Сохранение светской доминанты в культуре Петербурга 1725-1761
Два первых десятилетия после смерти Петра были очень сложными для развития культуры Петербурга. Это эпоха дворцовых интриг, переворотов, частой смены правителей. После Петра I на российском троне оказалась его жена Екатерина I (годы царствования 1725 –1727). Ее правление было продолжением ряда культурных начинаний Петра. В 1725 году была открыта Академия наук, работали петровские учреждения, существовала газета «Ведомости». Екатерина I, как и Петр I, привечала иноземцев. Иноземцы привозили не только капиталы, но и коммерческие и технические знания. В 1726г. создан Верховный Тайный совет, во главе с Меншиковым. Ек-на любила устраивать праздники, баллы. После смерти Екатерины, императором был провозглашен внук Петра Петр Алексеевич (1727 – 1730). На коронацию Петр II отправился в Москву. Москва понравилась ему, и он отказался возвращаться в Петербург. Петербург ожидала неминуемая гибель. Дома разрушались, Невский проспект порос травой, жители покидали город. Детище Петра спас случай. Император Петр II скончался в 1730 г. Дочь старшего брата Петра I Анна Иоанновна – вдова герцога Курляндского, жившая в Митаве, была приглашена на российский трон. Всего два года прожила в Москве новая императрица и перебралась в Петербург. Она обожала все немецкое, приблизила к себе курляндца Бирона. Он стал фактическим правителем России. Этот период вошел в историю как «бироновщина». Тысячи человек были казнены или сосланы, среди них и деятели культуры. Искусство и культура этой поры носили черты мрачного величия, гнетущей тяжести. Дома, похожие на крепости, с массивной неуклюжей мебелью, напыщенные одежды, усеянные каменьями. В правлении Анны Иоанновны уживались интерес к итальянской опере, к балету с шутовством «Ледяного Дома», с комедиями масок с несерьезным содержанием. Появился балет, первая театральная школа.
Иноземцы стали играть решающую роль в управлении страной, но они умели поддерживать реформы Петра Великого. Во второй четверти XVIII века на первый план в Петербурге выступает литература. Начинается деятельность первых крупных писателей – В.К.Тредиаковского, А.П.Сумарокова и М.В.Ломоносова. Благодаря их усилиям литература выходит на передовые позиции духовной жизни. Складывается классицизм. Его цель - «польза обществу». Государственные интересы преобладают над частными. Высшим в человеке они считали его разум. Классическими образцами прекрасного они считали создания античного искусства, которое в мифологических образах богов и героев прославляло силу и доблесть человека. Одним из первых писателей-классицистов был В.К. Тредиаковский. В 1730 году он переводит с французского и издает повесть Поля Тальмана «Езда на остров Любви». Культуру любовных переживаний по западному образцу еще предстояло разрабатывать. Тредиаковский был здесь первым. Основная роль поэта в истории литературы состоит в том, что он поставил вопрос о необходимости реформы русского языка, который должен быть свободным от излишеств церковнославянского наследия. Эту идею воплотил по-настоящему не он сам, а М.В. Ломоносов, будущий автор «Российской грамматики». Главный труд Тредиаковского – поэма «Телемахида. Помимо театра при царском дворе, который с 1730 года становится закрытым, появляется городской частный публичный театр. Ко двору одна за другой приглашаются иностранные труппы. Придворному театру противостоял частный публичный театр городских демократических кругов, отличавшийся репертуаром и организационно. В лице Академии наук укрепляли свои позиции в Петербурге светская наука и образование. Академия наук превращалась в солидное научное и художественное заведение.
Развитие процесса огосударствления и культуры в царствование Елизаветы Петровны Елизавета в 1741 года была провозглашена императрицей. Изменения были: отменена смертная казнь, смягчались нравы, росло самосознание русских людей. Возросла роль Сената. Установленная Петром зависимость культуры от правительства получает дальнейшее развитие. Трудовой стиль жизни двора был забыт, зато небывалый размах получила традиция «торжествований». Здесь возобладал стиль барокко со своей способностью создавать зрелище. Барокко этого времени показывало через искусство славу государства, его богатство и мощь. Елизавета Петровна была религиозна, с трепетом относилась к православным святыням. В 1747 году Елизавета твердо решила завершить свои дни в монастыре. Для этого она построила Вознесенский Новодевичий монастырь( Смольный). Пока Растрелли завершал строительство монастыря, императрица уже охладела к нему, идея постричься в монахини была забыта. Но особым рвением в религиозных устремлениях Елизавета не отличалась. Процесс обмирщения религии продолжает углубляться. В Петербурге формально соблюдаются обряды православного культа. Церквей в Петербурге было немного. Храмы вписываются в окружающую застройку как элемент градостроительного ансамбля, а не как доминанта или самодовлеющее пластическое тело. Светскость проявлялась в трактовке интерьеров церквей. В храмах широко использовался античный ордер, что радикально отличало их от древнерусских церквей. В Петербурге середины XVIII века преобладали светские интересы, которым подчинялось религиозное сознание. Расцвет науки и искусства Петербурга в середине XVIII века Центральной фигурой русской культурной жизни середины XVIII столетия был Михаил Васильевич Ломоносов. Ломоносов открыл новые законы, внес большой вклад в науку. Открыл Университет в Москве. Провел реформу русского языка – разрабатывал новые нормы литературного языка. Ломоносов – первый русский поэт, написал 20 од. Наблюдался расцвет в Петербурге театрального искусства. С середины XVIII века основным направлением русского театра становится классицизм. В 1756 году Елизавета Петровна подписала указ об учреждении «Русского для представления трагедий и комедий театра», что имело огромное значение для истории национальной культуры. Он стал профессиональным и общедоступным. Актер этого театра – Волков. Драматург - Александр Петрович Сумароков. Следует отметить национальную особенность творчества Сумарокова, смело отошедшего от традиции использовать в классических трагедиях только античных сюжетов.
Покровителем литературы и изящных искусств в царствование Елизаветы был граф Шувалов. Он основал в Петербурге Академию Художеств (1757). Середина XVIII века в Петербурге была сложной переходной порой в изобразительном искусстве, когда рождались черты нового национального художественного метода. Сплав русских традиций и принципов общероссийского искусства представлял живописец Вишняков. Тяготение к архаическим чертам еще больше видно в творчестве А.П. Антропова. Интересной фигурой в контексте искусства Петербурга середины XVIII века представляется И.П. Аргунов. Его портреты соединяют в себе принципы композиции западноевропейского парадного портрета и идущие от старой русской живописи черты застылости, плоскостности. Аргунов быстрее Антропова преодолел «архаизмы» старой русской живописи и усвоил язык европейского искусства. Среди иностранных художников, внесших свой вклад в искусство Петербурга середины XVIII века, можно выделить немца Г.-Х. Гроота, Пьетро Ротари и Луи Токке, работавших в основном в стиле рококо. «Русское рококо» сохраняет серьезность и глубину чувства, а «иностранное» превращает даже изображения царственных особ в «изделия мейсенского фарфора» или наделяет их безиндивидуальной пасторальной красивостью. Самым блестящим из художников-иностранцев, появившихся в Петербурге в середине века, был Луи Токке. Графика середины XVIII века демонстрирует дальнейшее развитие стиля. Махаев графически изображал Петербург и его окрестности. Листы Махаева живописны, они создают иллюзию воздушной среды. В этой свободной тоновой гравюре уже нет строгой контурной, почти чертежной манеры А. Зубова. Зубов тоже творит образ живого города, но это только начало, первая попытка изобразить реальную жизнь столицы. У Махаева это живущий кипучей жизнью город.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|