Культура и цивилизация
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Определения культуры
Культурологи не раз предпринимали попытки свести всё многообразие определений культуры к нескольким типам.
Задание а) Выясните, используя указанную литературу, какие из приведённых определений культуры можно отнести к описательным, к деятельностным, к аксиологическим, и к семиотическим. б) Поясните сущность каждого из указанных типов определений.
1.1. «Культура в широком этнографическом смысле слагается из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества». (Э.Б.Тайлор). 1.2. «…это пластичная и многозначная, фиксированная в нормах программа деятельности индивидов, формируемая, хранимая, накапливаемая и передаваемая обществом на основе общественной практики и общественного производства.» (Л.Клейн). 1.3. «…это материальные и духовные произведения человеческого творчества как результат развития практических способностей и потребностей человека, совершенствуемых образованием и воспитанием» (К.Попов). 1.4. «…это знаки и совокупности знаков (тексты), в которых «зашифрована» социальная информация, т.е. вложенное в них людьми содержание, значение, смысл» (А.С.Кармин) 1.5. «…это система духовного производства, которая охватывает создание, хранение, распостранение и потребление духовных ценностей, взглядов, знаний и ориентаций – всё то, что составляет духовный мир общества и человека» (Б.Ерасов).
Литература 1. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. С.Пб.:Лань, 1997.-С.13-19. 2. Культурология / Под ред. Драча Г.В.-Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.-С.12-13. 3. Лурье С.В. Историческая этнология. М.:Аспект Пресс, 1997.-С.154-158.
Функции культуры
Авторы учебных пособий по культурологии нередко выделяют следующие функции культуры: адаптивную; коммуникативную; интегративную; когнитивную; нормативную; функцию социализации. Задание а) Определите, к каким из этих функций относятся следующие высказывания? б) Приведите примеры, поясняющие значение каждой из указанных функций.
2.1. «…культура объединяет народы, социальные группы, государства…среди членов данной культурной общности распространяется единая совокупность взглядов, убеждений, ценностей, идеалов…» 2.2. «…культура есть условие и результат человеческого общения. Она есть то, что связывает, объединяет людей…» 2.3. «…культура обеспечивает включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данной культурной общности...» 2.4. «…человек не в состоянии вести, подобно другим животным, естественный образ жизни и вынужден, чтобы выжить, создавать вокруг себя искусственную, культурную среду…» 2.5. «…производство новых знаний, норм, ценностей, значений и ориентаций…» 2.6. «…обеспечивать преемственность, устойчивое воспроизведение сложившихся в данной культуре форм поведения, ценностных ориентаций, особенностей мышления…»
Литература 1. Ерасов Б.С. Социальная культурология.-М.:Аспект Пресс,1997.-С.196-236. 2. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры.-С.Пб.:Лань, 1997.-С.43-54. 3. Культурология / Под ред. Н.Г.Багдасарьян.-М.:Высшая Школа, 1998.-С.52-54. 4. Соколов Э.В. Культура и личность.-Л.:Наука, 1972.-Гл.2.
Культура и цивилизация
Используя указанную литературу, ознакомьтесь со взглядами И.Канта, О.Шпенглера и Н.Бердяева на проблему взаимоотношения культуры и цивилизации.
Задание а) Какое из приведённых ниже рассуждений принадлежит И.Канту, какое О.Шпенглеру и Н.Бердяеву? По каким признакам вы установили принадлежность высказываний тому или иному автору?
б) Сравните приведённые ниже высказывания. Что их объединяет? В чём состоят различия? в) Что нового вы узнали из предложенной литературы о взглядах этих философов на указанную проблему?
3.1. «Что такое цивилизация, понимаемая как логическое следствие, завершение и исход культуры?…Цивилизация есть неизбежная судьба культуры. Они – завершение, они следуют как ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием, как умственная старость и окаменевший мировой город за деревней и задушевным детством, являемым нам дорикой и готикой. Они – неизбежный конец, и тем не менее с внутренней необходимостью к ним всегда приходили…Переход от культуры к цивилизации протекает в античности в IV столетии, на Западе – XIX. С этого момента ареной больших духовных решений становится не «вся страна», как это было во время орфического движения и реформации, когда, собственно, каждая деревня играла свою роль, а три или четыре мировых города, которые всосали в себя всё содержание истории и по отношению к которым вся остальная страна культуры нисходит на положение провинции, имеющей своим исключительным назначением питать эти мировые города остатками всего высшего человеческого материала.» 3.2. «Культура и цивилизация - не одно и то же. Культура родилась из культа, Истоки её сакральны. Вокруг храма зачалась она и в органический свой период была связана с жизнью религиозной…Культура – благородного происхождения. Ей передался иерархический характер культа…Культура символична по своей природе. Символизм свой она получила от культовой символики…Цивилизация не имеет такого благородного происхождения…В ней нет связи с символикой культа. Её происхождение мирское. Она родилась в борьбе человека с природой, вне храмов и культа.Культура всегда идёт сверху в низ, путь её аристократический. Цивилизация идёт снизу вверх, путь её буржуазный и демократический. Культура есть явление глубоко индивидуальное и неповторимое. Цивилизация же есть явление общее и повсюду повторяющееся. Переход от варварства к цивилизации имеет общие признаки у всех народов, и признаки по преимуществу материальные, как, например, употребление железа и т.п. Культура же древних народов на самых начальных ступенях своих очень своеобразна и неповторимо индивидуальна, как культура Египта, Вавилона, Греции и т.п. Культура имеет душу. Цивилизация же имеет лишь методы и орудия.»
3.3. «…нельзя заранее сказать, не подготовит ли нам в конце концов несогласие, столь естественное для нашего рода, ад кромешный, полный страданий, на какой бы высокой ступени цивилизации мы не находились, именно тем, что человечество, быть может, вновь уничтожит варварскими опустошениями саму эту ступень и все достигнутые успехи культуры…Руссо вовсе не так уж неправ, предпочитая состояние диких…Благодаря искусству и науке мы достигли высокой ступени культуры. Мы чересчур цивилизованы в смысле всякой учтивости и вежливости в общении с друг другом. Но нам ещё многого недостаёт, чтобы считать нас нравственно совершенными. В самом деле, идея моральности относится к культуре; однако применение этой идеи, которое сводится только к подобию нравственного в любви к чести и во внешней пристойности, составляет лишь цивилизацию. Пока государства тратят все свои силы на достижение своих тщеславных и насильственных завоевательных целей и потому постоянно затрудняют медленную работу над внутренним совершенствованием образа мыслей своих граждан, лишая их даже всякого содействия в этом направлении, - нельзя ожидать какого-либо улучшения в сфере морали.»
Литература 1. Культурология / Под ред. Н.Г.Багдасарьян.–М.:Высшая школа,1998.-С.44-45, 246-247. 2. Хрестоматия по культурологии: Учеб. пособие / Отв. ред. Радугин А.А.- М.:Центр,1998. С.58-104. 3. Бердяев Н. Философия неравенства.–М.:ИМА-пресс,1990. 4. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Кант И. Собр. соч. в 8 томах.-М.: Чоро, 1994.-Т.8. 5. Шпенглер О. Закат Европы.Т.1.(любое издание).
Типы культур Задание а) Выясните, кому из исследователей принадлежат следующие типы классификации культур. В скобках указаны возможные варианты ответов.
б) Поясните значение каждого из предложенных типов классификации.
4.1. Идеациональная, сенсативная (чувственная), идеалистическая (смешанная) культуры (А.Дж.Тойнби, О.Шпенглер, П.Сорокин, М.Мид, К.Ясперс); 4.2. до-письменный, письменный, экранный типы культур (К.Ясперс, М.Мид, Ф.Ницше, К.Маркс, Г.М.Маклюэн); 4.3. подготовительные, одноосновные, двуосновные, четырехосновные типы культур (Н.Я.Данилевский, К.Ясперс, К.Леви-Стросс, П.Сорокин, З.Фрейд); 4.4. аполлоническое и дионисическое начало в культуре (А.Дж.Тойнби, Ф.Ницше, К.Леви-Стросс, О.Шпенглер, Г.М.Маклюэн); 4.5. «холодные» и «горячие» типы культур (К.Леви-Стросс, Л.Леви-Брюль, М.Мид, П.Сорокин, Э.Б.Тайлор); 4.6. «прометеевская» эпоха, эпоха «великих культур древности», «осевое время культуры» (эпоха «духовной основы человеческого бытия»), эпоха «развития техники» (П.Сорокин, М.Мид, Н.Я.Данилевский, Э.Б.Тайлор, К.Ясперс); 4.7. постфигуративная, кофигуративная, префигуративная культуры (Л.Леви-Брюль, Г.М.Маклюэн, М.Мид, Ф.Ницше, К.Ясперс).
Литература 1. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры.-С.Пб.:Лань, 1997.-С.427-464. 2. Культурология / Под ред. Н.Г.Багдасарьян. – М.:Высшая школа, 1998.-С.56-87, 268-271, 294-303. 3. Хрестоматия по культурологии: Учеб. пособие./ Отв.ред. Радугин А.А. М.:Центр,1998. С.228-231. 4. Современная западная социология: Словарь.-М.:Политиздат, 1990.-С.155-156.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|