Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функции и структура деятельности руководителя




Одним из аспектов разделения труда является деление на руководителей и подчиненных. Продолжительное время в нашей литературе руководство рассматривали лишь как разновидность общественно-политической и правовой деятельности. Ныне деятельность руководителя рассматривают как профессиональную, а именно управленческую, которая имеет свои психологические, этические и педагогические особенности. Деятельность руководителя определяется как вид профессиональной исполнительно-распорядительной работы в сфере управленческих отношений.

Руководить - это означает уметь распоряжаться людьми, экономическими ресурсами и временем, находящимися в организации для выполнения своих определенных задач. Руководитель коллектива в нашем обществе - работник, который имеет чётко обозначенные функции, права и обязанности, а также профессиональные принципы труда. Издается специальная литература для руководителей, появляются учебные заведения, которые готовят руководителей-профессионалов, совершенствуются научные методы отбора, оценивания и активного психологического обучения управленческого персонала.

Как отмечают авторы книги "Психология и коллегиальность" Д. Кайдалов и Е. Суименко, психология руководства предусматривает изучение социально-психологических сторон управленческой деятельности руководителя, её основой является власть единоначалия, а способ решения - методы и стиль руководства. Решение проблем оптимизации руководства как в теоретическом, так и в практическом аспектах начинается с изучения функций руководителя. Сначала надо определить, что мы будем рассматривать под функцией руководителя.

Функция в этом случае - это совокупность однородных задач, которые повторяются и которые необходимо решать, чтобы обеспечить нормальную жизнедеятельность определенной системы и её перевод из одного состояния в другое, которое больше отвечает поставленным требованиям.

Есть несколько классификаций функций руководителя, где используют разные критерии. Многие исследователи ведут речь о функциях, последовательно рассматривая стадии управленческого цикла. Такой подход начал основоположник научной организации работы на Западе А. Файоль, который выделял такие элементы так называемых административных операций: предусмотрение (планирование); организация; распоряжение; согласование; контроль.

Исследователь Ю. Тихомиров к функциям руководителя относит: организацию управленческой системы; выбор целей; прогнозирование; планирование; информацию; принятие решений; организационную и массовую деятельность; контроль; оценивание эффективности управления.

В. Афанасьев называет такие главные управленческие функции: изготовление и принятие управленческого решения; организация; регулирование и корректирование; учёт и контроль.

К этому перечню автор прибавляет ещё одну функцию, которая пронизывает весь управленческий цикл в целом. Это функция сбора и обработки информации.

В. Афанасьев и Ю. Тихомиров акцентируют внимание на относительности решения вышеупомянутых функций на основании деления по управленческим циклам, поскольку в реальной практике управления все эти функции неразрывно связаны между собою, или, иначе говоря, находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Психологи и социологи (в отличие от специалистов по управлению), выделяя функции руководителя, берут за основу классификации не только управленческий цикл, а всю структуру деятельности руководителя в трудовом коллективе. Руководителя рассматривают не только как исполнителя административной роли, а также принимают во внимание разнообразие социальных и воспитательных обязанностей, которые он выполняет.

Рассматривая общую структурную схему функций руководителя относительно организационных систем, В. Рубахин и А. Филиппов выделяют общие и специальные функции.

Общие руководящие функции:

- внедрение в жизнь решений государственных органов;

- определение цели и главных направлений деятельности, а также перспективы развития организации коллектива и производства в целом;

- создание сплоченного, трудоспособного коллектива;

- формирование рациональной организационной структуры;

- распределение функциональных обязанностей, имеющихся ресурсов и средств внутри коллектива;

- разработка и внедрение эффективной организации работы и управления.

Специальные функции - это планово-экономические, кадровые, технолого-управленческие.

Планово-экономическая функция связана с:

- определением потребности в человеческих и материальных ресурсах, контролем за их наличием и использованием;

- общей координацией деятельности подчиненных с целью обеспечения эффективного использования человеческих, материальных ресурсов, техники;

- прогнозированием возможных так называемых узких мест и планированием мер по их устранению;

- самоконтролем своей работы;

- социальным планированием производства в целом.

Кадровая функция связана с:

- комплектованием кадров и общим руководством кадрами относительно выполнения ими своих функциональных обязанностей;

- организацией работы с целью изучения кадров и определением перспектив их дальнейшего использования;

- обеспечением повышения квалификации кадров, оптимальных условий работы и техники безопасности;

- изготовлением системы морального и материального стимулирования подчиненных;

- устранением производственных конфликтов;

- заботой о бытовом обслуживании проблем сотрудников.

Технолого-управленческая функция охватывает:

- определение задач и оценивания производственной ситуации;

- определение способов и средств выполнения задач соответственно возможностям производственного коллектива (количества, квалификации, времени, материала, техники);

- принятие решений, определение задач подчиненным;

- осуществление координации в коллективе, в организации;

- контроль выполнения с определением задач;

- маневрирование имеющимися резервами;

- оценивание, подведение итогов, решение поставленных задач.

Как видим, предметом управленческой деятельности является прогнозирование, организация, администрирование, согласование и контроль. Особое значение в процессе реализации этих функций предоставляется процессам принятия решения, координации и связи всех звеньев производства.

Вообще деятельность руководителя, по мнению В. Рубахина и А. Филиппова, определяется двумя компонентами: руководящим, связанным с общей организацией деятельности производственного коллектива, и организационным, связанным с выполнением производственных задач, которые циклически повторяются.

Итак, управленческая деятельность является многоуровневой и разнообразной, сводится к непрерывному решению некоторой совокупности задач.

Каковы же общие психологические особенности этой деятельности?

1. Управленческая деятельность имеет социотехничный характер, связанный с управлением, руководством технико-технологическими системами и социально-производственными организациями.

2. Опосредованность и дистанцированность управления реальными объектами и процессами.

3. Большой объём и разнообразие оперативных задач и действий.

4. Неалгоритмический характер многих операций, которые связаны с дефицитом информации и деятельностью в условиях, которые часто изменяются.

5. Жёсткая детерминация частей операций временными параметрами организационной системы в целом.

6. Высокая психическая напряженность, связанная с большой ответственностью за принятие решений.

Заметим: деятельность руководителя в большей мере социально обусловлена. Она базируется на широком использовании социальной информации, а также социально-психологических знаний о коллективе, в котором осуществляется управление.

Выполняя свои функции соответственно разным интересам работников, каждый руководитель влияет на их поведение соответственно требованиям общества, вовлекает их в процесс общественного развития, управления, формирует общественное сознание и обеспечивает высокую эффективность деятельности каждого работника.

Некоторые исследователи отмечают, что эффективность деятельности руководителя зависит от трудоспособности и стабильности коллектива руководителей низового звена и качества взаимоотношений в коллективе.

Другие исследователи, например Л. Уманский, рассматривают организационную деятельность как конечную цепь в системе управления людьми. Он отмечает, что в первичном коллективе руководящая деятельность объединяется с организационной.

Первая функция организационной деятельности - интеграция индивидов путем ознакомления работников с общими задачами, целями, определение средств и условий их достижения, а также благодаря планированию, координации совместной работы, учёту и контролю.

Вторая функция - коммуникации. Имеется в виду налаживание горизонтальных коммуникаций внутри первичного коллектива и внешних вертикальных коммуникаций с высшими звеньями управления.

Третья и четвертая функции организационной деятельности - обучение и воспитание (в широком понимании).

Как отмечает Л. Уманский, в каждой конкретной организационной деятельности все вышеупомянутые функции находятся в единстве и взаимообусловленности.

Э. Кузьмин, И. Волков, Ю. Емельянов выделяют такие функции:

- административную (распоряжение по работе, координация индивидуальных действий и контроль за выполнением);

- стратегическую (определение целей и выбор методов их достижения, планирование и прогнозирование);

- экспертно-консультативную;

- коммуникативно-регулировочную;

- репрезентаций группы во внешней среде;

- дисциплинарную;

- воспитательную;

- психотерапевтическую.

А. Ковалев рассматривает такие функции руководителя:

- целеполагание;

- планирование и прогнозирование;

- согласование;

- стимулирование;

- контроль;

- воспитание.

По мнению Л. Бляхмана, содержание деятельности руководителя обнаруживается в таких его функциях:

- целеполагание;

- административно-организационная (формирование управленческих органов, распределение задач среди подчиненных, согласование их действий и контроль выполнения);

- экспертная (консультации работников и специалистов);

- дисциплинарно-стимулирующая (оценивание качества работы подчиненных, определение поощрений и штрафных санкций);

- репрезентативная (перед внешними организациями);

- воспитательно-пропагандистская (создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе, развитие способностей и инициатив подчиненных, отбор и размещение кадров, участие в обучении резерва на выдвижение).

Словацкий психолог И.Шипош считает, что содержание управленческой деятельности состоит в том, чтобы предусмотреть оптимальное действие системы организации и реализовать ее. Психология в сфере управления должна помочь прогнозировать поведение людей и обеспечить её оптимизацию.

Словацкий психолог Ф. Липтак так классифицирует все действия человека в системах, которые касаются и руководителя:

1. Человек действует в смешанных системах и большей частью является элементом многих систем, но её взаимосвязи различаются по параметрам времени и пространства.

2. С организационной точки зрения каждый человек проявляется в трёх аспектах:

- аутоорганизации (человек организовывает себя сам);

- суборганизации (как организатор других систем и подсистем);

- метаорганизации (человек сам является предметом организации других людей, которые его организовывают).

3. Во время решения задач по организации труда необходимо принимать во внимание такие два момента:

- способность человека быть элементом какой-нибудь системы (личностные характеристики);

- условия, по которым человек может действовать как такой элемент.

На любом уровне системы создаются механизмы регуляции. Психологов должны интересовать именно те системы, которыми управляет человек.

Системы, которыми управляют люди, разделяют на два типа:

- управление техническими средствами (человек-машина);

- управление социально-экономическими системами (человек-человек).

Второй тип управления наиболее сложный, поскольку личности, которыми управляют (как единицами), имеют определенные способности управлять, свои собственные цели, принимают свои решения.

Соответственно двум типам управления, возникает двойная стратегия регулирования системы (которая относится к функции руководящей деятельности):

- Биотехнологическая - которая принимает во внимание материальную среду отдельного работника и базируется на объективных критериях, которые можно измерять;

- Психосоциологическая - направленная на модификацию коллективной деятельности общественно-профессиональных групп, которые в целом создают коллектив предприятия.

В психологической литературе имеются и другие перечни функций руководителя, которые в той или иной мере отличаются от приведенных.

Актуальной задачей является анализ функций руководителя на основании эмпирических исследований.

Одну из первых попыток такого подхода сделали А. Журавлёв, В. Рубахин, В. Шорин, которые обнаружили двенадцать функций руководителя по оценкам самих руководителей и поделили их на две группы:

- производственные;

- социально-психологические.

Было выявлено, что руководители разных уровней уделяют производственным функциям больше внимания, чем социально-психологическим. Однако руководители среднего звена (например начальники цехов) в сравнении с низовым звеном управления представляют несколько большее значение социально-психологическим функциям. С возрастом руководителей и стажем работы также возрастает их внимание к социально-психологическим факторам.

В исследовании, проведенном Л. Почебут, функции руководителя в производственном коллективе были разделены на два вида:

- технологические - производственно-технологические (профессиональные -специально-профессиональные);

- психологические - социально-психологические.

В процессе выполнения производственно-технологической функции руководитель выступает как специалист конкретного производства, решает задачи в границах системы "человек-техника". Под социально-психологическими функциями понимают все те функции, которые реализуются в системе "человек-человек". С целью детализации структуры социально-психологической функции был проведен анкетный опрос 232 руководителей разных уровней (от мастеров до начальника цеха) объединения "Светлана". С помощью корреляционного и факторного анализов была выявлена структура социально-психологических функций деятельности руководителей, которая содержит такие составляющие:

- информационная;

- организационная;

- социальная;

- принятие решений.

В любой из функций отмечался центральный признак (так называемое ядро функции), который тесно коррелировал со всеми признаками определенной функции и обязанностями руководителя.

Вызывает интерес работа А. Китова, в которой поднимается вопрос о так называемых блоках социальной активности руководителя (совещание, изучение документов, приём посетителей и т.п.), которые рассматриваются как эмпирические единицы деятельности. А. Китов отмечает, что в каждой такой единице деятельности можно выделить три теоретических единицы деятельности:

- диагностика и прогнозирование, то есть изучение состояния дел и планирование их хода в будущем;

- изготовление программы действий подчиненных, которая направляла бы эту деятельность в нужном направлении;

- побуждение подчинённых к выполнению определенной программы.

Удельный вес указанных единиц деятельности в зависимости от ситуаций разная.

Харьковские социологи обнаружили, что руководители низового звена очень мало внимания уделяют освоению и внедрению передовых методов работы, рационализаторской деятельности, повышению квалификации своих подчинённых, и общему образованию, а также своего собственного и повышению культурно-политического уровня. В среднем на это приходится шесть минут на день. А именно работа такого плана прежде всего определяет квалификацию руководителей низового звена, приводит к снижению эффективности в деятельности первичного коллектива.

Знание функций и обязанностей должны совпадать с моральной готовностью руководителя их выполнять. Тогда официальные требования будут подкрепляться собственной требовательностью к себе.

Анализируя структуру деятельности руководителя, нужно также принимать во внимание и субъективные элементы, то есть собственные потребности руководителя в такой деятельности, и формирование на их основе системы отношений к своей работе, к себе, подчиненных и руководителей высшего звена. Как свидетельствуют специальные исследования, показатель активности руководителей в общении и контактах с подчиненными, в информировании, принятии решений существенно зависит от содержания работы руководителя и опытности, степени самостоятельности в выполнении тех или других функций. Например, в границах управления цехом была выявлена высшая удовлетворенность специальных потребностей в руководстве (принятии решений, прогнозировании, контроле), но меньшую удовлетворенность потребностей в неспецифичной деятельности - в контактах и общении с подчиненными.

Итак, с повышением уровня руководства в структуре деятельности руководителя происходит перераспределение его компонентов и функций к расширению самостоятельности в принятии решений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...