Относительно итогов заседания «нормандской четверки»
Без понимания конкретных механизмов по каждому пункту комментировать сложно: можно либо жестко критиковать, либо поддерживать и хвалить – кому что нравится. Потому по основным моментам:
1. Местные выборы на Донбассе. Непонятно, как можно обеспечить полностью демократические выборы «по украинскому законодательству» на территориях, которые Украина не контролирует. Мы что, так уверены в непогрешимости и всеведении пресловутых международных наблюдателей? Или думаем, что выборы под стволами российских автоматов можно назвать демократией? Вот в «ДНР» уже определились с кандидатами, которых «назначат» на «выборные» должности: сплошь и рядом это люди Захарченко. Если эти «неправильные» выборы отменят, то где гарантия, что на «правильных» выборах (в соответствии с Минскими договоренностями) эти же люди не будут точно так же «назначены» террористами? С другой стороны, нас убеждают, что закон о выборах на Донбассе предусмотрит все нюансы. Что ж, пока мы не видели текст законопроекта, дискуссия не имеет особого смысла.
2. Вывод войск РФ и контроль над границей. Президент Франции Олланд по итогам встречи заявил, что после выборов на Донбассе иностранные (российские) войска будут выведены, и Украина получит контроль над границей. Для того чтобы договориться о выводе российских войск с Донбасса, для начала нужен сущий пустячок: чтобы Россия признала, что на Донбассе есть эти самые ее войска. Иначе непонятно, кто и какие гарантии дает. Но пока не припоминаются такие признания от Москвы. Следовательно, хотелось бы больше контекста к обещаниям Олланда.
3. Прекращение огня и отвод вооружений калибром менее 100 миллиметров.
Вряд ли два, три дня или даже неделя без обстрелов – это великий повод для оптимизма. Чтобы говорить о создании предпосылок (только предпосылок! ) для мирного процесса, надо констатировать для начала хотя бы отвод тяжелых вооружений (и хотя вернуть эти вооружения в пятнадцатикилометровую зону – дело двух часов, но хоть что‑ то), а потом уже поднимать вопрос о вооружениях менее 100 миллиметров. По данному вопросу мы высказывались ранее, не будем повторяться. Надеемся лишь, что ГШ и штаб АТО, отводя вооружения, предусматривают варианты их оперативного возвращения на позиции. Заметим также, что боевики, отводя «для ОБСЕ» танки с «передка», сплошь и рядом не выводят их из пятнадцатикилометровой зоны, а маскируют в километре‑ двух от прежних позиций. Либо меняя бортовые номера (для введение в заблуждение наблюдателей) под видом «отвода» оттаскивают на ремонт поврежденную технику, взамен перебрасывая к фронту боеспособную. Подготовкой к «мирному диалогу» такие фокусы назвать проблематично. В любом случае, мы продолжаем мониторить ситуацию.
4. Амнистия боевиков. Все мы помним заверения высшего руководства в том, что амнистии будут подлежать только участники незаконных вооруженных формирований на Донбассе, которые не совершали преступлений. Надеемся, эти обещания будут выполнены. Опять‑ таки, для дискуссии надо понимать суть конкретных предлагаемых механизмов такой амнистии. В любом случае, в Верховной Раде назревает очень жаркая пора дискуссий и обсуждений по каждому вопросу. И это очень правильно. На кону слишком многое. Все мы – за установление мира на Донбассе, вопрос лишь в том, какой ценой он будет куплен. Также и на оккупированной территории Донбасса, по нашим оперативным данным, боевики и население неоднозначно восприняли результаты заседания «нормандской четверки» в Париже. В частности, часть террористов посчитала, что это «фактический слив ЛНР/ДНР» со стороны Москвы в обмен на снятие с повестки дня вопроса об аннексии Крыма. При этом другая часть боевиков была убеждена, что Путин перехитрил украинское руководство, и нынешние договоренности – не что иное, как политические маневры Кремля, целью которых является затягивание времени, пока Украина «не развалится изнутри».
Особый резонанс в среде боевиков вызвало известие о том, что после получения соответствующих распоряжений из РФ главари «ДНР» и «ЛНР» отменили проведение «своих» выборов в 2015 году. По нашим данным, руководство «ДНР» даже приняло меры на случай акций неповиновения, митингов и демонстраций местного населения (глава «ДНР» Александр Захарченко с этой целью начал срочно формировать подразделение «спецназа», которое подчинялось бы лично ему). Кроме того, террористы массово выражали недовольство запретом открывать огонь по силам АТО. Недовольство боевиков усиливалось фактами многочисленных случаев гибели их «сослуживцев» в период «отсутствия боевых действий» (в пьяных ссорах, ДТП, подрывах на минах). В подразделениях боевиков в этот период отмечалось резкое падение дисциплины, участились случаи кражи оружия и боеприпасов с целью продажи или обмена на алкоголь. Так, «МГБ ДНР» в этот период проводило сразу ряд расследований по фактам «исчезновения» в бандформированиях «ДНР» вооружения и боеприпасов, при этом в одном из случаев речь шла о «пропаже» из подразделения сразу более 200 единиц стрелкового оружия. Распространявшиеся в рядах боевиков слухи о «сливе ЛНР‑ ДНР» привели к тому, что масса террористов из числа жителей других регионов Украины (в основном южных и восточных областей) стали покидать Донбасс и возвращаться домой (этот процесс продолжался до конца 2015 года). Поскольку далеко не все из беглецов собирались прекращать «борьбу с киевской хунтой», это привело к некоторому обострению ситуации и в тех областях, куда они прибывали, и в «транзитных» регионах (Харьковская, Днепропетровская, Запорожская области). Однако спецслужбы Украины были готовы к этому процессу: конец 2015 – начало 2016 года ознаменовались серией арестов боевиков «ЛНР‑ ДНР», выехавших из зоны АТО.
Тем временем на Донбассе российско‑ террористические войска придерживались режима прекращения огня лишь несколько суток после «парижской встречи». В то же время на нескольких участках были зафиксированы попытки инфильтрации диверсионно‑ разведывательных групп боевиков на контролируемую Украиной территорию. В целом же режим перемирия российско‑ террористические войска использовали для передислокации и доукомплектования подразделений, строительства инженерно‑ фортификационных сооружений и накопления материально‑ технических средств. В это же время началась очередная ротация «советников» из ВС РФ и подразделений российских войск на Донбассе. Так, в подразделениях и структурах управления так называемого 1‑ го армейского корпуса «ДНР» шла ротация «инструкторов» и «советников» из числа кадровых военнослужащих ВС РФ. Эти военнослужащие российской армии убывали и прибывали группами по 10–15 человек. Активные перемещения террористов были замечены в Петровском районе Донецка и юго‑ восточнее города, а также в полосе Тельманово – Новоазовск (здесь в среднем за сутки наблюдалось перемещение порядка 30 транспортных единиц – в основном ББМ и армейских грузовиков). Два основных подразделения террористов батальонного звена, занимавшие позиции в полосе от Новомихайловки до Красногоровки, доукомплектовывались личным составом из расформированных и распущенных бандформирований (общее количество пополнения достигало тысячи боевиков). В полосе от Ясиноватой до северо‑ западных окраин Горловки террористы вели интенсивные инженерные работы во втором эшелоне обороны, где было задействовано порядка 50 единиц специальной техники. Оборудовались опорные пункты, районы обороны, проводились разградительные работы и прокладывались колонные пути. Севернее Красного Луча отмечалось инженерно‑ фортификационное оборудование позиций на прилегающих высотах. Кроме того, противник усиливал свою группировку в районе Донецк – Харцизск – Шахтерск – Снежное за счет отвода части сил с Горловского плацдарма (это выдавалось за «отвод техники и вооружения» – тяжелой бронетехники и вооружений калибра менее 100 миллиметров), в район Шахтерска была переброшена дополнительная танковая рота боевиков (танки Т‑ 64Б). В районе Лиман – Цветные Пески (севернее Стукаловой Балки) боевики «ЛНР» под видом «перевалочного пункта для отвода техники» формировали передовую базу, которая в случае необходимости позволила бы развернуть в районе выступа Счастье – станица Луганская ударную группу из 2–3 усиленных батальонов (один из них – танковый).
Отмечалось создание террористами топливных складов «НЗ» (неприкосновенный запас) в районе Снежное – Амвросиевка – Старобешево, а также в Краснодоне и Алчевске. В сторону последних двух населенных пунктов в этот период ежесуточно проходило порядка 10 топливозаправщиков. Вскоре российско‑ террористические войска возобновили обстрелы позиций сил АТО и гражданских объектов, сначала – с использованием лишь стрелковых вооружений. Цепляющееся за «перемирие» военно‑ политическое руководство Украины долгое время пыталось скрыть такую активность террористов, сообщая в официальных сводках о «соблюдении в целом режима тишины». Однако под давлением объективной информации о событиях (в том числе и информации, содержащейся в оперативных сводках группы «ИС») штаб АТО стал все же сообщать об «единичных случаях обстрелов» со стороны противника. Однако и в этом случае в официальных сообщениях говорилось, что обстрелы ведутся якобы «неприцельно» и вызваны низким уровнем дисциплины в бандформированиях либо же осуществляются «неподконтрольными руководству „ЛНР‑ ДНР“ бандформированиями». Эти интерпретации не выдерживали никакой критики, поскольку группа «ИС» во множестве случаев подобных вооруженных акций фиксировала на позициях террористов присутствие представителей российских и местных, подконтрольных террористам СМИ. Из этого вытекало, что, во‑ первых, сами обстрелы носят чисто провокативный характер и имеют целью вызвать ответный огонь сил АТО с тем, чтобы российские журналисты фиксировали «грубое нарушение перемирия украинскими войсками». А во‑ вторых, было очевидным, что подобные провокации планировались и санкционировались командованием российско‑ террористических войск, то есть речь никак не шла о «случайных» обстрелах или обстрелах со стороны «неподконтрольных руководству террористов» бандформирований. К концу сентября обстрелы со стороны российско‑ террористических войск осуществлялись уже не только с применением стрелкового оружия, но и с использованием 82‑ миллиметровых минометов, крупнокалиберных пулеметов и АГС‑ 17. При этом обстрелы проводились уже не только в целях провокаций, но и для прикрытия «входа – выхода» своих ДРГ в тылы сил АТО. Также отмечалось активное применение противником специального вооружения и снаряжения, позволяющего действовать незаметно и скрытно (глушители, ночные и дневные оптико‑ электронные приборы, сканеры и т. д. ). В первой линии фиксировался рост численности штатных ДРГ спецназа российских спецслужб (ГРУ ГШ ВС РФ и ФСБ РФ) – характерными особенностями действий данных ДРГ являлось широкое использование «минных ловушек» и активные попытки совершения коротких огневых налетов на отдельно расположенные опорные пункты (позиции) украинских войск.
Наибольшая активность российско‑ террористических войск была зафиксирована на следующих участках: – практически на всей протяженности сектора «А» (в особенности вдоль реки Сиверский Донец) – здесь шла практически не прекращающаяся «война малых групп» (рейдовые действия, засады, контрзасады, минирование); – район Луганское – Мироновское – Троицкое (вплоть до окрестностей Попасной) – были зафиксированы группы снайперов, действовавшие в том числе под прикрытием огня минометов и крупнокалиберных пулеметов; – от Шумы и Майорского до Авдеевки – постоянные попытки проникновения в тыл украинских войск ДРГ боевиков: также было зафиксировано использование террористами бронетехники; – в районе ДАП – попытки обстреливать позиции сил АТО с «нейтральной полосы», активность снайперов, попытки противника действовать небольшими пехотными и разведывательными группами, в том числе под прикрытием бронетехники; – от Марьинки до Гранитного и Николаевки, в районе Мариуполя, Саханки, Широкина, Павлополя, Чермалыка – применение боевиками стрелкового оружия, также использование 82‑ миллиметровых минометов и АГС‑ 17, активность ДРГ боевиков. Таким образом, уже к концу сентября 2015 года стало предельно понятным, что итоги парижских договоренностей «нормандской четверки» оказались очередным «фейком». Что, впрочем, никак не помешало России и Западу далее усиленно обговаривать формат «мирного диалога» и давить на Киев с целью заставить его выполнить «украинскую часть» договоренностей. В конце сентября – начале октября российско‑ террористические войска принялись усиленно изображать «отвод» вооружений. Группа «ИС» одновременно на ряде участков фиксировала постепенный отвод перекатами основной массы артиллерии боевиков от линии фронта в глубину боевых порядков. Из района Перевальска, на участке Старобешево – Кутейниково, Красный Луч – Антрацит – Ровеньки, южнее Луганска и на других участках наблюдался отвод групп артиллерийского вооружения террористов в сторону границы с РФ, хотя массового пересечения артиллерийскими группами госграницы с Россией не фиксировалось. Также отмечалось появление сразу нескольких «рекогносцировочных» (разведывательных) групп российских военнослужащих, замаскированных под местных боевиков, в районах Свердловска, Краснодона, Амвросиевки, Антрацита. Задачей данных групп являлся поиск мест для «отстоя» вооружений и военной техники, отводимой с фронта. Одновременно значительная часть тяжелых вооружений боевиков оставалась в непосредственной близости от линии разграничения, в своей массе замаскированная в промышленных районах населенных пунктов, на территории складов, логистических центров, различных предприятий. Так, одна из зафиксированных нами групп была переброшена в район Горловки (предприятие «Стирол»), другая замечена за Докучаевском в балках, еще одна – южнее Луганска на марше в сторону Краснодона. Было вполне очевидным, что данные артгруппы (в основном в их составе были гаубицы Д‑ 30, 122‑ миллиметровые САУ 2С1 и 122‑ миллиметровые РСЗО БМ‑ 21), отводились от линии разграничения только на переформирование и доукомплектование. В Приморском направлении террористами был сымитирован «отвод танков» – танковая рота (8 танков) была демонстративно, в дневное время, отведена от Безыменного в район севернее Новоазовска. Интересно, что основную часть танков и других боевых бронированных машин из данного района (Безыменное, Саханка) боевики еще до «официального отвода» скрытно, в темное время суток, перебросили в северном направлении за трассу Тельманово – Новоазовск, укрыв их в нескольких районах севернее Тельманово. Между тем, по нашим данным, в районе населенного пункта Безыменное даже после «отвода» оставалось танковое подразделение террористов (порядка 10 танков), тщательно замаскированное на позициях. В конце октября российско‑ террористические войска на Донбассе активно изображали «отвод техники» на участке напротив сектора «С». В частности, фиксировался отвод части техники из пятнадцатикилометровой зоны, в то время как часть вооружений просто меняли позиции, оставаясь на переднем крае, при этом на новых позициях вооружения тщательно маскировались. Такой же «частичный отвод» боевиками тяжелой бронетехники и минометов был зафиксирован и на других участках. Серьезной проблемой стал контроль над перемещениями 82‑ и 120‑ миллиметровых минометов боевиков. По данным группы «ИС», после массовых «манипуляций» с отводом бронетехники и артиллерии боевики принялись за минометные системы. Пользуясь сложностями в контроле над перемещениями этих вооружений, террористы возвращали их на исходные позиции на переднем крае. В октябре в «ДНР» и «ЛНР» прошли «мероприятия по мобилизации» и вербовке новых боевиков. Глава «ДНР» А. Захарченко заявлял, что путем мобилизации доведет численность своих боевиков до 100 тысяч человек, что оказалось полной профанацией и абсурдом, как, впрочем, и львиная доля других заявлений сего деятеля. Всего, по оценкам группы «ИС», в рамках «осенней кампании» «ДНР» призвало, мобилизовало и завербовало в общей сложности порядка 3500 человек пополнения (хотя в «ДНР» рапортовали о «призыве» 5 тысяч человек, обещая, что «призывники из числа молодежи», в отличие от «мобилизованных», не будут проходить службу на передовой, а только в тыловых частях). Местные жители, «призванные» и «мобилизованные» в ряды «армии ДНР», группами по 30–40 человек направлялись сразу в несколько «учебных центров» «1‑ го армейского корпуса ДНР». Здесь они проходили «курс молодого бойца», для чего в «учебные центры» оперативно перебрасывалась бронетехника. В отличие от «ДНР», в «ЛНР» делали ставку не на принудительную мобилизацию и «призыв», а на вербовку с заключением «контракта» с «МО ЛНР». Впрочем, успехи «ЛНР» не многим отличались от «ДНР» – к тому времени масса граждан призывного возраста покинула оккупированные районы, а из оставшихся немалая часть уже прошла через бандформирования, став инвалидами. В этот же период частичная «переориентация» РФ своей военной агрессии с Донбасса на Сирию повлекла распространение среди руководства бандформирований «ДНР» слухов о прекращении российской стороной обеспечения террористов военной техникой и вооружением. Однако в ходе совещаний руководство «ДНР» утверждало, что перебои в поставках действительно имеют место, но они носят лишь временный характер. Как оказалось позже, это соответствовало истине: в декабре 2015 года поток вооружения и боеприпасов, а также прочих материально‑ технических ресурсов из России был восстановлен. Однако и в период перерыва в материально‑ технической и «гуманитарной» помощи из России главари террористических организаций на Донбассе находили способы личного обогащения. Так, спецслужбами РФ были вскрыты факты присвоения руководством «ДНР» финансовых средств в виде надуманных «налогов», которые взимались с денежного вознаграждения боевиков, выплачиваемого Москвой. В частности, руководство «ДНР» обложило зарплату боевиков «налогом» в 10 процентов от общей суммы – якобы для сбора средств на «экономическое развитие „ДНР“». По данным российских спецслужб, таким образом руководством «ДНР» было присвоено более 40 миллионов рублей. «Сирийская эпопея» Путина ударила и по российским военнослужащим, а также наемникам на Донбассе. Гражданам РФ, которые участвовали в боевых действиях в составе российско‑ террористических войск на Донбассе (как военнослужащим ВС РФ, так и наемникам), российским командованием были выдвинуто такое условие для возвращения в Россию: только через оформление контракта с МО РФ для последующей отправки в Сирию. Для подписания контракта указанным лицам необходимо было предоставить три фотографии и копии личных документов. Впрочем, при всей тоске по родным березкам среди военнослужащих ВС РФ и российских наемников на Донбассе отмечалось довольно небольшое число желающих подписывать данный контракт. В октябре в «ДНР» начался очередной всплеск борьбы за власть между главой этой террористической организации А. Захарченко и его давним соперником А. Ходаковским – «секретарем Совета безопасности ДНР», бывшим командиром бандформирования «Восток». Глава «ДНР» предпринимал меры по уменьшению влияния «секретаря Совета безопасности» на незаконные вооруженные формирования, среди которых Ходаковский как «боевой командир» пользовался серьезным авторитетом. Вначале для Захарченко было важным нейтрализовать «Восток» как формирование, которое подчинялось Ходаковскому и не особо воспринимало главу «ДНР» Ранее, вскоре после начала сентябрьского «перемирия», представители «1‑ го АК ДНР» блокировали и «реквизировали» 4‑ ю базу бандформирования «Восток», расположенную в районе автостанции «Мотель» (Донецк), та же судьба вскоре постигла и 5‑ ю базу данного бандформирования. После встречи командования «Востока» с руководством «1‑ го АК ДНР» было заявлено о запланированном разоружении данного бандформирования, а террористам было предложено перевестись во «внутренние войска ДНР», либо непосредственно в «1‑ й АК ДНР». Боевики «Востока» заявили, что разоружение проводят «российские спецслужбисты и работающие на ФСБ агенты в командовании 1‑ го армейского корпуса». Однако в октябре уже и недалеким террористам из «Востока» стало ясно, что за кознями против них стоит не столько всемогущая ФСБ, сколько лично господин Захарченко. В частности, руководство «ДНР» начало осуществлять реорганизацию банды «Восток», в ходе которой около 40 процентов террористов были выведены «за штат», а остальные начали проходить процедуру зачисления в подразделения «Министерства внутренних дел ДНР» (к слову, как минимум, треть боевиков «Востока» были ранее судимы, что, в общем‑ то, было нормой для террористического «МВД»). Одновременно Захарченко приступил к экстренному формированию батальона спецназначения «Легион» численностью до 500 человек, который был бы подконтролен ему лично (планировалось, что позже этот батальон войдет в состав бандформирования «Оплот»). Впрочем, и российские спецслужбы вносили немалую лепту в создание «единой вертикали командования» в террористических организациях на Донбассе. Так, в оккупированных районах Луганской и Донецкой областей специальные группы ФСБ РФ во взаимодействии со спецназом ГРУ ГШ ВС РФ проводили мероприятия по «переубеждению» командиров и боевиков бандформирований, не особо рьяно выполнявших приказы руководства «ДНР» и «ЛНР». В ходе «убеждения» российские спецслужбисты применяли широкий спектр воздействия – от тюремного заключения до физической расправы. А 25 октября 2015 года из РФ в «ЛНР» прибыла даже специальная «группа ликвидаторов» ФСБ для зачистки наиболее одиозных фигур в криминальном плане. По имеющимся данным, подобные зачистки на низовом уровне были активно проведены в Луганске и Краснодонском районе Луганской области. Конец октября ознаменовался разгаром «управленческого кризиса» (как его назвали в Москве) в «ЛНР». В частности, по данным группы «ИС», в Москве состоялось совещание российских «кураторов» из числа представителей администрации президента РФ и ФСБ РФ, в ходе которого обсуждались пути урегулирования «политического и управленческого кризиса в ЛНР». Руководство ФСБ РФ настаивало на совместном с АП РФ «кураторстве» во всех сферах деятельности «ЛНР» и инициировало вопрос смещения И. Плотницкого (он в тот момент находился в Москве «под контролем») с должности «главы ЛНР» ввиду наличия против него компрометирующих данных. В качестве компромата назывались участие Плотницкого в коррупционных схемах, хищение «государственных» средств «ЛНР», разворовывание «помощи» из РФ и т. п. В то же время представители АП РФ выступили против устранения Плотницкого с должности «во избежание обострения управленческого кризиса в республике и спекуляций в рамках Минских договоренностей». Одновременно в «ЛНР» силами «МГБ» и «народной милиции» была проведена серия арестов среди «должностных лиц госструктур ЛНР», поддерживавших главу «ЛНР» И. Плотницкого. Аресты инициировались Л. Пасечником (глава «МГБ ЛНР», бывший начальник отдела «К» УСБУ в Луганской области) и И. Корнетом (глава «МВД ЛНР», экс‑ сотрудник МВД). Также «МГБ ЛНР» инициировало информационную кампанию против ряда «народных мэров», боевиков, казаков. Перед этим сотрудники «МГБ ЛНР» также арестовали «заместителя начальника отдела общего надзора „генеральной прокуратуры ЛНР“» О. Филипинского, имевшего тесные связи с И. Плотницким. Данные аресты были связаны с переделом сфер влияния (политических, финансово‑ экономических интересов, схем, теневых денежных потоков контрабанды) между лицами, принадлежащими к «семье» Януковича (Ю. Иванющенко, Г. Ильяшов, И. Аврамов, С. Курченко), а также владельцами шахт, предприятий олигархических групп и руководством ФСБ и ГРУ МО РФ. На фоне «разоблачений» «МГБ ЛНР» коррупционных схем «главы ЛНР» И. Плотницкого и «министра топлива и энергетики» Д. Лямина обострилась общественно‑ политическая ситуация в подконтрольных боевикам городах Луганской области. Так, шахтеры с города Красный Луч проявляли готовность к проведению массовых акций протеста против действующей «власти ЛНР», заявляя, что «они воруют миллионы, а нам зарплату не платят». Отразились эти события и на бандформированиях. На участке фронта от Первомайска до Славяносербска у боевиков наблюдалось «переформатирование» бандформирований: в ряде подразделений происходила смена командного состава, часть бандформирований была отведена на переформирование. Отмечалось прибытие в Стаханов и Алчевск сразу нескольких отлично вооруженных и оснащенных «подразделений центрального подчинения» «ЛНР» на бронетехнике с целью нейтрализации формирований боевиков, склонных к неподчинению. Вслед за разгаром кризиса в «ЛНР» появилась информация о смене московских «кураторов» террористических организаций – в частности, об отстранении от «кураторства» помощника президента РФ Владислава Суркова. Изначальная информация, полученная группой «ИС», касалась отзыва в Москву кураторов «ДНР» «Патриота» и «Чайки», которые были подконтрольны лично В. Суркову. При этом «Патриот» (Сергей Анатольевич – фамилия не установлена, – гражданин РФ, уроженец Ленинградской области) руководил финансовыми потоками, которые заходили из РФ в «ДНР» и имел отношение к специальным службам РФ. «Чайка» (гражданин РФ по имени Дмитрий) осуществлял кураторство над органами самоуправления «ДНР», координировал деятельность общественного движения «Донецкая республика». Позже, до 30 октября, были отозваны и подконтрольные Суркову «кураторы» в «ЛНР», а группа «ИС» получила подтверждение об отстранении от «кураторства» и самого Суркова. По нашим данным, Сурков был отстранен Кремлем от кураторства «ДНР» и «ЛНР», поскольку не смог «синхронизировать» развитие административной вертикали этих формирований с их военной составляющей. В частности, Сурков оказался прекрасным идеологом сепаратизма и терроризма, но как прикладной практик он показал себя весьма слабым, к тому же безумно далеким от понимания военно‑ политической и военной составляющих. Когда Сурков выстраивал административную вертикаль, у него получилась странная картина: террористические «республики» кричали, что они «полноценные государства», но при этом административная вертикаль в них строилась по правилам и законам, придуманным Сурковым, а армия и «народная милиция» – по линии российского Генштаба. Получалось, что военная составляющая развивается отдельно, а административная, по плану Суркова, – отдельно. Известие об отстранении Суркова вызвало в украинском экспертном сообществе бурные дискуссии о якобы имеющем место закрытии Кремлем «проекта Новороссия». В связи с этим группа «ИС» сделала заявление:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|