Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Ожидания участников группы.




1. Ожидания участников группы.

Успех путешествия определяется целым комплексом условий: правильно построенный маршрут, физическая и техническая подготовка участников, оснащение группы снаряжением, питанием, медикаментами, соблюдение правил безопасности и даже благоприятная погода. Но само понятие " успех" выражает субъективное отношение человека к событиям. То, что одному кажется успехом, другого оставляет безразличным, а для третьего выглядит неудачей. Все зависит от того, чего человек ждал, как заранее представлял себе поход. Каждый человек подходит к оценке со своей меркой, которая может не совпадать с меркой другого.

 Путешествие, чтоб быть успешным, должно оправдать надежды его участников. Но, отправляясь в путешествие, каждый кроме надежд имеет опасения неблагоприятного развития событий и если какие-то из них оправдаются, это может свести на нет успех похода. Значит:

- путешествие должно оказаться не ниже уровня положительных надежд;

- в нем не должны осуществиться опасения участников.

 Прогноз на путешествие и его влияние на поведение человека.

Ожидания в значительной степени определяют поведение и взаимоотношение членов группы. Ожидания, предъявляемые к туризму, можно классифицировать следующим образом:

спортивные: - преодоление природных трудностей и достижение целей; - преодоление себя моральное и физическое;

развлекательные: - эстетико-познавательные; - романтические; коммуникативные; - отвлечение от проблем; - дань моде.

В зависимости от этих ожиданий формируется личный вероятностный прогноз и происходит формирование в группы с одними людьми и противопоставление другим. Вероятностный прогноз складывается из положительных ожиданий и опасений, что они не сбудутся. В зависимости от жизненного опыта и личных особенностей в сознании человека складываются положительная и отрицательная модели ситуации. (Приложение 1).

Положительная и отрицательная модели. Вероятностный прогноз.

Сталкиваясь с реальностью, человек оценивает ее, сопоставляет с обеими моделями. Ситуация, совпадающая с положительной моделью, вызовет у него удовольствие. Но такое бывает достаточно редко, обычно какие-то ожидания сбываются частично или не сбываются совсем. Тем не менее, общее впечатление от похода будет положительным, если несбывшиеся ожидания были компенсированы превышением других. Например, даже очень плохая погода может быть компенсирована хорошими отношениями в группе, присутствием в ней интересного человека. И наоборот, вполне благополучное путешествие покажется скучным, если в нем человек не столкнется с приятными неожиданностями.

Если события принимают нежелательный оборот, ситуация приближается к отрицательной модели. Когда характер опасности человеку не ясен, и он не может противопоставить ей защитный шаблон, он остро переживает свою неподготовленность к опасности. В такой ситуации человек испытывает чувство напряжения, растерянность, страх и его реакция может оказаться резко повышенной. Например, отстав от группы, неопытный турист вместо трезвого анализа ситуации начинает бессистемно и поспешно действовать и в результате окончательно теряет ориентировку. Или в личных отношениях чужой поступок или двусмысленное высказывание может вызвать очень бурную реакцию. Если одинаковые опасения имеют несколько человек, это усиливает их готовность к необоснованным реакциям – сомнения " А туда ли мы идем? ", высказанные вслух и поддержанные еще кем-то могут без каких-либо оснований превратиться в уверенность: " Мы явно идем не туда! ".

По мере накопления походного опыта вероятностный прогноз претерпевает существенные изменения: с годами обе модели конкретизируются, пополняются деталями. Положительная модель сдвигается на уровень лучших результатов предыдущих походов. Но чем больше определенности в прогнозе, тем меньше возможности для неожиданности, поэтому эмоциональная окраска последующих походов снижается, а самое яркое впечатление оставляет первое путешествие.

При накоплении опыта детализируется и отрицательная модель – человек противостоит неприятностям более уверенно, спокойно и организованно и влияние отрицательной модели на поведение становится менее заметным.

 

2.    Первичные группы.

Между людьми, имеющими сходные ожидания, легче устанавливаются взаимоотношения, происходит их сближение и объединение в первичную группу. Такая группа не имеет официальной структуры, непостоянна по времени и составу. Чем крупнее туристская группа, тем больше образуется в ней таких малых групп. Их выделению способствует территориальное (палатка) или функциональное (лодка, связка) объединение. В каждой малой группе происходит противопоставление остальным, подразделение на " мы" и " они". Такое размежевание не исключает сотрудничества, которому способствует интерес к другим группам и их представителям, а также желание привлечь внимание к себе, произвести впечатление. Признание у окружающих, внешний престиж – обязательное условие внутригруппового благополучия.

 Состав:  Лидер. В центре каждой малой группы обозначается лидер – самый влиятельный член группы, организующий ее деятельность, выразитель общих интересов. Он может выдвигаться изнутри, а может доминировать с самого начала, собирая группу вокруг себя. Лидер может быть постоянным, независимо от вида деятельности группы, а может выдвигаться ситуативно, на каждый вид деятельности (на маршруте, на биваке, у костра).

Тип лидерства. В зависимости от характера, стиля различают два типа лидерства: авторитарное и демократическое. Авторитарный лидер резко доминирует над остальными, пользуется непререкаемым авторитетом. Нередко он не считается с чужим мнением и даже не интересуется им, но такое возможно пока сама группа принимает и поддерживает такую систему отношений. Суть авторитарного лидерства в подчинении каждого единой воле лидера и подавлении или ограничении личной инициативы. Демократического лидера распознать в группе непросто, бывает, что он сам не знает о своих лидирующих функциях или не признает их. Такой лидер не выдает готовых решений и не подавляет чужую инициативу. Наоборот, способствуя активности каждого члена группы, сам только манипулирует их предложения и мнения. Суть демократического лидерства в гармоничном объединении усилий каждого и максимальному развитию личной инициативы.

           На первый взгляд демократический тип лидерства предпочтительнее, однако, бывают такие ситуации (в критической обстановке), когда демократический лидер оказывается несостоятельным, так как нет времени для дебатов и размышлений, а требуется безраздельная вера и полное подчинение руководителю. Поэтому оптимальным является соединение обоих типов в пропорции, соответствующей обстановке, свойствам самого лидера и составу группы.

           Референтная группа. Малая группа, любое объединение, которое предполагает непосредственный личный контакт между входящими в него людьми. Каждый человек одновременно является членом нескольких малых групп. группа, мнением которой он дорожит и старается сохранить принадлежность к ней – референтная группа.

Социальный контроль. Группа воздействует на своих членов и обеспечивает соблюдение ими групповых норм разными способами (положительные – одобрение, поощрение, отрицательные – от подшучивания до физического воздействия), т. е. осуществляет социальный контроль.

Адаптации к групповым требованиям. Если групповые нормы не соответствуют личным нормам человека, попавшего в нее, он приспосабливается к пребыванию в ней. Человек может сознательно временно принять эти нормы, сохранив внутреннюю приверженность прежним принципам. Другой вариант адаптации – стихийный внутренний отказ от прежних норм в пользу групповых (правда, они могут также легко уступить место следующим). Но если человек не может поступиться своими принципами или если мнение группы для него несущественны, он идет на прямое игнорирование групповых норм и ожиданий группы. То есть человек соизмеряет свои поступки со своими личными нормами и нормами, принятыми в конкретной среде. Если личные нормы у него достаточно высоки, он будет достойно вести себя независимо от условий и обстоятельств.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...