Сущность и роль банковской системы в экономической структуре государства
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Введение
За последние двадцать лет радикально изменились не только глубинные основы российской банковской системы, но и ее относительно частные параметры, например географическое распределение центров управления и деловой активности. Либерализация кредитной сферы, начавшаяся в 1988 - 1990 гг., открыла путь к созданию множества коммерческих банков и в Москве, и в регионах. В последние годы появилось немало публикаций о проблемах российской банковской системы, ее трансформации после кризиса 1998 г., отношениях с другими секторами экономики и т.д. Многоплановый анализ, касающийся, в частности, общих условий деятельности региональных банков, содержится во многих исследованиях по данной теме. Но авторы намного реже обращаются к изучению собственно географических характеристик банковского бизнеса в России и ее состояния в этом аспекте. При этом за основу исследователи обычно принимают местоположение корпоративных штаб-квартир или суммарные банковские показатели субъектов Федерации (аналогичный подход представлен и в открытых статистических выкладках Банка России). По мнению ряда экспертов, у России «есть один год», чтобы полностью реализовать антикризисные меры. За такой небольшой период вряд ли удастся решить наиболее острые проблемы, порожденные и выявленные глобальным финансово-экономическим кризисом. В отечественной и зарубежной печати идут оживленные дискуссии, посвященные анализу его причин и особенностей, а также продолжительности и вероятным последствиям для российской и мировой экономики. Но уже сейчас очевидно, что после завершения текущего кризиса принципиально изменится архитектура не только мировой финансовой системы в целом, но и российского банковского сектора в частности.
В настоящее время в научной литературе активно обсуждаются ключевые проблемы развития российской банковской системы. Многие авторы отмечают, что в России формирование банковской системы рыночного типа до сих пор не завершено. Об этом, в частности, свидетельствуют: низкая транспарентность деятельности российских банков; неэффективное управление рисками; во многом спекулятивный и краткосрочный характер кредитных операций; острый дефицит долгосрочных ресурсов; низкий уровень современных банковских технологий; недостаточная профессиональная квалификация персонала и сильная зависимость хозяйственной стратегии банка от интересов учредителей и крупных корпоративных клиентов. Именно этим определяется актуальность данной курсовой работы. Целью написания курсовой работы является рассмотрение сущности и основных свойств банковской системы, а также ее состояния в современных условиях. Сущность и роль банковской системы в экономической структуре государства Современная кредитно-банковская система представляет собой результат длительного исторического развития и приспособления к потребностям рыночной экономики. Кредитная система, если рассматривать ее как институт, представляет собой комплекс кредитно-финансовых учреждений, активно используемых государством в целях регулирования экономики. В ее состав входят: совокупность небанковских кредитно-финансовых учреждений и институтов, способных сохранять временно свободные средства и размешать их с помощью кредита (инвестиционные, финансовые, страховые компании, пенсионные фонды, сберегательные кассы, ломбарды, кредитная кооперация и т.д.). Эти учреждения, не являясь формально банками, выполняют многие банковские операции: банковская система, ведущим звеном которой являются государственные и коммерческие банки.
Банки - это специализированные коммерческие организации, занимающиеся аккумуляцией денежных средств, предоставляющие кредиты, осуществляющие денежные расчеты, выпускающиеся в обращение денежные знаки, проводящие операции с ценными бумагами, оказывающие различные экономические услуги. В рыночным условиям банк можно рассматривать как предприятие, которое является самостоятельным хозяйствующим звеном, имеет юридические права, производит своеобразный продукт и продает его. И все осуществляется на принципах окупаемости, покрытия своих расходов доходами создания определенной прибыли. Различают следующие виды банков и уровни их подчиненности. Первый уровень банковской системы предоставлен Центральным банком (Банк России). Основные задачи его деятельности: проведение политики государства в области денежного обращения, кредита и расчетов: обеспечение устойчивой покупательной способности денежной единицы; регулирование и контроль деятельности коммерческих банков: эмиссия национальных денежных знаков, организация их обращения и изъятия из обращения; предоставление кредитов коммерческим банкам; выпуск и погашение государственных ценных бумаг: осуществление зарубежных финансовых операций; установление величины учетных ставок по кредитуемым средствам; установление норм обязательных резервов коммерческих банков; организация расчетов между коммерческими банками по корреспондентским счетам: установление курса рубля по отношению к другим валютам; предоставляет кредиты Министерству финансов (бюджету) и т.д. Второй уровень банковской системы представлен коммерческими банками, то есть кредитными учреждениями, осуществляющими кредитование промышленных, торговых и других предприятий, главным образом, за счет тех денежным средств, которые они получают в виде вкладов, депозитов или же привлеченных со стороны кредитных ресурсов. По форме собственности коммерческие банки различаются: частные: акционерные; государственные. По территории деятельности: республиканские, региональные, международные. По видам осуществляемых операций: собственно депозитные банки, занимающиеся приемом депозитов и выдачей краткосрочных кредитов:
инвестиционные банки, кроме депозитных операций занимаются размещением среднесрочных и долгосрочных кредитов в промышленные и иные предприятия и фирмы; ипотечные банки. Банковские операции могут осуществлять только банки, имеющие лицензию Центрального банка России. Список таких банков периодически публикуется. Сделки, совершенные без надлежащего на то разрешения, признаются недействительными, а весь доход взыскивается в пользу государства, что влечет потерю клиентами своих денег. Основная задача и роль банковских структур в экономической системе проявляется в создании условий для увеличения безналичной денежной массы в стране и сокращении роста инфляции. Более подробно процесс создания новых денег банками можно проследить на следующем примере. Конкретно оценить размеры расширения денежной массы путем создания банками новых денег позволяет мультипликатор денежного предложения или банковский мультипликатор: = -------------- * 100, (1) М= ----------------------------------, (2)
где r - обязательная резервная норма, %; М - прирост депозитов; R - прирост резервов. В нашем примере m=10, то есть каждый доллар увеличения резервов привел к возрастанию депозитов на 10 долларов. Следовательно, величина мультипликатора находится в обратной зависимости от обязательных резервных требований. Если ставка минимальных резервов снизится до 5%, то m составит 20, а если повысится до 20%, то m снизится до 5. В реальной жизни мультипликационный эффект расширения банковских депозитов в значительной степени зависит от величины «утечек» в сферу текущего обращения, так как далеко не все деньги, взятые в форме ссуд в банкам, возвращаются туда на депозиты, часть их продолжает циркулировать в качестве наличным. Кроме того, в нашем примере мы не учитывали, что клиенты банков могут брать деньги с текущих счетов, что также сокращает возможности банков выдавать ссуды. Наконец, в случае изъятия денег из резервов банков мультипликационный эффект работал бы в противоположном направлении, например, покупка коммерческими банками у федеральной резервной системы государственной облигации стоимостью 1000 долл. сокращает резервные ресурсы банка на эту сумму, что в конечном счете приводит к уничтожению банковский депозитов на 10 тыс. долл. (при минимальной ставке резерва 10 %).
Основными факторами, от которых зависит процесс создания банками новым денег, и, следовательно, изменение денежной массы, является размер минимальной ставки резервов и спрос на новые ссуды со стороны заемщиков. В последующий темах, будет рассмотрено как, пользуясь этими рычагами, государственный банк и министерство финансов могут регулировать величину денежной массы. В современной российской экономике налично-денежный оборот организуется государством в лице центрального банка. Основными организующими звеньями в Российской Федерации являются также территориальные учреждения Центрального банка и система расчетно-кассовых центров (РКЦ). В их составе имеются резервные фонды денежных знаков и монет, а также оборотные кассы по приему и выдаче наличных денег. РКЦ обслуживают расчетную деятельность банков, осуществляют инкассацию денег и проводят операции, связанные с денежным оборотом (рисунок 1). Первоначальным импульсом, запускающим механизм движения денежной наличности, является соответствующая директива Центрального банка РФ РКЦ, согласно которой наличные деньги переводятся из их резервных фондов в оборотные кассы и таким образом поступают в обращение. Из оборотных касс РКЦ наличные деньги направляются в операционные кассы кредитных учреждение (коммерческих банков). Часть этих денег обслуживает межбанковские расчеты, часть - направляется в качестве кредитов другим банкам, но большая часть наличных денег выдается юридическими и физическими лицам, обслуживаемым в данном коммерческом банке. Часть наличных денег, находящихся в кассах организаций, предприятий, учреждений, используется для расчетов между ними, но большая часть передается населению в виде денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий и т.д.).
Рисунок 1 - Схема налично-денежного оборота в России
Население использует наличные деньги для взаиморасчетов, но большая часть расходуется на выплату налогов, квартплаты и коммунальных платежей, покупку товаров и оплату услуг, выплату страховых, арендных платежей и пр. Соответственно деньги от населения поступают либо в кассы предприятий торговли, Госкомсвязи России, а также предприятий, оказывающий услуги населению, либо непосредственно в операционные кассы коммерческих банков.
Организация и управление наличным денежным обращением осуществляется в централизованном порядке, что должно обеспечивать устойчивость и эластичность денежного обращения. В России налично-денежный оборот регламентирован Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ от 5.01.1998 г., утвержденным Банком России. Все предприятия, организации и учреждения на территории РФ независимо от организационно-правовой формы хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Предприятия могут получать наличные деньги от коммерческих банков, физических лиц и других предприятий. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счетах этих предприятий. Расчеты предприятий происходят в основном в безналичной форме. Если предусмотрена оплата товаров (услуг) предприятием в наличной форме, то для этого оно либо снимает денежную наличность со своего счета в коммерческом банке, либо использует имеющиеся наличные средства, оставленные предприятию в пределах установленного лимита. Денежная наличность сдается предприятиями непосредственно в кассы учреждений банков или через объединенные кассы на предприятиях, а также предприятиями Государственного комитета РФ по связи и информатизации (Госкомсвязи России) для перевода на соответствующие счета в учреждения банков. Порядок и сроки сдачи денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями, исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков. Сроки сдачи предприятиями наличных денежных средств предполагаются, как правило, ежедневными. Наличные деньги, принятые от физических лиц в уплату налогов, страховых и других сборов, сдаются администрациями и сборщиками этих платежей непосредственно в учреждения банков или путем перевода через предприятия Госкомсвязи России. Лимиты наличности, ежедневно хранимые в кассах предприятий, устанавливаются обслуживающими банками по согласования с руководителями этих предприятий. При этом учитывается специфика деятельности предприятия. Лимит кассы по указанию банка может обеспечивать нормальную работу предприятия с утра следующего дня, лимит может определяться в пределах среднедневной выручки наличными деньгами и т.д. Выдача банками наличных денег предприятиям производится, как правило, за счет текущих поступлений денежной наличности в кассы кредитных организаций. Аналогично регулируется наличность в кредитных организациях, обслуживаемых РКЦ. Для обслуживания своевременной выдачи кредитными организациями наличных денег со счетов предприятий, а также со счетов по вкладам граждан, территориальные учреждения Банка России или по их поручению РКЦ устанавливают для каждой кредитной организации и их филиалов сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня. Установление лимитов оборотных касс расчетно-кассовых центров и их подкрепление осуществляется в соответствии с Инструкцией по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России. Наличные деньги, находящиеся в оборотной кассе РКЦ, в случае превышения установленного Центральным банком лимита, переводятся в резервные фонды, изымаются из обращения. Центральный Банк осуществляет постоянный мониторинг за наличным денежным оборотом в регионах страны. Обращение наличных денег является объектом прогнозного планирования. Безналичные деньги в отличие от наличных, по существу, не являются платежными средствами, но в любую минуту они могут превратиться в наличные, гарантированные кредитными институтами. Практически же безналичные деньги выступают наравне с наличными и даже имеют некоторые преимущества перед последними. Действительно, наличные деньги связаны с бумагой или металлом. Они имеют реальные высокие издержки хранения и транспортировки, а также могут быть потеряны или подделаны. Безналичные расчеты проводятся на основании расчетных документов установленной Центральным банком формы и с соблюдением соответствующего документооборота. Безналичных оборот реализуется через соответствующие методы организации безналичных расчетов. В зависимости от способа платежа, виды расчетных документов и организации документооборота в банке можно выделить следующие основные формы безналичных расчетов между плательщиками и получателями: расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, по инкассо, платежными карточками. Основой безналичных расчетов являются межбанковские расчеты. Расчеты между банками на территории России производятся через РКЦ ЦБ РФ. Для расчетов каждому учреждению банка в РКЦ открывается корреспондентский счет. Банки должны обеспечивать своевременное поступление на свой корреспондентский счет средств в размерах, необходимых для проведения платежей. Банковские операции по расчетам могут осуществляться и по корреспондентским счетам банков, открываемых друг у друга на основе межбанковский соглашений. Система безналичных межбанковских расчетов регулируется ЦБ РФ. Одним из основных нормативных актов является Положение об организации межбанковских расчетов на территории РФ, утвержденное в 1992 г. Регламентация и посредничество в платежах между банками и прочими кредитными организациями позволяет ЦБ РФ контролировать и регулировать денежный оборот в стране. Безналичный оборот происходит на основе замещения движения наличных денег кредитными операциями. Кроме того, при проведении взаимных расчетов используются так называемые счетные деньги. При проведении зачетов взаимных требований счетные деньги в размере зачетной суммы функционируют, но не совершают оборота. Или, например, совершается бартерная сделка, но стоимость взаимных поставок неравна. Проведение зачетов также осуществляется при помощи зачетных денег, а сама сделка завершается с помощью перечисления незачетной суммы (безналичными или наличными деньгами).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|