Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Порядок выполнения контрольных работ




1) выбрать подходящий из предложенных ниже вопросов в соответствии с последней цифрой зачетной книжки (например, зачетная книжка №КБ401-0075, номер задания для контрольной работы будет заканчиваться цифрой 5);

2) выполнить работу;

3) сдать работу на проверку преподавателю за неделю до защиты;

4) защитить работу и получить допуск к экзамену.

Темы теоретической части контрольных работ для заочной формы обучения:

1. Современный мировой рынок, его структура.

2. Международная торговля товарами, ее место и роль в системе международных экономических отношений.

3. Проблемы и перспективы развития международной торговли.

4. Проблемы и перспективы развития внешней торговли (на примере какой-либо страны).

5. Развивающиеся страны в системе международной торговли.

6. Развивающиеся страны в системе международной торговли (на примере какой-либо страны).

7. Развитые страны в системе международной торговли.

8. Развитые страны в системе международной торговли (на примере какой-либо страны).

9. Качественные изменения структуры международной торговли.

10. Географические направления международной торговли и их изменения. Масштабы товарных потоков.

11. Динамика товарной структуры международной торговли.

12. Динамика товарной структуры внешней торговли (на примере какой-либо страны).

13. Протекционизм и либерализация, их цели, методы, соотношение в современной внешнеторговой политике.

14. Инструменты государственного регулирования внешней торговли, их эволюция.

15. Особенности внешнеторговой политики развитых стран.

16. Особенности внешнеторговой политики развивающихся стран.

17. Особенности внешнеторговой политики новых индустриальных стран.

18. Особенности внешнеторговой политики стран с переходной экономикой.

19. Особенности внешнеторговой политики России.

20. Специфика ценообразования на различных типах мировых товарных рынков.

21. Мировые цены и основные виды внешнеторговых цен.

22. Особенности формирования мировых цен на сырьевые товары.

23. Особенности формирования мировых цен на машины и оборудование.

24. Динамика мировых цен по различным товарным группам в начале XXI века.

25. Демпинг и демпинговые цены в международной торговле.

26. Антидемпинговая политика в международной торговле.

27. Конъюнктура мировых товарных рынков на примере...

28. Место сырьевых товаров в международной торговле.

29. Международная торговля продовольствием.

30. Международная торговля машинами и оборудованием.

31. Современные тенденции в международной торговле услугами.

32. Международный туризм как специфическая форма торговли услугами.

33. Особенности развития международного рынка технологий.

34. Электронная торговля – экономическая сущность и значение в мировой экономике.

35. Регулирование международной торговли услугами.

36. Международная торговля инжиниринговыми услугами.

37. Международная торговля лицензиями и «ноу-хау».

38. Международный туризм как форма международных экономических отношений.

39. Аутсорсинг как сегмент мирового рынка услуг.

40. Международные региональные торговые организации и их роль в развитии внешнеторговых связей стран.

41. ГАТТ/ВТО как важнейший инструмент многостороннего регулирования международной торговли.

42. Проблемы и перспективы присоединения России к ВТО.

43. Место и роль внешней торговли России в ее современном экономическом развитии.

44. Динамика внешней торговли России в конце XX – начале XXI века.

45. Географическая и товарная структура внешней торговли России, ее изменения в конце XX – начале XXI века.

46. Внешняя торговля России со странами с развитой рыночной экономикой.

47. Внешняя торговля России со странами с развитой рыночной экономикой (на примере какой-либо страны).

48. Внешнеторговые связи России со странами Центральной и Восточной Европы.

49. Внешнеторговые связи России со странами Центральной и Восточной Европы (на примере какой-либо страны).

50. Внешнеэкономические связи России с развивающимися странами.

51. Внешнеэкономические связи России с развивающимися странами (на примере какой-либо страны).

52. Внешнеэкономические связи России с государствами СНГ.

53. Внешнеэкономические связи России с государствами СНГ (на примере какой-либо страны).

Практическая часть контрольных работ (по Ревенко Л.С. Сборник кейсов и деловых ситуаций по актуальным проблемам развития мировых товарных рынков: Москва 2014. МГИМО (У) МИД России)

Кейс 1. Влияние производства биотоплива на мировой рынок продовольствия.

Изложение проблемы. В последние годы на аграрных рынках все более внятно проявляется тенденция использования воспроизводимых биологических ресурсов планеты для непродовольственных целей. Ряд развитых и развивающихся стран обратили внимание на более широкое использование для непродовольственных целей некоторых сельскохозяйственных товаров, преимущественно зерновых и масличных, а также биомассы из отходов пищевой промышленности и отдельных видов переработки сельскохозяйственного сырья. Из одних видов сельскохозяйственных товаров получают этанол, из других – биодизельное топливо. Общее название для всех видов топлива, получаемого из растительной и животной биомассы, - биотопливо.

В качестве сырья для биотоплива ранее использовались преимущественно отходы сельскохозяйственного и лесного производства и городские отходы, из которых выпускали биоэтанол, биодизельное топливо, синтез-газ и биогаз, биоводород, древесные пиллеты (гранулы). Использование биологических отходов для энергетических целей, безусловно, является эффективным способом повышения роли воспроизводимых источников энергии в топливно-энергетическом балансе планеты. Однако в начале ХХI века в период понижения цен на ряд сельскохозяйственных сырьевых товаров и повышения цен на энергоносители для получения биотоплива все чаще стали использовать сырье, имеющее непосредственно пищевое назначение.

Биоэтанол – один из основных видов биотоплива, производится из кукурузы, пшеницы, картофеля, сахарной свеклы, сахарного тростника, сладкого сорго, касавы; биодизель – из растительных масел (соевого, рапсового, подсолнечного, пальмового). До периода резкого повышения цен на энергоносители производство, потребление и торговля биотопливом носили преимущественно локальный характер, однако в настоящее время складывается глобальный оборот данного товара, главной особенностью которого является пограничное, промежуточное положение между аграрным и энергетическим рынками. Соответственно, для стран-участниц мирового рынка сельскохозяйственных и топливно-энергетических товаров стоит проблема эффективного выхода и/или конкурентоспособного функционирования в этом сегменте, а также целесообразности развития данного сектора.

Дополнительная информация. Формирование рынка биотоплива на мировом уровне протекает весьма бурно, конфликтно и противоречиво. Продовольственный аспект функционирования данного энергетического рынка является для ряда стран наиболее сложным, спорным и в определенной степени негативным. Развитие отраслей по производству биоэтанола и биодизеля, требующих большого количества продовольственного сырья, приведет в среднесрочной перспективе к росту цен практически на все виды продуктов питания.

Многие аналитики считают, что изъятие с продовольственного сектора значительного количества базовых растительных товаров явится своеобразным «шоком предложения», а из кормового сектора, соответственно, снизит эффективность животноводства и птицеводства и через аналогичный механизм приведет к росту цен на мясную и молочную продукцию. Таким образом, некоторое общее снижение цен на энергетические товары за счет развития сектора биотоплива, не снизит себестоимость переработанной аграрной продукции, а изменит структуру затрат и повлечет за собой рост сырьевой составляющей. Это негативно скажется на потребителях не только из развивающихся, но и из развитых стран с высокой долей самообеспеченности продовольствием. Даже до 2009 г., в период относительно низких цен на многие виды сельскохозяйственного сырья, когда его энергетическое использование считалось рядом стран оправданной мерой поддержания определенного уровня сбыта произведенной продукции, высказывались опасения и сомнения по поводу развития этого направления использования зерновых и масличных. После скачка цен на сельскохозяйственное сырье 2009 г эти опасения воплотились во вполне реальные расчеты экономической эффективности или ее отсутствия в среднесрочной и долгосрочной перспективе, а также цивилизационной целесообразности и гуманности отвлечения продовольственных ресурсов на непродовольственные цели.

В условиях, когда 15% населения Земли недоедают, не получают минимально необходимого количества продовольствия для удовлетворения физиологических потребностей или умирают от голода, в 2010 г. в США, например, 12% полноценного зерна кукурузы было переработано на топливо, что способствовало повышению цен. Сельскохозяйственные рынки по своей сути являются социально значимыми, поэтому все радикальные изменения в аграрном секторе касаются не только хозяйствующих субъектов, но и, без преувеличения, всех жителей планеты. Согласно современным трактовкам продовольственной безопасности, выработанным на Всемирном форуме по проблемам продовольствия, не демографически–ресурсный дисбаланс, а бедность является основной причиной нехватки продовольствия.

В этом контексте все меры, направленные на повышение цен на базовые продукты питания, лишающие беднейшие слои населения в мире основного права – на получение физиологически необходимой нормы питания, считаются не только безнравственными, но и противоречащими идее справедливой системы доступа к продовольствию, провозглашенной в принятых большинством стран мира соответствующих документах. В этой связи производство биотоплива, безусловно, можно считать фактором, дестабилизирующим мировую продовольственную систему. Все чаще непродовольственное, преимущественно энергетическое использование не только сырьевых, но и готовых продовольственных товаров, является антикризисным средством преодоления дисбаланса между спросом и предложением.

Например, в условиях превышения на европейском рынке вина спроса над предложением при усилении конкуренции со стороны вин производителей из других стран Европейская комиссия потратила в 2005 г. и в 2006 г. по 500 млн. евро на превращение вина в биотопливо, в том числе 130 млн. евро на утилизацию французских и 370 млн евро – итальянских вин. В последние годы почти четверть испанских вин, не найдя спроса, перегоняется в биотопливо. Таким образом, кризисная перегонка вина в топливо становится обычным явлением западноевропейского рынка.

В рамках Единой сельскохозяйственной политики ЕС предусмотрено выведение из оборота земель под виноградниками, однако это направление вызывает неприятие виноградарей и виноделов, поэтому нет оснований предположить, что переработка вина в биоэтанол уйдет в прошлое. Кроме того, технология производства биотоплива позволяет расширять круг готовых продовольственных продуктов, на которые может распространяться аналогичная мера так называемой «стабилизации», что на самом деле может быть эффективно для рынка в краткосрочном периоде, но является бомбой замедленного действия в среднесрочном из-за специфики аграрного производства.

Страной, инициирующей интенсивное развитие отраслей по производству биотоплива, являются США, где действует весьма эффективный механизм государственной поддержки отрасли (предусматривающий в частности льготы по акцизам, прямые субсидии до 0,1 долл. на 1 л биоэтанола и другие меры). Экспертами высказываются вполне обоснованные доводы о том, что одним из главных мотивов развития биотопливной отрасли в США является не столько потребность в альтернативных источниках энергии, сколько необходимость использования генетически модифицированных сельскохозяйственных сырьевых товаров, преимущественно фуражной кукурузы, а также картофеля, рапса и сои.

В условиях определенного неприятия рынком этих товаров на рынках ряда стран мира они должны быть использованы в непродовольственном секторе внутри США. Подтверждением этих выводов может служить факт поддержки отрасли на всех уровнях, несмотря на явные противоречия экономического и гуманитарного характера. Например, во время визита президента США Дж. Буша в государства Латинской Америки в 2007 г, чрезвычайно непопулярного среди населения посещаемых стран, обсуждались вопросы развития рынка биотоплива на основе местного сельскохозяйственного сырья. Для большинства стран – производителей существуют одновременно три основных мотива развития отрасли: решение проблемы использования избыточных объемов произведенных сельскохозяйственных товаров без нарушения краткосрочного ценового баланса, рациональное использование отходов пищевого производства и развитие альтернативной энергетики. Поэтому в ЕС, например, вопросами, касающимися перспектив производства биотоплива, инвестиционных возможностей в этой сфере, разных аспектов использования биотоплива в качестве транспортного горючего, влияния его производства на окружающую среду, занимаются и Еврокомиссия, и комиссия по вопросам энергетики и аграрная комиссия.

При этом отношение в данной интеграционной группировке к данной теме весьма разумное и рациональное. В ЕС в начале 2014 г. прошла «Неделя устойчивой энергетики», организованная КЭС, основной задачей которой явилось формирование общественного мнения относительно выработки баланса между использованием ископаемых и возобновляемых источников энергии. Неделя проводилась в рамках реализации Европейской энергетической политики 2010-18г.г. и охватывала все направления энергопользования и формирования энергетического потенциала. Возобновляемые источники энергии оказались на одном из видных мест в рамках реализации этой политики. При этом внятно прозвучали сомнения в обоснованности увеличения в энергобалансе ЕС до 2020 г. доли топлива, произведенного на основе биомассы до 10%, как было обозначено в прежних целях КЕС. Широкомасштабные научно-практические проработки данной темы выявили осторожное и взвешенное отношение в ЕС к использованию биотоплива. В ЕС до настоящего времени отсутствует единая стратегия развития сектора, нет общего понятия его цели – сохранение экологии или удовлетворение спроса на энергию.

При понимании, что биотопливо не может составить конкуренцию ископаемым видам топлива, этому сектору все же предполагается уделять все большее внимание при формировании политики устойчивого развития энергетики в ЕС. При разработке новой энергетической политики ЕС будут учтены все возможности существенного увеличения объема производства и потребления в странах содружества возобновляемых видов топлива. В то же время аналитики считают, что это не обязательно должно сопровождаться ростом применения тех видов сырья, расширенное производство которых приведет к экологическому дисбалансу на планете.

Прежде всего это касается пальмового масла, которое является сырьем для производства биодизельного горючего. Так, использование тропических лесов при производстве сырья для биотоплива ни в коем случае не может рассматриваться в качестве средства решения энергетических проблем. Как известно, основной объем пальмового масла производится в тропических Малайзии и Индонезии, где плантации создаются на месте вырубок тропического леса, поэтому некоторые аналитики не исключают возможность, что роль этой продукции в развитии европейского рынка биотоплива может быть ограничена. Согласно существующим прогнозам, развитие биоэнергетики в ЕС приведет к созданию около 300 тыс. т новых рабочих мест по всей Европе, причем в основном в сельской местности, что позитивно скажется на состоянии сельского хозяйства.

В декабре 2013 г. министры сельского хозяйства стран ЕС-27 приняли решение о распространении системы предоставления финансовой помощи из бюджета содружества на выращивание сельхозкультур, являющихся сырьем для производства биотоплива, на новых членов ЕС: Болгарию, Чешскую республику, Эстонию, Кипр, Латвию, Литву, Венгрию, Польшу, Румынию и Словакию. Мотивом для такого решения, судя по всему, явилась необходимость смягчить для этих стран негативные последствия присоединения к ЕС в части действия Единой аграрной политики.

Весьма спорным является и вопрос об экологической чистоте биотоплива. Как и в любом другом секторе, проблема разбивается на две составляющих – экологичность производства и потребления товара. Высокотехнологичное современное производство биоэтанола и биодизеля оценивается специалистами как щадящее по отношению окружающей среде. Однако оно требует значительных инвестиций и практикуется лишь в развитых странах Северной Америки и Западной Европы. В других регионах наблюдается сочетание современных и технологически устаревших производств, что не позволяет отнести отрасль к дружественной окружающей среде. Например, в ряде стран, в том числе в России, для производства этанола используются гидролизные технологии, основанные на применении кислот, что чрезвычайно вредно для экологии.

Еще одной экологической проблемой производства биотоплива является необходимость использования экстенсивного фактора, а именно расширения площадей под зерновыми и масличными культурами для этих целей в регионах, где вовлечение в хозяйственный оборот новых земель сопряжено с нарушение биологического баланса. Например, в странах Латинской Америки в 2013-14 сельскохозяйственном году наблюдалась усиленная вырубка лесов для расширения площадей под культурами для производства биотоплива, что вызывает озабоченность не только экологов, но и потребителей, сознательно использующих эти виды энергоносителей по причине их экологичности.

Использование биотоплива, действительно, является экологически более чистым, чем использование традиционных нефти, угля и газа. Считается, что добавление 10% биоэтанола в автомобильный бензин позволяет сократить количество вредных веществ в выхлопе на 30%. В настоящее время спрос на биотопливо многократно превышает предложение. Это является наиболее действенным рыночным импульсом для развития отрасли, который нивелирует продовольственную и гуманитарную составляющую рассматриваемой проблемы.

Одной из задач на пути развития мировой торговли биотопливом является выработка международных стандартов на его отдельные виды. Вопрос стандартизации биотоплива по инициативе США был вынесен на саммит США – ЕС 2013 г. с целью создания правил торговли и условий обеспечения ее безопасности, что является фактором ускорения процессов формирования рынка. В России достаточно длительное время существует производство отдельных видов биотоплива. Специалисты высоко оценивают производственный потенциал нашей страны по выпуску биотоплива с учетом производственной инфраструктуры, хотя и весьма несовременной и требующей крупных инвестиций, и наличия сырья – отходов сельского и лесного хозяйства.

По существующим оценкам, при использовании отходов лесного производства, которые составляют 40% от вырубленного леса, в ближайшей перспективе доходы России от производства только древесных пиллет могут составить ежегодно порядка 6,6 млрд евро, а использование соломы крупяных культур – еще 1, 2 млрд евро. Решение этих задач требует разработки специального проекта государственной поддержки утилизации отходов аграрного и лесного производства, как, например, в странах Европейского Союза, США, Канаде, Индии, Китае и других. Только при поддержке государства в реализацию такой программы пойдут частные инвестиции.

Для России развитие производства биотоплива из отходов, которое может быть использовано для энергетических целей, весьма перспективно. Несмотря на то, что в России в настоящее время полностью отсутствует сегмент автомобильного рынка с двигателями на биотопливе, высказываются мнения о необходимости его формирования, а также о возможности широкого использования рапсового, льняного и подсолнечного масел для производства биодизельного топлива. На наш взгляд, в условиях низкой степени самообеспеченности страны продовольствием программы переработки полноценного сельскохозяйственного сырья в биотопливо не являются актуальными.

Комментарии автора. Безусловно, для ряда стран мира развитие биотопливных отраслей является средством решить стоящие перед ними экономические проблемы. Однако для России в настоящее время следование в русле тенденции использования биологических воспроизводимых ресурсов для непродовольственных целей является весьма спорным. При этом в среднесрочном периоде на состоянии продовольственной безопасности страны неизбежно отразятся те тенденции, которые вызревают на мировом рынке сельскохозяйственных товаров в связи с отвлечением больших объемов сырья в энергетический сектор: дисбаланс спроса и предложения на базовые товары, ухудшение ресурсной базы в ряде регионов и, как следствие, рост мировых цен на продовольствие.

Общие вопросы, подлежащие обсуждению в команде.

- Проведите SWOT - анализ влияния рынка биотоплива на продовольственные рынки мира.

- Нужно ли России стремиться получить конкурентные преимущества на мировом рынке биотоплива?

Детализированные вопросы для индивидуальной внеаудиторной подготовки.

- Проанализируйте факторы предложения на мировом рынке биотоплива.

- Определите круг стран, для которых производство биотоплива экономически эффективно. Объясните свой выбор.

- Какие факторы влияют на спрос на биотопливо в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе?

- Выявите социальные, экологические, цивилизационные аспекты развития мирового ынка биотоплива.

- Какие виды сырья эффективно использовать в России для производства биотоплива?

- Оцените влияние производства биотоплива на цены на аграрных рынках.

Рекомендации по поиску источников информации. Предпочтительнее комплексно использовать источники информации по рынку продовольствия и по рынку энергоносителей. Из первой группы необходимо обратить особое внимание на материалы международных организаций – ФАО, ОЭСР, Международного совета по зерну, Международного совета по пшенице, а также на данные аналитических агентств, оперирующих на мировом продовольственном рынке, официальные данные министерств сельского хозяйства крупнейших стран мира. Во второй группе источников весьма ценными могут быть данные Международного энергетического агентства, аналитических служб крупных энергетических компаний (обратите внимание на статистику и аналитику ВР), Российской академии биотоплива.

 

Кейс 2. Возможности и перспективы выхода России на рынок органических продуктов стран ЕС.

Изложение проблемы. Продовольственный рынок европейских стран являет собой весьма пеструю картину множественных разнонаправленных взаимодействий факторов и тенденций. Несмотря на многолетний опыт реализации Единой аграрной политики ЕС, дающей рынку импульсы центростремительного развития, на существование единого внутреннего рынка ЕС, по-прежнему существуют особенности формирования внутренних рынков отдельных стран. Специфика формирования факторов производства и потребления в продовольственном секторе стран ЕС просматривается наиболее ярко в силу существования цивилизационных, культурных, социальных, бытовых традиций.

Мозаичный характер общей картины продовольственных рынков стран ЕС получил импульс к дополнительному разнообразию в последнее десятилетие, которое характеризовалось такой общемировой тенденцией, как разделение всех продовольственных товаропотоков на три типа по способу производства сырья: традиционные, генетически модифицированные и органические. Органическое производство базируется на принципах гармоничного сосуществования, взаимообогащения и неразрывной связи человека и природы и на осознании мощной созидательной силы такого взаимодействия, подтверждаемой практическими результатами. Органический метод ведения хозяйства принципиально отличается от традиционного, и это отличие заключается не только в отсутствии содержания вредных веществ в произведенной продукции, как это утвердилось в сознании потребителя.

Производственная функция в органической системе не является доминирующей. Стержень системы - мировоззренческая составляющая, объединяющая экологическую, рекреативную, ландшафтную, культурную, традиционалистскую и лишь как материальный итог - производственную функцию. В настоящее время в отдельных странах Западной Европы готовность потребителей платить за экологическую чистоту не является одинаковой. Разнятся также и возможности собственного производства органических продуктов. В России органическое производство продовольствия в последние годы рассматривается как одно из наиболее перспективных экспортных направлений.

Одним из весомых аргументов в пользу развития этого сектора является ресурсный потенциал, то есть наличие сельскохозяйственных земель, попадающих под категорию пригодных для выращивания органических продуктов. Однако методики производства таких продуктов пока не получили широкого распространения. Продажа органических продуктов на внутреннем рынке России в настоящее время не считается эффективной. Обеспечение внешнего спроса на органическое продовольствие рассматривается как путь повышения технологического уровня российского агропроизводства, щадящего по отношению к окружающей среде и способного решить задачи более полной интеграции России в мировую продовольственную систему. Существует и противоположное мнение, заключающееся в том, что России нужно сначала решить проблему повышения уровня самообеспеченности продовольствием и лишь затем развивать органический сектор, производящий продукты «не для бедных». Многими зарубежными поставщиками Бельгия рассматривается в качестве целевого перспективного рынка, так как в этой стране импорт органических продуктов значительно превышает внутреннее производство.

Дополнительная информация. Под органическими продуктами понимают продовольствие, поставляемое на рынок из хозяйств, ведущих свою производственную деятельность на основе особых методов, дружественных человеку и окружающей среде. Эти товары еще называют экологически чистыми или биопродуктами. Термин «органический» возник в Северной Америке, но сейчас все чаще употребим и в Европе, где ранее использовалось преимущественно понятие «биопродукты». «Экологически чистыми» продукты называют в России, вкладывая в это понятие разные значения. Рынок продовольствия Бельгии является широко диверсифицированным по товарному принципу, обладает всеми необходимыми элементами инфраструктуры, характеризуется высокой степенью обеспечения потребностей различных категорий потребителей.

Органический сектор продовольственного рынка Бельгии отличается явно выраженным своеобразием по сравнению с внутренними аналогичными рынками других стран ЕС. Его доля в аграрном производстве относительно невелика, однако роль в структуре потребления и социальное значение в стране с высокой степенью самообеспеченности продуктами питания весьма заметны. Прежде всего, в Бельгии, как и во всех других странах Западной Европы, рост интереса ко всем формам ведения экологически чистого сельского хозяйства обусловливается его экономической целесообразностью для мелких и средних фермеров в условиях более высокого, по сравнению с традиционным сектором, уровня государственного субсидирования.

Кроме того, экологическое сознание бельгийцев находится на высоком уровне, что способствует росту потребительских предпочтений в отношении биопродуктов, а уровень доходов населения является достаточным для поддержания более высоких цен на них, чем на обычное продовольствие. Статистические данные различных категорий источников несколько противоречивы из-за отсутствия научно обоснованных унифицированных методик учета, однако достаточно полно отражают общую картину формирования предложения. Предложение органических продуктов на рынке Бельгии на одну треть формируется за счет собственного производства и на две трети за счет импорта.

Внутреннее производство характеризуется количеством органических хозяйств, площадями под биокультурами, объемом выпускаемой продукции. Европейское агентство «Евростат» отмечает, что из общего числа сельских хозяйств в Бельгии на органические приходится 1%2 от 49,5 тыс. единиц. При этом среди хозяйств, имеющих площади до 20 га, доля органических составляет лишь 0,6 - 0,7%, в то время как среди более крупных – от 50 га и выше – уже 2,3%3. В животноводстве максимальная доля органических хозяйств – 1,8% наблюдается в категории средних, выращивающих от 50 до 100 единиц скота4. В мелких (до 50 единиц) и в крупных (свыше 100) хозяйствах эта доля одинакова и составляет 1%5. В абсолютном выражении количество органических ферм в стране достаточно велико – 693 производственных единицы в 20012 г.6 и 712 в 2013 г. Основная доля органических предприятий приходится на семейные фермы. В стране существует реальная проблема экономической состоятельности мелко- и среднемасштабных сельскохозяйственных структур, которая одинаково значима как в традиционном, так и в органическом секторе. Общемировая тенденция к укрупнению агропроизводства в стране со второй по величине в мире плотностью населения и географической концентрацией сельских хозяйств реализуется менее интенсивно, однако весьма однонаправленно.

Еще в большей степени сектор характеризуется его долей в площадях. По данным Международной федерации движений за органическое агропроизводство (ИФОАМ – IFOAM), площади, занятые под органическими культурами в Бельгии, составляют 23 тыс. га или 1, 65 % от общего числа сельскохозяйственных угодий в стране8. «Евростат» дает меньшее значение – лишь 1,5 %9. При этом 65 % органических площадей приходится на луга и пастбища10, чем объясняется достаточно высокая доля органических хозяйств в животноводстве по сравнению с другими странами. На органический сектор Бельгии приходится 2,9 % всех земель под зерновыми и лишь 1 % под овощными культурами11. Первые органические фермы появились в Бельгии в 1960-х годах. На первоначальном этапе развитие сектора происходило преимущественно за счет Валлонии, особенно провинций Льеж и Люксембург. При этом в указанном регионе в основном сформировалось пастбищное экологически чистое животноводство из-за более высокой стоимости конверсии земель в органические в растениеводстве. Во Фландрии идеи органического сельского хозяйства получили практическое воплощение немного позже, этот регион является основным поставщиком на внутренний и внешний рынки фруктов и овощей. В настоящее время во Фландрии оперирует 32 % всех органических хозяйств Бельгии, в Валлонии – 64%, площади под ними распределяются как 14 % и 86 % соответственно. За период с начала 90-х годов и до настоящего времени максимальное расширение площадей наблюдалось с 1998 по 2012 гг., когда среднегодовые темпы прироста этого показателя составили 25,5%12, затем наступил период стабилизации и даже некоторого снижения в отдельные годы.

При некоторых региональных особенностях в целом для бельгийских биоферм характерно отсутствие специализации на растениеводстве или животноводстве. Как правило, в открытом грунте или теплицах выращивается широкий ассортимент овощей (в некоторых хозяйствах до 30 - 40 видов), преимущественно сезонных. В последние годы наряду с известными современными видами и сортами овощей органические фермеры Фландрии стали практиковать выращивание архаичных местных разновидностей овощей и зелени, которые неэффективны в традиционном секторе, но дают хорошую прибыль в органическом. Одновременно в этих же хозяйствах выращивают несколько видов скота (коровы, овцы, козы) и домашней птицы (куры, утки, гуси, индейки).

Органические фермеры Бельгии объединены в ассоциации и союзы преимущественно по региональному принципу, однако имеются и общенациональные объединения, крупнейшими из которых является «Биофорум – Бельгия». Ассоциация состоит из двух подразделений, сформированных по регионально-языковому принципу – «Биофорум – Флаандерен» и «Биофорум – Валлони». Соответственно, первая ассоциация ведет работу на территории Фландрии и дает все материалы на нидерландском языке, вторая объединяет франко-говорящих органических фермеров Валлонии. Ассоциации выполняют весьма разнообразные функции: разъясняют преимущества органического сектора, обеспечивают действующих и потенциальных фермеров необходимыми юридическими и техническими материалами, помогают организовать сертификацию продукции, содержат базы данных по всем структурам и подразделениям сектора от производителей до торговых точек по всей стране, информируют потребителя обо всех изменениях на рынке.

В провинциях действуют как отделения «Биофорум – Бельгия», так и более мелкие самостоятельные объединения хозяйствующих субъектов этого сектора продовольственного рынка. Деятельность ассоциаций основана на принципах, сформулированных ИФОАМ: здоровья (почвы, растений, животных, человека, планеты как единого целого); экологии (поддержания существования естественных систем и циклов); справедливости (сохранения разумного баланса между окружающей средой и жизненными возможностями) и заботы (управление органическим сектором должно носить предупредительный и ответственный характер для защиты интересов нынешних и будущих поколений). Ассоциации биофермеров Бельгии для поощрения развития сектора экологически чистых продуктов широко практикуют различные формы поощрения производителей за различного рода хозяйственные достижения.

Например, в октябре 2011 г. престижную премию фламандской ассоциации «Флаамс феа эворд» получил небольшой кооператив «Мондо», объединяющий четырех биофермеров, производящих готовые биопродукты на основе местного экологически чистого сырья и отдельных ингредиентов из развивающихся стран. Одновременно в Валлонии аналогичную премию получила организация «Этикстор», которая формирует положительное общественное мнение по отношению к продукции органического сектора через электронные средства массовой информации. Весьма эффективными можно считать мелкие кооперативы, объединяющие небольшое число органических фермеров, как правило, соседей или находящихся в географической близости друг от друга, для реализации какой-либо функции, преимущественно сбытовой. Фермер, принявший решение о ведении хозяйства органическими методами, должен зарегистрироваться в местных органах управления, предварительно подписав контракт со службой контроля, проводящей не объявляемые заранее инспекции один или два раза в год согласно требованиям стандартов ЕС. Главное условие деятельности – выполнение установленных действующим законодательством официальных стандартов. Выполнение дополнительных требований так называемых частных стандартов, то есть установленных ассоциациями и объединениями фермеров для своих членов, не является обязательным, однако повышает конкурентные преимущества производителя. Для прекращения деятельности в органическом секторе необходимо сделать соответствующее уведомление.

Переориентация фермеров на производство биопродуктов в Бельгии не была столь же активной, как в ряде других стран Западной Европы. Она шла преимущественно по таким направлениям, как специальное субсидирование экологического агропроизводства, последовательное формирование торговых сетей, проведение кампаний по продвижению биопродуктов на местный рынок. Результатом такой политики стало достаточно устойчивое доверие бельгийских потребителей к этим продуктам. Важнейшим конкурент

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...