Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследование интернет -зависимости среди подростков.




Исследование интернет-зависимости и выявление интернет-зависимого поведения среди подростков является проблемой. Подростки сложная группа. По мнению Эльконина Д., в современном обществе подростковый кризис переживают 80% подростков. В традиционных обществах подростки не переживают подростковый кризис. К таким выводам приходят ученые изучающие подростковый возраст в традиционных обществах, сохранившихся в различных уголках земного шара.

По различным исследованиям, проведённым в разных странах процент подростков, страдающих интернет-зависимостью варьируется от 3,7 % до 37,9%. Самую большую цифру приводят исследователи Гонконга за 2004 год. В России эта цифра не самая высокая. Но есть вероятность, что она будет повышаться, т.к. современные поколения активнее пользуется интернетом.

В данном исследовании были тестированы подростки 13-14 лет. Для их тестирования использовалась Шкала интернет-зависимости Чена, состоящая из 5-ти шкал: компульсивные симптомы, симптомы отмены, симптомы толерантности, внутриличностные проблемы и проблемы со здоровьем, проблемы с управлением времени. Так же предполагалось установить процентное соотношение между 3-мя группами подростков по степени интернет-зависимости, от её отсутствия до патологии.

За основу был взят класс среднеобразовательной школы в составе 41 человек, все они учащиеся школы, 7-х классов

Им был предложен тест Чена, состоящий из 26 вопросов. Предполагалось выявить среди них процент школьников с отсутствием интернет-зависимости, их балл варьируется от 27 до 42, со склонностью к интернет-зависимости, от 43 до 64 баллов, и с выраженным зависимым поведением, это подростки, набирающие от 65 баллов и выше.

Далее предполагалось проанализировать все получившиеся группы на процентное соотношение и на симптомы: компульсивные, отмены, проблемы со здоровьем, с управлением временем. Рассмотреть, как эти проблемы увеличиваются по степени втянутости подростков в интернет-среду.

Com (компульсивные симптомы)

Wit (симптомы отмены)

Tol (симптомы толерантности)

IH (внутриличностные проблемы и проблемы со здоровьем)

TM (проблемы с управлением времени)

IA-Sym (Ключевые симптомы интернет зависимости) = Com +Wit+Tol

IA-RP (проблемы, связанные с интернет-зависимостью) =IH+TM

Oбщий CIAS балл = Com + Wit + Tol + IH + TM

Учащимся был предложен тест шкала интернет-зависимости Чена в количестве 26 вопросов. Далее исследователем проводился подсчет результатов. Все учащиеся ответили на первый вопрос теста положительно, поэтому каждый из подростков был протестирован. Результат каждого учтен. Все опрошенные ответили на первый вопрос: Вы пользовались Интернетом в течение последних 6 месяцев? Да.

Выборка 41 человек, среднеобразовательной школы, 7 класс, возраст от 13 до 14 лет. Их тестировали по методике Чена. Было предложено 26 вопросов.

Все сто процентов, опрошенных заявили, что являются интернет-пользователями последние 6-ть месяцев.

Среди опрошенных должны были выявиться те, кто не является интернет-зависимым, те, кто склонен к интернет-зависимости, и те. кто злоупотребляет интернетом. Получилось следующее соотношение: от 27 до 42 баллов набрали 17-ть человек, это 41,4% всей группы. От 43 до 64 баллов набрали 22 человека, это 53,7% тестируемых. От 65 баллов и выше набрали 2 человека из испытуемых, это 4.9%.

Таблица №1

n=41

Уровень интернет-зависимости Кол-во чел. %
1-й уровень от 27до 42 баллов   41,1
2-й уровень от 43 до 64 баллов   53,7
3-й уровень от 65 и выше   4,9

Далее их данные были обработаны по 5-ти шкалам Чена:

1.Com(компульсивные симптомы):

а) Минимальный риск возникновения интернет-зависимости: 7

б) Склонность к возникновению интернет-зависимого поведения: 12

в) Выраженный и устойчивый паттерн интернет-зависимого поведения: 11,5

2. Wit (симптомы отмены):

а) Минимальный риск возникновения интернет-зависимости: 5,7

б) Склонность к возникновению интернет-зависимого поведения: 9,9

в) Выраженный и устойчивый паттерн интернет-зависимого поведения: 11,5

3. Tol (симптомы толерантности):

а) Минимальный риск возникновения интернет-зависимости: 4,3

б) Склонность к возникновению интернет-зависимого поведения: 7,2

в) Выраженный и устойчивый паттерн интернет-зависимого поведения: 10,5

4. IH (внутриличностные проблемы и проблемы со здоровьем):

а) Минимальный риск возникновения интернет-зависимости: 8,7

б) Склонность к возникновению интернет-зависимого поведения: 11,3

в) Выраженный и устойчивый паттерн интернет-зависимого поведения: 17,2

5.TM(проблемы с управлением временем):

а) Минимальный риск возникновения интернет-зависимости: 10,3

б) Склонность к возникновению интернет-зависимого поведения: 12,2

в) Выраженный и устойчивый паттерн интернет-зависимого поведения: 15,8

Таблица №2

шкалы Группа1 Группа2 Группа3
COM     11,5
WIT 5,7 9,9 11,5
TOL 4,3 7,2 10,5
IH 8,7 11,3 17,2
TM 10,3 12,2 15,8
IA-SYM   29,1 33,5
IA-RP   23,5  
CIAS   52,6 66,5

 

IA-SYM - КЛЮЧЕВЫЕ СИМПТОМЫ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ.

IA-RP - ПРОБЛЕМЫ СВЯЗАННЫЕ С ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬЮ.

CIAS - ОБЩИЙ БАЛЛ.

 

Далее эти три группы делали тест Кеттелла Р. Подростки отвечали на 142 вопроса. Далее их средние результаты сравнивались в зависимости от трех групп, выделенных по шкале интернет-зависимости Чена, по степени втянутости в интернет -среду.

Таблица №3

факторы норматив 1-я гр. 2-я гр. 3-я гр.
А   7.7 17.1 16.5
С 11.1 9.3 13.1 9.1
D 13.1 11.6 7.3 8.1
E 13.4 11.5 11.1 14.1
F 13.2 8.5 14.5 12.5
G 14.7 8.1 14.5 12.5
H 12.3 8.5 16.1 17.5
I 15.1 14.7 12.7 10.1
J 12.2 10.8 8,3 9.5
O 15.0 13.5 8,5 10.5
Q2 13.9 12.3 10,8 11.5
Q3 14.5 14.5 16,1 10.5
Q4 13.6 13.6 10,5 10.1

Интерпретация результатов:

Фактор А /шизотемия-аффектомия/.

Фактор C /степень эмоциональной устойчивости/.

«Низкие оценки: чувствительный, эмоционально менее устойчив. Высокие оценки: эмоционально устойчив. Зрелый тип. Реалистическое отношение к жизни». [1]

Фактор D /флегматичность-возбудимость/. По мнению исследователей, это важный фактор. Более низкие оценки характерны для подростков склонных к зависимости. Более низкие оценки по данному фактору говорят о ригидности. Заниженной реакции на происходящее. [2]

Фактор Е /пассивность-доминантность/.

«Низкие оценки: уступчив, навязчив в поведении. Зависит от других. Высокие оценки: по отношению к другим выступает как руководитель. Но это не коррелирует с истинным лидерством и реальными способностями». [1]

Фактор F /осторожность-легкомыслие/.

«Низкие оценки: трезвый, осторожный, молчаливый, неторопливый. Осторожность иногда выступает в комплексе с мрачностью и пессимизмом. Высокие оценки: безалаберны, импульсивны, живые, веселые, полны энтузиазма, активны, разговорчивы». [1]

Фактор G /степень принятия моральных норм/

«Низкие оценки: неустойчивость в достижении цели, поверхность. Избегает правил, мало чувствует обязанности. Высокие оценки: сознательны, настойчивы, на них можно положиться. Степенны в поведении, требовательны к себе. Обязательны, настойчивы, руководствуются чувством долга, ответственны, полны планов. Не легки в общении». [1]

Фактор H /робость, застенчивость - смелость, авантюризм/

Исследователи предполагают, что у интернет зависимых этот фактор должен быть более высоким. Это связано с желанием чего-то нового, и со склонностью к авантюризму, новым эмоциям. [1]

Фактор I /реализм - сензитивность/

«Низкие оценки: практичны, самодовольны. Способствуют сплочению интеграции группы, реалистичны, мужественны, независимы. Высокие оценки: высокая эмоциональная чувствительность. Обычно не проявляют альтруизма. Выражена тенденция к избеганию ответственности в работе и личных отношениях. Свойственная беспричинная тревога. Фактор коррелирует со шкалой тревожности». [1]

Фактор J /неврастения, фактор Гамлета/

«Низкие оценки: предприимчивы, предпочитают групповые действия. Любят внимание, энергичны. Принимающие общие нормы и оценки. Для них важна совокупность людей. Высокие оценки: индивидуалисты, внутренне сдержанны, интроспективны. В общем деле не очень эффективны, так как очень привередливы. В своих оценках очень холодны». [1]

Фактор O /самоуверенность - склонность к чувству вины/

«Низкие оценки: безмятежны, доверчивы, преобладает спокойное настроение, невозмутимы. Высокие оценки: депрессивные, преобладает плохое настроение. Свойственны мрачные предчувствия, размышления, беспокойство, тревожность в трудных ситуациях, субъективное чувство, что его не принимает группа. Неэффективные ораторы». [1]

Фактор Q2 /степень групповой зависимости/

«Низкие оценки: зависимые, ведомые, идущие на зов, присоединяющиеся. Предпочитают принимать решения вместе с другими людьми. Любят процесс общения. Высокие оценки: независимы, склонны идти своим путем, принимать собственные решения, действовать самостоятельно. Не считаются с общественным мнением. Не всегда доминируют». [1]

Фактор Q3 / степень самоконтроля/

По мнению исследователей, данный фактор должен быть снижен у подростков, вовлеченных в интернет среду, это связано с неумением контролировать свои эмоции и испытывающих сложности с организацией времени.

Фактор Q4 /степень внутреннего напряжения/

Это фактор, по мнению исследователей, должен быть более низкий. Хотя это может быть связано и с самой личностью. «Низкие оценки: склонны к удовлетворенности. Расслабленность может привести к лени, к низким достижениям. Обычно снижена мотивация деятельности. Легко адаптируются. Высокие оценки: сверхактивны, возбудимы, беспокойны, нетерпеливы. При групповой работе не очень приятны». [1]

Далее у этих трех групп опрашивались родители по методике Кулакова А.С.: Зависим ли ваш ребёнок? По методике им предлагалось 20 вопросов. И результаты должны были соответствовать одному из трех показателей: 20-49 баллов средний пользователь сети, 50-79 баллов – средний пользователь, который испытывает некоторые проблемы, 80 и выше – интернет становится серьёзной проблемой.

 

 

Список литературы:

1. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб: Речь, 2004 г. — 104 с.

2. Малыгин В.Л., Хомерики Н.С., Антоненко А.А. Индивидуально-психологические свойства подростков как факторы риска формирования интернет-зависимого поведения // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2015. – N 7(30). – С. 7 [Электронный ресурс]. – URL:http://mprj.ru

 

 

[e1]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...