Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экспертно-аналитические центры: сущность, функции и типы. Аналитические центры Республики Беларусь.




Аналитические центры – это автономные организации либо группы профессионалов, которые включены в политический процесс и производят интеллектуальный продукт, обладающий такими признаками, как полезность и технологичность, ограниченная актуальность, междисциплинарность и комплексность, научность и объективность.

Функции, выполняемые аналитическими центрами, зависят от их вида и статуса. Наиболее общими функциями, которые присущи большинству центров, следует выделить генерацию идей и предложений для публичной политики, проведение политических исследований и презентация результатов общественности, участие в оценке правительственных программ, подготовка рекомендаций для политиков, продвижение экспертов на должности в органах власти, участие в публичных дискуссиях по текущим политическим вопросам.

По мнению американских исследователей Э. Рича и К. Уивера, все исследовательские центры на основании пяти критериев (цели и задачи, основные функции, источники финансирования, продукция, особенности сотрудников) можно разделить на три группы: центры фундаментальных исследований, контрактные центры и центры влияния в общественных интересах. Так, центры фундаментальных исследований или «университеты без студентов» предоставляют объективный анализ тех или иных политических решений и рекомендации на перспективу. Основным источником финансирования являются пожертвования частных лиц и фондов, дополнительный источник – работа по контрактам частных корпораций. Эти центры ориентированы на издание фундаментальных монографий, научных сборников, статей. Среди сотрудников преобладают специалисты с широким университетским образованием и научной степенью.

Цель контрактных центров – объективный политический анализ по узким и конкретным областям в соответствии с заказами. Основным источником существования являются государственные и коммерческие заказы, а дополнительные – пожертвования и гранты фондов. Основной продукцией являются отчеты об исследованиях и монографии. Среди сотрудников преобладают научные работники с докторской или магистерской степенью в области государственного управления и политологии (public policy).

Центры влияния в общественных интересах или пропагандистские исследовательские центры призваны проводить своевременные и понятные для общественности аналитические исследования по политическим вопросам для определенных групп лиц, причастных к выработке политических решений, с целью оказания непосредственного влияния на процесс выработки политического курса. Основными источниками финансирования являются частные пожертвования, вклады корпораций и гранты фондов. Аналитическим продукт представляет собой пресс-релизы, информационные материалы и справки по конкретным направлениям политики. В основном сотрудниками являются лица, имеющие опыт политической деятельности, многие с научной степенью.

В Республике Беларусь среди государственных аналитических центров выделяют Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь (ИАЦ), Минский научно-исследовательский институт социально-экономических и политических проблем (МНИИСЭПП), Научно исследовательский институт теории и практики государственного управления в Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

 

30. Политический аналитик: функции, роль, статус и вопросы профессиональной этики.

В современных политических компаниях роль политического аналитика приобретает решающее значение. Основные функции политического аналитика – сбор и обработка эмпирических данных, анализ и обобщение полученной информации с целью подготовки принятия политических решений, составление проекта и координирование процесса реализации конкретной программы, проведение информационных компаний с целью получения известности и поддержки предлагаемым мерам или кандидатам среди различных групп интересов и заинтересованных лиц и пр.

В зависимости от выполняемых функций в процессе работы с политическими субъектами выделяют такие роли, как «помощник», «советник» и «консультант». «Помощником» является наиболее доверенное лицо клиента, которое выполняет широкий круг функций, обеспечивающих подготовку и принятие политических решений. Он посвящен во все дела своего клиента, от него ожидают лояльности и конфиденциальности. Взаимоотношения помощника и клиента имеют долговременный характер. Помощник может вовлекать в экспертизу других аналитиков, но несет личную ответственность за результаты экспертизы.

«Советник» – это высококвалифицированный специалист, обладающий ученой степенью и званием, специализирующийся в определенной узкой области. К нему обращается политический субъект по вопросу поиска и разработки различных вариантов решений стоящих перед ним задач. От «советника» требуется объективная рекомендация. Отношения «советника» и клиента имеют формализованный характер, предусмотренный контрактом. В отдельных случаях «советник» может быть своего рода знаковой фигурой, обозначающей приверженность политического субъекта к определенной стратегии поведения.

Роль «консультанта» состоит в преимущественно прикладном характере его деятельности. «Консультант» ведет проект на всех стадиях от разработки до реализации. «Консультант» несет личную ответственность за успех предлагаемых им решений в силу достаточно полной информированности о клиенте. Отношения между «консультантом» и клиентом-заказчиком в большинстве случаев являются формализованными, дистанцированными и редко носят долговременный характер.

К важнейшим качествам в профессиональной этике политического аналитика относят аналитическую честность, профессионализм и ответственность перед клиентом.

Отношения политического аналитика и клиента является противоречивым и конфликтным процессом. Чаще всего причиной конфликта является неверное понимание клиентом функций консультанта. Конфликты между ценностями аналитика и клиента приводят к ряду этических проблем.

Среди возможных действий в случаях ценностных конфликтов выделяют такие варианты, как протест, уход (отставка) и нелояльность.

В случае протеста возможны выступления на конференции, встречи с руководством, коллегами, обмен мнениями, попытка довести информацию до заказчика. Аналитик высказывает несогласие (следствие – осложнение отношений с коллегами, руководством, снижение репутации, проблемы с карьерой, доступом к информационным ресурсам).

В случае отставки (как решения проблемы конфликта) аналитик должен принять решение, насколько она оправдана. Ценность отставки высока, если от нее зависит успех реализации проекта. Ценность отставки низка, если от нее мало что зависит в проекте. Аналитик может использовать ультиматум как протест с угрозой отставки (ухода).

Нелояльность – аналитик остается, но его действия подрывают позиции клиента. Нелояльность может выражаться в саботаже. Аналитик моделирует такой механизм реализации проекта, чтобы обречь его на провал. Например, закладываются нереалистичные показатели; организуется утечка информации, когда детали проектируемого решения становятся известными и вызывают оппозицию, протест, что затрудняет реализацию проекта. Подобная позиция аналитика означает нарушение моральных и правовых норм.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...