Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

11. «Война в тылу»: Диверсионно‑террористическая деятельность агрессора, проект «светофор» (весна 2014 – 2015 год)




11. «Война в тылу»: Диверсионно‑ террористическая деятельность агрессора, проект «светофор» (весна 2014 – 2015 год)

 

Период с весны 2014 по сентябрь 2015 года характеризовался высокой активностью в южных и восточных областях Украины диверсионно‑ разведывательных групп (как из местных пророссийски настроенных элементов, так и проникавших из зоны АТО) и антиукраинских сил.

Изначально весной 2014 года действия российско‑ террористических войск на Донбассе сопровождались активными попытками российских спецслужб и антиукраинских сил раскачать ситуацию в других областях (прежде всего – на юге и востоке Украины), в идеале повторив сценарий создания «ДНР» и «ЛНР». После срыва этих сценариев спецслужбы РФ перешли к созданию «режима перманентной дестабилизации» с целью отвлечения сил и средств украинских силовиков от зоны АТО, а также для углубления политической напряженности в Украине. Эти действия заключались в регулярном осуществлении терактов и диверсий, проведении различных акций пророссийских сил (незаконные митинги, демонстрации, нападения на проукраинских активистов и пр. ), в активной пророссийской агитации и пропаганде.

В то же время в Одесской и Харьковской областях активные попытки создания сепаратистских формирований сохранялись вплоть до осени 2015 года. Несмотря на серии эффективных операций украинских спецслужб весной – осенью 2015 года, в этих регионах действовали остатки нацеленных на «вооруженную борьбу» антиукраинских групп и ДРГ.

Летом – осенью 2014 года особо тяжелая ситуация сложилась в зоне АТО, на территории, подконтрольной Украине. Даже после успешной освободительной кампании украинских войск летом 2014 года (длившейся с июня до конца августа, пока на Донбасс не были массово введены российские войска, переломившие ход боевых действий), на так называемых освобожденных территориях реальная ситуация весьма отличалась от тех бравурных докладов, которыми украинские госструктуры радовали общественность. В частности, в этих районах повсеместно оставалась угрожающе высокой часть населения, придерживавшаяся пророссийских взглядов и поддерживавшая «ДНР» и «ЛНР». Среди таких элементов отмечалось множество правоохранителей (включая руководство местного уровня), чиновников госструктур и выборных органов местной власти, руководителей предприятий – то есть людей, от которых зависело обеспечение жизнедеятельности и безопасности данных районов. Активность данных элементов легко могла привести к повторению сценариев весны 2014 года с повторной утратой Украиной контроля над этими территориями и переходом их под контроль террористов.

Ситуация усугублялась (и эта проблема актуальна и к началу 2016 года) мощнейшим воздействием на местное население пропаганды и дезинформации со стороны России, «ДНР» и «ЛНР» на фоне отсутствия целенаправленной информационной работы со стороны Украины. С целью изучения ситуации в сентябре 2014 года координаторы группы «ИС» провели в данных районах мониторинг. По итогам исследований был составлен отчет:

 

 

«ОСВОБОЖДЕННЫЕ ТЕРРИТОРИИ»: ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ ФРОНТ В НАШЕМ ТЫЛУ (ОТЧЕТ ГРУППЫ «ИС»)

 

Представляем отчет координаторов группы «ИС» о ситуации на так называемых освобожденных территориях. Это «открытая часть» отчета. Полный текст документа направлен в СНБОУ и др. госструктуры. Относительно «закрытой части», где дается оценка работы украинских спецслужб, можем сказать, что определенная работа проводится, но она скорее основана на энтузиазме отдельных патриотов, нежели демонстрирует системный подход, тогда как потенциал и ресурсы для такой работы есть.

…Координаторы группы «Информационное сопротивление» провели работу в населенных пунктах Донецкой области, освобожденных от террористов «ДНР». Главной целью было изучение ситуации в так называемых освобожденных районах путем заслушивания докладов представителей «нелегальной сети» Восточного подразделения группы «ИС» на местах, общения с местными жителями и журналистами местных СМИ, активистами местных общественных движений, бизнесменами среднего звена, правоохранителями и представителями спецслужб, в частности СБУ, разведывательных структур, военнослужащими и представителями штаба АТО.

По результатам работы координаторами группы «ИС» отмечено несколько основных моментов относительно ситуации в данных регионах. В частности, социально‑ политическая ситуация в «освобожденных районах» остается напряженной и демонстрирует тенденцию к обострению, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер со стороны государственных структур.

 

 

ГЛАВНЫЕ ПРИЧИНЫ НЕГАТИВНОЙ СИТУАЦИИ

 

1. Отсутствие полноценной и целенаправленной информационной работы с местным населением со стороны государственных структур  позволяет эффективно проводить соответствующую работу силами сети представителей «ДНР» и их сторонников в регионе.

В частности, террористами создана глобальная «информационная сеть» по распространению слухов, которая позволяет охватить практически каждого местного жителя (с адресной работой со своими представителями, ответственными за отдельные районы, кварталы и даже отдельные дома (в последнем случае активно используются просоветские и прокоммунистически настроенные местные жители, в основном пожилого возраста)) в населенных пунктах.

Отмечается периодичность «волн» слухов, главная цель которых – дестабилизировать ситуацию и деморализовать местное население, запугать проукраински настроенных граждан и активизировать ту часть населения, которая симпатизирует сепаратистам (в различных населенных пунктах, по нашим оценкам, такая доля местных жителей составляет от 30 до 70 процентов). В частности, главные темы слухов – слабость украинских Вооруженных сил и Национальной гвардии, которые якобы не могут противостоять российско‑ террористическим войскам; «сливание» Донбасса России украинской властью; неотвратимость возвращения террористов и «ДНР» с расправой над проукраинскими активистами; бандитизм, мародерство и совершение других преступлений со стороны украинских военнослужащих (в первую очередь из добровольческих подразделений и Национальной гвардии); грядущая мощная социальная помощь со стороны России населению районов, контролируемых террористами и т. д.

Это создает крайне негативный информационный фон в регионе, чему способствует также ряд факторов.  В частности:

а) Местные жители не доверяют официальным источникам информации об АТО (имеются в виду официальные источники в Киеве, которые распространяют информацию через центральные СМИ).

Официальные источники, по их мнению, ранее дискредитировали себя предоставлением недостоверных сообщений о ходе операции (в частности, сокрытием массированного российского военного вторжения в конце августа сего года, относительно событий в Иловайске, сокрытием потерь среди военнослужащих и обнародованием явно завышенных потерь среди террористов, запоздалым признанием отвода с некоторых участков «фронта» украинских войск под натиском российско‑ террористических войск с начала сентября сего года и др. ).

Ситуацию можно исправить «адресной» работой – предоставлением объективной информации и формированием чувства стабильности ситуации путем регулярных официальных и неформальных встреч представителей силовых структур (штаба АТО) с местными активистами, представителями населения, общественных организаций, бизнеса. Поскольку наибольшее доверие со стороны граждан сохраняется к людям в погонах (в первую очередь к военнослужащим в офицерском звании), то следует активно использовать их для нейтрализации информационной работы «ДНР» в «освобожденныхрайонах».

Штаб АТО обладает немалым потенциалом в виде структур воспитательной работы (фактически в каждой роте ВСУ есть офицер по воспитательной работе), чья деятельность не имеет особого практического смысла в контексте участия подразделений ВСУ в боевых действиях. Данные должностные лица могли бы выполнять функции «офицеров по связям с общественностью» в освобожденных районах, проводя регулярные встречи с представителями населения и общественных организаций, охватывая большую часть населения.

Также в составе МО Украины функционирует Департамент социальной и гуманитарной политики, одной из главных задач которого является организация сотрудничества армии с общественностью и формирование позитивного имиджа Вооруженных сил в обществе. Плодов работы этого мощного структурного подразделения МО в «освобожденных районах» нами не обнаружено.

б) Происходит насыщение информационного пространства информацией пророссийских и российских СМИ.

Некоторые местные СМИ (при необходимости можно предоставить перечень) не демонстрируют лояльности к украинской власти и силам АТО и проводят пророссийский курс, хотя работают так, чтобы не быть напрямую обвиненными в поддержке терроризма (формат газеты «Вести»). Это вызвано тем, что данные СМИ контролируются пророссийски настроенными гражданами (в основном в недавнем прошлом – членами Партии регионов).

На местных предприятиях, возглавляемых или принадлежащих пророссийски настроенным гражданам, издаются газеты («многотиражки»), материалы которых содержат признаки пророссийской и сепаратистской пропаганды. Например, чего стоит только заголовок статьи в последнем номере газеты АО «Новокраматорский машиностроительный завод» – «Донбасс – индустриальное сердце России» (от 12 сентября 2015 года).

В населенных пунктах вблизи «линии фронта» местные жители не получают эфирного сигнала украинского телевидения (иногда – 1, максимум 2 телеканала в крайне неудовлетворительном качестве), зато имеют «прекрасную» возможность смотреть телепрограммы «ДНР» и российского ТВ  , которые транслируются из оккупированных районов. Все это требует задействовать в данном районе подразделений РЭБ (радиоэлектронной борьбы) ВС Украины для «подавления» ТВ‑ сигнала из Донецка и решения вопроса усиления сигнала украинского ТВ.

Одновременно в Краматорске существует техническая возможность за счет телерадиотрансляционных мощностей (принадлежат проукраински настроенным гражданам) «вставлять» в радиопрограммы, которые транслируются в регионе, выпуски региональных новостей и комментариев. Это требует только разрешения центральных органов исполнительной власти Украины – работу над выпуском новостей готовы взять на себя указанные граждане.

в) По приведенным выше причинам отсутствует информационная работа по доведению и разъяснению местным жителям инициатив власти в отношении Донбасса.

В результате «Закон об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» местным населением воспринимается по большей части как «слив» украинской властью России и боевикам территорий, захваченных «ДНР» и «ЛНР». Это значительно усиливает действие пророссийской и российской пропаганды.

Главной задачей на «информационном фронте» должно быть формирование у местного населения убеждения относительно стабильности ситуации на «освобожденных территориях» и способности украинских войск не допустить возвращения в эти районы «ДНР». Такое мнение нужно формировать через СМИ (в первую очередь местные, привязанные к местной тематике), налаживание связей военных структур с общественностью, активное участие военнослужащих в жизни местных общин (встречи со школьниками, бизнесменами, гражданскими служащими и трудовыми коллективами, совместная организация различных военно‑ патриотических мероприятий, проведение военных парадов). Крайне необходимо продемонстрировать, что эти районы находятся под надежной охраной военных, способных обеспечить безопасность мирного населения.  

2. На должностях местного уровня в правоохранительных органах, органах местной власти, учреждениях, заведениях и предприятиях оставлены руководители, которые активно поддерживали создание «ДНР» и отличились поддержкой террористов и сотрудничеством с ними.  

Эта проблема существует фактически во всех населенных пунктах «освобожденных территорий» и крайне негативно влияет на ситуацию в регионе.

Так, в Мариуполе, Волновахе, Славянске и многих других городах (фактически в 80–90 процентах населенных пунктов) у местного проукраински настроенного населения и активистов вызывает удивление тот факт, что руководство и сотрудники местной милиции, которые открыто поддерживали «ДНР», остаются на своих должностях. Официальное объяснение состоит в том, что проведение служебного расследования в отношении этих должностных лиц не доказало состава преступления в их действиях. Если это действительно так (что вызывает серьезные сомнения), то стоит обнародовать материалы этого расследования и объяснить, кто и каким образом его проводил.

В Краматорске такая же ситуация с руководством одного из самых больших в городе предприятий АО «Новокраматорский машиностроительный завод», на базе которого во время захвата города террористами был налажен выпуск минометов для боевиков (владелец – Г. Скударь, имевший связи с В. Януковичем, способствовал проведению «референдума ДНР» весной 2014 года и активно поддерживал боевиков). Более того, как указывалось выше, сейчас руководство этого предприятия проводит среди своих работников активную агитацию, которая содержит признаки пропаганды сепаратизма и терроризма. Аналогичной является ситуация и с руководством городского отдела милиции этого населенного пункта.

Неудивительно, что местная милиция игнорирует просьбы проукраински настроенных граждан отреагировать на постоянные угрозы, звучащие в их адрес со стороны активистов «ДНР». Например, в Славянске такие угрозы стали нормой не только в отношении местных лидеров проукраинских общественных движений, но и работников местной библиотеки, которые демонстрируют проукраинскую настроенность – в частности, морально‑ психологическое давление и угрозы относительно жизни и здоровья значительно усилились после открытия на базе библиотеки курсов украинского языка для местных жителей.

В Краматорске при раскраске местной молодежью постамента памятника В. И. Ленину в цвета украинского флага (сам памятник местные власти не соглашаются демонтировать, аргументируя это отсутствием средств, хотя местные активисты предлагают сделать это бесплатно) работники милиции пытались задержать активистов. Этого удалось избежать лишь благодаря вмешательству сотрудников СБУ.

Еще хуже то, что и те представители милиции, которые прибыли в населенные пункты региона «на усиление» из других областей, довольно часто отмечаются неадекватным поведением. Например, в Изюме и Славянске некоторые прибывшие из Киева милиционеры носят форму с шевронами расформированного подразделения «Беркут» и в разговорах с местными жителями усиленно критикуют события на Майдане зимой 2013–2014 годов и нынешнюю украинскую власть.

Все это крайне негативно влияет на основы государственности Украины и авторитет украинской власти в регионе, дестабилизирует ситуацию, подавляет проукраински настроенных граждан и активистов, способствует популяризации идей «ДНР» и «ЛНР». Необходимо немедленно продемонстрировать способность Украины защитить себя от внутреннего врага, и начать это следует именно с предоставления объективной оценки действиям должностных лиц (прежде всего в органах местной власти, в местных правоохранительных органах и на предприятиях), которые активно поддерживали «ДНР» и без инициативы и помощи которых террористы не смогли бы взять под свой контроль населенные пункты региона весной 2015 года.  

Координаторы группы «ИС»

К сожалению, хотя полный текст данного отчета был направлен группой «ИС» в СНБО, Администрацию Президента Украины и прочие госструктуры, особых мер по исправлению ситуации не предпринималось.

Более того, основная масса указанных в отчете проблем оставалась актуальной для региона и на начало 2016 года. Комментарии излишни…

Последствия не заставили себя ждать. Так, в результате спецоперации 11 сентября 2014 года украинская контрразведка задержала в Мариуполе диверсионную группу, которая по задаче российских спецслужб планировала террористические акты и диверсии в общественных местах (накануне задержания диверсанты выезжали в оккупированный Новоазовск для инструктажа представителями спецслужб РФ). Однако к тому моменту город был уже набит российскими диверсантами и ДРГ из антиукраинских местных элементов. Из‑ за этого в ноябре 2014 года в Мариуполе на блокпосту сил АТО в результате теракта погибли двое военнослужащих Вооруженных сил Украины, а в декабре того же года был взорван железнодорожный мост (через реку Кальчик), который связывал металлургические комбинаты города с Мариупольским торговым портом, а также совершено нападение на охрану одного из металлургических предприятий (один из охранников был убит, второй тяжело ранен).

В июле 2014 года перед самым приездом в Славянск Президента Украины Петра Порошенко в городе были выявлены две диверсионные группы, которые планировали теракт. А через пару недель в том же Славянске, в школе №4 сотрудники СБУ выявили четыре заложенных взрывных устройства и полкилограмма пластида. Также в Славянском колледже Национального авиационного университета был найден склад с 22 ящиками боеприпасов.

Усиленно «раскачивалась» ситуация и в других областях «зоны риска». Так, в Харьковской области в 2014 году было зафиксировано 17 крупных терактов, в Одесской области – 15 терактов. ДРГ российских спецслужб и из местных антиукраински настроенных граждан действовали в Днепропетровске, Запорожье, Николаеве и других городах. Также пророссийские силы активно муссировали тему «автономности» и «предоставления особых прав» отдельным регионам, организовывали различные «акции протеста».

Однако если на протяжении 2014 года подрывная деятельность на юге и востоке Украины была в целом нескоординированной, то весной 2015 года стал очевидным план Москвы относительно дальнейших действий в Украине в контексте вторых Минских договоренностей: при отсутствии широкомасштабных наступательных действий на Донбассе максимально дестабилизировать ситуацию на юге и востоке Украины (прежде всего в Харьковской и Одесской областях) и попытаться запустить «сепаратистские сценарии».

Весной – осенью 2014 года группа «ИС» осуществляла мониторинг ситуации и анализ существующих террористических и сепаратистских угроз в «зоне риска» – восьми областях востока и юга Украины (Донецкой, Луганской, Харьковской, Днепропетровской, Запорожской, Одесской, Николаевской и Херсонской). Этот проект получил у нас название «Светофор» – в виде инфографики с определением уровня угрозы для каждой области (по 10‑ балльной шкале). С кратким описанием ситуации информация публиковалась в СМИ. Однако в тот период мы не имели четкой методики определения уровня угрозы и строили свои заключения в основном на оценке ситуации нашими представителями в регионах, а также на консультациях со спецслужбами и правоохранителями.

Весной 2015 года в связи с новой актуальностью темы подрывной антиукраинской деятельности в регионах мы возобновили работу проекта «Светофор», однако в этот раз подошли к делу более профессионально. В частности, разработали методику мониторинга ситуации и определения уровня террористической/сепаратистской угрозы для каждого региона. Теперь уже не мы являлись потребителем информации спецслужб, а, наоборот, наш анализ передавался им для изучения и принятия во внимание в работе (хотя по спорным моментам мы проводили и оперативные консультации с силовиками). Для этого были проведены переговоры и получено подтверждение заинтересованности в «Светофоре» от руководителей ряда госструктур Украины. При этом проект реализовывался без финансирования извне и являлся (как и вся деятельность группы «ИС») сугубо волонтерским. Суть нашей работы в рамках «Светофора» была изложена в аннотации к проекту, который был возобновлен с 1 апреля 2015 года:

Группа «Информационное сопротивление» приняла решение, помимо ежедневной подачи оперативной информации из зоны АТО, возобновить систематическую подготовку и публикацию оценок рисков и угроз в южных и восточных регионах Украины (как мы это делали весной прошлого года). Наша цель – выявлять факторы и тенденции, которые могут привести к дестабилизации ситуации в том или ином регионе, для своевременного принятия мер на упреждение.

Данные, отраженные на «картинке» в виде цветной шкалы угроз (мы ее называем «светофор»), строятся на детальном анализе ситуации в каждом регионе. Эти аналитические выкладки и соответствующие рекомендации мы будем передавать руководству заинтересованных госструктур. Помимо этого, для формирования объективной картины мы будем знакомить с нашими выводами и прогнозами союзников и партнеров Украины.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...