема здоровья.
Когнитивные изменения в процессе старения. Факторы, влияющие на снижение интеллектуального уровня. Компенсаторные механизмы. Психологические изменения в личности и деятельности человека позднего возраста. Ретроспективная модальность жизни в старости. Специфика «Я-концепции» стареющего человека. Факторы удовлетворенности жизнью в пожилом и старческом возрасте. Типологии старости. Психологические условия активной старости. Психологическая поддержка людей позднего возраста. Темы практических и семинарских занятий
Раздел 1.ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ Тема 1. Условия, источники и движущие силы психического развития Вопросы к теме: 1. Роль наследственных и социальных факторов в психическом развитии. 2. Сущность теорий психического развития личности (З.Фрейд, Э.Эриксон, Л.Колберг) и интеллектуального развития (Ж.Пиаже). 3. Роль деятельности в психическом развитии. Взаимосвязь обучения и психического развития. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского. 4. Закономерности динамики психического развития. Список литературы Основной 1. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студ. вузов / И. Ю. Кулагина, В.Н.Колюцкий. – М.: Сфера; Юрайт, 2003. 2. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник / Л. Ф. Обухова. – М.: Рос. пед. агентство, 2001. 3. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека: учеб. пособие для студ. вузов. / Е. Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2001. Дополнительный 1. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6т. / Л.С.Выготский. – М., 1984. Т.4. 2. Егорова, М.С. Психология индивидуальных различий / М.С.Егорова. – М.: Планета детей, 1997. 3. Косякова, О. О. Возрастные кризисы / О. О. Косякова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. 4. Крайг, Г. Психология развития: пер. с англ. / Г. Крайг. - 7-е изд. – СПб.: Питер, 2003.
5. Крэйн, У. Теории развития: Секреты формирования личности / У. Крэйн; пер. с англ. Голубева О., Миронов Н., Ордановская Л. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. 6. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2т. / А.Н.Леонтьев. – М., 1983. Т.1. 7. Пивоварова, Г.Н. Влияние различных биологических и социальных условий на формирование личностных особенностей детей / Г.Н.Пивоварова. – М., 1998. 8. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. зав. / К. Н. Поливанова. – М.: Академия, 2000. Тема 2. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития Вопросы к теме: 1. Основные подходы к периодизации психического развития. 2. Социальная ситуация развития. 3. Ведущая деятельности, ее роль в развитии человека. 4. Основные новообразования возраста. 5. Проблема периодизации психического развития в работах Д.Б. Эльконина.
Список литературы Основной 1. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студ. вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М.: Сфера; Юрайт, 2003. 2. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов /Л.Ф.Обухова. – 3-е изд. – М.: Пед. о-во России, 2001. 3. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека: учеб. пособие для студ. вузов / Е. Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2001. Дополнительный 1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности в детском возрасте /Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995. 2. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6т. / Л.С.Выготский. – М., 1984. Т.4. С. 244-269. 3. Крайг, Г. Психология развития: пер. с англ. / Г. Крайг. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2003. 4. Моргун, В.Ф. Проблема периодизации развития личности в психологии: Учеб. пособие / В.Ф. Моргун, Н.Ю. Ткачёва – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 5. Психология человека от рождения до смерти: младенчество. Детство. Юность. Взрослость. Старость: полный курс психологии развития: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. Реана А.А. – СПб.; М.: Прайм-Еврознак; Олма-Пресс, 2003. 6. Эльконин, Д.Б. Введение в психологию развития / Д.Б.Эльконин. – М.: Тривода, 1994. 7. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б.Эльконин //Вопросы психологии – 1971. № 4. С. 6-20.
8. Эриксон, Э. Детство и общество / Э.Эриксон. – СПб, 1999.
Раздел 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ ОНТОГЕНЕЗА Тема 3. Психология младшего школьника Вопросы к теме: 1. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте. 2. Особенности познавательных процессов. 3. Развитие личности в младшем школьном возрасте. 4. Основные трудности в обучении и поведении младшего школьника, психологические причины и пути оказания психологической помощи. Список литературы Основной 1. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. /И.Ю.Кулагина. – М.,1998. 2. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студ. / В. С. Мухина. - 6-е изд., стер. – М.: Академия, 2002 - 456 с. 3. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пособие. / Е.Е.Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2001. Дополнительный 1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности в детском возрасте / под ред. Фельдштейна Д.И. – М.; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995. 2. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: хрестоматия: учеб. пособие для студ пед. вузов / сост. В.С. Мухина, Хвостов А.А. – М.: Академия, 2001. 3. Волков, Б.С. Психология младшего школьника / Б.С.Волков. – М.: Педагогическое общество России, 2002. 4. Крайг, Г. Психология развития: пер. с англ. / Г. Крайг. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2003. 5. Общение и формирование личности школьника / под ред. Бодалева А.А, Кричевского Р.Л. – М.,1997. 6. Психология развития младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование / под ред. Давыдова В.В. – М.: Педагогика, 1990. 7. Психология человека от рождения до смерти: младенчество. Детство. Юность. Взрослость. Старость: полный курс психологии развития: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. Реана А. А. – СПб.; М.:Прайм-Еврознак; Олма-Пресс, 2003. 8. Флейк-Хобсон, К. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. / К. Флейк-Хобсон, Б. Робинсон, П. Скин. – М., 1993.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|