Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.2. Культурно-исторические основания регионализации Беларуси




1. 2. Культурно-исторические основания регионализации Беларуси

 как условие развития современного туризма

В начале XXI века развитию туризма в Республике Беларусь уделяется повышенное внимание. Туризм рассматривается как перспективный источник привлечения в страну валютных поступлений, как средство популяризации белорусского природного потенциала и историко-культурного наследия, а также как отрасль экономики, создающая новые рабочие места. От белорусской туристической индустрии в первую очередь ждут развития въездного и внутреннего туризма. Решение этой задачи потребует не только создания соответствующей инфраструктуры. В первую очередь необходимо глубокое изучение отечественных туристических ресурсов и их позиционирования на международном и внутреннем рынке [11, с. 69-70].

Реализация указанной задачи неизбежно потребует определенного «туристического районирования» Беларуси. С точки зрения рынка крайне необходимо, чтобы белорусские регионы обладали ярко выраженным своеобразием, способствующим «потреблению места» [11, с. 58 - 59]. В противном случае, воспринимаемая как однородное пространство Беларусь не сможет диверсифицировать свой туристический рынок, стимулировать развитие внутреннего туризма и расширять въездной туризм. Страна будет восприниматься на туристическом рынке с точки зрения однотипных турпродуктов [11, с. 51- 52].  В плане физической географии районирование Беларуси является очевидным лишь для профессиональных географов. Для массового потребителя туристических продуктов, ориентированного на классический туризм «Трёх S» (Sea, Sun, Sand - море, солнце и песок), природно-климатические различия даже между белорусскими Полесьем и Поозерьем являются практически незаметными. Лишь конструирование фундированных культурно-историческим наследием туристических регионов позволит диверсифицировать белорусский внутренний туристический рынок и сформировать туристские «еврорегионы», связанные с европейским туристским рынком по примеру туристических направлений в странах «Вышеградской группы» (Венгрия, Польша, Словакия, Чехия). [11, с. 62- 64].

К сожалению, отечественная наука никогда не осуществляла подобные исследования. В советский период эту нишу занимали две дисциплины: краеведение и экономическое районирование. Неудивительно, что в конце ХХ века попытка выйти на новый теоретический уровень изучения «локального» осуществлялась за счет их синтеза в рамках регионалистики - междисциплинарного научного направления, с определенными практическими экспликациями, которое делает в нашей стране лишь первые шаги. Поэтому изучение культурно-исторической регионализации Беларуси как условия развития современного туризма представляется крайне актуальным.

Выделение на территории Беларуси туристических регионов является далеко не таким самоочевидным, как это может показаться на первый взгляд. Первый шаг в этом направлении был сделан 18 июня 2004 г., когда Постановлением Совета министров Республики Беларусь № 730 было утверждено «Положение о порядке создания туристических зон и ведения Государственного кадастра туристических ресурсов Республики Беларусь». Показательно, что изначально создание туристических зон не предполагало какой-либо научной разработки данной проблемы. Согласно пункту 3 указанного Положения туристические зоны создавались «по предложению органов государственного управления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей». Насколько позволяет судить текст «Положения о порядке создания туристических зон и ведения Государственного кадастра туристических ресурсов Республики Беларусь» первоначально планировать выделить в качестве туристических зон лишь отдельные территории в рамках действующего административного деления республики.

Однако низкая активность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей привела к тому, что органы государственного управления вынуждены были осуществить туристское районирование Беларуси исходя исключительно из собственных соображений. В результате, Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 573 от 30 мая 2005 г. «О создании туристских зон» вся территория страны была разделена на 27 туристских зон различной специализации. Были выделены следующие типы туристских зон: туристско-рекреационные, культурно-туристские, транзитно-туристские и [собственно] туристские. Их размещение представлено в Таблице 1.

Очевидно, что почти половина туристских зон республики позиционирована как «культурно-туристские». Это город Минск, Гомельская и Гродненская области и почти вся Витебская область.  Не выделена туристская специализация в  туристских зонах Минской и Могилевской  областей [5, с. 17].

 

Таблица 1. 1

Типы туристских зон в областях РБ

Осуществленное по инициативе Министерства спорта и туризма туристическое районирование Беларуси стало огромным шагом в определении перспектив развития отечественной туристической индустрии. Оно пошло намного дальше «Положение о порядке создания туристических зон…» 2004 г., не предполагавшего развития туризма на всей территории страны и трактовавшего туристские зоны сугубо локально. Главным критерием государственного туристского районирования Беларуси в 2005 г. стал территориально-административный принцип. Он позволял надеяться на эффективность государственного управления и контроля за развитием региональной туристической индустрии, но не учитывал специфику региональных туристических ресурсов. Например, в Гродненской области такие природные рекреационные туристические ресурсы, как Беловежская, Липичанская и Налибокская пущи оказались разделенными между несколькими туристскими зонами и даже областями. Тесно связанный с этнографической и историко-культурной точки зрения с Лидским районом Вороновский район оказался включенным в Новогрудскую туристскую зону. В результате, большинство туристских маршрутов в рамках утвержденных туристских зон Гродненской области оказалось «транзитными» - проходящими по территории двух зон, что ставит под сомнение саму идею самодостаточности каждой туристской зоны, как уникального места отдыха или посещения. [10, с. 272-277]

Не случайно, что первое же крупное научное исследование по проблемам туристского районирования Беларуси, осуществленное А. И. Локотко, отошло от утвержденной на государственном уровне модели. Минский исследователь предложил следующие «локальные районы комплексного историко-культурного наследия, как основы для организации туристско-рекреационных зон»:

· Центральный регион, включающий 9 локальных регионов;

· Поозерье (Подвинье) - 6 локальных регионов;

· Поднепровье - 4 локальных региона;

· Полесье (Поприпятье) - 8 локальных регионов;

· Понеманье - 12 локальных регионов [10, с. 469 - 470].

Насколько позволяет судить текст монографии Локотко, предложенное деление во многом опирается на исследования известного белорусского ученого В. С. Титова. В 1984 г. Титов, преимущественно на основе анализа артефактов народной культуры и этнографических источников второй половины XIX - начала XX обосновал существование в Беларуси следующих «историко-этнографических регионов»: Северный регион (Поозерье), Восточный регион (Поднепровье), Центральный регион, Северо-Западный регион (Понеманье), Восточное Полесье, Западное Полесье [19, с. 152].

Следует отметить, что районирование Титова является сугубо этнографическим. Оно ограничено сферой народной культуры - т. н. «низовой культурой сельского населения» и, являясь значительным шагом в развитии белорусской этнографии, вряд ли может безоговорочно приниматься как основа для выделения туристских регионов современной Беларуси. К сожалению, как туристический ресурс, народная культура Беларуси не обладает такими важнейшими характеристиками, как известность и доступность. Поэтому, принимая за основу модель Титова, Локотко наполняет ее принципиально иным содержанием, делая акцент на архитектурных и исторических памятниках. То есть, в качестве «структурообразующих туристических ресурсов» при выделении туристских зон предлагаются архитектурные памятники высокой, элитарной культуры, несущие на себе отпечаток «больших стилей»: готики, ренессанса, барокко, классицизма и модерна. [19, с. 18]

Альтернативная модель туристского районирования Беларуси была предложена в 2008 г. научным коллективом под руководством И. И. Пирожника. Ученые выделили на территории Беларуси 18 рекреационно-туристских зон, которые различаются «специализацией и концентрацией рекреационно-туристского обслуживания», туристским спросом, уровнем развития санаторно-курортного и туристского обслуживания. С этой точки зрения наиболее развитыми были признаны Минский и Молодеченско-Нарочанский рекреационно-туристские районы [19, c. 29 - 30].

Очевидно, что модель научного коллектива под руководством Пирожника является наиболее продуманной с точки зрения туристской индустрии. Она учитывает специфику природных и антропогенных туристических ресурсов, а также уровень развития туристической индустрии. К недостаткам данной модели следует отнести нарушение современного территориально-административного деления республики. В результате, четыре районы Гродненской области оказались в составе рекреационно-туристских районов Брестской и Минской областей. При этом все варианты туристского районирования Беларуси лишены образности, не обладают качествами столь ценимого на рынке «бренда».

Конечно, сложно ожидать от белорусских регионов самоочевидного своеобразия, подобно французским провинциям или немецким землям. Лишь Полесье обладает общепризнанной в научной и популярной литературе уникальностью, в том числе и с точки зрения развития «этнического туризма». Большинство исторически зафиксированных в истории Беларуси «региональных топонимов» являются экзогенными по своей природе - репрезентациями европейских интеллектуалов и политиков Нового времени. Это в равной мере относится как к «цветным названиям» Белая Русь и Черная Русь, так и к «политико-цивилизационной поляризации» на Восточную и Западную Беларусь. Не случайно, что попытка уйти от чисто административных названий приводит к актуализации в названии белорусских туристской регионов однотипных природных особенностей: Брестская область (Западное Полесье, Побужже), Витебская область (Подвинье, Поозерье), Гомельская область (Восточное Полесье, Посожже), Гродненская область (Понеманье), Могилевская область (Поднепровье). Подобного рода «бренды» ни как не отражают историко-культурного наследия определенных белорусских регионов. Между тем, в половине официально утвержденных туристских зонах Беларуси ставка сделана именно на культурно-историческое наследие. Однако для успешного продвижения на рынок региональных туристских услуг имеет значение не только степень сохранности культурно-исторических туристических ресурсов, но и их привлекательность в глазах туристов. Последнего можно достигнуть лишь с помощью научно обоснованного «мифотворчества» на базе представленного в том или ином регионе культурно-исторического наследия: как аутентичного, так и реконструированного и воссозданного. Только грамотный «семиозис пространственных мифов» придаст белорусским туристским регионам искомые черты уникальности и привлекательности [11, с. 272-277].

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...