Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Становление нового типа культуры в петербурге в петровское время на светской основе

Реформы Петра вырвали страну из средневековья и радикально сменили ее духовную доминанту с религиозной на светскую. Чтобы понять значение этого поворота, надо четко представлять, чем отличается светский тип культуры от религиозного.

Религиозный тип культуры Светский тип культуры
Средневековая культура Московской Руси. Российская культура нового времени.
Связь «человек – Бог». Связь «человек–человек», «человек-общество».
«Культура–Вера» (синкретизм-слитность, нерасчлененность). Религия подчиняет себе все сферы жизни, ставит жесткие рамки деятельности разума. «Культура» – «Вера». Культура освобождается от церковного влияния (секуляризация). Появляются новые сферы культуры. Меняется иерархия культуры.
Культура закрыта, замкнута, локальна. Этноцентризм – ориентированность на собственные традиции. Отсутствует интерес к иным формам бытия. Культура открыта, способна к контактам. Появляется интерес к иным формам бытия. Религиозная толерантность.
Статична, малоподвижна. Динамична, ускоряются темпы развития, смены стилей (барокко, рококо, классицизм).
Величностная, «соборная» культура. Становление личностного начала.
Единое, регламентированное бытие средневекового человека. Разделение единого бытия на жизнь трудовую, общественную, личную.
Анонимна. Авторство.

Центром нарождения нового для России типа культуры стал Петербург. Петр понимал, что в этом процессе определяющее значение имеет материальная культура. Для достижения западноевропейского уровня в России требовалось «завести искусство економическое», – подчеркивал сподвижник Петра I Ф. Прокопович. Создание экономики по западному образцу, с мануфактурами и освоенными новыми сырьевыми районами, поставило перед русскими целый ряд задач.

Включение в систему международной морской и сухопутной торговли, в свою очередь, требовало создания внутри страны новой сети транспортных коммуникаций – дорог каналов, портов, точных карт суши и водных просторов, экономических расчетов грузопотоков.

Остро вставали вопросы строительства собственного морского торгового флота, создания промышленности военного и гражданского назначения, светской системы образования и науки, налаживания форм и способов получения знаний и опыта у Запада.

В городе на казенный счет строили пристани и верфи (1704 год – Адмиралтейство, 1713 год – верфь для небольших судов, 1720 год – верфь на Охте), обустраивались гостиные дворы, торговые ряды – рынки, склады, появилась первая в России и одна из первых в европейских столицах биржа (петербургская биржа была старше бирж Берлина, Стокгольма, Вены).

Развитие материальной культуры в Петербурге Петр I обеспечивал привлечением иностранных мастеров, созданием крупных мануфактур с предоставлением им государственных субсидий и самого современного оборудования. Высокий уровень производства позволял создавать в Петербурге высококачественные изделия, сочетавшие утилитарные, технические, конструктивные достоинства с достоинствами эстетическими, возводя вещи на уровень прикладного искусства.

Мануфактурные предприятия Петербурга подразделялись на три категории: казенные обслуживали армию и флот, дворцовые работали в основном на нужды двора, частные были ориентированы на рынок.

Культура Петербурга решительно и последовательно выразила радикальный поворот в отношениях государства и церкви.

Петр стремился уничтожить те обрядовые отличия, которые воспринимались, как свидетельство особой власти патриарха и митрополита, а следовательно, и в целом того традиционного порядка, который ограничивал власть монарха.

Так, он лишил митрополитов права носить белый клобук. Согласно легенде, Константин Великий, после того как его исцеляет папа Сильвестр, дает папе белый клобук как знак высшего достоинства, а себе отводит место папского конюшего, признав тем самым верховенство духовной власти над светской.

Специальным средством дискредитации традиционных представлений и порядка были ритуалы пародийно-кощунственного характера. В этом ряду можно назвать Всешутейший и всепьянейший собор, в который Петр играл с 1692 года и до своей смерти, шутовские свадьбы, маскарады, похороны карликов и т.п. Петр непосредственно занимался разработкой такого рода церемоний, и сам принимал в них участие.

Для их участников игры и увеселения носили в ряде случаев обязательный характер. От пира или маскарада нельзя было отказаться. Участие в них были необходимыми знаками лояльности, готовности перевоспитать себя по установленному Петром образцу. Участие в Всешутейном и всепьянейшем соборе было пожизненной (а иногда и наследственной обязанностью. Разнообразные пародийные ритуалы, которые создал Петр, и в которых участвовали представители социальной элиты, имели публичный характер, осуществлялись демонстративно на глазах всего народа. Это не просто развлечения отдыхающего монарха, а целенаправленная работа преобразователя общественного сознания. Так, Всешутейший и всепьянейший собор был использован в дискредитации патриаршего достоинства и церковных притязаний. «Заседания» – попойки собора проходили в соответствии с четким порядком, введенным Петром. Сам Петр был «протодьяконом», а главой собора многие годы оставался Никита Зотов – некогда учитель царевича. Он носил титул патриарха, или князь-папы, которому все на соборе шутовски покланялись.

В 1700 году умер патриарх Андриан, царь назначил ему преемника в лице митрополита Стефана Яворского, объявленного блюстителем патриаршего престола. Патриарший разряд был упразднен, а его функции были переданы восстановленному в 1704 году Монастырскому приказу. Все имущество и финансы церкви находились в ведении этого приказа. Наконец, в 1721 году церковь получила свой высший орган – Святейший Синод. Архиепископ Ф. Прокопович по поручению Петра написал духовный устав для Синода. Это был законодательный акт, в котором определялись функции Синода, обязанности его членов по управлению церковью, подчеркивался государственный характер учреждения: «Духовный коллегиум под державным монархом есть и от монарха установлено». Таким образом, Петр I полностью подчиняет церковь своей власти. Она стала послушным орудием политики царя. Духовенство превращается в такое же сословие, имеющее свои обязанности и задачи, как дворянство и посадские.

Петербургские преобразования, направленные на ограничения самостоятельности церкви и на обмирщение религии вели к подрыву ее влияния на культуру и общественную мысль, утверждению абсолютизма, который представлял собой высшую форму феодальной монархии и был прогрессивным этапом в развитии феодального строя.

Одним из важнейших завоеваний культуры Петербурга петровского времени было новое видение человека, новое решение проблемы личности. Человек перестает быть лишь существом греховным. Он ценен сам по себе и как активно действующая личность. Не богатство и знатность рода, или национальность, а общественная польза, ум и храбрость могут возвести его на одно из самых высоких мест в социальной иерархии.

Примером тому может служить карьера А.Д. Меншикова и многих других сподвижников Петра. В 1722 году просветительский постулат внесословной ценности человека был законодательно зафиксирован в Табели о рангах всех чинов: воинских, статских и придворных, открывшей возможность не дворянам получить за заслуги перед государством дворянское звание. Идеалом Петровской эпохи стал человек – гражданин, человек – патриот. Утверждение абсолютизма требовало установления системы прямой зависимости развития культуры от правительства, «огосударствления культуры». Это относится, прежде всего, к системе образования. Требовалось светское практическое образование. До Петра светское образование получали почти исключительно путем домашних занятий, да и оно ограничивалось элементарной грамотой и счетом.

Литература петровского периода носит переходный характер, основная тенденция ее развития – обмирщение. Поощряя ее светские формы, Петр I осуществил ряд реформ, непосредственно повлиявших на становление новой литературы. В 1710 году вводится русский гражданский алфавит, который отделил светскую книгу от церковной. Если раньше книги издавались в основном по «благословлению церкви», то теперь – по повелению государя.

Литература в Петровскую эпоху помимо чисто практических функций стала выполнять и функции развлекательные. Изменился и сам тип писателя: если раньше это был преимущественно монах, пишущий по обету, то теперь – грамотей, пишущий по заказу.

Таким образом, литература петровского времени была тесно связана с деятельность царя, с его трудами и новшествами. Словесность отразила процесс изменения мировосприятия общества от аскетичных древнерусских установок к светским взглядам. Одновременно в литературе складываются предпосылки классицизма. Не имея социальных корней на русской почве, какими оно обладало на Западе, барокко в русской культуре смогло стать только одним из явлений переходного периода от средневековой культуры к системе и структуре жанров светского искусства. И все-таки о барокко в культуре Петербурга можно говорить и с точки зрения стиля в некоторых его искусствах.

Значение петровского времени для истории музыки города не столько в оставленных им ценностях, сколько в создании необходимых условий для дальнейшего роста и развития.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...