Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагностическая методика “Секрет” (”Подарок”)




(разработана Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой)

Цель: выявление положения (социометрического статуса) ребенка в группе детского сада, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия.

 

Эксперимент проводится педагогом-психологом и (или) старшим воспитателем индивидуально с каждым ребенком, желательно в первой половине дня. Дети с воспитателем находятся в групповой комнате. Педагог-психолог приглашает одного из детей группы в спальную комнату (или раздевальную), предлагает сесть за стол, на котором заранее разложены картинки или игрушки в количестве трех предметов.

 

Инструкция: “Сегодня все дети вашей группы по секрету, чтобы пока никто не знал об этом, дарят друг другу картинки (игрушки). Здесь на столе лежат картинки (игрушки), которые ты можешь подарить. А другие дети подарят тебе, ведь сегодня все друг другу дарят. Ты хочешь подарить картинки (игрушки) детям вашей группы? (Получив положительный ответ, взрослый продолжает). Тогда выбери, пожалуйста, картинку (игрушку), которая тебе больше всех нравится. Кому из детей вашей группы ты хочешь ее подарить? Почему?

(Получив ответ, взрослый предлагает положить подарок под подушку названному сверстнику, если эксперимент проводится в спальне, или в шкафчик, если с ребенком беседуют в раздевальной). Кому из детей ты хочешь подарить вторую картинку (игрушку)? Почему? А третью?”

После того, как все подарки разложены, взрослый задает ребенку вопросы: “Есть в вашей группе такие дети, которым тебе совсем не хочется дарить? Почему? Как ты думаешь, кто из детей тебе подарит? Почему? А кто из детей не захочет тебе дарить? Почему?”

 

Ответы фиксируются в протоколе. По окончании эксперимента взрослый благодарит ребенка и просит его хранить секрет. Чтобы исключить возможность сговора, ребенка провожают в другое помещение. Когда все дети группы сделают свой выбор, педагог-психолог выявляет детей, которые ничего не получили, и кладет им 1 или 2 картинки (игрушки), а затем приглашает всех в спальную (или раздевальную) комнату, чтобы получить подарки от сверстников. При этом желательно регистрировать поведение и высказывания детей.

 

Протокол к методике "Подарок"

 

 

Имя       Кому не подаришь? Кто тебе подарит? Кто не захочет тебе дарить?
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

 

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

 

Познавательная сфера

1. Мышление:

— наглядно-образное (оперирование образами, проведение мыслительных операций с опорой на представления);

— логическое (проведение мыслительных операций с опо­рой на понятия, отражающие сущность предметов и вы­ражающиеся в словах или других знаках).

2. Память: запоминание, сохранение и последующее воспроиз­ведение.

3. Восприятие: формирование субъективного образа предмета или явления, непосредственно воздействующего на органы чувств.

4. Мелкая моторика: мышечные движения кистей и пальцев рук как завершение внутреннего" психологического процесса, пси­хической деятельности.

 

Эмоционально-волевая сфера

1. Проявления агрессивного поведения.

2. Страхи.

3. Повышенная тревожность.

4. Симптомы психосоматики.

5. Эмоциональный комфорт в детском саду.

6. Личностная и волевая готовность к школе.

 

Коммуникативная сфера

Социометрия группы.

По результатам диагностики организуется подгрупповая и ин­дивидуальная коррекционная работа.

Психодиагностические методики используются для работы по индивидуальным запросам педагогов и родителей.

В ГОУ разработана единая схема диагностических методик по­знавательной и эмоциональной сферы.

 

Диагностические методики индивидуального психологического развития детей дошкольного возраста

 

Иссле- дуемый параметр Методические средства (методики,тесты) Описание методики Критерии оценки Источник (литература)
         
Простран- ственные представ- Тест Бендера Предлагается 5 мо- делей геометриче- ских фигур, каждая Рисунки оценива- ются по трем пара- метрам: Психологи- ческое об- следование

 

 

Продолжение табл.

         
ления и зритель- но-мотор- ,лая коор- динация   нарисована на кар- точке размером 10x15 см. Испы- туемому дают лист белой бумаги фор- мата А4, карандаш и просят скопиро- вать рисунки как можно точнее — выполнение углов; — ориентация эле- ментов; — взаимное распо- ложение элементов. Каждый параметр оценивается от 0 до 3 баллов. Полученные ре­зультаты сравни­вают с возрастны­ми нормативами: 6 лет: 22—30 баллов; 7 лет: 24—32 балла детей до- школьно- го — млад- шего школьного возраста: Тексты и методиче- ское посо­бие, м., 2003
Произ- вольность (умение управлять своими действия- ми, кон- тролиро- вать пра- вильность их выпол- нения в соответ- ствии с заданны- ми прави- - лами) Лаби- ринты (автор Д. Векс- лер) Предлагается не- сколько лабирин- тов возрастающей сложности. Необ- ходимо найти вы- ход в каждом (на один лабиринт — 1 мин), соблюдая ряд правил: — в течение всего поиска не отрывать карандаш от бумаги; — не задевать ли- нии лабиринта; — не пересекать их (каждое касание — ошибка, каждый поворот назад — ошибка) Высокая — работа без ошибок. Средняя — 1 ошиб- ка в одном лаби- ринте. Низкая — более 2-х ошибок в од- ном лабиринте Череднико- ва Т. Про- верьте раз- витие ре- бенка: 105 психологи- ческих тес- тов. СПб.,
Мышление (выделение сущест- венных признаков предметов и соотне- сение их по этим признакам) Самое непохо- жее (автор Л. Вен- гер) Используют 8 гео- метрических фи- гур, различающих- ся по форме, вели- чине, цвету: 4 тре- угольника, 4 пря- моугольника. Четыре предмета одного цвета (один треугольник ма- ленький, второй Высокая — преоб- ладание выбора по трем признакам и называние одного- двух. Средняя — преоб- ладание выбора по двум признакам и называние одного. Низкая —- преобла- дание выбора по Психолог в дошколь- ном учреж- дении: ме- тодические рекоменда- ции к прак- тической деятельно- сти. М.,

 

Продолжение табл.

         
    большой; один прямоугольник маленький,второй большой). Осталь- ные другого цвета. Взрослый раскла- дывает фигуры в ряд в произвольной последовательно- сти и просит ска- „. зать, чем они отли- чаются друг от друга. Затем одну фигуру вынимают из ряда и просят найти среди ос- тальных самую непохожую на нее. Ребенок выполняет задание с 2—3 фи- гурами одному признаку без называния  
Наглядно- действен- ные фор- мы мыш- ления, уровни сформи- рованно- сти иден- тифика- ции и модели- рования Доска Сегена Вкладывание дета- лей в доску с уг- лублениями-пазами 3—4 года: В -— примерива- ние; С — целенаправ- ленные пробы; Н — силовые приемы. 4—5 лет: В — зрительное соотнесение; С — простые фи- гуры (круг, квад- рат) зрительно соотносятся с прорезями, а сложные приме­риваются, в том числе не соответ­ствующим нуж­ным прорезям; Н —силовые приемы, ошибки Усанова О. Лилия. М., 1994, с. 13

 

 

Продолжение табл.

         
Сравне- Ние и ус- тановление,. тождества объектов на мате- риальном уровне Почто- вый ящик Вкладывание объ- емных деталей в коробку с прорезя- ми 3—4 года: В—примерива- ние; С — целенаправ- ленные пробы; Н — силовые приемы   Усанова О. Лилия. М., 1994, с. 13
Наглядно- образное мышле- ние, спо- собность соотнесе- ния час- тей и це- лого Разрез- ные картин- ки Складывание раз- резных картинок: 3—4 года --2,3 части разрезанные вдоль и поперек; 4—5 лет — 4, 5 частей под прямым углом; 5—5,5 лет — 4, 5 неравных частей В—зрительное соотнесение; С — правильное сложение, прикла- дывание с разворо- том; Н — соединяет части без анализа полученного цело- го Усанова О* Лилия. М., 1994, с. 14
1Уровень интеллек- туального развития Матри- цы Ра- вена Заполнение пробе- ла в матрице: серия А — 4— 5 лет; серия А, АВ — 5— 6 лет; серия А, АВ, В — 6—7 лет 4—5 лет: В— 10—12 бал- лов; С — 6—9 баллов; Н — ниже 5 бал- лов; 5-—6 лет: В — выше 24 бал- лов; С—14—23 балла; Н — ниже 13 бал- лов; 6—7 лет: 28—36 баллов; С —23—27 бал- лов; Н—17—22 балла Усанова О. Лилия. М., 1994, с. 22
  Исклю- чение предме- тов Выбор одного предмета, не отно- сящегося к катего- рии: 5 шт. (явное несоот- ветствие) 4—5 лет; 5 шт. — 5—6 лет; 7 шт. — 6—7 лет 5 шт. — В; 3—4 шт. — С; 2 шт. —Н; 7 шт. —В; 4—6 шт. — С; 3 шт. — Н Усанова О. Лилия. М., 1994, с, 31

 

Продолжение табл.

         
Способ- ность понимать связь со- бытий и строить умозаклю- чения Серия сюжет- ных карти- нок Установление по- следовательности событий См. источник Усанова О. Лилия. М., 1994, с. 12
Воспри- ятие (спо- собность устанав- ливать сходство и разли- чие между зрительно воспри- нимаемы- ми изо- браже- ниями) Какая фигура не под- ходит Предлагаются 3 тестовых листа: 1. Изображены 4 одинаковые по форме и цвету фи- гуры, но одна из них отличается по величине (3 ма- ленькие фигуры, 1 большая). 2. Изображены 4 одинаковые по форме и величине фигуры, но одна из них другого цвета. 3. Изображены 4 одинаковые по величине и цвету фигуры, но одна из них иной фор- мы. Ребенку задают вопрос: «Какая фигура не подхо- дит?» и просят сказать, чем она отличается от ос- тальных Высокая — выбор 3-х признаков (ве- личина, цвет, фор- ма) и называние одного-двух. Средняя — выбор 2-х признаков и называние одного. Низкая — выбор одного признака без называния Забрам- ная С. Практиче- ский мате- риал для проведения психолого- педагогиче- ского об- следования детей. М.,
Возмож- ность модели- рования с учетом величины деталей Пира- мидка Разбор и складыва- ние пирамидки В — зрительное соотнесение; С — примерива- ние; Н — сбор без учета величины Усанова О. Лилия. М, 1994, с. 12

 

Продолжение табл.

         
Зритель ное вос приятие     Таблица пред- метных изобра- жений и их силу- этные эталоны Узнавание силуэт- ных форм См. источник Усанова О. Лилия. М., 1994, с. 66
Соотно- шение свойств предметов и задан- ных эта- лонов Эталоны Предъявляются 4 страницы, на каж- дой 16 картинок;, изображающих различные предме- ты. Внизу дана фигура-эталон, на каждой странице эталоны разные Максимальный балл —32. Ошибки: неправиль- но отмеченная кар- тинка, неотмеченная нужная картинка За каждую ошибку вычитается один балл. В —29—32 балла; С —20—28 бал- лов; Н — менее 20 бал- лов Диагности- ческая ра- бота в дет- ском саду. Врстов н/Д,
Кратко- временная непроиз- вольная память Узнава- ние фи- гур Для запоминания предлагается ко- лонка из 3 абст- рактных стимулов. Время экспозиции 15 с. Затем ребенку предъявляется таб- лица (9 стимулов), среди которых он должен найти 3 знакомых стимула Высокая — все 3 стимула узнаны правильно, без ошибок. Средняя — пра- вильно узнано 2 стимула. Низкая -— пра- вильно узнан 1 стимул Исследова- ние особен- ностей раз- вития по- знаватель- ной сферы детей до- школьного и младшего школьного возрастов/ Авт.-сост. Н. Семаго, М. Сема- го. М., 2001
Состояние кратко- времен- ной памя- ти Десять слов Мето- дика А. Лу- рия Ребенку для запо- минания предлага- ется ряд из 10 од- носложных, не связанных между собой слов 9—10 — В; 6—8 — С;1—5—Н Волков Б.С, Волкова Н.В. Как подго- товить ре- бенка к школе. М.,

 

 

Продолжение табл.

         
Готов- ность к школе Опреде- ление мотивов учения (автор М. Гинз- бург)     Ребенку читают небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве лично- стной позиции од- ного из персона- жей. После каждо- го абзаца перед ребенком выкла- > дывается схемати- ческий, соответст- вующий содержа- нию рисунок, кото- рый служит ему внешней опорой для запоминания. Мотивы обучения в школе: — учебный; — социальный; — позиционный; — внешний; — игровой; — оценочный Тип мотиваций ребенка. Ученики ориентируются на учебный мотив. Дети псевдоучеб- ного типа -—на социальный мотив. Дошкольники вы- бирают игровой мотив. Псевдоученики — внешний или оце- ночный мотив Поливано- ва К. Такие разные шес- тилетки. Индивиду- альная го- товность к школе: ди- агностика и коррекция. М., 2003
Сформи- рован- ность внутрен- ней пози- ции школьни- ка Беседа о школе (автор Т. Неж- нова) Ребенку рассказы- вают истории про школу. В конце каждой задается вопрос: «Что бы ты сказал или сделал, если бы такая ис- тория произошла с тобой?» Все ответы ребенка делятся на две категории — А и Б В ответах детей учебного типа преобладает кате- гория А. В ответах детей псевдоучебного типа — категории А и Б представле­ны в равных долях. Дошкольники вы­бирают преимуще­ственно ответы категории Б. Псевдоученики обычно выбирают ответы категории А, но ответы на вопросы 4 и 5 мо­гут содержать и Б Павлова Т. Диагностика готовности к школе. М.,

Продолжение табл.

         
Мелкая моторика Опреде- ление уровня разви- тия мел- кой мо- торики Ребенок сидит за столом. Его ладони с разведенными пальцами разме- щают на листе бу- маги. В случайном порядке ребенку указывается палец, который он должен поднять (начинать с правой руки). Стрелочками отме- чается количество синкинезий — лишних движений других пальцев (от «нужного» к «не- нужному») Подсчитывается среднее по двум пробам количество синкинезий и срав- нивают с возрас- тными норматива- ми: 6 лет — 9 синкине- зий; 7 лет — 6 синкине- зий Нижего- родцева Н. Психолого- педагогиче- ская готов- ность ре- бенка к школе. М.,
Мелкая моторика Нарисуй окруж- ность Предлагается нари- совать по образцу одним движением руки окружность диаметром 3— 3,5 см Высокая — ребе- нок справляется с заданием. Средняя — рисует вместо круга овал, либо окружность меньшего размера, но одним движени- ем. Низкая —рисует вместо круга овал, либо окружность меньшего размера, фиксирует руку на плоскости. Рисует в несколько прие- мов, периодически передвигая руку Нижего- родцева Н. Психолого- педагогиче- ская готов- ность ре- бенка к школе. М.,
]Мелкая моторика Пальце- вые пробы Просят показать один пальчик, два пальчика, три пальчика (сделай вот так) Высокий —вы- полнение изолиро- ванных движений пальцев. Средний — удают- ся не все пробы, пальцы напряжены или, напротив, вялые. Нижего- родцем К Психолого- педагогиче- ская готов- ность ре- бенка к школе. М.,

 

Продолжение табл.

         
      Низкий — пальцы сгибаются и разги- баются только вместе  
Мелкая моторика Мото- рика пальцев (автор Н. Озе- рецкий) В 3 года—взять кубик большим и указательными пальцами. В 4 года—на стол ставится коробка размером 10х 10 см. На расстоянии 5 см от нее в беспорядке раскладываются 20 монет (диамет- ром 2 см). По сигна- лу ребенок должен уложить все монеты по одной в коробку: ведущая рука — 15 с, другая рука — 20 с. В 5 лет — на столе 2 спичечных короб- ка по 10 спичек около них. Одновременно двумя руками уло- жить спички в два коробка. Контрольное вре- мя—20с Высокий — ребе- нок справляется с заданием в уста- новленное время. Средний — ребе- нок справляется с заданием, но ис- пользует дополни- тельное время. Низкий — не справляется с зада- нием Крюкова С. Здравствуй, я сам! Тре- нинговая программа работы с детьми 3— 6 лет. М.,
 
Готов- ность к школе Исполь- зуются три ме­тодики      
Развитие интеллек- та 1. Рису- нок че- ловека Ребенку дают ка- рандаш, лист бума- ги и просят нари- совать человека целиком Для определения степени готовности к школе проводит- ся оценка выпол- нения задания. За каждую задачу ребенок получает от 0 до 2 баллов Ветер А., Цукерман Г. Психологи- ческое об- следование младших школьни­ков. М., 2001

 

 

Окончание табл.

    го    
Произ- вольность в регуля- ции дея- тельности 2. Обра- зец и правило (автор Л. Вен-гер) Предлагается вы- полнить ряд зада- ний на тестовом листе. Каждое за- дание представляет собой фигуру — образец и располо­женные справа от нее точки разной формы. Необходи­мо соединить точки так, чтобы получи­лась фигура как на образце. Правило: нельзя проводить линию между оди­наковыми точками    
Умение действо- 'вать стро- - го по ин- струкции 3. Гра- фиче- ский диктант (автор Д. Эль- конин) По словесной ин- струкции взрослого ребенок рисует узор на листе бума- ги в клетку с нане- сенными 4 точками Каждый из узоров оценивается от 0 до 4 баллов. По результатам 3-х тестов выводится итоговый уровень готовности к школе по специальным таблицам Павлова Т. Диагности- ка готовно- сти ребенка к школе. М.,

 

 

«Завершение предложения» методика детская (вариант В. Михала)

Обзор

Проективная методика исследования личности. Тест относится к методикам дополнения и отчасти к ассоциативным методикам и направлен на диагностику отношения ребенка к родителям, братьям, сестрам, к детской неформальной и формальной группам, учителям, школе, своим собственным способностям, а также на выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых переживаний. Предложенная В. Михалом последовательность из 24 предложений является модификацией теста Сакса (SSCT) для детей.

«Наш материал, — пишет автор проективной методики, — ориентирован на определение социальной позиции и самопонимание ребенка».

Данный тест может применяться сам по себе, однако автор методики рекомендует применять его после проведения интервью «Волшебный мир». Все ответы ребенка следует записывать дословно.

Представленный здесь вариант теста незначительно изменен в сравнении с русским переводом оригинала. Устранены стилистические погрешности перевода и изменен порядок предложений.

Инструкция.

— Я могу предложить тебе вот какую игру. Я буду называть тебе начало предложения, а ты — заканчивать его.

— Теперь — внимание! Отвечать нужно быстро и каждый раз то, что придет в голову первым, но так, чтобы получалось законченное по смыслу предложение. Прежде чем начнем игру, можно немного потренироваться. Например, я говорю начало предложения:

— Каждое утро...

Похвалите ребенка, скажите, что он все правильно понял, а если показалось, что он сказал не первое окончание предложения, которое пришло ему в голову, напомните ему инструкцию еще раз. Можно предложить еще один пример:

— Многое отдал бы за то, чтобы я...

При необходимости объясните правило еще раз.

Многие авторы, в том числе Михал, рекомендуют фиксировать время реакции с помощью секундомера. Вместе с тем, это может внести излишнюю нервозность в общение с психологом и отвлекать ребенка. Поэтому лучше пользоваться часами с секундной стрелкой, делая это незаметно, пока ребенок обдумывает ответ, отсчитывать про себя 3 с. и ставить в протоколе точку после каждого такого интервала. Тест необходимо проводить индивидуально и только в устной форме.

Содержание

В представленном списке предложения сгруппированы по диагностической направленности на изучение отношения ребенка к разным лицам и разным проблемам — к матери, отцу, братьям, сестрам, сверстникам; к школе, учителям; видам на будущее и т.д. Порядковый номер перед началом каждого предложения соответствует его месту в списке, предлагаемом для диагностического применения. Порядок можно менять, но так, чтобы предложения на одну тему распределялись равномерно, а не группировались вместе.

Стимульный материал.

3. Мы любим маму, а...

15. Я думал, что мама чаще всего...

7. Отцы иногда...

9. Что бы наш папа...

5. Мой брат (сестра)...

11. Если бы мой брат (сестра)...

2. Ребенок в семье...

10. Мои близкие думают обо мне, что я...

4. Бываем среди детей, но...

8. Дети, с которыми я играю...

12. Мои друзья меня часто...

23. Мой учитель (учительница, учителя)...

16. Если бы не было школы...

18. Когда думаю о школе, то...

1. Я думаю, что людей больше...

6. Я достаточно ловкий, чтобы...

21. Я самый слабый...

13. Я хочу, чтобы у меня не было...

17. Я весь трясусь, когда...

19. Если бы все ребята знали, как я боюсь...

20. Был бы очень счастлив, если бы я...

24. Всегда мечтаю...

14. Больной ребенок...

Ключ.

Предложения в методике сгруппированы по следующим категориям:

а) отношение к матери — 3, 15;

б) отношение к отцу —7, 9;

в) отношение к братьям, сестрам — 5, 11;

г) отношение к семье — 2, 10;

д) отношение к ровесникам — 4, 8, 12;

е) отношение к учителям и школе — 23, 16, 18;

ж) отношение к людям в целом — 1;

з) отношение к собственным способностям — 6, 21;

и) негативные переживания, страхи — 13, 17, 19;

к) отношение к болезни — 14;

л) мечты и планы на будущее — 20, 22, 24.

Интерпретация.

Основу интерпретации составляют содержательный анализ ответов, частота дополнительной части предложения, время ответа, а также высказывания ребенка по поводу того, насколько предложенные фразы соответствуют реальности (по нашим данным, дети говорят об этом довольно часто).

Социальную позицию ребенка исследуют предложения, направленные на изучение его отношения к группе сверстников, учителям, родителям и членам семьи. Следует отметить, что случаи, когда во всех окончаниях фраз этой группы имеются признаки напряженности, конфликта, должны привлекать особое внимание психолога-практика, поскольку дезадаптация во всех сферах межличностных отношений является симптомом аномального развития личности. Автор методики вслед за Саксом рекомендует ставить баллы по ответам (2 балла — серьезные нарушения, требующие психотерапии, 1 балл — умеренные нарушения).

Самопонимание ребенка изучается с помощью предложений, направленных на исследование значимых переживаний ребенка, оценку своих возможностей, а также рефлексивную самооценку, формирующуюся к началу подросткового возраста. Так, ответ 12-летнего ребенка: «Я не знаю, что думаю о себе» на предложение: «Мои близкие думают обо мне, что я...» указывает на запаздывание формирования рефлексивной оценки, но может быть и проявлением психологической защиты. В этом случае предложения о членах семьи будут иметь нейтральную эмоциональную окраску или содержать признаки конфликта. Приведенный пример показывает, как, во-первых, один и тот же ответ в различном контексте может означать разные особенности личности ребенка и, во-вторых, как предложение может быть подтверждено или опровергнуто на основе данных того же теста незаконченных предложений.

Для интерпретации отдельных предложений они сгруппированы по следующим категориям:

а) отношение к матери;

б) отношение к отцу;

в) отношение к братьям, сестрам;

г) отношение к семье;

д) отношение к ровесникам;

е) отношение к учителям и школе;

ж) отношение к людям в целом;

з) отношение к собственным способностям;

и) негативные переживания, страхи;

к) отношение к болезни;

л) мечты и планы на будущее.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...