Две просьбы. Песни для театра и кино. «десять дней, которые потрясли мир». «последний жулик». О вкусах не спорят
ДВЕ ПРОСЬБЫ
М. Шемякину – другу и брату — посвящен сей полуэкспромт
Мне снятся крысы, хоботы и черти. Я Гоню их прочь, стеная и браня. Но вместо них я вижу виночерпия — Он шепчет: «Выход есть. К исходу дня — Вина! И прекратится толкотня, Виденья схлынут, сердце и предсердие Отпустит, и расплавится броня! » Я – снова я, и вы теперь мне верьте, – я Немногого прошу взамен бессмертия — Широкий тракт, холст, друга да коня; Прошу покорно, голову склоня, Побойтесь Бога, если не меня, — Не плачьте вслед, во имя Милосердия!
Чту Фауста ли, Дориана Грея ли, Но чтобы душу дьяволу – ни-ни! Зачем цыганки мне гадать затеяли? День смерти уточнили мне они… Ты эту дату, Боже, сохрани, — Не отмечай в своем календаре, или В последний миг возьми и измени, Чтоб я не ждал, чтоб вороны не реяли И чтобы агнцы жалобно не блеяли, Чтоб люди не хихикали в тени, — От них от всех, о Боже, охрани — Скорее, ибо душу мне они Сомненьями и страхами засеяли!
Париж, 1 июня 1980 г.
* * *
Михаилу Шемякину — чьим другом посчастливилось быть мне
Как зайдешь в бистро-столовку, По пивку ударишь — Вспоминай всегда про Вовку: Где, мол, друг-товарищ!
‹А› в лицо – трехстопным матом, Можешь – хоть до драки, — Про себя же помни: братом Вовчик был Шемяке.
Баба, как наседка, квохчет (Не было печали! ), — Вспоминай! Быть может, Вовчик — «Поминай как звали».
М. Chemiakin – всегда, везде Шемякин, — А посему французский не учи!.. Как хороши, как свежи были маки, Из коих смерть схимичили врачи.
… Мишка! Милый! Брат мой Мишка! Разрази нас гром! — Поживем еще, братишка, Po-gi-viom!
1980
* * *
И снизу лед, и сверху – маюсь между, — Пробить ли верх иль пробуравить низ? Конечно – всплыть и не терять надежду, А там – за дело в ожиданье виз.
Лед надо мною, надломись и тресни! Я весь в поту, как пахарь от сохи. Вернусь к тебе, как корабли из песни, Всё помня, даже старые стихи.
Мне меньше полувека – сорок с лишним, — Я жив, тобой и господом храним. Мне есть что спеть, представ перед всевышним, Мне есть чем оправдаться перед ним.
1980
ПЕСНИ ДЛЯ ТЕАТРА И КИНО
«ДЕСЯТЬ ДНЕЙ, КОТОРЫЕ ПОТРЯСЛИ МИР»
* * *
В куски Разлетелася корона, Нет державы, нету трона, — Жизнь, Россия и законы — Всё к чертям! И мы — Словно загнанные в норы, Словно пойманные воры, — Только – кровь одна с позором Пополам.
И нам Ни черта не разобраться, С кем порвать и с кем остаться, Кто за нас, кого бояться. Где пути, куда податься — Не понять! Где дух? Где честь? Где стыд?! Где свои, а где чужие, Как до этого дожили, Неужели на Россию Нам плевать?!
Позор Всем, кому покой дороже, Всем, кого сомненье гложет — Может он или не может Убивать! Сигнал! — И по-волчьи, и по-бычьи, И – как коршун на добычу, — Только воронов покличем Пировать.
Эй, вы! Где былая ваша твердость? Где былая наша гордость? Отдыхать сегодня – подлость! Пистолет сжимает твердая рука. Конец! Всему конец! Все разбилось, поломалось, — Нам осталась только малость — Только выстрелить в висок иль во врага.
1965
* * *
Войны и голодухи натерпелися мы всласть, Наслушались, наелись уверений, — И шлепнули царя, а после – временную власть, — Потому что кончилось их время.
А если кто-то где-нибудь надеется на что, Так мы тому заметим между прочим: Обратно ваше время не вернется ни за что — Мы как-нибудь об этом похлопочем.
Навовсе не ко времени вся временная власть — Отныне власть советская над всеми. Которые тут временные – слазь! А ну-ка слазь! Кончилось ваше время!
1965
* * *
Всю Россию до границы Царь наш кровью затопил, А жену свою – царицу Колька Гришке уступил.
За нескладуху-неладуху — Сочинителю по уху! Сочинитель – это я, А часового бить нельзя!
1965
«ПОСЛЕДНИЙ ЖУЛИК»
* * *
Здравствуйте, Наши добрые зрители, Наши строгие критики! Вы увидите фильм Про последнего самого жулика.
Жулики — Это люди нечестные, — Они делают пакости, И за это их держат в домах, Называемых тюрьмами.
Тюрьмы — Это крепкие здания, Окна, двери – с решетками, — На них лучше смотреть, Лучше только смотреть на них.
Этот фильм — Не напутствие юношам, А тем более девушкам, — Это, Это просто игра, Вот такая игра.
Жулики Иногда нам встречаются, — Правда, реже значительно, Реже, чем при царе Или, скажем, в Америке.
Этот фильм Не считайте решением: Все в нем – шутка и вымысел, — Это, Это просто игра, Вот такая игра.
1966
* * *
Здесь сидел ты, Валет, Тебе счастия нет, Тебе карта всегда не в цвет. Наши общие дни Ты в душе сохрани И за карты меня извини!
На воле теперь вы меня забываете, Вы порасползлись все по семьям в дома, Мои товарищи, по старой памяти Я с вами веду разговор по душам.
1966
О ВКУСАХ НЕ СПОРЯТ
О вкусах не спорят: есть тысяча мнений — Я этот закон на себе испытал, — Ведь даже Эйнштейн, физический гений, Весьма относительно все понимал.
Оделся по моде, как требует век, — Вы скажете сами: «Да это же просто другой человек! » А я – тот же самый.
Вот уж действительно Все относительно, — Все-все, все.
Набедренный пояс из шкуры пантеры, — О да, неприлично, согласен, ей-ей, Но так одевались все до нашей эры, А до нашей эры – им было видней.
Оделся по моде как в каменный век — Вы скажете сами: «Да это же просто другой человек! » А я – тот же самый.
Вот уж действительно Все относительно, — Все-все, все.
Оденусь как рыцарь я после турнира — Знакомые вряд ли узнают меня, —
И крикну, как Ричард я в драме Шекспира: «Коня мне! Полцарства даю за коня! »
Но вот усмехнется и скажет сквозь смех Ценитель упрямый: «Да это же просто другой человек! » А я – тот же самый.
Вот уж действительно Все относительно, — Все-все, все.
Вот трость, канотье – я из нэпа, – похоже? Не надо оваций – к чему лишний шум? Ах, в этом костюме узнали, – ну что же, Тогда я одену последний костюм.
Долой канотье, вместо тросточки – стек, — И шепчутся дамы: «Да это же просто другой человек! » А я – тот же самый.
Будьте же бдительны: Все относительно — Все-все, все!
1966
* * *
Вот что: Жизнь прекрасна, товарищи, И она удивительна, И она коротка, Это самое-самое главное.
Этого В фильме прямо не сказано, — Может, вы не заметили И решили, что не было Самого-самого главного?
Может быть, В самом деле и не было Было только желание, — Значит, Значит, это для вас Будет в следующий раз.
И вот что: Человек человечеству — Друг, товарищ и брат у нас, Друг, товарищ и брат, — Это самое-самое главное.
Труд нас Должен облагораживать, — Он из всех из нас делает Настоящих людей, — Это самое-самое главное.
Правда вот, В фильме этого не было Было только желание, — Значит, Значит, это для вас Будет в следующий раз.
Мир наш — Колыбель человечества, Но не век находиться нам В колыбели своей, — Циолковский сказал еще.
Скоро Даже звезды далекие Человечество сделает Достояньем людей, — Это самое-самое главное.
Этого В фильме прямо не сказано — Было только желание, — Значит, Значит, это для вас Будет в следующий раз.
1966
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|