Основные отличия научного и обыденного познания.
Научное познание – это исторически развивающийся процесс достижения достоверных знаний о мире, истинность которых проверяется и доказывается практикой. Основные отличия научного и обыденного уровней познания. Так, в отличие от обыденного знания научное знание не ограничивается констатацией фактов, а стремится их объяснить, т. е. имеет объяснительный характер. Научное знание является знанием доказательным. Наука оперирует особыми идеальными объектами, в которых фиксируются определенные свойства и отношения изучаемых явлений. На базе этих абстракций создаются новые идеальные объекты. Наука использует специально разработанный понятийно-категориальный аппарат. Научные исследования нуждаются в системе специальных орудий, которые непосредственно воздействуя на изучаемый объект, позволяют выявить возможные его состояния. В научном исследовании используются специальные инструменты, специальная научная аппаратура. Наличие научного сообщества – ученых-специалистов и научных учреждений. Главная характеристика научного познания – осознание и закрепление методов научной деятельности, позволяющих включить объект в сферу исследования и описать его языком науки
Теоретический уровень научного познания. Теоретическое познание нацелено на изучение внутренних существенных и необходимых параметров, законов развития мира. Основной задачей теоретического познания является объяснение исследуемых явлений. Решая поставленные задачи в эмпирическом и теоретическом познании, ученый обращается к различным методам исследования. Специфику теоретического уровня научного познания ярче всего характеризуют методы идеализации, знакового моделирования, формализации, метод мысленного эксперимента, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, методы математической гипотезы, вычислительного эксперимента, восхождения от абстрактного к конкретному и др.
Основным результатом и высшими достижениями теоретического исследования являются научные теории.
Эмпирический уровень научного познания. Эмпирическое исследование выявляет внешние эмпирические закономерности, оно фиксирует относительно неглубокие связи и характеристики изучаемых объектов. Эмпирическое исследование призвано описать изучаемый объект, систематизировать собранную о нем информацию. К числу методов эмпирического уровня научного познания относятся такие исследовательские процедуры, как сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, описание. К основным формам эмпирического знания, являющегося результатом эмпирического познания, относятся научные факты, эмпирические обобщения и закономерности. Эмпирический и теоретический уровни научного познания не только взаимоотрицают, но и взаимопредполагают друг друга. Развитие теоретического исследования постоянно нуждается в притоке информации, который обеспечивается на уровне эмпирического познания. В свою очередь, научные факты как важнейшие элементы эмпирического базиса науки оказываются теоретически нагруженными. Своеобразным свидетельством единства двух уровней исследования в науке выступают такие формы поиска и роста научного знания, как проблема, вопрос и гипотеза, а также общелогические методы исследовании: обобщение, абстрагирование, моделирование и аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, как и научное исследование в целом, характеризуются особой структурной организацией. В структуру теоретического уровня входят фундаментальные теории и теории, которые, базируясь на фундаментальных концепциях, описывают достаточно ограниченную область реальности. Для эмпирического уровня элементами структуры выступают т.н. исходные данные наблюдений и экспериментов, или эмпирические протоколы, а также факты и эмпирические закономерности, в совокупности образующие эмпирический базис научной дисциплины.
Понятие, сущность, задачи и функции научной теории. Важнейшим результатом научного исследования является создание научной теории. Под научной теорией понимается органически целостная непротиворечивая система знаний, в обобщенной форме раскрывающая сущностные свойства и закономерные связи определенной предметной области, на основе которых достигается объяснение и предсказание явлений. Любая подлинно научная теория должна удовлетворять следующим методологическим тробованиям: быть внутренне непротиворечивой системой знаний; обладать полнотой содержания (т.е. обеспечивать репрезентацию любого фрагмента той области действительности, на описание и объяснение которой она претендует); объяснять сущностные взаимосвязи между различными ее компонентами и др. Теории, удовлетворяющие этим требованиям, могут различаться по ряду признаков. Основными признаками считаются эвристичность, конструктивность и простота. Эвристичность характеризует объяснительные и предсказательные возможности научной теории. Конструктивность состоит в доступности способов проверки основных выводов и результатов теории. Простота подразумевает, в частности, объяснение теорией максимально широкого круга явлений на основе минимального числа независимых допущений без введения произвольных гипотез. К числу важнейших характеристик разнообразных научных теорий относятся присущие им функции. В качестве основных функций теории обычно выделяют: объяснительную, предсказательную и синтезирующую. Всякая научная теория призвана не только дать удовлетворительное объяснение изучаемого круга предметов и явлений, но и обеспечить возможность прогнозировать их будущие состояния в последующие моменты времени. Наряду с тривиальным предсказанием научная теория позволяет осуществлять нетривиальное, т.е. предвидеть либо новые факты на основе уже известной теории (аналитическое предсказание), либо новые эффекты, вытекающие из ранее неизвестного -закона вновь создаваемой теории (синтетическое предсказание).
Синтезирующая функция научной теории проявляется в присущей ей способности упорядочить значительный объем эмпирической информации; в характерной для нее тенденции к экспансии в сферу ответственности других научных концепций (особенно это свойственно для фундаментальных теорий); в способности осуществлять парадигмальные прививки к другим областям научного знания; во взаимодействии некоторой совокупности научных теорий, выражающем тенденции к «вертикальному» либо «горизонтальному» синтезу научных знаний.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|