Современное состояние банковского сектора России
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
В России действует много карликовых банков, как по объему собственного капитала, так и по величине совокупных активов. На 1 марта 2009 г. 200 крупнейших банков (всего в реестре российских банков насчитывалось 1220 банков, а действующих - 1100) контролировали 94% совокупных активов, в них было сосредоточено примерно 91% собственного капитала российских банков. На долю банков, входящих в первую пятерку, приходилось свыше 47% совокупных активов и 49% собственного капитала отечественных кредитных организаций. Основным источником роста ведущих российских банков, начиная с октября 2008 г., были средства Банка России, предоставляемые в рамках различных механизмов рефинансирования (беззалоговое кредитование, операции РЕПО, обеспеченное кредитование, ломбардные кредиты, кредиты овернайт, субординированные кредиты, санация банков), и правительства РФ (рефинансирование внешнего долга, субординированные кредиты, выкуп ипотечных кредитов). Плотность банковского обслуживания в России в среднем, по данным на январь 2009 г., составляла чуть больше 30 точек на 100 тыс. населения. Это сопоставимо с плотностью банковского обслуживания в странах Восточной Европы. Однако в Европе банковские подразделения распределены по территории практически равномерно, а в России - нет. Так, в Москве на 1 января 2009 г. функционировало почти 50% всех действующих кредитных организаций (543), в которых было сосредоточено 86% совокупных активов, 87% всех кредитов, депозитов и прочих размещенных средств и 85% всех привлеченных средств. В силу недостаточной капитализации большинство российских банков не могут осуществлять адекватное финансирование крупнейших российских компаний, а нерациональная политика процентных ставок Банка России при отсутствии ограничений на трансграничное движение капитала (отменены с 1 июля 2006 г.) привела к бесконтрольному росту российского внешнего корпоративного долга. Так, внешняя задолженность банковского и корпоративного секторов в настоящее время составляет около 40% ВВП России.
Деятельность российских банков зачастую бывает оторвана от потребностей национальной экономики. Они не в состоянии предоставлять отечественным компаниям (как крупным, так и мелким) доступ к необходимому финансированию, нередко по причине архаичных процедур кредитования и оценки кредитных рисков. Ограничив свою кредитную деятельность, банки вызвали сжатие внутреннего совокупного спроса в экономике, что еще больше усугубляет экономический кризис в стране. В современной России нет ни одного банка, который непосредственно занимался бы финансированием (кредитованием) инновационных проектов. Даже специально созданный для этих целей в 1999 г. Российский банк развития (РосБР) не осуществлял их финансирование, о чем свидетельствовало отрицательное заключение Счетной палаты РФ о его деятельности в 2007 г. Положение не изменилось и после реорганизации банка, когда в соответствии с Федеральным законом от 17.05, 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития» и распоряжением Правительства РФ от 07.12.2007 г. № 1766-р «О внесении акций в уставный капитал Внешэкономбанка» 100% акций РосБР стали принадлежать государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». Получив банковскую лицензию и лицензии профессиональных участников рынка ценных бумаг, ВЭБ не подчиняется ни Банку России, ни ФСФР. Более того, в ходе рассмотрения соответствующего законопроекта в 2007 г. из текста федерального закона были изъяты положения, определявшие принципы взаимодействия госкорпорации с другими финансовыми институтами.
В России уделяют недостаточное внимание становлению базовых инфраструктурных институтов, которые обеспечивают эффективное функционирование национальной банковской системы. Отсутствие в стране должного интереса к таким институтам (защита прав собственности, укрепление юридической системы, ограничение коррупции, улучшение качества финансовой информации, повышение качества корпоративного управления, развитие пруденциального надзора и ужесточение квалификационных требований к финансовым специалистам) означает, что российский банковский сектор в процессе своего развития еще долго будет испытывать трудности системного характера. В условиях резкого ускорения динамики трансграничных потоков капитала национальные правительства уже не могут проводить абсолютно независимую денежно-кредитную политику, ориентированную исключительно на национальные приоритеты. Напротив, в своей деятельности они вынуждены учитывать влияние внешних факторов, таких, как приток и отток капитала, уровни процентных ставок на ведущих мировых торговых площадках и др. Если сегодня правительство развивающейся страны (или страны с формирующимся рынком) попытается проводить денежно-кредитную политику, например политику процентных ставок, игнорирующую требования и конъюнктуру мировых финансовых рынков, то из-за быстрого оттока капитала оно будет вынуждено: в лучшем случае реформировать национальную банковскую систему и проводимую денежно-кредитную политику с учетом требований финансовой глобализации и решать проблему накопленных «плохих» долгов для спасения отечественного реального сектора; в худшем случае отгородиться от внешнего мира под лозунгами регионализма и антиглобализма, направленными якобы на защиту национальных интересов, а по сути скрывающими нежелание национальной элиты делиться властью и своими монопольными доходами с населением страны. Сценарий развития банковского сектора России зависит от эффективности реализации программы антикризисных мер, предложенной российским правительством и Банком России в конце 2008 - начале 2009 г. Для повышения эффективности банковской системы и заинтересованности банков в кредитовании предприятий и организаций необходимо: установить законодательно порядок и формы участия иностранного капитала в банковской сфере; ограничить доходность финансовых вложений, отвлекающих банковские капиталы от кредитования реального сектора экономики; открыть доступ к ссудам и гарантиям ЦБ РФ и Минфина России коммерческим банкам, активно взаимодействующим с реальным сектором; уточнить порядок формирования резервов на возможные потери по ссудам инвестиционной направленности; расширить практику рефинансирования Банком России коммерческих банков, кредитующих реальный сектор, через развитие системы учета и переучета векселей предприятий; установить для банков дифференцированный режим отчислений в фонд обязательного резервирования в целях привлечения долгосрочных и устойчивых пассивов; изменить действующую очередность погашения банковских кредитов при недостаточности средств на расчетных счетах хозяйствующих субъектов.
Антикризисная политика российского правительства и Банка России в 2008-2009 гг. Пакет антикризисных мер, реализованных российским правительством совместно с Банком России в разгар кризиса, в целом соответствовал стандартной схеме, подробно рассмотренной в публикациях зарубежных авторов. Российское правительство с августа 2008 по март 2009 г. предприняло ряд важных шагов для поддержки российской банковской системы (таблица 1 Приложения А.). Правительству РФ и Банку России в целом удалось предотвратить распространение «банковской паники» и частично восстановить доверие хозяйствующих субъектов к национальной банковской системе. В числе стабилизационных антикризисных мероприятий необходимо выделить: укрепление ресурсной базы банков, насыщение банковской системы дополнительной ликвидностью; увеличение капиталов системообразующих банков, в том числе посредством предоставления им долгосрочных субординированных кредитов; увеличение до 700 тыс. руб. государственной гарантии сохранности вкладов физических лиц;
решение не банкротить банки, столкнувшиеся с финансовыми трудностями, а применять меры предупреждения банкротства, в том числе санацию, присоединение, слияние, реорганизацию, включая продажу банков-банкротов по символической цене; проведение «плавной» девальвации национальной валюты; ослабление пруденциальных требований, разрешение временно не переоценивать банковские активы по текущей рыночной стоимости; смягчение требований к качеству кредитных портфелей банков; усиление защиты законных прав кредиторов, включая возможность обращения взыскания по просроченной кредитной задолженности на заложенное имущество в досудебном порядке. Заключение
Но банки все в большей степени становятся интегрированной частью рыночного механизма. Усиление взаимодействия банков с реальным сектором экономики в сфере активного кредитования производства и инвестиционных программ может быть обеспечено при соблюдении двух условий: во-первых, создания экономических предпосылок в самом реальном секторе экономики; во-вторых, усиления капитальной базы коммерческих банков и повышения их заинтересованности в размещении своих активов в производственной сфере. Эти условия тесно связаны между собой, но также зависят от отраслевых особенностей и временных факторов. На протяжении последних нескольких лет отчетливо наблюдался выраженный рост кредитования предприятий реального сектора экономики. Задолженность по выданным ссудам росла быстрее, чем номинальный объем ВВП. На данный момент, однако, можно быть уверенным в том, что период пиковых темпов роста для рынка остался в прошлом. По итогам 2006 г. портфель кредитов нефинансовым организациям увеличился только на 36,0%, в то время как в 2003-2005 гг. годовые темпы прироста превышали уровень 40,0%. Несмотря на это можно констатировать продолжающиеся позитивные сдвиги в структуре кредитных операций. В частности, снижается доля кредитов, предоставляемых в иностранной валюте: на конец 2006 г. она не превышала 28,0%; увеличивается срочность корпоративного кредитного портфеля. В настоящее время из общего' объема ссудной задолженности предприятий реального сектора экономики перед банками 43,5% относятся к кредитам, выданным на срок свыше 1 года. При этом наиболее интенсивную динамику демонстрировали долгосрочные рублевые ссуды (со сроками более 3 лет): прирост задолженности по ним составил около 70,0%. Тот факт, что сегменты долгосрочных рублевых и валютных кредитов уже практически сравнялись по величине (280 против 290 млрд руб.), служит подтверждением укрепления доверия к национальной валюте.
Для повышения эффективности банковской системы и заинтересованности банков в кредитовании предприятий и организаций необходимо: установить законодательно порядок и формы участия иностранного капитала в банковской сфере; ограничить доходность финансовых вложений, отвлекающих банковские капиталы от кредитования реального сектора экономики; открыть доступ к ссудам и гарантиям ЦБ РФ и Минфина России коммерческим банкам, активно взаимодействующим с реальным сектором; уточнить порядок формирования резервов на возможные потери по ссудам инвестиционной направленности; расширить практику рефинансирования Банком России коммерческих банков, кредитующих реальный сектор, через развитие системы учета и переучета векселей предприятий; установить для банков дифференцированный режим отчислений в фонд обязательного резервирования в целях привлечения долгосрочных и устойчивых пассивов; изменить действующую очередность погашения банковских кредитов при недостаточности средств на расчетных счетах хозяйствующих субъектов. Глоссарий
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|