Глава II. Музыкальная система, нотация звуков
Глава II. МУЗЫКАЛЬНАЯ СИСТЕМА, НОТАЦИЯ ЗВУКОВ § 4. Музыкальная система Музыкальной системой называется комплекс определенным образом отобранных звуков различной высоты, в совокупности образующих материальную основу музыки. Музыкальная система является основой различных музыкальных строев, точно регламентирующих соотношения ее звуков в виде отношений чисел колебаний (подробнее о строях сказано выше (см. § 3). Общепринятая ныне в подавляющем большинстве стран мира (в том числе и в Советском Союзе) хроматическая музыкальная система сложилась в Европе в основном уже к началу XVII столетия. Она представляет собой результат творческой деятельности композиторов и исполнительской практики той эпохи. Хроматическая система является следствием исторического развития музыкального искусства. На более ранних этапах этого процесса музыкальная система была иной. Так, например, еще в глубокой древности в основе многих античных ладов лежал диатонический тетрахорд* [Этот термин образовался от слияния двух греческих слов, которые в буквальном переводе означают: «четыре» (tetra), «струна» (hоrdе). Подробнее о тетрахордах см. в главе «Лад и тональность»], то есть четырехзвучная последовательность в диапазоне кварты. Естественно, что впоследствии — по мере развития музыкальной практики — понадобилось расширение диапазона и, соответственно, увеличение звуковых ресурсов, и тогда стали соединять два соседних тетрахорда в одну систему слитным или раздельным способом. Слитно в данном случае означает, что верхний звук нижнего тетрахорда одновременно является нижним звуком верхнего тетрахорда, а раздельно — когда между тетрахордами есть разделяющий их диатонический тон. Слияние двух тетрахордов привело к образованию диатонических ладов.
Среди множества существующих современных музыкальных инструментов лишь фортепиано и орган обладают полным диапазоном* [Диапазоном называется общий звуковой объем певческого голоса, какого-либо музыкального инструмента, а также звукоряда, мелодии и т. д., определяемый интервалом между самым низким и самым высоким звуками данного голоса, инструмента т. д. ], содержащим в себе практически все музыкальные звуки, в той или иной мере используемые в любых произведениях самых различных жанров. Наиболее наглядное представление об этом дает хорошо всем известная фортепианная клавиатура, насчитывающая — на концертных инструментах — 88 клавишей (52 белых и 36 черных — от ля субконтроктавы до до пятой октавы*[На некоторых роялях и пианино бывает только 85 клавишей (сокращение делается за счет изъятия трех самых высоких звуков, весьма редко встречающихся в музыкальной литературе. ] В настоящее время встречаются отдельные концертные рояли, имеющие 92 клавиши (54 белых и 38 черных) — за счет добавления еще четырех звуков в нижней части клавиатуры, доходящей, таким образом, до фа субконтроктавы. ). Относительная ограниченность звуковысотного диапазона многих инструментов (а также певческих человеческих голосов) в музыкальной практике преодолевается сведением их в ансамбли, а также в оркестры (или хоры). Несмотря на такое большое количество употребительных в музыке звуков, различных названий этих звуков существует только семь, и каждое из них представляет собой ту или иную ступень диатонического звукоряда. Эти семь звуков, имеющих собственные раз и навсегда закрепленные за ними наименования, являются основными ступенями музыкальной системы. Они расположены в строго определенном порядке и соответствуют семи взятым подряд белым клавишам фортепиано, которые в такой же периодически повторяющейся последовательности размещаются по всей клавиатуре.
§ 5. Системы названий звуков. Развитие нотации В настоящее время существуют две общеупотребительные и равноправные системы названий звуков: буквенная и слоговая. Исторически раньше — еще у древних греков — возникла буквенная (на основе национальной письменности) система, которая широко применялась ими и была достаточно развитой. Начиная примерно с VI века наряду с греческими буквами в нотации стали использоваться также буквы латинского алфавита, а к X столетию они полностью вытеснили греческую систему названий и обозначений звуков. В средние века семиступенный диатонический звукоряд строился от звука ля по следующей схеме (что в нашем понимании соответствует гамме фригийского лада). 2 Поэтому за образующими его тонами, начиная от ля, и закрепились в качестве буквенных обозначений ступеней первые семь букв латинского алфавита — А (а), В (b), С (с), D (d), Е (е), F (f), G (g), соответствующие (по современной слоговой системе обозначений) звукам Ля (ля), Си-бемоль (си-бемоль), До (до), Ре (ре), Ми (ми), Фа (фа) и Соль (соль). Когда же впоследствии произошло изменение строя и основным тоном звукоряда стал звук С (До), то для обозначения нового звука, возникшего на VII ступени, стали использовать очередную букву латинского алфавита — Н (h), соответствующую звуку Си (си). Слоговая система названий музыкальных звуков основана на начальных слогах первых шести строчек средневекового римского католического гимна в честь св. Иоанна (легендарного покровителя певцов), сочиненного около 700 года Павлом Диаконом* [Текст гимна «Sancte Johannes» во времена средневековья был широко распространен, и в XI веке использован итальянским музыкантом, теоретиком и педагогом Гвидо д'Ареццо для усовершенствования музыкальной нотации. ] Как видно из нотного текста, каждый стих этого гимна начинается тоном выше предыдущего. Исключение составляет четвертый стих, начинающийся выше третьего только на полтона. Мелодия же гимна в целом ограничивается диапазоном большой сексты. В IX—X веках такой диапазон был свойствен большинству культовых мелодий. В силу этого основным звукорядом вначале был шестиступенный звукоряд — гексахорд (с полутоном посредине). Последующее развитие музыки и расширение диапазона звукоряда потребовало установить название для следующей по порядку — седьмой — ступени. Ее название — си — сложилось из соединения начальных букв слов Sancte Johannes (si) и по буквенной системе соответствовало наименованию H.
Гексахорды практически могли строиться от любых звуков. Переходы из одного гексахорда в другой осуществлялись посредством мутации (то есть перемены в ладовом значении [самих] тонов): Примечание: В данном примере буквенная нотация соответствует абсолютной высоте звуков, обозначенных нотами. Слоговые же названия ступеней, помещенные в рамках, не все соответствуют обозначенной высоте; некоторые из них имеют лишь относительное значение (то есть по отношению к данному гексахорду). Окружностью обведены ноты, изображающие звуки одной и той же высоты, но записанные в разных ключах. Приведенные выше слоги назывались сольмизационными, так как нижний гексахорд был заключен между звуками соль и ми. При сольмизации*[В настоящее время термин «сольмизация» приобрел другой смысл: так называют произнесение слоговых названий звуков без интонирования их звуко-высотных соотношений, но с соблюдением метроритмического рисунка и дирижированием. ] название звуков имело лишь относительное значение: абсолютная высота изменялась, а сохранялись лишь однажды установленные интервальные соотношения звуков. Они использовались при пении (сольмизации), обозначая те или иные ступени, конкретное звучание которых зависело от высоты начального тона. В XVII веке относительная сольмизация вышла из употребления, и каждый из слогов был закреплен только за каким-либо одним точно определенным звуком (в рамках каждой октавы). Во второй половине XVII столетия итальянским теоретиком Бонончини (1642—1678) неудобный для распевания слог ут (ut) был заменен слогом до. Именно в таком виде слоговая система названий основных ступеней диатонического звукоряда — до, ре, ми, фа, соль, ля, си — получила широкое распространение и существует и поныне.
Обе системы — буквенная и слоговая — не противоречат друг другу, и каждая из них в настоящее время находит себе практическое применение. Если в романских странах (например, Италии, Франции) укоренилась слоговая система, то в Германии, Англии, Швейцарии и некоторых других принята в качестве основной буквенная система*[Заметим при этом, что в самой Англии и других англоязычных странах в йотации не применяется буква Я (Л) и звук си обозначается буквой В, а си-бемоль — В flat (то есть мягкое Си). ] В нашей стране используются обе системы: в музыкально-учебной практике и в речевом обиходе применяются преимущественно слоговые названия звуков, а в музыковедческой литературе чаще встречаются буквенные названия, которые короче и потому удобнее, особенно при обозначении тональностей. На фортепианной клавиатуре перечисленным выше звукам, являющимся основными ступенями звукоряда, соответствуют следующие клавиши (они обозначены как в буквенной, так и в слоговой системе):
Имевшая широкое распространение в эпоху античной культуры и раннего средневековья буквенная запись звуков позволяла точно обозначать лишь высоту самих звуков, но их длительность при этом не фиксировалась вовсе. К тому же этот способ оказался малопригодным для записи начавшей развиваться в ту пору многоголосной музыки. В период примерно с VIII по XI век использовалась также так называемая невменная*[Невмы (от греч. neuma) — особые графические знаки, помещавшиеся над словесным текстом и напоминавшие исполнителям общие контуры мелодического движения в известных им песнопениях. Невмы ведут свое происхождение от юбиляций — мелизматических украшений, использовавшихся в григорианском пении, до сих пор являющемся музыкальной основой католического богослужения. ] нотация, но она была весьма несовершенной, поскольку не фиксировала точных звуковысотных соотношений, а лишь указывала (правда, достаточно наглядно) направление развития мелодии. Вот некоторые образцы невменных знаков: Древнерусским эквивалентом невменного письма были «крюки» или «знамёна», а также так называемая кондакарная нотация. Древнейшие памятники русского крюкового письма относятся к концу XI — началу XII века. Приводим некоторые образцы крюков (знамён):
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|