II. Конец Александры Михайловны. (Честным путем)
(Честным путем)
I
Александра Михайловна кончила фальцевать листы «Петербургского вестника». Она сравняла с боков стопку сфальцованных листов и устало облокотилась об нее. За соседним верстаком Грунька Полякова, крупная девушка с пунцовыми губами и низким лбом, шила дефектные книги. Она не торопясь шила и посвистывала сквозь зубы, как будто не работала, а только старалась чем‑ нибудь убить время: за шитье дефектных книг платят не сдельно, а поденно. Александра Михайловна искоса следила за Поляковой. – Что это, какая вам всегда легкая работа! – не вытерпела она. Полякова медленно повернула голову и небрежно оглядела Александру Михайловну. – Я больная, у меня ревматизм в руках. – Больная… – Александра Михайловна помолчала. – Вы, может быть, больная, зато вы есть одна. А у других, может, ребенок есть, его надо поить‑ кормить. – Как кому судьба. – И вовсе судьба тут ни при чем. Дело тут от мастера зависит, а не от судьбы. – От мастера? Что‑ о вы?.. От какого‑ такого мастера? Полякова нарочно повысила голос. Мимо как раз проходил мастер Василий Матвеев. Он услышал вопрос Поляковой и внимательно покосился на них. Александра Михайловна поспешно отошла прочь. На круглых часах над дверью мастерской пробило четыре. У бокового окна работала за верстаком приятельница Александры Михайловны, Таня Капитанова. Солнце светило в окно, Таня непрерывно наклонялась и выпрямлялась. Когда она наклонялась, ее голова с пушистыми золотыми волосами попадала в полосу света и как будто вся вспыхивала сиянием. Александра Михайловна подошла и сказала: – Пора чай пить. – Сейчас кончу! – торопливо ответила Таня.
Устало понурившись, Александра Михайловна с удовольствием и завистью смотрела на ее работу. Таня была лучшею работницею мастерской. Захватив со стопки большой печатный лист, она сгибала его на папке, с неуловимою быстротою взглянув на номера, и проводила по сгибу костяшкою. Лист как будто сам собою сгибался, как только его касались тонкие пальцы Тани. При втором сгибе мелькал столбец цифр, при третьем – какая‑ то картинка, сложенный лист летел влево, а в это время со стопки уже скользил на папку новый. Таня сбросила с папки последний сфальцованный лист. – Ну, пойдемте! – Счастливая ты, Таня! – вздохнула Александра Михайловна. В работе наступил перерыв. Девушки сидели кучками по четыре‑ пять человек и пили чай. В раскрытые окна несло жаром июньского дня, запахом известки и масляной краски. Александра Михайловна и Таня пили чай вместе с двумя другими работницами – вдовою переплетного подмастерья Фокиной и бедной пожилой девушкой Дарьей Петровной. Александра Михайловна, сгорбившись, сидела на табуретке, испытывая приятное ощущение отдыха. Она уж третий месяц работала в мастерской, но все еще при каждом перерыве ей хотелось отдыхать долго‑ долго, без конца. – Что за история такая! – задумчиво сказала она. – Все мне Васька Матвеев трудную работу дает. Напоила его кофеем, угостила, – думала, легче станет. Неделю давал шитье в прорезку, фальцовку на угол, а потом опять пошло по‑ старому. Фокина усмехнулась. – А вы как же думали? Вы думали, угостили раз, и готово дело! У него положение: поставишь угощение, – будет тебе хорошая работа на неделю. – Вот так‑ так! – Александра Михайловна скорбно задумалась. – Что же это такое? Четыре человека их, мастеров. Вишневка, кофей, пирожки – рубль шестьдесят семь копеек мне обошлось. Четверть фунта кофею выпили, два фунта сахару съели, что съели, что по карманам себе напихали… Неужто мало им?
– А вы их одна, что ли, угощаете? – желчно возразила Фокина. – Раз‑ то, другой, всякая угостит; кому же они трудную работу будут давать? – Так ведь, господи, я не о том, что трудная! Пускай и трудную работу дают, а чтоб только правильно делали, не обижали людей. Таня гордо сказала: – А я вот никого ни разу не угощала! И не стану угощать, без них справлюсь. – А я тебе, Танечка, вот что скажу, – медленно произнесла Дарья Петровна, – не гордися! Погордишься, милая, погордишься, а потом пожалеешь. Разорение тебе какое, что ли, мастера уважить? А сила у него большая. – Как же это мне быть теперь? – в печальном недоумении спросила Александра Михайловна, – девять‑ десять рублей заработаешь в месяц, что же это? Разве на такие деньги проживешь с ребенком? – Вы вот что: попросите себе у Василия Матвеева приклейку, – посоветовала Дарья Петровна. – Вы уж третий месяц работаете, – вам давно пора приклейку давать. А это работа выгодная. Вон‑ он Федька идет, может, он знает, спросите, есть ли сейчас приклейка. У Дарьи Петровны было смиренное, желто‑ бледное лицо, и она с ненужною угодливостью заглядывала в глаза тому, с кем говорила. Александра Михайловна остановила проходившего броширанта и ласково спросила: – Не знаешь, Федя, есть сейчас у мастера приклейка? – Сколько угодно! «Русская поэзия», с портретами. Десять тысяч экземпляров. В дверь заглянул из коридора переплетный подмастерье Ляхов. Он быстро вошел в комнату, схватил Федьку за плечо и грозно спросил: – Тебе чего тут нужно? – Чего… А вам чего? – с недоумением пробормотал Федька. Ляхов поднес к его носу крепкий кулак. – Я тебе, негодяй, все зубы твои повыбью!.. Пошел прочь, не сметь с Александрой Михайловной разговаривать! – Эге! – Федька весело усмехнулся и, подняв брови, с любопытством метнул взгляд на Александру Михайловну. – Господи, что же это такое! – воскликнула Александра Михайловна. – Василий Васильевич, вы с ума сошли, что ли? – Я никакому мужчине не позволю говорить с Александрой Михайловной! Еще раз увижу тебя – изувечу! – крикнул Ляхов и свирепо выкатил глаза. – Да что же это, господи! Василий Васильевич, я к хозяину пойду! Как вы смеете меня позорить?
– Так вот, помни! Ляхов еще раз выразительно потряс кулаком перед носом пятившегося Федьки и, не глядя на Александру Михайловну, вышел. Улыбавшийся Федька в юмористическом ужасе продолжал пятиться к верстакам. Александра Михайловна сидела красная и сконфуженная. – Ну что же это такое, скажите, пожалуйста! Вот уж второй месяц не дает мне покою. Пристает везде, позорит, просто проходу никакого нету!.. И чего он ко мне привязался! – Везде только про вас и говорит, такой бесстыдник! – сочувственно негодующе сказала Дарья Петровна. – Влюблен, говорит, не могу жить без нее. Это женатый‑ то человек! Такой стыд! – Намедни пришел к нам, – усмехнулась Фокина, – рассказывает про свою любовь, плачет, – спьяну, конечно. Если, говорит, Александра Михайловна меня не удовлетворит, я, говорит, как только листья осыпятся, повешусь в Петровском парке. «Чего же, – я говорю, – ждать. Это и теперь можно». – «Нет, говорит, когда листья осыпятся». – А еще был друг покойнику Андрею Ивановичу! – укоризненно вздохнула Александра Михайловна, и чуть заметная самодовольная улыбка пробежала по ее губам. Девушки кончили пить чай и принимались за работу. В огромной живой машине начинали шевелиться ее части, и вскоре она пошла в ход быстрым, ровным темпом. Александра Михайловна вошла в комнату мастера. Василий Матвеев, высокий, грузный мужчина с мясистым лицом, наклонясь над верстаком, накалывал листы. Он оглядел Александру Михайловну своими косящими глазами и молча продолжал работать. Александра Михайловна сказала: – Василий Матвеев! Я работу кончила, дай мне приклейку! Мастер продолжал молча накалывать. – Василий Матвеев! – Да подожди ты, видишь, занят я! – грубо огрызнулся он. Александра Михайловна, стиснув зубы, смотрела на его красное, потное лицо. Три недели назад Василий Матвеев ущипнул ее в руку около плеча, и она сурово оттолкнула его. «Ишь, недотрога какая выискалась! » – ядовито заметил он и с тех пор стал во всем теснить. Только ту неделю, когда Александра Михайловна напоила его кофеем, он был немножко ласковее.
Василий Матвеев, не спеша, продолжал работать, Александра Михайловна сердито спросила: – Скоро, что ли? Мне нет времени ждать. – Приклейку, – проворчал мастер. – Тебе рано приклейку, напортишь. – Нет, не рано. Приклейка через полтора месяца полагается, а я уж третий месяц работаю. – Приклейку… Мастеру уважения не доказываешь, а тоже, приклейку ей давай… Что нынче с Грунькой говорила? – Да что, Василий Матвеев, разве не правду я сказала? Одним все легкую работу даете, другим все трудную. А ведь жить‑ то всем нужно. – Нет сейчас приклейки, ступай! – оборвал Василий Матвеев. Левая щека Александры Михайловны задергалась. – Нет, есть приклейка, я знаю: «Русская поэзия»… Я к хозяину пойду. Мастер молчал. Александра Михайловна решительно пошла к выходу. – Там, в углу, – буркнул Василий Матвеев. Она воротилась. – Это вот?.. Какую картину взять? – Пушкина портрет. Тысячу возьми, не больше. – На какую страницу приклеивать? – Да отстань ты, пожалуйста, не мешай!.. Пятьдесят шестая страница. Александра Михайловна вышла. Внутри у нее кипело от злобы: десять минут ушло на переговоры, а он отлично знает, как дорого время при сдельной работе. Но ей было приятно, что она все‑ таки добилась своего. Александра Михайловна распустила пачку портретов, смазала их клеем и принялась за работу. Кругом стоял непрерывный шелест от сворачиваемых листов. Слышно было, как под полом стучал в переплетном отделении газомотор. – Ишь ведьма‑ то наша уезжать собирается! – сказала рядом Манька, бойкая девочка лет шестнадцати. Гавриловна, худая старуха в грязной, отрепанной юбке, стояла у печки и с серьезным лицом стучала в нее костяшкою. – Стучит, чтоб помело подавали! – засмеялась другая девочка, Дунька. – Тара‑ та‑ там! Тара‑ та‑ там!.. Тара‑ та‑ та‑ та‑ там! – хрипло напевала полоумная Гавриловна, нелепо изогнув руки, и кружилась около печки на одном месте. Манька спросила: – Ты чего, тетенька, вертишься? – Я, милая, молода была, много польку танцевала, все в одну сторону. Теперь раскручиваюсь… Тара‑ та‑ там! Тара‑ та‑ там!.. – Что это за безобразие! – сердито крикнула Фокина. – Работать мешает… Иди на место, слышишь ты! – И вправду, что это! – сказала Александра Михайловна. – Работать нужно, а она развлекает. Ведь нельзя же, люди делом заняты! Гавриловна молча стала к станку, поклонилась в пояс стопке листов и принялась фальцевать. Минуты две она молча работала, потом вдруг повернулась к Фокиной и громко крикнула:
– Черт тебя зашиби большим камнем! Белуга астраханская! Девочки прыснули. – Провались ты провалом, лопни твой живот! Чтоб к тебе ночью домовой на постель влез! – Хо‑ хо‑ хо! – засмеялись броширанты. Броширант Егорка крикнул: – К ней самой, братцы, он каждую ночь лазает! Гавриловна обрушилась бранью на него. Броширанты смеялись и изощрялись в ругательствах, поддразнивая Гавриловну. На каждую их сальность она отвечала еще большею сальностью. Это было состязание, и каждая сторона старалась превзойти другую. Девочки, радуясь перерыву в работе, слушали и смеялись. К вечеру Александра Михайловна вклеила картины. Она сделала работу в два часа, за тысячу приклеек двадцать копеек – хорошо!.. Довольная, она понесла работу к мастеру. Василий Матвеев раскрыл книжку, посмотрел и равнодушно сказал: – Не на то место приклеила. Александра Михайловна испуганно глядела на него. – Как не на то? Ты же мне сам сказал, – на пятьдесят шестую страницу! – Куда лицом вклеила, видишь? Я тебе говорил, что ты этого еще не можешь. «От Пушкина до Некрасова» – на эту сторону нужно было, к заглавию. И он насмешливо смотрел косящими глазами, у которых нельзя было поймать взгляда. И Александре Михайловне казалось, – он потому и может быть так жесток, что его душа загорожена от людских глаз. – Так ты бы мне так и сказал – к пятьдесят седьмой странице! – произнесла она обрывающимся голосом. – Ну, ну, что я, глупее тебя, что ли? Говорил, нельзя тебе еще приклейку давать… Ступай, отклеивай. Александра Михайловна, убитая, воротилась к верстаку; хотелось схватить, порвать всю работу, душили бессильные слезы: полдня уйдет на то, чтоб аккуратно отклеить картины и снова вклеить их на место. Она вяло взяла в руки нож и принялась за отклейку.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|