Гротескный способный быстро, вовремя исправить или направить ход дел
Куртуазный уродливо-комичный, причудливый, нарушающий границы правдоподобия Оперативный изысканный, любезный
Задание 3. Пополняем свой словарный запас! Подберите синонимы к данным словам. В случае затруднения воспользуйтесь словарем.
Задание 4. Составьте тексты публичного выступления, выбрав по одной теме из каждого вида речи. Можете предложить свои темы. 1. Речь информативная. Примерные темы: об обстановке в мире,об особенностях современного образования,о новых туристических маршрутах,о волонтерах на олимпиаде в Сочи. 2. Речь воздействующая. Примерные темы: финансовые пирамиды, выборы, застройка квартала, защита интересов детей, охрана окружающей среды, защита животных. 3. Речь похвальная. Примерные темы: на юбилее бабушки (родителей), на свадьбе друзей, на дне рождения коллеги, на светском рауте. Задание 5. Подготовьтесь к публичному выступлению перед однокурсниками. Оцениваться будет не только содержание, но и соблюдение культуры публичного выступления. Задание 6. Отметьте слова, где будет писаться -НН-. 1) оловя_ый 6) багря_ый 2) жаре_ый 7) труже_ик 3) до_ик 8) избалова_ы родителями 4) огни потуше_ы 9) зва_ые гости 5) цельнокрое_ое 10) мощё_ая булыжником Задание 7. Отметьте слова, где пишется -Н-. 1) подли_ые документы 6) недюжи_ые способности 2) пря_ости 7) варе_ик 3) манеры изыска_ы 8) пшеница рассея_а 4) нескрое_ое платье 9) вяза_ая на спицах 5) вернулся нежда_о 10) ворова_ые вещи Тема 11.
Научный стиль речи.Его языковые и структурные особенности. Научный текст. Способы построения научного текста Задание 1. Охарактеризуйте научный стиль речи: Сфера применения: ________________________________________________ Цель______________________________________________________________ Форма речи, в которой он реализуется:_______________________________ Подстили: __________________________________________________________________________________________________________________________ Жанровые разновидности:__________________________________________ __________________________________________________________________ Основные стилеобразующие черты:_________________________________ __________________________________________________________________ Лексические особенности:__________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Грамматические особенности:______________________________________ __________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 2. Проверьте уровень своей теоретической подготовки. 1. Текст – это ___________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Основными текстовыми категориями являются: Ø ________________________________________________________ Ø ________________________________________________________ Ø ________________________________________________________ Ø ________________________________________________________ Ø ________________________________________________________ 3. Абзац – это __________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Научные тексты бывают_________________________________________ 5. Структура научного текста:___________________________________ 6. Работа над текстом начинается с _______________________________ 7. Это не просто часть работы, но и документ, ______________________________________________________________ 8. Во введении ________________________________________________ ________________________________________________________________ 9. Содержание основной части зависит от ________________________ 10. Заключение – это ____________________________________________
11. К научным текстам дается библиография - _______________________________________________________________ 12. К методам логической организации научного текста относятся: _____________________________________________________________ 13. По способу построения различают научные тексты: ________________________________________________________________ 14. Термин – это _______________________________________________ __________________________________________________________________ 15. Термины бывают: ___________________________________________ _______________________________________________________________ З адание 3. Определите, к какому подстилю относятся следующие жанры: Монография, статья, научный доклад _______________________________ Каталог, справочник _____________________________________________ Реферат, патентное описание ______________________________________ Очерк_____________________________________________________________ Лекция, учебное пособие ____________________________________________ З адание 4. Распределите данные слова-термины в 3 группы: а) общенаучные термины; б) межнаучные термины; в) узкоспециальные термины. Воспользуйтесь словарями. Идея, эксперимент, индукция, диффузия, дедукция, тезис, фьючерс, проблема, процесс, анализ, поиск, решение, стратегия, экономика, семантика, энергетика, плотность, сказуемое, маркетинг, изучение, синтез, дефиниция, бизнес, технология, метод, методика, дебит, справочник, лаборатория, атом, молекула, скелет, дифференциал, интеграл, ампер.
Общенаучные термины:____________________________________________ __________________________________________________________________ Межнаучные термины:_____________________________________________ __________________________________________________________________ Узкоспециальные термины:_________________________________________ __________________________________________________________________ З адание 5. Отметьте предложения, характерные для научного стиля речи. Какой признак является основным? 1. Ольха, кажется, относится к семейству березовых. 2. Картошку посадили в соответствии с новой технологией. 3. Голубика растет в умеренном и холодном поясах Северного полушария, в тундре, лесной зоне и верхнем поясе гор. 4. Олово – химический элемент IV группы, относится к металлам и плавится при температуре 281,9 °С. 5. Волнистых попугайчиков часто держат в неволе. 6. Архейская эра, по-видимому, отличалась вулканической деятельностью.
Задание 6. Определите функцию данных слов и выражений в научном тексте (термины, средства связности текста, средства выражения оценки, языковые формулы, используемые в научном стиле речи)
Задание 7. Проведите анализ лексических и грамматических особенностей языка данного научного текста, исходя из ответов на 1 и 4 задания. Человек живет в среде себе подобных. Люди объединяются в группы, сообщества, государства и т.п. Причины такого объединения могут быть самыми разными: единство территории, традиций, вероисповедания, судьбы и т.д. Обитая вместе, люди вырабатывают правила общежития и придерживаются их в своей жизни и деятельности. У различных социумов появляется сходство быта, поведения. Немаловажную роль в формировании социальных образований играет национальный язык. Единство социального бытия и быта укладывается в понятие «культура». Группы людей, объединенных одной культурой и, как правило, одним языком, называются этносами. Так, например, можно говорить о французском, немецком, русском и т.д. этносах. Природа этносов, причины их возникновения и угасания подробно рассмотрены в работах крупного отечественного историка и этнографа Л.Н. Гумилева. Согласно концепции ученого, этносы, культуры которых имеют черты сходства, интегрируются в более крупные общности – суперэтносы. Так, суперэтносом следует считать весь западноевропейский христианский мир. Мусульманский суперэтнос объединяет в себе этносы, обитающие в странах арабского востока. К суперэтносу относится и наше государство – это российский суперэтнос.
Этносы включают в себя более мелкие образования – субэтносы. Французский этнос, к примеру, подразделяется на парижский, бретонский, гасконский, провансальский и т.п. субэтносы. Еще более мелкое деление – консорции и конвиксии. Консорции – группы людей, объединяемые одной историческлй судьбой. В этот разряд входят партии, секты, профессиональные объединения. Конвиксии – группы, возникшие на основе общности жизни, быта, семейных связей.Они образуются из уцелевших консорций и могут перерастать в субэтносы. Так, например, различные консорции, возникшие в России в XVII в. из числа ревнителей религиозно-эстетического канона – священнослужители, крестьяне, купцы и т.п. – образовали в XVIII в. конвиксию старообрядцев, которая в XIX в. стала субэтносом, входящим в русский этнос. Мы не имеем возможности более подробно остановиться на головокружительных и увлекательных построениях выдающегося ученого. Отсылаем читателя к многочисленным трудам Л.Н. Гумилева, изданным у нас огромными тиражами. (из учебника «Психолингвистика») __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 8. Определите, к каким элементам структуры научного текста (введение, основная часть, выводы) относятся данные фразы.
Задание 9. Определите, какие методы логической организации научного текста (индукция, дедукция, аналогия, проблемное изложение) описаны в данных ситуациях.
1. Автор в начале речи выдвигает какие-то общие положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах._____________ 2. В ходе лекции докладчик формулирует ту или иную проблему, предполагает пути ее решения, обсуждая это со слушателями, вовлекая их в мыслительный процесс._______________________________________ 3. Лектор начинает свой доклад с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам.______________________________ 4. В статье автор выдвигает тезис (или гипотезу), потом обосновывает, доказывает или опровергает его, делает выводы и предлагает пути дальнейшего исследования._________________________________________ 5. Ученый в своей статье излагает цель исследования, анализирует собранные им факты, обобщает результаты анализа и формулирует выводы. ________________________________________________________ 6. Лектор строит свой доклад, проводя параллель с тем, что хорошо знакомо слушателю._____________________________________________ Задание 10. Прочитайте внимательно данные тексты. Определите тип каждого научного текста. Заполните пустующие графы. Текст 1. Возьмем, к примеру, четверостишие классика: Поймали птичку голосисту, А ну сжимать ее рукой. Пищит бедняжка вместо свисту, А ей твердят:- Пой, птичка, пой! О чем это? Да не о птичке, конечно, а о свободе поэтического творчества, о том, что ущемляют эту свободу. Это всякому понятно, но обратим внимание, что высказанная только что идея шуточного (на первый взгляд) стихотворения нигде в тексте не содержится: «черным по белому» не дана. Откуда же мы ее взяли? Говорят: «она содержится в подтексте». Допустим, но где содержится подтекст? А ведь он формируется только в нашем мозгу, в нашем сознании. Только наши знания жизни, в частности, знания о существовании конфликта между поэтическим творчеством и официальной властью, позволяет нам провести аналогию между «птичкой» и «поэтом», между «сжатой рукой» и «цензурой», между «писком» и вынужденным «выполнением социального заказа», между естественным «свистом» и свободной песней поэта. Получается, таким образом, что понимание текста – весьма сложный процесс, в котором принимает самое активное участие читатель. («Основы психолингвистики») ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Текст 2. Приходилось ли вам задумываться, почему Даль стал ученым-лексикографом? Действительно, Владимир Иванович мог добросовестно служить мичманом или быть первоклассным врачом. Но все-таки победил интерес к языку, и Даль стал знаменитым лингвистом. С детства Даль хорошо знал не только русский, но и другие иностранные языки, потому что отец его был по происхождению датчанином, а родственники по матери выходцами из Франции. Мать знаменитого ученого свободно владела пятью иностранными языками. Отчего же Даль изучал русский язык и посвятил свою жизнь составлению словаря русского языка? Наверное, потому, что Владимир Иванович в совершенстве знал латынь, немецкий и французский, был с детства воспитан на «многоязычии» и прекрасно понимал, чем русский язык превосходит другие языки. Увлеченный богатством, красотой, благозвучием и совершенством русского языка, Даль начинает собирать слова. Первые записи слов Владимир Иванович сделал еще в марте 1819 года. Несмотря ни на что, он продолжал эту нелегкую работу на протяжении полувека. Когда началась русско-турецкая война, Даль отправился на фронт военным врачом. На привалах или вечером у костра он доставал тетрадь в переплете, с которой никогда не расставался, записывал в нее новое слово, пословицу или поговорку. Среди солдат были и сибиряки, и костромичи, и волжане, и новгородцы, и вскоре Даль научился отличать по говору выходцев из разных губерний. Каждый год в середине лета открывалась знаменитая нижегородская ярмарка. На нее съезжались люди со всей России. Там Даль пополнял запасы слов и крылатых выражений для словаря и сборника пословиц. Уже к лету 1853 года лексикограф закончил работу над сборником «Пословицы, поговорки и прибаутки русского народа», а вскоре, в 1863-1866 годах, вышел в свет далевский четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка». (По М.Бессараб, В.Прудоминскому) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Текст 3. Термин (лат. terminus – предел, граница, пограничный знак). Слово или словосочетание, точно обозначающее какое-либо понятие, применяемое в науке, технике, искусстве. В отличие от слов общеупотребительных, которые часто бывают многозначными, термины, как правило, однозначны, им не свойственная также экспрессия. Термин может входить в состав только одной терминологии (префикс, позитрон, дифференциальное исчисление), но может также входить в разные терминологии (операция – в медицине, финансовой области, военном деле; ассимиляция – в биологии, этнографии, лингвистике). Одни из терминов утратили свой сугубо специальный характер и стали широко употребляться в разных стилях речи. Таковы искусствоведческие и литературоведческие термины жанр, портрет, стиль, дуэт, образ, сюжет; научные и производственно-технические термины аккумулятор, рентген, конвейер, термометр; философские термины диалектика, мышление, категория, понятие и др. Другие термины сохраняют свой узкоспециальный характер (бином, аффриката, вектор, неметаллы и т.д.) (из «Словаря-справочника лингвистических терминов» Д.Э.Розенталя и М.А.Теленковой) __________________________________________________________________ Цель текста – описания:___________________________________________ _________________________________________________________________ Цель текста – рассуждения:________________________________________ __________________________________________________________________ Цель текста – повествования:______________________________________ __________________________________________________________________ Задание 11. Определите причину нарушения коммуникативных качеств научной речи в данных предложениях Судя по тем находкам, которые нашли археологи, уже есть веские доказательства в пользу этой гипотезы. ________________________________ На научной конференции автор изложил главную суть своей монографии._______________________________________________________ Задача, поставленная исследователем, достигнута._______________________ Данный дипломный проект может быть предоставлен на рассмотрение конкурсной комиссии._______________________________________________ Глубокое понимание образа поражает своей глубиной до глубины души._____________________________________________________________ Если это гипотетически предположить, то можно согласиться с автором.___________________________________________________________ Глобальное потепление тревожит не только ученых, но и сознательную общественность.____________________________________________________ Классификация вполне сносная, но язык научного сочинения совсем никудышний._______________________________________________________ Разрешение данной проблемы дает достаточное основание для получения разрешения на продолжение исследования. _____________________________ Большую роль в достижении таких результатов имел научный руководитель.______________________________________________________ Своими соображениями о новом методе исследования ученый поделился с коллегами по работе.________________________________________________ Задание 12. Отметьте номера пропусков, где пишется НЕ. Н_1 дерево н_2 шелохнет своими листьями, н_3 вода н_4 покроется серебристой рябью в этой н_5сказанной тишине. Задание 13. Отметьте номера пропусков, где пишется НИ. Как н_1 напрягал Павлик слуха, он н_2 мог уловить н_3 звука человеческого голоса, н_4 шороха ветвей, н_5 тихого треска валежника. Задание 14. Выпишите слова со слитным написанием. 1) не_доразуменне 6)никому не_нужный 2) не_нарочно 7) не_убранные снопы 3)не_здоровится 8) не_лишённый способностей 4) не_оставив 9) задание не_выполнено 5) не_по-русски 10) весьма не_удачный доклад Задание 15. Выпишите слова с раздельным написанием. 1) не_доедать 6) район не_изучен 2) не_сразу 7) не_удавшийся полет 3) не_было 8) не_дорогой, но красивый подарок 4) не_откуда 9) ничуть не_интересная новость 5) не_жаль 10) еще не_открытый нами мир Самостоятельная работа Задание 1. Проверим грамотность!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|