Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пять лучей («першпектив») Н. Ф. Гербеля — это современные Галерная улица , Вознесенский проспект , Гороховая улица , Невский проспект и Миллионная .

В этот же период активно осваивается пригородная территория. В 1714 году начинается строительство Большого Петергофского дворца, в 1720 году — Константиновского дворца в Стрельне, строятся дороги и каналы. С 1712 года прокладывается тракт Москва — Санкт-Петербург, с 1719 года — обводной канал вокруг Ладоги.

Столица империи

После окончания Северной войны в 1721 году Ингерманландия официально отошла к России, а Пётр I провозгласил создание Российской империи. Санкт-Петербург стал столицей империи, что ещё более повысило требования к градостроительной стратегии. Были пересмотрены планы развития частей города, однако композиционная раздробленность застройки сохранялась.

Не самым удачным начинанием Петра была попытка расселения жителей города по профессиональному признаку. Так, на Адмиралтейском острове должны быть расселены работники верфи, на Городском острове — офицеры гарнизона, на Васильевском острове — дворяне и купцы. Набережные отводились для дворцов знати. В 1720—1721 годах были изданы указы о переселении жителей, уже построивших дома, однако они плохо исполнялись. Эти указы формально были отменены только в 1761 году.

С 1722 года активизировались работы на Стрелке Васильевского острова, причём уничтожались уже созданные жилые здания. Продолжалось каменное строительство, создавались Немецкая, Греческая, Финская и другие иноземные слободы. Население города достигло 40 тысяч человек. Иностранные архитекторы, работавшие с Петром I, получали возможность воплотить смелые замыслы, хотя, возможно, не всегда соответствовали уровню поставленных задач.

Развитие города в 1725—1736 годах

Со смертью Петра I в 1725 году и его вдовы Императрицы Екатерины Алексеевны в 1727 году развитие Санкт-Петербурга не остановилось, но существенно замедлилось. Продолжалось строительство Петропавловского собора (1712—1733), Летнего сада, других объектов, велись работы в Петергофе, Кронштадте, Стрельне. Однако в 1728 году Императорский двор вернулся в Москву. Император Пётр II не интересовался государственными делами, а тем более строительством Санкт-Петербурга.

Положение спас Бурхард Миних, генерал-губернатор в 1728 - 1734 годах. Он не допустил упадка северной столицы: проводил осушение болот юго-восточнее Лиговского канала, прокладывал дороги на Московской стороне, создавал набережные Невы и Мойки. Южная граница города дошла до Фонтанки. Однако главное нововведение Б.Миниха — фактический перевод центра города на Адмиралтейский остров, хотя, не отступая от набросков Петра I, он продолжает строительство общегородского комплекса на Васильевском острове. Возводятся каменные стены Петропавловской крепости.

 Б.Миних продолжил устройство дорог на Выборг, Архангельск, Москву. При Анне Иоанновне Б.Миних вернулся к военной карьере.

 

Единая градостроительная политика

 

План А. Ф. Трускота, 1753

В 1736 и в 1737 году по Петербургу прокатились опустошительные пожары, причиной которых были поджоги. Сгорело большинство деревянных строений. Новым градоначальником В. Ф. Салтыковым учреждена «Комиссия о Санкт-Петербургском строении» (1737—1746), которая разработала новый план города и 12 «перспектив» к нему. Главным архитектором комиссии стал П. М. Еропкин. В соответствии с административным делением комиссия выделила пять частей города и проводила единую градостроительную политику, составив проекты планировки районов. Были закреплены три главных луча-проспекта, сходящихся на шпиле Адмиралтейств а. В 1738 году по указу Анны Иоанновны была углублена Мойка, набережные укреплены сваями.

В 1737 году в состав города вошла Литейная часть и Охтинские слободы. Комиссия разработала планы застройки Охтинской слободы и Выборгской стороны. На Московской стороне выделялись участки для расположения полков (Фурштатская, Моховая и др.). В создании проектов и карт города принимала участие Петербургская академия наук. Одновременно с созданием архитектурных ансамблей, дворцов и храмов строились скромные деревянные здания, расширялись пригородные дачные зоны. Численность населения столицы достигла 70 тысяч — по европейским меркам ещё очень скромно.

В 1749 году под руководством адъюнкта императорской Академии наук И. Ф. Трускота выполнен второй единый проектный генеральный план Санкт-Петербурга; иногда назывался «План М. И. Махаева», так как подмастерье Михаил Махаев выполнял гравюры к изданию 1753 года. Это было парадное проектное изображение столицы при Елизавете Петровне[16].

Вторая половина XVIII века — начало XIX века

1762—1780. Компактное градостроительство

В 1762 году указом Екатерины II создана «Комиссия для устройства городов Санкт-Петербурга и Москвы», получившая затем название «Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы». Комиссией к 1769 году выполнены градостроительные проекты всех частей города, установлены стабильные границы городской застройки, предместий, выгонных земель (последние застраивать запрещалось). Тем самым было временно ограничено «расползание» столицы вширь, ускорена застройка центральных районов. Напротив, в 1766—1767 годах территория города даже несколько сократилась. Ряд городских территорий был объявлен предместьями: Петербургская сторона за Кронверком, Васильевский остров за Малым проспектом, левобережье реки Фонтанной (Александро-Невское, Лифляндское, Московское предместья).

 

«Новый» план Санкт-Петербурга 1776 года

В 1763 году был объявлен конкурс на разработку генерального плана Санкт-Петербурга, итоги которого остались неизвестны. В 1765 году введены ограничения на высоту зданий (10 сажен), на размещение промышленных предприятий, утверждены образцовые проекты зданий. Между Большой Невой и Фонтанкой запрещалось строить деревянные здания. К 1769 году комиссией закончены градостроительные планы частей и предместий города, на основе которых в 1769-1776 годах выполнен новый сводный генеральный план. Большая роль в создании градостроительного облика той эпохи принадлежит А. В. Квасову, под руководством которого создан генеральный план Санкт-Петербурга 1769 года; он разработал круговую застройку Дворцовой площади, планы Адмиралтейской части, набережных Фонтанки и др. Практически была создана система непрерывного обновления генерального плана: известны варианты 1769, 1776, 1792, 1796 годов.

Большое наводнение 1777 года привело к необходимости подсыпки некоторых затопляемых территорий, в частности, был насыпан остров в устье Фонтанки. Генеральный план был уточнён в 1777-1779 годах под руководством инженера и архитектора Фридриха Баура в связи с необходимостью защиты города от наводнений

1780—1795. Управы и комиссии

В 1780-1790-х годах упомянутая комиссия носила название «Комиссия о каменном строении Санкт — петербурга и Москвы». Комиссию в этот период возглавляли видный архитектор, академик И. Е. Старов и автор многих научных трудов о градостроительстве Иоганн Лем. Она сосредоточилась на разработке градостроительной планировки, а контроль за проектной деятельностью и градостроительством осуществляли штатные архитекторы Управы Благочиния. Расширялось каменное строительство, создавались ансамбли на площадях и главных улицах города. В полковых слободах строились казармы. Общее количество жителей за полвека выросло втрое и к концу XVIII века составило 220 тысяч человек — пока втрое меньше Парижа и вчетверо меньше Лондона, но уже больше Рима.

Примерно к этому времени относится углубление специализации деятельности архитекторов и строителей. Стала чётче выделяться стадия проекта с вычерчиванием не только фасадов и планов, но и всех основных архитектурно-строительных решений. Архитекторы сосредотачивались на выполнении проектов, а при строительстве они выполняли больше надзорные функции.

1796—1815. Экстенсивное развитие

Краткое царствование Павла I (1796—1801) отмечено присоединением полковых слобод к городским территориям, ликвидацией Комиссии о каменном строении, созданием «Конторы городских строений», которая выполняла проектные и строительные работы, финансировавшиеся из казны. В 1798 году разработан план ремонта и реконструкции дорог общей длиной 1140 верст вокруг северной столицы.

В начале правления Александра I (1801-1825) вновь проявились процессы расширения города. В 1802 году в границы городской застройки включились новые зоны, для которых разрабатывались генеральные планы. На западной стороне Васильевского острова планировалось развернуть строительство морского порта (замысел осуществлен только в 2008 году). В местах парадных въездов в город устраивались бульвары. В 1808-1809 годах подготовлено новое собрание «образцовых проектов», учреждён «Комитет для городских строений».

1816—1835. Уникальные ансамбли

 

Лансере. Никольский рынок в Петербурге. 1901

Отечественная война 1812 года ненадолго прервала застройку столицы. На архитектуру Санкт-Петербурга того времени значительное влияние оказало не столько знакомство с европейской архитектурой, сколько победоносное завершение войны. Уже в 1816 году создан «Комитет для приведения в лучшее устройство всех строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге и прикосновенных к оному мест», председателем которого назначен архитектор и инженер А. А. Бетанкур. Комитет должен был способствовать превращению Санкт-Петербурга в один из красивейших городов Европы.

В послевоенное время создаются замечательные ансамбли Дворцовой площади, Адмиралтейства, Исаакиевской площади, стрелки Васильевского острова. Более чётко выявилась рекреационная роль загородных резиденций и предместий: Екатерингофа, Стрельны, Елагина острова, Каменного острова и др. Были обновлены правила градостроительного зонирования и высотные ограничения застройки. В 1830 году запрет на деревянное строительство распространяется на всю территорию города. В 1832 году приняты правила устройства мостовых и тротуаров, в 1833 году — правила размещения промышленности. Центр тяжести промышленного строительства перемещается на Выборгскую сторону, на западную часть Васильевского острова, за Обводный канал.

Вторая половина XIX века — начало XX века

1836—1880 годы

В середине XIX века в связи с развитием новых экономических и социальных отношений единообразие и приказные порядки в архитектуре перестают быть главенствующими принципами. С середины 1840-х годов снимается ряд ограничений на архитектурные, цветовые и конструктивные решения частных домов, намечается отход от классицизма, появляется разнообразие историзма (эклектики). С 1860-х годов расширяется строительство зданий из кирпича, металлических конструкций. В это время сложилась достаточно эффективная система управления градостроительством, позволившая к концу XIX века увеличить объёмы строительства в Петербурге более, чем в 20 раз.

С 1860-х годов производится создание системы дождевой канализации под главными улицами города, начиная с Гороховой улицы и Каменноостровского проспекта, делаются попытки улучшить городскую канализацию (повсеместно применялась ассенизация, а также сброс сточных вод без очистки в дождевые трубы)]. Открытые каналы и мелкие реки забирались в подземные трубы. В 1861 году строится Главная водопроводная станция (Шпалерная ул., 56) и трубопроводная система водоснабжения.

Промышленные объекты возводились большей частью в периферийной зоне города: на Выборгской стороне, на Обводном канале. Появились железные дороги, а с ними Царскосельский (1837), Николаевский (1851), Варшавский и Петергофский (1853), Финляндский (1870) вокзалы. Расширялись порты Кронштадта, Васильевского острова.

 

 

Генеральный план Санкт-Петербурга

документ, определяющий будущее развитие города Санкт-Петербурга. Последняя редакция генерального плана была выпущена в середине марта 2015 года. Она называется «О внесении изменений в Закон Петербурга „О Генеральном плане Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Петербурга“».

История

План Санкт-Петербурга, 1705 год

Петербург был построен не на пустом месте: на месте будущего города существовали многочисленные поселения ещё со времен Новгородской Республики. Предтечей плана города был план крепости Санкт-Питер-Бург, которую строили с 1703 года. Крепость выстроили деревянно-земляной, позже (в 1706—1738 годах) она была перестроена в камне.

На плане 1705 года показана Новгородская дорога, которая проходит через Пески по трассе современного Лиговского проспекта, и доходя до района современного Таврического сада, расходится на три тропы:

· по берегу Невы к селу Спасское, располагавшимся на месте нынешнего Смольного;

· по берегу Невы к Адмиралтейству. Для удобства сухопутного сообщения мастером И. Матвеевым была построена плотина по прямому указанию Петра I: «Перебить тое речку»;

· по берегу Невы к месту будущего Александро-Невского монастыря.

Петербург 1710—1712-х годов

В 1710 году было определено место для религиозного центра столицы. С 1712 года началось строительство Александро-Невского монастыря (по преданию, монастырь был построен на предполагаемом месте победы в 1240 году войск святого князя Александра Ярославича Невского над немцами в Невской битве).

По мнению историков, стихийная застройка Санкт-Петербурга продолжалась до 19 мая 1712 года, когда Пётр I своим указом перенёс столицу из Москвы в Санкт-Петербург.

Город в это время был связан с Россией только водными видами транспорта. Вышневолоцкая водная система начала функционировать в 1709 году. Это был первый путь в новую столицу, и уже после её постройки с 1712 года по указанию Петра I началось строительство столичного тракта между Москвой и Санкт-Петербургом, который взял на себя часть пассажирских и грузовых перевозок того времени. Из-за этого, а также от любви Петра к водному транспорту, первые планы города содержали большое количество водных коммуникаций.

Фрагмент плана 1720-х годов с планировкой Московской стороны

1712 год. Первые планы

Из копии царского указа 1712 года за подписью Доменико Трезини известно, что «…в 1712 году ЕИв повелел сделать чертёж Московской стороны … И все таковые указы и приказы на письмо мне не даны были, но словесно…». Московской стороной (позже — Литейная часть) назывался район на левом берегу Невы, на котором началось расселение царской семьи и приближённых, прибывших из Москвы. Следы этой планировки сохранились в расположении современных Шпалерной, Захарьевской, Чайковского, Фурштатской улиц и в перпендикуляных им Литейного проспекта, проспекта Чернышевского, Потёмкинской и Таврической улиц.

Руководство и надзор за строительством осуществляла «Канцелярия городовых дел» во главе с Ульяном Синявиным, главным архитектором которой являлся Доменико Трезини. Этой канцелярии вменялось в обязанности определять места для строительства, проектировать и строить жилые дома д ля огромного числа переселенцев. Указ 4 (15) апреля 1714 года гласил: «…каким манером дома строить, брать чертежи от архитектора Трезина».

Объективные трудности строительства Петербурга и их преодоление

К этому времени в Санкт-Петербурге велось деревянное строительство. Архитекторы города не могли выполнить каменную застройку города по объективным причинам: этому препятствовала трудоёмкость и низкие теплотехнические свойства материала. Кроме того, подвозка строительных материалов в город была отдельной непростой задачей. Особенностью строительства города было проектирование и строительство деревянных зданий, покрашенных под камень. Одно такое здание было сохранено в первозданном виде в виде музея основателя города.

Другим необходимым условием развития каменного домостроения было наличие квалифицированных каменщиков. Толчком для строительства каменных зданий в Петербурге стал указ от 9 октября того же года, временно запрещавший каменное строительство в других частях России.

Выдержка из указа:

Запрещается во всём Государстве, пока не удовольствуются строением на несколько лет, всякое каменное строение, какого бы имени не было, под разорением всего имения и ссылкою.

Другим аспектом строительства Петербурга была подболоченность местности и близкое залегание грунтовых вод. Для осушения территории планировалась прокладка новых каналов, таких как Красный канал. Эти меры, а также использование бытового и промышленного мусора для засыпки подболоченных, низменных участков привело к дополнительному подъёму уровня поверхности на 0,5…1,5 метра.

Прокладка новых каналов также была нужна для выполнения транспортных функций, водозабора, как сточные коллекторы. Некоторые из них, исчерпав своё назначение, были засыпаны.

«Образцовый» чертёж дома для «именитых», Жан Леблон, 1716

 «Образцовые» чертежи домов

Также в практику вводились «образцовые» чертежи. Трезини разработал типовые дома для «подлых» (одноэтажные, с дверью и 4 окнами по фасаду) и для зажиточных горожан (тоже одноэтажные, с 14 окнами по фасаду и дверью по центру, а также мезонином в 3 окна). Эти «образцовые» чертежи Трезини выполнил не позднее 1714 года[4].

Также известен выполненный в 1716 году «образцовый» чертёж Жана Леблона дома для «именитых» (долгое время ошибочно приписываемый Трезини). Этот был двухэтажный дом с фасадом на семь осей (6 окон и дверь в центре) и высокой крышей. К этому проекту Пётр дал комментарий: «…И понеже по Леблоновым чертежам во всех палатных строениях, а особливо в Питербургских домах окны зело велики, а шпанцы меж ними зело малы, чего для ему объявите, чтобы в жилых полатах конечно окны меньше делал, а в салах как хочет, понеже у нас не французский климат».

Градостроительные проекты 1716—1717 годов

Генеральный план Трезини

Генеральный план 1716—1717 годов, Доменико Трезини, 1716

Доменико Трезини разработал план развития центра города, который предполагалось разместить на Васильевском острове. Этот проект был утверждён указом Петра I в январе 1716 года.

План Трезини отражал идею Петра приблизить город к Балтийскому морю, обратив его фасад к Балтике. В этот период угроза нападения шведов с моря была практически устранена, хотя морские баталии Северной войны за него всё ещё продолжались.

К 1716 году Васильевский остров был практически не застроен. Единственным крупным объектом на нём была лишь усадьба Меншикова (дворец, домовая церковь и сад). На острове предполагалось построить правительственный и торговый центр города. Планировалось прорыть длинный канал, пересекающий его с востока на запад (по оси нынешнего Большого проспекта), 62 поперечных канала-линии и несколько бассейнов, где могли бы разворачиваться суда. Следует отметить, что такая планировка взаимно перпендикулярных линий аналогична уже существовавшей тогда планировке Московской стороны. В северной части острова обозначен огромный парк и намечены площади. Остров планировалось окружить 56 бастионами.

Генеральный план Леблона

В 1716 году в Петербург прибывают ещё два европейских мастера. Зимой приезжает итальянец Бартоломео Карло Растрелли со своим сыном (будущим замечательным зодчим — Бартоломео Франческо Растрелли). Летом того же года приезжает французский королевский архитектор 37-летний Жан-Батист Александр Леблон со своей семьёй и подмастерьями. Пётр возлагал на маститого Леблона большие надежды и назначил его главным архитектором города, подчинив ему других архитекторов, включая и Трезини. Он дал ему звание генерал-архитектора с жалованьем в пять тысяч рублей (для сравнения — жалование Трезини за всю его карьеру в России никогда не превышало одной тысячи рублей в год).

9 августа 1716 года губернатор Александр Меншиков собрал в Канцелярии городовых дел Доменико Трезини, Бартоломео Карло Растрелли, Георга Матарнови, Иоганна Браунштейна, Жана-Батиста Леблона и других, дабы объявить волю Петра — чтобы «онаго Леблона были послушны». Пётр также поручает Леблону разработать ещё один генеральный план Петербурга. Идея состояла в том, чтобы из двух проектов Трезини и Леблона выбрать лучший, или же взять наиболее интересное из обоих и объединить в едином решении. Исследователи отмечают сложность ситуации, в которой оказался Леблон: с одной стороны — его большой теоретический и практический опыт работ в Европе, с другой — специфические особенности России, национальные и местные черты, разобраться в которых Леблону в короткий срок было решительно невозможно. Трезини же напротив, не имея большого европейского опыта до приезда в Россию в 1702 году, сформировался как архитектор именно здесь, в Петербурге, приобретя 14-летний опыт работы.

Генеральный план 1717 года, предложенный Жаном Леблоном

В основе плана Леблона лежала та же идея Петра I разместить на Васильевском острове политический и торговый центр Петербурга. Леблон в своем проекте реализовал идею города-крепости, вписав территорию в геометрически правильную фигуру эллипса. Такая схема была основана на градостроительных традициях итальянских и французских теоретиков архитектуры. Внутри крепостных стен Леблон, как и Трезини, предусмотрел каналы-линии, площади, парки, дворцы царя и вельмож, правительственными зданиями, биржа, рынки, церкви и многое другое. Жилища «подлого люда», огороды, кладбища Леблон предложил вынести за пределы стен.

Формально предложенная форма эллипса плохо сочеталась с уже сложившимися реалиями — существовавшими на тот момент частями города. Так за пределы эллипса вышли Троицкая площадь, часть Адмиралтейской стороны и даже Летний сад. Реализация этого плана потребовала бы сноса или основательной перестройки уже созданных частей города. Кроме того вместо идеи обращения фасада Петербурга к морю он, напротив, отделил Васильевский остров от залива мощными крепостными сооружениями. Показательно, что система бастионов в плане Трезини оказалась неудачной, по той же причине, и потому не была реализована. Также Леблон не оценил роли Невы в жизни и облике города.

В результате, проект Леблона разочаровал Петра и к реализации всё-таки был принят план Трезини.

Реализация

«На плане Петербурга, изданном голландским картографом Рейнером Оттенсом, представлены 19 каналов и 56 бастионов Васильевского острова. Я могу заверить, что укреплена лишь половина берега, а из 19 каналов ни один не дорыт до конца. Начали копать лишь два канала у Меншикова дворца и довели их примерно до половины, причём они неглубоки и нешироки, так что и барже с поднятыми веслами по ним не пройти. Из 56 бастионов не видно ни одного, и вряд ли его величество когда-либо захочет построить столь обширную и дорогостоящую крепость»

— свидетельство современника о реализации плана Трезини

Генеральный план Еропкина

В 1737 году главным архитектором «Комиссии о Санкт-Петербургском строении» стал П. М. Еропкин. Под его руководством был составлен генеральный план Петербурга, а также проекты планировки и застройки его центральных районов. Центр города окончательно закрепился на левом берегу Невы, система улиц образовала знаменитое трёхлучие, ставшее знакомым архитектору ещё в Риме. По замыслу Еропкина Гороховая улица, Невский и Вознесенский проспекты легли по направлению к Адмиралтейству: «…виду Адмиралтейской спицы никакого посягательства быть не признается». Строительство богатых усадеб, разбивка садов велись в основном на Адмиралтейской стороне, вдоль набережных Невы, Мойки и Фонтанки. Проект Еропкина предусматривал и планировку большого жилого района — Коломны, а также Екатерингофа, солдатских слобод Семёновского и Измайловского полков. Высокое мастерство архитектора заключалось в его поразительном умении достигать единства красоты и рациональности, вписывать в уже существовавшие здания, улицы, изгибы рек обновлённый Петербург.

Генеральные планы развития Ленинграда[

Планы советской поры — акцент на сохранение центра и смещения строительства к окраинам.

· 1935 г. — Генеральный план развития Ленинграда (авторы — Л.Ильин и В.Витман), переработан в 1939 г.;

· 1948 г. — Генеральный план восстановления и развития Ленинграда.

· В 1966 году Советом Министров СССР был утверждён Генеральный план развития Ленинграда на 1963—1990 годы и проект планировки пригородной зоны Ленинграда. Авторами этого плана стали архитекторы Г. А. Булдаков, В. А. Каменский и А. И. Наумов[6].

· В 1987 году был принят Генеральный план развития Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 года.

Современная Россия

Действующий Генеральный план Санкт-Петербурга (принят Законом Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга» от 21 декабря 2005 года) разработан ЗАО «Петербургский НИПИГрад» под руководством академика РААСН, народного архитектора России Валентина Федоровича Назарова.

В мае 2008 года была существенно пересмотрена часть генерального плана, связанная с аэродромами малой авиации.

Генеральный план Санкт-Петербурга на современном этапе


Генеральный план Санкт-Петербурга стал одним из первых документов территориального планирования в России, разработанным и прошедшим процедуру утверждения в полном соответствии с новым Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Генеральный план Санкт-Петербурга и, как следствие, его последовательная реализация нацелены на гармоничное и устойчивое развитие мегаполиса, обеспечивающее сбалансированный учёт экологических, экономических, социальных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, безопасность и благоприятные условия жизни горожан.

Закон «О Генеральном плане и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга», вступивший в силу с января 2006 года, направлен на формирование Санкт-Петербурга как интегрированного в российскую и мировую экономику многофункционального города, обеспечивающего высокое качество среды жизнедеятельности и производства. Этой же цели способствуют крупные инвестиционные проекты Комитета по инвестициям и стратегическим проектам: развитие аэропорта «Пулково», строительство автомагистрали Западного скоростного диаметра, строительство морского пассажирского терминала на Васильевском острове, преобразование территории станции Московская — Товарная и другие. Действуя в рамках Генерального плана развития Санкт-Петербурга, Комитет по инвестициям разработал систему помощи инвесторам Investor Guideline, предоставляющую инвесторам необходимую информацию на каждом этапе принятия инвестиционного решения.

В состав Генерального плана входят материалы, устанавливающие цели и задачи территориального планирования Санкт-Петербурга, основные параметры развития города, виды функциональных зон на территории Санкт-Петербурга и материалы, устанавливающие очерёдность размещения и развития основных объектов инженерно-транспортной инфраструктуры и основных функциональных зон. Генеральный план разработан в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Законом Санкт-Петербурга «О регулировании градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге», а также в соответствии с целями и задачами развития Санкт-Петербурга, сформулированными в документах государственного планирования социально-экономического развития города. Генеральный план обеспечивает сбалансированное развитие города по основным функциональным зонам: жилым, общественно-деловым, промышленным, транспортным и рекреационным.

Основной тенденцией жилищного строительства последних лет стал переход от «точечного» строительства жилых домов к комплексному развитию территорий (в первую очередь, — неосвоенных), что позволяет рационально организовывать проектирование и подготовку территории под освоение, создавать более качественную среду обитания. Генеральный план предусматривает увеличение объёмов жилищного строительства на свободных территориях, увеличение резервных территорий для промышленного строительства и рост показателей жилобеспеченности. К расчётному сроку (2015 год) средняя норма жилищной обеспеченности составит 28 м² на человека, при существующем показателе в 21 м², а к 2025-му году — 35 м² на человека. Это приведёт к общему повышению качества жилого фонда Санкт-Петербурга, увеличит разнообразие городской среды, обеспечит условия для создания доступного и комфортного жилья, позволит сократить и ликвидировать ветхий и аварийный фонд.

В Генеральном плане взята установка на целенаправленное развитие общественно-деловой функции, поскольку она соответствует идеологии перехода города на постиндустриальные рельсы. Под общественно-деловую сферу, связанную с развитием науки, высшего образования, обслуживания населения, банковской деятельности, учреждений отдыха и так далее в Генеральном плане заложены значительные территории, в 1,8 — 2,0 раза превышающие современные объёмы.

Генеральный план в качестве главной градообразующей базы сохраняет промышленность Санкт-Петербурга, которая располагает мощным потенциалом. Развитие промышленности на данном этапе осуществляется за счет предоставления территорий под новые производства во внешнем промышленном поясе — около 500 га на 2015 год и 1,5 тыс. га на 2025 год. Данная мера обеспечит стабильное развитие городской экономики, увеличение объёмов производства годового валового регионального продукта и объёма привлекаемых инвестиций. Наряду с сохранением многофункционального профиля экономики Санкт-Петербурга как основы его устойчивого развития, приоритетное внимание уделяется объектам инновационных видов деятельности, наиболее эффективно использующих потенциал города.

Полноценное развитие современного мегаполиса невозможно без учёта развития транспортной инфраструктуры. Решения Генерального плана формируют Санкт-Петербургский мультимодальный транспортный узел международного значения на основе развития всех видов внешнего и внутригородского транспорта, а также систем обслуживания и сопровождения перевозок. В сфере внешнего транспорта особое внимание уделяется следующим транспортным коридорам: новый скоростной вход со стороны Москвы (СПАМ), Кольцевая магистраль (КАД), Западный скоростной диаметр (ЗСД). Задачей внутригородской транспортной инфраструктуры является обеспечение транспортных связей периферийных районов города скоростными видами пассажирского транспорта с центром Санкт-Петербурга. В Генеральном плане предусмотрено увеличение протяженности внутригородской инфраструктуры (железные дороги, метрополитен, скоростной трамвай, наземный экспресс) с 350,5 км до 481,8 км в 2015 году и до 630,7 км к 2025году. В области улично-дорожной сети Санкт-Петербурга из 829 км вновь создаваемых городских улиц и дорог 330 и 450 км соответственно придётся на долю магистралей непрерывного и скоростного движения, что обеспечит повышение пропускной способности улично-дорожной сети и степени безопасности движения.

Закон Санкт-Петербурга «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга „О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга“». В соответствии с данным Законом были утверждены границы зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга, а также режимы использования земель, которые устанавливают ограничения по использованию земель и преобразованию историко-градостроительной и природной среды. Под охраной Закона находятся свыше 37 тысяч га городских земель.

За это же время в городе разрабатывалась проектно-планировочная документация:

для территорий, выделенных Генеральным планом для размещения объектов капитального строительства жилого, общественно-делового, производственного и рекреационного назначения.

для объектов капитального строительства в сфере транспортной и инженерной инфраструктуры, санитарной очистки территории, улучшения экологической обстановки, охраны окружающей среды и освоения подземного пространства Санкт-Петербурга.

В общей сложности в течение 2005—2008 годов было разработано более 1100 проектов планировки и проектов межевания территории.

В 2004 году Правительство Санкт-Петербурга приняло решение о создании специализированного Государственного Учреждения «Научно-исследовательский и проектный центр Генерального плана Санкт-Петербурга», основной задачей которого стало обеспечение разработки градостроительной документации, прежде всего, в целях реализации Генерального плана Санкт-Петербурга и выполнения городского заказа.

Стратегии развития Санкт-Петербурга[править | править код]

В соответствии с новым Генпланом города в 2006 году в Петербурге была составлена долгосрочная Концепция социально-экономического развития, на основании которого создана Стратегия 2030 — Санкт-Петербург[7]. Данная стратегия базируется на пяти инвестиционных проектах, в числе которых строительство аэропорта Пулково и Западного скоростного диаметра. В качестве альтернативы развития Санкт-Петербурга была разработана концепция «Невская перспектива — 2025»[8][9], предполагающая расширение границ города в сторону полигона «Ржевка» и рост Санкт-Петербурга на основе трёх градообразующих отраслей — инновационной экономики, транспортно-логистических услуг и туризма.

Создание Петербурга означало, что в истории нашей страны произошел второй радикальный поворот России к Европе: первый был осуществлен киевским князем Владимиром, приобщившим народ к западному типу религии — христианству, Петр же подтвердил эту ориентацию, осуществив европеизацию России на светском — просветительском уровне.

Уникальность Петербурга в истории отечественной культуры определяется тем, что положение столицы империи обусловило разносторонность его бытия: политическую роль столицы, функцию главного российского морского порта, высокий промышленный потенциал, активную научную, учебную, художественную формы деятельности горожан.

Первостепенное значение имели, конечно, перипетии обретения и утраты Петербургом столичного статуса. Как и у столицы любого другого государства, положение главного города России — места пребывания правительства страны — определяло уникальные возможности его политического, хозяйственного, дипломатического, архитектурно-эстетического, художественно развития.

Роль искусства в воссоздании «души» каждого конкретного типа культуры — исторического, национального, городского — объясняется тем, что оно (искусство) обладает уникальной способностью моделировать духовную жизнь людей, проникать в глубины психических процессов, показывать человека не только извне, но и изнутри; поэтому ответ на вопрос о том, что представляет собой петербуржец, надо искать прежде всего в его художественных портретах, созданных А.Пушкиным, Н.Гоголем, И.Тургеневым, Ф.Достоевским, Л.Толстым, П.Чайковским, И.Крамс<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...