Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

16 [Allegretto, quasi doppio movimento]  С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»




16 [Allegretto, quasi doppio movimento]           С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»

следует исполнять:

17 [Allegretto, quasi doppio movimento]           С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»

написано:      [Adagio = 48]                                  С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»

 

исполняется: [Adagio = 48]                                       С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»

 

§ 9. Начальная черта. Акколада

В начале каждой строчки (нотоносца) обязательно ставится ключ. Если ноты написаны только на одном нотном стане, то перед ключом никаких обозначений, как правило, не делается. Если же музыка записана на двух и более строках, то в начале строк (перед ключами) вертикально проводится тонкая, так называемая начальная черта, общая для того количества нотоносцев, которое потребовалось для изложения данного произведения, а слева от нее (тоже вертикально) ставится жирная прямая или фигурная скобка, объединяющая два или несколько нотных станов в единую систему. Эта скобка называется акколадой. Для таких инструментов, как фортепиано, орган, фисгармония, арфа и челеста, акколада делается фигурной и охватывает две-три строки, а для различных ансамблей, хора и оркестра она делается прямой и может охватывать большее количество строк.

20                                 21                          22

 

§ 10. Производные ступени. Знаки альтерации

Выше уже говорилось, что из двенадцати звуков равномерно-темперированной системы семь диатонических ступеней, соответствующих белым клавишам фортепиано, считаются основными и имеют собственные названия. Остальные звуки (на фортепианной клавиатуре они в большинстве случаев соответствуют черным клавишам) являются производными. Они возникают в результате повышения или понижения соседних с ними основных ступеней на полтона или на тон.

Повышение или понижение диатонических ступеней называется альтерацией. Знаки, указывающие на повышение или понижение данного звука, называются знаками альтерации. Их всего пять:

1) диез ( ) — указывает на повышение звука на полтона;

2) дубль-диез (двойной диез, обозначается — ) — указывает на повышение звука на целый тон (или два полутона);

3) бемоль ( ) — указывает на понижение звука на полтона;

4) дубль-бемоль (двойной бемоль, обозначается —  или )— указывает на понижение звука на целый тон (или два полутона);

5) бекар (буквально — отказ, обозначается — ) — указывает на отмену действия любых предыдущих знаков альтерации, то ест. восстанавливает звучание основной ступени в ее первоначальном виде*[В старых нотных изданиях встречается еще знак  (дубль-бекар, который ставился после дубль-диеза или дубль-бемоля), а также комбинации из разнородных знаков —  или , восстанавливающие, соответственно, диез или бемоль после дубль-диеза или дубль-бемоля. В настоящее время этими обозначениями не пользуются, поскольку принято считать, что всякий новый знак альтерации снимает действие предыдущего. ] Все знаки альтерации пишутся слева точно против ноты, к которой они относятся.

Знаки альтерации, выставленные при ключе, называются ключевыми и действуют на соответствующий звук во всех октава до конца пьесы или до перемены ключевых знаков.

Знаки альтерации, выставленные при отдельных нотах, называются неключевыми и действуют на звук, перед которым, стоят, только в данной октаве и в пределах одного такта. Тактовая черта аннулирует действие всех неключевых знаков альтерации, поэтому в следующем такте (в случае необходимости) их надо ставить снова.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...