Тема 2. Виды классификации мировых рынков товаров и услуг
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Министерство образования и науки Российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ университет»
Институт теоретической экономики и международных экономических отношений
Кафедра «Мировая экономика»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине «МИРОВЫЕ ТОВАРНЫЕ РЫНКИ»
для студентов 080100 «Экономика» профиль «Мировая экономика и ВТО» ______________________________________________________________ (шифр) (направление/профиль, специальность/специализация, магистерская программа)
заочной формы обучения (зачеркнуть не нужное)
Автор: д-р экон. наук, проф. Г.И. Яковлев
Самара 2015 г.
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный экономический университет»
Кафедра «Мировая экономика»
УТВЕРЖДЕНО Ученым советом института (факультета) (протокол №____ от ______________) Директор института д.и.н., проф. Н.Ф. Тагирова______________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Наименование дисциплины «МИРОВЫЕ ТОВАРНЫЕ РЫНКИ»
Направление подготовки/специальность 080100 «Экономика» - Мировая экономика и ВТО ____________________________________________________________________________ (указывается код и наименование направления подготовки/специальности)
Профиль «Мировая экономика»
Согласовано: Зав. выпускающей кафедрой к.э.н., доц. Д.В. Абрамов «_______________»
Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр»
Самара 2014
1. Цели и задачи дисциплины: Рабочая программа предназначена для студентов СГЭУ, обучающихся по профилю «Мировая экономика и ВТО». Курс «Мировые товарные рынки» включает важнейшие разделы экономической науки, знание которых необходимо высококвалифицированному специалисту в области мировой экономики. После прохождения курса студенты показывают высокий уровень теоретико-методической подготовки по анализу состояния и тенденций мировых рынков отдельных товаров и в их совокупности, а также умение и навыки применять свои знания для решения исследовательских и прикладных задач в сфере мировой экономики.
Проведение активной внешнеторговой политики предприятий предполагает понимание ее субъектами основных тенденций современного мирового хозяйства, его структуры, главных экономических центров, интеграционных процессов, "правил игры" на мировых товарных рынках, методов регулирования рынка, правового регулирования хозяйственной деятельности предприятий (в широком смысле), взаимодействия крупного и малого бизнеса, форм производственного, научно-технического и торгового сотрудничества с иностранными партнерами. Все эти проблемы находят отражение в разделах курса. Основной целью дисциплины является формирование у студентов представления о развитии мировых товарных рынков под воздействием эндогенных и экзогенных факторов. Дисциплина «Мировые товарные рынки» изучает теорию и практику функционирования мировых рынков, поэтому в процессе ее изучения студенту необходимо освоить следующие задачи: - усвоить теоретические основы организации и функционирования рынков; - иметь представление о механизме функционирования конкретного рынка; - использовать статистическую информацию и соответствующие методы для анализа процессов имеющих место на мировых рынках. Основное внимание в курсе уделяется разбору на занятиях изучению важнейших тенденций изменения конъюнктуры мирового рынка товаров и услуг, формирования спроса и предложения в разрезе групп продукции и важнейших товаров, а также приобретение навыков профессионального изучения товарных рынков, а также определению места нашей страны на мировых товарных рынках по отдельным позициям. Дисциплина читается в на 2-м курсе, в первом семестре. Форма итогового контроля – зачет.
2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина относится к циклу «Дисциплина по выбору, код Б3.В.ДВ.7. Освоение дисциплины «Мировые товарные рынки» основывается на ранее изучаемых студентами предметах, прежде всего таких, как «Макроэкономика», «Экономическая история», «Мировая экономика и международные экономические отношения», «Международные экономические отношения глобальной экономики», «Внешнеэкономическая деятельность», «Мировые финансовые рынки», Международные валютно-кредитные отношения», «Международные валютно-финансовые операции», «Международный бизнес», «Размещение мирового хозяйства», «Международные финансы». В свою очередь курс «Мировые товарные рынки» является базой для профессиональных дисциплин: «Международный маркетинг», «Международная экономическая интеграция».
3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: общекультурных: · владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); · способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4); · способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6); · способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9); · владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией, способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13); · владение одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14); профессиональных: · расчетно-экономическая деятельность · способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1); · способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2); · аналитическая, научно-исследовательская деятельность
· способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4); · способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8); · способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9); · способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);
В результате изучения курса «Мировые товарные рынки» студент должен обладать всеми навыками, знаниями и умениями, необходимыми в практической деятельности и должен: знать: - содержание основных понятий – мировая, международная и внешняя торговля, «конкуренция», «конкурентоспособность» и «рейтинг конкурентоспособности стран» в системе международной торговли; 2. уметь: - правильно применять полученные знания для анализа экономических явлений; - разъяснять политику государства в области международной торговли; - готовить профессионально-грамотные, актуальные доклады и выступления по международной торговле и мировым товарным рынкам; - хорошо ориентироваться в особенностях внешней торговли различных стран мира 3.Владеть: - составом структуры международной торговли и ее долевое распределение в рамках экспорта и импорта; - знаниями о состоянии международной торговли на современном этапе и перспективных тенденциях ее развития. · анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровнях, · использовать источники экономической, социальной, управленческой информации, · анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей, · осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач, · представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи, · организовать выполнение конкретного порученного этапа работы, · свободно ориентироваться по политической карте мира и политическим картам отдельных стран; · методологией экономического исследования,
· навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений; · разбираться: в статистических и аналитических материалах, отражающих эволюцию и современное состояние ВЭД РФ, особенностях государственного регулирования ВЭД в России; иметь представление о: · противоречивости системы современных международных экономических отношений и сложности поиска новых направлений и форм ее реформирования в условиях нарастающей глобализации мировой экономики; · взаимозависимости и взаимообусловленности развития экономик различных стран и регионов; · возможных будущих направлениях межгосударственного регулирования глобальной системы размещения производства и развития рынков определенных товаров. · причинно-следственных связях и процессов формирования и развития внешнеторгового оборота России; организации участия в выставках и ярмарках товаров под эгидой ТПП России;
4. Объем дисциплины и виды учебной работы для заочной формы обучения:
Содержание дисциплины (Discipline Content) Содержание курса: основные понятия и термины международной торговли; конъюнктура товарных рынков; ценообразующие факторы, виды цен, применяемых на товарных рынках; ценообразование во внешней торговле; валютно-финансовые условия; экономическая эффективность внешнеторговых операций. Механизм ценообразования. Содержание курса базируется на новейшем материале, дающем основу для освоения фундаментальных знаний по участию российских предприятий в коммерческих операциях на мировых товарных рынках. Содержание разделов дисциплины Тема 1. Введение. Товарная структура международной торговли Международная стандартная промышленная классификация (International Standard Industrial Classification (ISIC).Отраслевая структура мировой и российской экономики, соотношение отдельных стран. Тема 2. Виды классификации мировых рынков товаров и услуг Подходы к классификации мировых рынков товара: по нахождению товара на этапе его переработки; по степени наукоемкости товара; по уровню конкурентности и конкурентоспособности, др. виды классификации. Тема 3. Рынок нефти Распределение запасов нефти. Крупнейшие разведанные месторождения: Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Кувейт, ОАЭ, Россия. Нефтяные шоки. Особенности рынка нефти. События на мировом рынке нефти в XX и в начале XXI в. Состояние нефтяной отрасли отдельных стран, включая Россию. Тема 4. Рынок газа Распределение запасов газа. Крупнейшие разведанные месторождения. Особенности рынка. Процедура ценообразования. Состояние газового мирового рынка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|