Методы изучения политического текста.
В методе анализа документов имеют место два основных способа (вида) получения необходимой информации: традиционный, классический или качественный анализ и формализованный, количественно-качественный или контент-анализ. Традиционный (качественный анализ) состоит из ознакомления со сведениями, содержащимися в документе, и их интерпретации. В его основе лежит механизм понимания текста и преобразования первоначальной информации в информацию, необходимую для исследования. В традиционном анализе различают внешний и внутренний анализ. Внешний – анализ исторического контекста документа и всех обстоятельств, которыесопутствовали его появлению: описание типа и вида документа (первичный, личный и т.п.), время и место появления, авторство, цель и ситуация создания документа, какова была общая обстановка создания документа, каков метод получения первичных данных, каковы основания (признаки) получения и составления статистических данных документа. Внутренний анализ - это изучение содержания документа, выявление различия между фактическим и литературным содержанием, установление уровня компетенции автора, выяснение его личного отношения к описываемым в документе фактам, последующая систематизация и интерпретация фактических сведений, содержащихся в документе. Он направлен на выявление социальных факторов, обусловливающих появление документа; уяснение закономерных связей и зависимостей между изменениями в состоянии сознания и поведения людей и фактами, отраженными в документе; установление степени социальной эффективности изучаемого документа; разработку практических мероприятий по пересмотру, утверждению или созданию нового документа. Сначала проводится внешний, а затем внутренний анализ документа.
Контент-анализ (количественно-качественный) п рименяется для изучения тестовых (печатных, фонетических и др.) документов, данных свободных интервью и ответов на открытые вопросы анкеты. Его суть состоит в переводе в количественные показатели массовой текстовой (или записанной на пленку, любой звуковой носитель) информации с последующей статистической ее обработкой. После формулирования темы, объекта, предмета, гипотез, цели и задач исследования процедура контент-анализа состоит из следующих стадий: 1-я – определение категорий анализа; 2-я – выявление смысловых единиц; 3-я – установление единиц счета. Определение категорий анализа предусматривает выявление наиболее общих ключевых понятий, соответствующих исследовательским задачам. К таким категориям может относиться знак, цели, ценности, тема, герой, автор, жанр и т.п. Категории анализа должны охватывать все части содержания, определяемые задачами исследования, взаимоисключать по смыслу друг друга, одинаково трактоваться всеми участниками исследования, т.е. быть надежными. Выявление смысловых единиц продолжает детализацию определенных категорий анализа. К смысловым единицам могут относиться: а) понятия, выраженные в словах или отдельных терминах (например, при анализе текстов буклетов страховых организаций такой смысловой единицей может быть словосочетание «виды страховых услуг», «условия страхования» и т.п.»; б) тематическая направленность, выраженная в целых смысловых абзацах, частях текстов; в) имена и исторические личности, политики, выдающиеся ученые, деятели искусства, фотомодели, меценаты и т.п. (например, кто из членов представительства страны или науки, искусства застраховывает свой автомобиль в этой страховой организации); г) целостные общественные события, официальные документы, факты, случаи и т.п., которые несут специфическую смысловую нагрузку и могут быть приняты за единицу анализа (например, отражение в газетах постановлений руководителей государства по вопросам социального обеспечения населения). Определение смысловых единиц в анализе документов дает информацию исследователю о том, в какой мере источник информации ориентирован на реализацию конкретных программ развития изучаемого процесса или явления и привлечения различных социально-демографических групп к активности в них.
Для последующего анализа документа посредством контент-анализа обеспечивается определение единиц счета (квантифакации, измерения), посредством которых возможно обнаружение наличия или частоты упоминания выделенной смысловой единицы по отношению к другим категориям (смысловым единицам другого или противоположного смысла). К единицам счета может относиться; - определение физической протяженности или площади текстов, заполненных смысловыми единицами: число строк, абзацев, квадратных миллиметров, знаков, колонок - в исследуемом печатном тексте; - длительность трансляции по радио или телевидению, метраж пленки при магнитофонной или видеозаписи и др. После выполнения этих процедур обеспечивается разработка инструментария контент-анализа в виде кодировочной таблицы, кодировочной матрицы и кодировочной инструкции, содержащих категории и единицы анализа, единицы квантификации. Кодировочная таблица – основной документ контент-анализа, представляет собой систему скоординированных и субординированных категорий анализа. В ней по типу составления анкеты каждая категория (вопрос) предполагает ряд признаков (ответов), по которым квантифицируется содержание текста. Кодировочная матрица – совокупность специально выбранных обозначений для фиксации наличия отобранных для анализа единиц счета. Кодирочная инструкция – в которой точно и однозначно излагается алгоритм действий, дается операциональное определение категорий и единиц анализа, правила их кодирования, примеры из текстов, являющихся объектом исследования, оговаривается, как следует поступать в спорных случаях. При наличии большого объема документов при проведении контент-анализа может обеспечиваться выборка той части этого массива, которая будет непосредственно анализироваться. Например, для анализа степени отражения в газетах области вопросов социальной защиты и обеспечения населения можно из всех выпускаемых газет взять те, которые находятся под патронажем государственных органов; или те, которые находятся под аппозиции; или из всех газет под патронажем государства взять те, которые были опубликованы в 1991, 1998, 2007 гг.
После сбора социологической информации посредством контент-анализа осуществляется статистическая обработка и анализ полученных результатов по специальным формулам и процедурам. Практика использования контент-анализа в социологических исследованиях дает возможность определить условия, при которых его применение становится необходимым: 1. при требовании высокой степени точности и объективности анализа; 2. при наличии обширного по объему несистематизированного материала; 3. при работе с ответами на открытые вопросы анкет и глубоких интервью, если важные для исследования категории (смысловые единицы) характеризуются определенной частотой появления в изучаемых документах; 4. когда большое значение для исследуемой проблемы имеет сам язык изучаемого источника информации, его специфические характеристики. Метод анализа документов может применяться на любом из этапов социологического исследования, использоваться в самостоятельном виде и в сочетании с другими методами сбора и анализа научной информации. Он может использоваться как основной метод исследования (например, при тематическом анализе конкретной газеты), как параллельный метод (например, в изучении эффективности морального и материального стимулирования производственной активности работников организации методом опроса) и как вспомогательный или контрольный (например, при классификации ответов на открытые вопросы анкеты).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|