Коммуникант Человек, готовый бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Министерство науки и образования РФ Тольяттинский государственный университет
О.Г. Каменская, Р.А. Кан, Е.Т. Горбунова Русский язык и культура речи Рабочая тетрадь для самостоятельной Работы студента
Модуль 2
Тольятти – 2011 Каменская О.Г. Русский язык и культура речи: рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов / О.Г.Каменская, Р.А. Кан, Е.Т.Горбунова. – Тольятти, 2011.
Рабочая тетрадь по курсу «Русский язык и культура речи» содержит задания для работы студентов как в аудитории, так и самостоятельной работы дома. Форма тетради позволяет студентам экономить время и выполнять максимальное количество заданий. Тематически рабочая тетрадь построена аналогично учебному пособию, т.е. весь курс разделен на 2 модуля, теоретический материал повторяется с помощью схем, приведенных в начале темы, или студенту предлагается ответить на ряд теоретических вопросов. В тетради приводятся различные виды заданий. В конце каждого занятия студент выполняет самостоятельную работу. Каждое задание имеет условное обозначение, что помогает разнообразить само выполнение заданий.
Рекомендована к изданию экспертным советом по образовательным технологиям Тольяттинского государственного университета. Содержание Условные обозначения ……………………………………………………………………………4 Модуль II Тема 7. Функциональные стили современного русского литературного языка. Официально-деловой стиль речи………………………………………. 5 Тема 8. Деловое общение. Культура официально-деловой речи. Жанры устной деловой коммуникации……………………………………….15
Тем 9. Публицистический стиль речи. Особенности публицистического стиля…………………………………………………………………………….25 Тема 10. Публичная речь. Законы построения публичного выступления………………………………..25 Тема 11. Научный стиль речи. Его языковые и структурные особенности. Научный текст. Способы построения научного текста………………………………………………....33 Тема 12. Аннотирование и рецензирование. Тезисы. Виды тезисов. Рефераты. Виды рефератов …………………………………………………………………………………….45 Тема 13. Особенности курсовой и дипломной работы. Цитирование. Виды цитирования. Способы оформления ссылок. Библиографическое описание ………………………………………………………………………………………………………62 Условные обозначения Практические задания
Задания по выбору Творческие задания Задания на время. Проверим грамотность!
Поработаем со словарем! Тестовые задания Самостоятельная работа
Деловые игры
Задания со словарем! Занимательные задания
Тема 7 Функциональные стили современного Русского языка. Особенности Разговорного, художественного И официально-делового стилей речи Задание 1. Заполните пустующие графы: 1) В современном русском языке выделяют функциональные стили _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ 2) К признакам разговорного стиля речи относятся _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ 3) Особенностью художественного стиля речи является _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ 4) Охарактеризуйте официально-деловой стиль речи: Сфера применения:________________________________________________ _ Форма речи, в которой она реализуется:______________________________
Подстили: __________________________________________________________________________________________________________________________ Жанровые разновидности:_________ _________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Основные стилеобразующие черты:_________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Лексические особенности:__________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Грамматические особенности:______________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 2. Распределите данные слова по следующим графам. Дайте объяснение. Возможно ли их употребление разговорных слов в официально-деловой или научной речи? А в публицистическом стиле? В художественном? Почему?
Задание 3. Определите стилистическую окраску, свойственную приведенным словам и словосочетаниям (оф.-дел. – официально-деловое, науч. – научное, публ. – публицистическое, худож. – окраска художественного стиля, разг. – разговорное, нейтр. - нейтральное). Оказание помощи (____________), квитанция об отправке (____________), установление контроля (____________), постановка ударения (____________), взыскание задолженности (____________), решение задачи (____________), проверка обязательств (____________), выяснение условий (____________), отгрузка товаров (____________), предъявление иска (____________), невыход на работу (____________), описание природы (____________), препровождать (____________), быстрорастворимый (____________), скоропортящиеся (____________), нижеподписавшиеся (____________), отдать концы (____________), отдать долг (____________), отдать книгу (____________), отдать распоряжение (____________), теневой капитал, утечка мозгов (____________), эскалация конфликта, договаривающиеся стороны (____________). научное произведение, реферативное изложение (____________), весеннее утро, информационная функция (____________).
Задание 4. Определите, к какому стилю относится каждый текст. Укажите, какие элементы указывают на принадлежность текста к тому или иному стилю речи. 1. Каждый день приходили отовсюду вести о бедах – о грозах и пожарах. И все возрастал в Суходоле древний страх огня. Чуть только начинало меркнуть песчано-желтое море зреющих хлебов под заходящей из-за усадьбы тучей, чуть только взвивался первый вихрь по выгону и тяжело прокатывался отдаленный гром, кидались бабы выносить на порог темные дощечки икон, готовить горшки молока, которым, как известно, скорей всего усмиряется огонь. А в усадьбе летели в крапиву ножницы, вынималось страшное заветное полотенце, завешивались окна, зажигались дрожащими руками восковые свечки… Стиль____________________________________________________________ Основные стилеобразующие черты:_________________________________ __________________________________________________________________ 2. Европу захлестнула волна наводнений. Наводнения в Германии, Румынии, Чехии. Таких наводнений давно не знала старая Европа. Убытки от наводнений еще долго будут подсчитывать в этих странах. Одно ясно: климат на планете меняется. И глобальное потепление, о котором трубят «зеленые», это не плод больного воображения, а реальность. От подобных природных катаклизмов не застрахована ни одна страна. Значит, надо объединить усилия и разработать меры по их предупреждению. Чтобы не было хотя бы человеческих жертв. Стиль____________________________________________________________ Основные стилеобразующие черты__________________________________ 3.Только я собрался на дачу, как вдруг разразилась гроза. Главное, ничего не предвещало такого поворота событий. Небо было синее и чистое, ни одного облачка на небе. И откуда только эта туча накатила? Ей-богу, я и не заметил. Только что было светло, и…на тебе! вдруг небо потемнело, а потом как грохнет гром, а следом и дождь как из ведра. Пока добежал до машины, промок весь до ниточки. А какие лужи сразу образовались! Не лужи, а реки. Да, середина лета, а погода все не установится. Хотя в газетах пишут, что лето будет теплое. Поживем – увидим.
Стиль____________________________________________________________ Основные стилеобразующие черты__________________________________ __________________________________________________________________ Задание 5. Замените и употребите в речи а) слова и словосочетания, имеющие окраску официально-делового стиля, нейтральными словами: препровождать ___________________________________________________ настоящий приказ___________________________________________________ б) нейтральные слова и выражения словами, которые имеют окраску официально-делового стиля: поблагодарить______________________________________________________ из-за болезни______________________________________________________ попросить_________________________________________________________ участвовать________________________________________________________ это постановление__________________________________________________ приказать_________________________________________________________ З адание 6. Найдите ошибки в текстах документов, в оформлении реквизитов и исправьте их. Объясните характер допущенных ошибок. 1. Согласно графика учебного процесса практика будет проходить в сентябре.__________________________________________________________ 2. Программа конференции и информация по срокам ее проведения будет выслана дополнительно. _____________________________________________ 3. Просим предоставить отчет по результатам проверки не позднее 1 ноября.____________________________________________________________ 4. Высшее учебное заведение вправе объявлять прием граждан только при наличии лицензии по ведению образовательной деятельности.______________________________________________________ 5. По окончанию производственной практики студенты должны сдать на кафедру отчеты.___________________________________________________ 6. Оргкомитет Международной научной конференции «Язык и культура» уведомляет Вас в том, что Ваши тезисы приняты и включены в программу конференции.______________________________________________________ 7. Компания помогла гражданке Ивановой Е.А. в приобретении инвалидной коляски.___________________________________________________________ 8. Декану электротехнического факультета В.И.Шаповалову
от студенты А. Иванова. Заявление. Задание 7. Определите темы данных документов. 1. Это приказ, где формулируются правила приема на первый курс.______________________________________________________________ 2. Это распоряжение, в котором даны списки студентов, представленных к отчислению.______________________________________________________ 3. Это положение, где описывается порядок предоставления материальной помощи студентам из малообеспеченных семей._____________ 4. Это инструктивное письмо, в котором даются рекомендации по внедрению в учебный процесс инновационных технологий._________________________ Задание 8. Представьте себе, что Вы претендуете на какое-то место работы и Вам необходимо написать резюме. Заполните данный бланк и запомните принцип написания резюме: сведения об образовании и трудовой деятельности представляются в обратной хронологической последовательности. Дата:_____________________________________________________________ Адрес:_____________________________________________________________ Телефон: раб.____________дом._______________ сот.______________________ Дата и место рождения:___________________________________________ __________________________________________________________________ Гражданство:_____________________________________________________ Семейное положение:______________________________________________ Образование:________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Опыт работы:_____________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Дополнительные сведения:__________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Черты характера:_________________________________________________ __________________________________________________________________ Подпись: И.О.Фамилия Задание 9. Данный текст разговорного стиля речи переделайте в текст официально-делового и публицистического стиля речи. Объясните, какие трансформации произошли в тексте. Нашему заводу скоро каюк. Денег нет, чтобы платить рабочим зарплату. Директор – ворюга, построил себе коттедж, ездит на иномарке, а на завод ему наплевать. И не стыдно ему глядеть в глаза рабочим?! И профсоюз туда же! Никакой защиты трудяге нет. Полная темнота впереди. А ведь без завода городу крышка. Без завода городу не жить. Это каждому понятно. А что делать – никто не знает. _Официально-деловой стиль речи. Выводы комиссии. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Публицистический стиль речи. Статья в газете или выступление на собрании. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Самостоятельная работа Задание 1. Проверим грамотность! Найдите слово, написанное верно. Исправьте написание всех остальных слов. Бесвкусный, бесспорный, бессприданица, лейтмотив, лейтаргия, агсельбант, перецерпция, панперсы.
Задание 2. Поработаем со словами! Коммуникант Человек, готовый бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|