На занятиях по изобразительной деятельности.
(автор Казакова Т. Г.) Как ребенок проявляет интерес к содержанию и какова его реакция (эмоционально, спокойно)? • Самостоятельно ли рисует, лепит, наклеивает или требуется помощь педагога? • Какие методы и приемы использует педагог(наглядные, словесные, практические)? • Каков характер проявлений ребенка в процессе деятельности (внимателен, сосредоточен, эмоционален, разговорчив)? • Какие выразительно-изобразительные средства ребенок использует в процессе создания образа (цветовые пятна, линии, штриховка, ритм линий, форм)? • Каков характер композиции (фризовая, по вертикали или по горизонтали, диагонали, есть ли элементы перспективы)? • Проявляет ли интерес к результату творчества (показывает сверстнику, ждет оценки взрослого, принимает участие в анализе) или безразличен?
· Каков характер художественного образа (оригинальный, стереотипное повторение изображений, предметов, фигур)?
«Портрет» Художественно-творческого развития Детей дошкольного возраста (авторы Казакова Т.Г., Лыкова И. А.) 1. Характеристика отношений, интересов, способностей в области художественной деятельности:
• искренность, непосредственность; • увлеченность; • интерес; • творческое воображение; • характер вхождения в образ; • специфические способности. 2. Характеристика качества способов творческой деятельности: • применение известного в новых условиях; • самостоятельность в нахождении способов (приемов) создания образа; • нахождение оригинальных способов (приемов), новых для ребенка; • создание новых комбинаций на основе ранее освоенных образов. 3. Характеристика качества продукции:
• нахождение адекватных выразительно изобразительных средств для создания образа; • соответствие результатов изобразительной деятельности элементарным художественным требованиям;
· проявление индивидуального почерка как особой манеры исполнения и характера образа.
4. Общий вывод. С детьми проводиться естественный педагогический эксперимент. В отдельном помещении оборудуется место для индивидуальных занятий с детьми. На столе свободно размещаются разные художественные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми в ходе эксперимента. Дети приглашаются индивидуально. Ребенку предлагают выбрать как и чем бы он хотел заняться - лепить, рисовать,вырезать. По ходу эксперимента фиксируется: выбор ребенка, последовательность развития замысла, сочетание видов деятельности, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа. На основе эксперимента составляется «портрет» художественного развития каждого ребенка.
Показатели процесса и качества продукции детского художественного образа. (автор Ветлугина Н.А.) I. Отношения, интересы: • Искренность, непосредственность, увлеченность, эмоциональность; • Интерес к изобразительной деятельности; • Способность «вхождения» в изображаемый образ. II. Показатели способов творческих действий: • Создание новых комбинаций из усвоенных ранее элементов; • Дополнения, изменения, преобразование знакомого материала, нахождение оригинальных приемов изображения; • Самостоятельное нахождение новых способов, быстрота реакций и ориентировки в новых условиях. III. Показатели качества результатов творчества: • Нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для воплощения художественных образов в рисунке, лепке аппликации; • Соответствие результатов творчества элементарным художественным требованиям:
1. особенности цветовой гармонии, колорита; 2. характер линии, выразительность формы, силуэта; 3. ритм цветовых пятен, линий форм; 4. своеобразие композиции(«смысловой центр», фризовая, горизонтальная вертикальная и т.д.);
· «Индивидуальный почерк» как особая манера исполнения и выражения ребенком своего эмоционального отношения к образу.
Глубина интереса (автор Блащук Л.П.): 1. поверхностный, направленный на на внешнее удовлетворение деятельности; 2. углубленный, характеризующийся творческих отношением в работе, стремление больше узнать о видах изобразительной деятельности, тематике, материалах, их выразительных средствах;
3. Устойчивый, который определяется индивидуальными предпочтениями каждого ребенка (один больше интересуется рисование карандашами, другой - красками, третий - пластикой форм в лепке и т.д.)
Задания по выявлению уровня художественного развития детей дошкольного возраста (автор Казакова Т.Г.) I. Задание по восприятию искусства. 4-6 лет Предложить детям рассмотреть две репродукции пейзажного характера и выбрать ту, которая понравиться, сказать, что особенного в ней понравилось. Предложить придумать название картине 3-4 года Детям предлагаются два изделия (дымковская'игрушка и хохломская посуда) и предлагается выбрать изделие которое более нравиться (красота узора, цвет элементы) II. Задание по рисованию (творчество и исполнительство). Тема: «Моя семья» Тема: «Чем я люблю заниматься» Детям предлагаются различные изобразительные материалы: краски с кисточками, карандаши, мелки пастельные и масленые, фломастеры. Анализ. В процессе проверки особое внимание обращается на анализ продуктов детского изобразительного творчества, их художественнообразную выразительность: не только на содержание рисунков, но и на средства, которыми дети передают окружающий мир. Уровни художественного развития: Высокий уровень (3 балла) — дети способны создавать художественные образы, используя различные средства выразительности. У них имеется достаточный объем знаний о видах и жанрах изобразительного искусства, сформирован интерес к творческой деятельности. Дети имеют практические умения, свободно владеют техническими навыками.
Средний уровень (2 балла) — в изобразительной деятельности отмечается стереотипность образов. Дети достаточно самостоятельны при выборе средств выразительности. Объем знаний об изобразительном искусстве тоже недостаточно полный, хотя дети освоили практические умения, владеют техническими навыками.
Низкий уровень (1 балл) - дети затрудняются передавать образы предметов, явлений. Объем знаний об искусстве очень мал. Практические умения не сформированы, слабое владение техническими навыками.
Анализ процесса деятельности (автор Комарова Т.С) 1. Характер линии. Этот критерий включает четыре группы показателей: а) характер линии: 2-линия прерывистая; 1-дрожащая (жесткая, грубая); б) нажим: 2-сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу); 1-слабый иногда еле видный); в)раскрашивание (размах): 3-мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура; 2-крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура: 1-беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура; г) регуляция силы нажима: 3-регулируется сила нажима, раскрашивание в пределах контура; 2-не всегда регулируется сила нажима и размах; 1-не регулируется сила нажима, выход за пределы контура. 2 Регуляция деятельности. а) отношение к оценке взрослого: 3-адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности; 2-эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале—радуется, темп работы увеличивается, при замечании—сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается); 1- безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется); б) оценка ребенком созданного им изображения: 2-неадеквагна (завышенная, заниженная); 1-отсутствует; в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится: 3. Уровень самостоятельности:
3- выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами; 2- требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается 1 - необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается. 4. Творчество: а) самостоятельность замысла; б) оригинальность изображения; в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла Анализ продукта деятельности (автор Комарова Т.С.) 1. Содержание изображения (полнота изображения образа). В этом критерии не выделены показатели уровня. Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения 2. Передача Формы: 2-естъ незначительные искажения; 1- искажения значительные, форма не удалась. 3. Отроение предмета: 1-части предмета расположены неверно. 4. Передача пропорции предмета в изображении: 2-есть незначительные искажения; 1-пропорции предмета переданы неверно. 5. Композиция. а) расположение изображений на листе: 2-на полосе листа; 1-не продумана, носит случайный характер; б) соотношение по величине разных изображений, составляющих 3-соблюдается пропорциональность в изображении предметов; 2-есть незначительные искажения; 1-пропорциональность разных предметов передана неверно. 6. Передача движения: движение передано достаточно четко; движение передано неопределенно, неумело; изображение статичное. 7. Цвет В этом критерии выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая — творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом: а) цветовое решение изображения: 3-передан реальный цвет предметов; 2-есть отступления от реальной окраски; 1-цвет предметов передан неверно; б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения: 3-многоцветная или ограниченная гамма: цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого; 2-преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно, 1-безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|