Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ исследований, посвященных проблеме интернет-зависимости.




Не все психологи согласны с тем, что существует интернет- зависимость в прямом смысле этого слова. Джон Сулер предлагает называть этот феномен - интернет - аддикция. Так же он говорит и о том, что до появления интернета, человечество столкнулось с компьютерной зависимостью. Есть такой феномен как зависимость от смс или от общения и игр по телефону. Сулер считает, что все это объединится в единую технологию, что уже активно и происходит и "компьютер, телефон и видео смогут успешно объединиться в одно, весьма аддиктивное существо"[1]. Интересный термин, который использует Сулер- это " аддиктивное существо ". Так же он говорит о "кибераддикции" - зависимость от виртуальной среды, созданной благодаря компьютерным технологиям. Джон Сулер считает, что "Зависимостьот интернета или патологические проявления в киберпространстве возможны в том случае, когда реальная жизнь изолирована от виртуальной."[1].

Американский психолог Грохол Дж. считает, что общество проходит три стадии по освоению информационных технологий: очарование, разочарование, сбалансированность. На первой стадии общество переживает зацикливание - это воспринимается окружающими как психологическая зависимость. И далее он говорит, что причин считать интернет-зависимость "тотальной проблемой " нет. [1] С ним согласны зарубежные исследователи Гриффитс М., Морейхан-Мартин Дж., Стерн С. и т.д.

Марк Гриффитс пишет о том, что исследователи делятся на три группы. Одни говорят, что существует патология интернет-зависимости, другие, патология зависимости от он-лайн игр, третьи стремятся объединить эти два подхода в единый. Зависимость от он-лайн игр включена в пятое издание Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам как "Игровое интернет-расстройство". [2]. В своих работах Гриффитс пишет, что "расстройство, связанное с онлайн-играми, и интернет -зависимое поведение - не одно и тоже". Гриффитс пишет: до публикации Американской Психиатрической Ассоциацией последнего (пятого) издания Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-5), происходила дискуссия по поводу того, должна ли «интернет-аддикция» быть включена в текст руководства как отдельное расстройство".[2] И в 3-й раздел DSM-5 было включено понятие игровая интернет -зависимость или игровое - интернет расстройство. [2]

Много работает на тему интренет-зависимости профессор Питсбургского университета Кимберли С. Янг. Она считает это серьезной проблемой, считает, что многие люди уделяют интернету много времени. Они отказываются от общения с друзьями и родственниками, перестают делать свои ежедневные обязанности на работе или дома. Она выделяет следующие проблемы: Люди пренебрегают своими ежедневными обязанностями. Уменьшается время, проведенное с реальными людьми. Могут возникнуть финансовые проблемы. Появляются проблемы с работой, где они используют рабочее время для личных целей. Может быть нанесен вред здоровью. Появилась такая проблема как киберсексуальное влечение. Это может сказаться на межличностных отношениях. [3]

Российский психолог Войскунский А.Е. пишет об интернет -зависимости как об интернет - аддикции. Он выделяет такие проблемы: Нежелание или неспособность отвлекаться от интернета. Досада и раздражение при вынужденных отвлечениях. Неспособность спланировать время входа и выхода работы с Интернетом. Расходование все больших сумм денег для работы в интернете. Готовность лгать, преуменьшая длительность пребывания в интернете. Забывание о домашних делах, учебе, важных встречах, потеря круга общения, пренебрежение своим здоровьем и т.д.[5]

Вайскурин выделяет разновидности интернет -аддикции: зависимость от компьютера, информационная перегрузка или "электронное бродяжничество", компульсивное применение интернета, т.е. патологическая привязанность к играм, аукционам, покупкам, зависимость от кибер-отношений, зависимость от киберсекса. [5]

Изучение интернета - это ни только изучение отрицательного влияния на жизнь человечества, но изучения влияния на жизнь человека и человечества вообще. Интернет изучается сегодня по всему миру. Существует целый ряд интернет исследований. В России изучением деятельности человека в интернете занимаются приверженцы культурно-исторической школы Л. Выготского. Основной проблемой, которую можно выделить - это проблема, связанная с тем, как развивается психика человека в процессе взаимодействия с интернет средой. Войкунский пишет о том, что это направление связано с изучением особенностей формирования личности во взаимосвязи с виртуальной средой.

Современные исследователи говорят об изменениях и преобразованиях культуры в целом, под влиянием интернет-среды.

Теперь, давайте рассмотрим подходы, касающиеся интернета, виртуального пространства и прочего в отношении подростков. Малыгин В.Л., Искандирова А.Б., Смирнова Е.А., Хомерики Н.С., Елшанский С.П. - представители медицинской психологии России, написали об интернет - зависимости как об аддикции, особенно если речь касается подростков. Но упоминали, что аддиктивное поведение- это ещё не дивиантное поведение, а доболезненная[e1] стадия. Если мы рассматриваем интернет-зависимость как аддиктивное поведение, то мы ещё не можем говорить о болезни, а говорим о донозологической стадии. Интернет -зависимость они относят к нехимическим аддикциям, ссылаясь на работы Короленко Ц.П. Он выделил ряд нехимических зависимостей, которые можно дополнить: зависимостью от компьютера и интернета. В пятое издание Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствами была включена "игровая интернет зависимость", в 2017 году есть вероятность того, что такое понятие войдёт в МКБ-11.

Как определяется интернет зависимость? Гриффитс определяет её как "нехимическую зависимость от пользования интернетом". Её характеризует навязчивое желание выйти в интернет, когда находишься вне его, и неспособностью выйти, уже будучи в сети. [1]

Подростки являются самой уязвимой группой для попадания в интернет-зависимость. Это связано с личностной незрелостью и неустойчивостью. Та же группа психологов выделяет факторы риска при формировании интернет-зависимости и индивидуально - психологические свойства подростков с интернет-зависимостью. По мнению исследователей, для них характерны: беспокойство, отвлекаемость, недостаточная концентрация внимания, трудность самоконтроля, склонность к аффективному реагированию и повышенная личностная фрустрированность. Подросткам, с интернет-зависимостью характерен так же сниженный эмоциональный интеллект как система навыков идентифицировать и понимать эмоции. Далее выявляют возбудимость, сниженный самоконтроль, высокий уровень тревожности, склонность к интроверсии, а также недостаточная развитость социального интеллекта. [4]

Сверхувлеченность интернетом, свойственная подросткам, ведет к нарушениям социальной адаптации, конфликтам в семье, со сверстниками, к общей инфантилизации. Так же ученые выделяют привлекательные стороны в деятельности подростков в интернете: возможность иметь свой интимный мир, к которому нет доступа взрослым, возможность избегать ответственности за происходящее, возможность ощущать реалистичность процессов и полностью абстрагироваться от окружающего мира, возможность исправить любую ошибку путем мгновенных попыток, возможность самостоятельно принимать любые решения, снижение рисков общения.

Проведенное исследование Малыгиным В.Л., Хомерики Н.С., Антоненко А.А. показало, что подростки с зависимым поведением обладают высокой импульсивностью, высокой активностью на слабые провоцирующие импульсы, беспокойны, с трудом концентрируют внимание, обладают низким уровнем самоконтроля над своими эмоциями, склонны к аффективному реагированию, социальная компетентность у интернет-зависимых подростков ниже [6]

Корейские исследователи одни из первых занялись проблемой подростковой интернет-зависимости. Они выявили связь интернет-зависимости с депрессией и со склонностью к суициду. Кроме этого исследователи связали интернет - зависимость со склонностью к совершению опасных для себя действий. [5]

Изучая и выявляя интернет-зависимость, исследователи разрабатывали различные опросники и тесты.

Изучение интернет зависимости началось в конце прошлого века и продолжается по сегодняшний день, становясь все более актуальной проблемой. К. Янг- клинический психолог подняла тему интернет зависимости в 1995 году. Исследователь создала веб-опросник, и выделила пять типов интернет зависимости: компьютерная зависимость как, навязчивая потребность в сети интернет, пристрастие к виртуальным знакомствам, информационная перегрузка и киберсексуальная зависимость. [3] Oна разработала, одной из первых психологический тест на выявление-интернет зависимости.

Одним из самых последних исследователей, кто изучает интернет - зависимость, является специалист из Великобритании М. Гриффитс. Он считает, что игровая интернет- зависимость развивается, как и любая другая зависимость. Он приходит к выводу, что зависимость от он- лайн игр есть специфическая форма игромании. [2]

Гриффитс выделяет компоненты зависимости от видеоигр, модифицировав критерии зависимости от психоактивных веществ Иэна Брауна. Приминительно к видеоиграм он выделяет:

• Значимость." Видеоигры становятся самой важной частью жизни человека".

• Изменение настроения. "Субъективные переживания, возникающие вследствие чрезмерного увлечения видеоиграми".

• Толерантность." Для достижения желаемого эффекта человеку становится необходимо все дольше играть в видеоигры".

• Синдром отмены. "Неприятные чувства или физические ощущения, которые появляются, когда человек внезапно прекращает играть или начинает делать это реже (к примеру, тремор, резкая смена настроения, раздражительность)".

• Конфликты. "Конфликты между игроком и его окружением (межличностные конфликты), а также конфликты с другими видами деятельности (например, работой, школой, общественной жизнью, увлечениями и интересами) и конфликты с самим собой (то есть, интрапсихические конфликты и/или субъективное ощущение потери контроля)".

• "Рецидив — возврат к привычной игровой деятельности после долгого перерыва". [2]

Ученые Г.Ким и Дж. Ким описали многомерную модель проблемного использования онлайн-игр. Эта модель позволила выделить 5 характеристик зависимости: эйфория, проблемы со здоровьем, конфликт, неспособность контролировать себя и предпочтение виртуальных взаимоотношений. [3]

Гриффит проводит исследования подростковой группы, которая составляет более 2000 человек. Игровая интернет-зависимость чаще встречается у мужчин, интернет-зависимость положительно связана с он-лайн общением, он-лайн играми и использованием социальных сетей. Российские ученые считают, что мужчины больше подвержены зависимости от интернета, чем женщины. Это доказывают и различные исследования.

Сулер Джон попытался обобщить проявления интернет-зависимости и составил тест-опросник:

1. является ли ваше поведение причиной уклонения от важных дел?

2. становится ли ваше поведение причиной разрыва отношений со значимыми людьми?

3. вызывает ли ваше поведение раздражение или огорчение у близких вам людей?

4. занимаете ли вы оборонительную позицию (или испытываете раздражение) в ответ на критику вашего поведения?

5. испытываете ли вы чувство вины или тревоги из-за того, что делаете?

6. пытаетесь ли вы держать в тайне, скрыть от окружающих свое поведение?

7. предпринимаете ли вы безуспешные попытки прекратить вести себя подобным образом?

8. Если быть честным самим с собой, существует ли какая-то скрытая причина вашего поведения? [6]

Грохол Д. отмечает, что количественный подход, где играет важную роль количество часов в онлайн, недостаточен, чтобы признать интернет - зависимость.

Исследователи Малыгина В.Л., Искандирова А.Б., Смирнова Е.А., Хомерики Н.С., Елшанский С.П. проводят исследования на тему выявления некоторых особенностей личностных свойств интернет-зависимых. Они исследовали 25 человек, которые набрали 50 баллов и более по склонности к интернет - зависимости и составили психологический портрет подростка, склонного к развитию интернет- аддикции.[7] Эмоциональная отчужденность, неустойчивость эмоциональных проявлений, снижение способности управлять эмоциями и настроениями, находить им адекватное объяснение, зависимость от группы, робость в межличностном общении, низкая стрессоустойчивость, повышенная степень озабоченности, склонность к чувству вины.[7] Эти исследователи провели на сегодняшний день значительные исследования. Они использовали "Школу интернет-зависимости Чена". Шкала китайских специалистов, разработанная ими в 2003 году. Этот тест включает 5-ть оценочных шкал:

1. Шкала компульсивных симптомов

2. Шкала симптомов отмены

3. Шкала толерантности

4. Шкала внутриличностных проблем и проблем, связанных со здоровьем

5. Шкала управления временем

Так же тест имеет критерии негативных последствий использования интернета, и позволяет определить уровень интернет -зависимого поведения. [5]

Первоначально в работе использовался метод сравнения мнения родителей и детей об уровне их зависимости от интернета. Использовалась методика разработчика Кулакова С.Д.: Зависим ли ваш ребенок? Эта методика хороша для выявления мнения родителей по вопросы оценки зависимости их детей. Но она полагается только на субъективное мнение родителей, которые могут либо недооценивать, либо переоценивать проблему.

Методика К. Янг целиком построена на субъективной оценке подростком своей интернет-зависимости, или независимости. Так как подросток не может реально рефлексировать своё поведение, то и данный тест -опросник имеет субъективную оценку подростком уровня своей интернет-зависимости.

Изучая те или иные методики, наиболее соответствующей показалась "Шкала интернет-зависимости Чена".

Она даёт возможность разделить подростков на три группы и рассмотреть каждую группу отдельно. Для каждой группы был использован личностный опросник Кеттелла Д. и подсчитаны средние показатели их личности по 14 факторам.

В данном исследовании выделяется группа подростков от 13-до 14 лет в количестве 41 человек. Они по результатам шкалы Чена делятся на три группы зависимого -поведения. Далее эти три группы сравниваются по 14-факторному личностному опроснику Кеттелла.

В исследованиях Грановской приведены нормативы к подростковому варианту теста Кеттелла.

Все три группы зависимых сравниваются с возрастными нормативами и рассматривается, каждая из групп на соответствие данным нормативам.

Так можно проследить отклонения групп с разной интернет-зависимостью от возрастных нормативов, выявленных другими исследователями.

Цель исследования: проанализировать группу подростков от 13 до 14 лет на возможность формирования и закрепления у них интернет-зависимости. Проанализировать их личностные особенности. И сравнить их в зависимости от степени втянутости в интернет, выявленной в процессе исследования.

Задачи исследования: на основе методики Кеттелла для подростков 12-16 лет, на основе шкалы интернет-зависимости Чена, проанализировать три группы подростков по степени их вовлеченности в интернет.

На основе методики Кулакова Д.: Зависим ли ваш ребенок? и на основе Шкалы Чена сравнить степень оценки интернет-зависимости подростков и их родителей.

В качестве рабочей гипотезы выдвинуты предположения, что в зависимости от вовлеченности подростков в интернет -среду у них увеличиваются проблемы со здоровьем, ухудшается коммуникация со сверстниками и родителями, связанная не только с особенностями подросткового возраста, но и с формирующейся интернет-зависимостью.

Так же гипотезу о том, что родители считают, что их подростки больше вовлечены в интернет, чем полагают сами подростки.

Список литературы:

1. Джон Сулер "Компьютерная и интернет зависимость «статья http://banderus2.narod.ru/77314.html).

2. Гриффитс М. Проблемная онлайн-игра: разногласия, дебаты и споры // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2015. – N 4(33). – C. 5 [Электронный ресурс]. – URL:http://mprj.ru

3. Янг К.С. Диагноз – Интернет-зависимость / К.С. Янг // Мир Интернет. – 2000. – № 2. – С. 24–29.

4. Малыгин В.Л., Хомерики Н.С., Антоненко А.А. Индивидуально-психологические свойства подростков как факторы риска формирования интернет-зависимого поведения // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2015. – N 7(30). – С. 7 [Электронный ресурс]. – URL:http://mprj.ru

5. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете. - М., 2000, с. 100-131

6. Рыбалтович Д.Г., Зайцев В.В. Интернет-зависимость: реальная патология или норма развития информационного человечества? // Вестник психотерапии. – 2011. – № 40 (45). – С. 23–34

7. Малыгин В.Л., Искандирова А.Б., Смирнова Е.А., Хомерики Н.С., Елшанский С.П. Патологический гемблинг, Интернет-зависимость: особенности клиники и нозологической принадлежности. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 1. URL: http:// medpsy.ru

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...