Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приложение А. Обзорная экскурсия по г. Логойску. 2. Технологическая карта экскурсии. 3. Контрольный текст экскурсии. Введение




Приложение А

Обзорная экскурсия по г. Логойску

1. Схема маршрута

 

 

2. Технологическая карта экскурсии

Название экскурсии: “ Обзорная экскурсия по г. Логойску ”.

Тип экскурсии: познавательный

Вид: пешеходная

Состав: группа

Продолжительность: 3 часа

Протяженность: 4 км.

Цель экскурсии: формирование познавательной активности, а также ценностных ориентации личности.

Задачи экскурсии: познакомить экскурсантов с историей Логойского р-на и г. Логойска. Посетить родовое гнездо графов Тышкевичей.

Общие методические указания:

- экскурсия должна быть яркой, нести большой эмоциональный заряд;

- необходимо донести до аудитории атмосферу того или иного исторического промежутка времени;

- экскурсия требует умелого сочетания общего и локального материала, правильной его дозировки;

- экскурсовод должен дифференцированно подходить к изложению материала, учитывая состав группы, профессиональные особенности, уровень подготовки.

Объекты показа:

1. Логойский историко-краеведческий музей имени Константина и Евстафия Тышкевичей

2. Православная Свято-Николаевской церковь

3. Святой источник у Свято-Николаевской церкви

4. Парк с руинами замка Тышкевичей

 

3. Контрольный текст экскурсии

Введение

Логойск – районный центр Минской области, расположенный в 40 километрах севернее Минска в пойме реки Гайны. Местность, в которой расположен город, радует туристов своими живописными пейзажами.

Логойск – один из самых древних городов Беларуси с интересной, наполненной загадками и тайнами историей. И хотя время дает подсказки к некоторым их них, тем не менее, вопросов без ответов, не становится меньше.

Первое письменное упоминание о Логожске (древнее название города) относится к 1078 году. Но время возникновения поселения подтвердили и уточнили данные археологических раскопок. Ученые пришли к выводу, что «оно возникло раньше, чем известия о Логойске попали в письменный источник», а это значит, что наш райцентр намного старше.

К сожалению, нет подробных описаний поселения того времени. Тем не менее П. М. Шпилевский говорит о древнем городе так:

«Займаў вялікую прастору, быў вельмі ўмацаваны, абнесены высокімі валамі і меў цудоўны каменны замак, вакол якога было некалькі малых замкаў, або астрогаў».

Конечно же, современный город значительно отличается от старого, но одна достопримечательность объединяет разные исторические эпохи – логойские родники. На протяжении столетий к ним приезжают люди, чтобы излечить больное тело и успокоить душу. Это настоящее богатство логойской земли.

Не меньшим сокровищем является и сама история Логойщины, интересующая и волнующая многих. Замечательно, что в Логойске создан и результативно действует музей. Но по-прежнему актуальными остаются многие вопросы, связанные с реставрацией парка, восстановлением замка Тышкевичей, необходимостью более подробного изучения культурного слоя при археологических раскопках, поиском святынь и потерянной коллекции.

 Возможно, время подскажет ответы, и некоторые тайны будут раскрыты.

Чтобы ближе познакомиться с историей города, а также бытом, повседневной жизнью, обрядами и традициями жителей Логойска, необходимо заглянуть в Логойский историко-краеведческий музей имени Константина и Евстафия Тышкевичей.

 

Логойский историко-краеведческий музей имени Константина и Евстафия Тышкевичей

Решение о создании этого музея было принято районным исполнительным комитетом в 2000 г. Рабочая группа по созданию районного музея начала свою деятельность в 2003 году.

Было принято решение присвоить музею имена графов Тышкевичей поскольку в течение нескольких столетий, начиная с 1528 года, древний Логойск был во владении знатного рода Тышкевичей, которые проявили себя рачителями по сохранению исторического наследия народа. Они собирали самые разные сведения о своей местности из исторических источников, географии, топонимики, этнографии, литературы, искусства, археологии, изучали народное творчество. В итоге этой подвижнической работы Логойск стал своеобразным центром исторической и археологической науки. Стараниями братьев Тышкевичей создавались оригинальные экспозиции, а открытый в 1842 году первый на Беларуси историко-археологический музей был одним из лучших белорусских частных музеев. Хранились здесь оружие, кольчуги, а также мундиры времен Отечественной войны 1812 года. В отделе искусств экспонировалось большое количество картин и эскизов белорусских, русских, литовских и польских художников. В музее Тышкевичей было собрано около 3 тыс. уникальных древних памятников отечественного книгопечатания, ценные рукописи, древние географические карты.

Позже Е. Тышкевич заразился идеей открытия общедоступного музея - своеобразного центра археологической и исторической науки, который было решено открыть в Вильно. Виленский музей просуществовал недолго и был закрыт царскими властями в 1864 году. Позже, благодаря стараниям белорусского археолога И. И. Луцкевича, часть сборов Тышкевичей была найдена и вошла в фонд Белорусского музея в Вильно. Однако и этот музей был также расформирован.

Поэтому в какой-то мере можно говорить не просто об открытии нового музея в Логойске, а о воссоздании первого на Беларуси музея. Экспозиция музея должна продолжать идею той экспозиции, которую готовили и впервые на Беларуси открыли братья Тышкевичи. При построении новой экспозиции надо сохранить какие-то принципы построения музеев тех времен.

На сегодняшний день в музее, который разместился в здании Центра культуры г. Логойск, действуют три зала: зал " События и люди", зал, посвященный графам Тышкевичам, и выставочный зал.

Православная Свято-Николаевская церковь в Логойске (см. фото 1)

После принятия Брестской Унии (1596 г. ) многие православные христиане стали униатами. Но Тышкевич был приверженец православия и не поддерживал униатов. В конце 20-х годов XVII в. в Логойске при пожаре сгорели замковая Богоявленская церковь и монастырь. Вместо них построили новую — церковь Святого Николая, которую после смерти Юрия Тышкевича (когда его потомки изменили православию), отдали униатам.

В 1752 г. был открыт Богоявленский базилианский монастырь, который в начале ХIХ в. пришел в упадок, а в 1854 г. был закрыт.

Впервые упоминавшаяся под 1653 г. Свято-Николаевская церковь трижды обновлялась. К середине ХIХ в. она и еще две (Пречистинская и Спасо-Преображенская) крайне обветшали. Вместо них построили один каменный храм в 1866 г. и освятили его в честь Св. Николая. Храм построили на возвышении, где издревле стояла Пречистинская церковь. Здание церкви (основного объема) в плане прямоугольное, с одним открытым куполом и колокольней на фронтоне. Вмещает одновременно около 700 человек. Иконостас светло-голубого цвета с золочеными карнизами и рамами. В нем 20 икон в два ряда. Особо почитаемая икона Божьей Матери в серебряном окладе. На колокольне может помещаться пять колоколов.

В конце ХIХ в. — начале ХХ в. к этой церкви было приписано 7 кладбищенских церквушек.

В 1907 г. в храм возвратилась считавшаяся утерянной древняя икона Логойской Божьей Матери, чтившаяся как чудотворная. Она написана на доске на золотом фоне с древними растительными орнаментами чеканной работы. На ней Богоматерь благословляет двумя руками (а не одной). Спаситель не в хитоне (как это принято), а в младенческой рубашке с застежкой-ленточкой на вороте. В облачении Пресвятой Девы нет обычных нарукавников. Солнце — в виде белого круга с 26-ю лучами, на голове Богородицы корона, звезда их — из очень мелких кружев, что встречается редко. Живопись иконы несомненно местная, западнорусская. Надписи на иконе обычные, греческие. Икона подвергалась довольно грубой реставрации. Считалось, что она — осколок православия на Логойщине. С распространением униатства она перешла к новым владельцам и еще в начале ХIХ в. хранилась в Богоявленском базилианском монастыре, откуда попала к Тышкевичам, а от них — к Татурам, затем — возвращена храму.

В 1917-1927 г. храм еще действовал. В конце 20-х годов настоятеля храма Василия Вержболовича арестовали и сослали в лагеря, из которых он вышел только перед началом войны. В закрытой церкви был склад зерна. В 1941 г. верующие открыли храм, в него возвратился настоятель Василий.

В 80-е годы прошлого века стены церкви прекрасно расписаны мастерами-иконописцами из Сергиева Посада. Роспись алтаря — тема святой Евхаристии, храма — Апокалипсис. Среди многих изображений есть лики белорусских святых. Ни один храм в Минской епархии не имеет такой богатой росписи.

Храм разделен на 2 части: меньшая — зимняя (теплая), большая — летняя. При храме — сестричество в честь Логойской иконы Божьей Матери «Знамение», работает воскресная школа.

Когда-то на Логойщине было много церквей. Город был центром крупного прихода, а сейчас остался только этот храм — Свято-Николаевский.

Святой источник у Свято-Николаевской церкви (см. фото 2)

У подножия Свято-Николаевской церкви — криница с целебной водой, освященной митрополитом Филаретом 2 сентября 2000 г. и купальня.

Хозяйственная рука сделала около нее скамеечки, деревянный мостик, посадили деревья, на горе поставили альтанку. На одном из трех камней — валунов прикреплена мемориальная доска с надписью: «Лагойская крыніца Свяціцеля Мікалая — гідралагічны помнік прыроды мясцовага значэння. Ахоўваецца дзяржавай з 1998 г. » Целебность логойских вод известна уже давно. Павел Шпилевский писал: «Польза этих вод доказана опытом. К ним летом приезжают… многие больные, … и большая часть из них после двухмесячного лечения возвращается домой совершенно здоровыми. »

Костел Святого Казимира в Логойске (см. фото 3)

В 1609 г. Александр Юрьевич Тышкевич, внук основателя знаменитого магнатского рода, принял католичество и в знак перехода в латинский обряд основал в Логойске костел под титулом Рождества Пресвятой Девы Марии и св. Казимира. Храм построили на холме за рекой Гайна. Тогда это была небольшая деревянная святыня, которая сгорела во время войны с Россией в 1655, но, построенная заново, была еще раз уничтожена во времена шведского нашествия в 1706 году.

В 1709 деревянный костел снова возвеличился над Логойском. Он был заловый, в виде креста, с двумя башнями и двумя притворами, покрытый гонтами. Над фронтом главного фасада возвышалась небольшая башня, похожая на нее была над главным алтарём и еще одна башня — в центре костела. Потолок у святыни был подвесной, на балках. Интерьер костела украшали четыре двухъярусных, «на оптике рисованные», алтаря. Рядом со зданием стояло двухъярусная деревянная колокольня, крытая гонтой. При Логойском костеле действовали приходская школа, госпиталь, братство Сердца Иисуса, основанное в 1747 году.

17 апреля 1787 граф Тышкевич, генерал войск литовских, начал возведение в Логойске нового каменного костела. Завершил строительство уже его сын Викентий, и 20 октября 1793 новый костел в стиле классицизма был освящен под прежним титулом св. Казимира. Здание было заловым, прямоугольной площади, длиною — 31 и шириной — 16 аршин (около 22 x 11, 4 м) под двухсклонной гонтовой крышей с сигнатуркой над алтарём, флангованым двумя двухэтажными притворами. В 1806 году над четырехколонным портиком главного фасада святыни взнеслась высокая башня с часами, перенесенными сюда с упраздненной Логойского ратуши. Главный алтарь костела был изображен в технике иллюзионистической живописи, тем не менее плоская стена апсиды имела нишу, в которой с 1817 находилась деревянная фигура Иисуса в натуральную величину. В 1843 сюда привезли реликвии св. Казимира. Боковые алтари, также «оптически рисованные» — св. Антония и Непорочного Зачатия Девы Марии — заканчивались образами св. Викентия и св. Казимира соответственно в круглых рамах. Еще один алтарь — величественное Распятие — находился в крипте под костелом, где нашли упокоение многие поколения Тышкевичей.

В 1907 церковной территория была обнесена новой каменной оградой с воротами в виде кирпичных оштукатуренных столбов. Справа от святыни в ограждение была встроена двухпролётная каменная колокольня. На это время в Логойске приходе насчитывалось более 5200 верующих. Обслуживали приход и часовни в Емельянове и Тадулине (сейчас в Смолевичском районе), а также часовня на Логойском приходском кладбище. Последняя была построена в центре кладбища еще в 1793 году из материалов разобранного старого деревянного костела. Квадратная в плане (около 6, 5 x 6, 3 м), покрытая гонтою и завершенная куполком к колоколом, часовня была освящена в 1795 г. Алтарь ее был иллюзорно расписан на досках. Существовала еще часовня во дворце Тышкевичей, внутри господского дома, сделанная в 1814 году.

Костел св. Казимира действовал до 1950-х гг., но после его закрыли и с течением времени разобрали. Уничтожили и часовню на кладбище. В конце 1980-х гг. на этом месте был установлен крест и верующие начали добиваться разрешения на строительство нового костела. Летом 1999 строительные работы закончились, и 19 июня костел был вновь освещен под титулом св. Казимира. Это прямоугольное в плане, кирпичное, с небольшим трансептом и 2 притворами при алтаре, здание. Налево от входа асимметрично пристроена башня-колокольня.

Логойская замковая гора. Замчище (см. фото 4)

Центром древнего Логойска является замчище, или Замковая гора. Она находится на правом берегу реки Гайна в Логойском парке. Сейчас это городской парк культуры и отдыха. На высоком земляном валу стояла хорошо укрепленная крепость, о которой белорусский писатель В. Дунин-Марцинкевич в своем поэтическом произведении «Вечарніца» в 1856 г. писал: «Вот у Лагойску над Гайнай-ракой быў вельмі крэпкі замак крывічан, там малады княжыў Грамабой». Логойский замок был мощной цитаделью на южных границах Полоцкого княжества (см. фото 5). Он находился на кратчайшем пути между Полоцком и самым южным городом владений Всеслава Чародея — Менском. Такое местонахождение способствовало росту города. Около его валов появилось неукрепленное поселение — посад.

Сам же замок возвышался на 25, 5 м над поймой реки, занимал площадь 1, 5 га. Был укреплен земляными валами, высотой 11 м с дубовым ограждением. Его окружал ров глубиной 22 м и шириной 32 м. Он заполнялся водой из реки и прибрежных криниц. С южной стороны через ров перебрасывался подъемный мост на железных цепях (там, где теперь въезд на площадку). Здесь размещалась брама. А на гребнях валов возвышались неприступные деревянные стены с дозорными башнями. Павел Шпилевский:

«Замок занимал большое пространство, был сильно укреплён, обнесён высокими валами и… вокруг… было несколько малых замков, или острогов. До нашествия шведов в минский край в 1708 году красовался богатейший каменный замок, вокруг которого в виде оборонительных шанцев расположены были другие мелкие замки или крепостцы. »

Первоначально укрепленный центр города, его детинец, был, наверное, вдвое меньше, чем площадь современного замчища в Логойском парке. Согласно сведению письменных источников, в конце XIV ст. замок в Логойске расширен был князем Витовтом, позже перестраивался несколько раз. Археологические раскопки подтвердили, что Логойск возник несколько раньше, чем сведения о нем попали в письменные источники.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...