Этнопедагогика – традиционная педагогическая культура как
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ЭТНОПЕДАГОГИКА
Учебно-методический комплекс курса Для специальностей 050703.65 – «Дошкольная педагогика и психология», 050715.65 – «Логопедия»
Пермь пгпу УДК 37.035.6 ББК 74.65 Э 91
Р е ц е н з е н т:
Старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии Пермского государственного педагогического университета Л.В. Коломийченко
Автор-составитель: канд. пед. наук, доцент Л.В. Любимова
Учебно-методический комплекс по курсу «Этнопедагогика» составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и включает пояснительную записку, учебно-тематический план курса, программу курса, планы практических и семинарских занятий, темы рефератов, экзаменационные вопросы по курсу, глоссарий, учебно-методическое обеспечение курса, включающее список литературы, информационный электронный ресурс и методические указания студентам и преподавателям. Адресовано студентам дневного отделения, обучающимся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Логопед».
УДК 37.035.6 ББК74.65
Печатается по решению учебно-методического совета Пермского государственного педагогического университета
© Любимова Л.В., составление, 2008 © ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет», 2008 Содержание I. Рабочая программа дисциплины.. 4
1. Цели и задачи изучения дисциплины.. 4 2. Требования к уровню освоения дисциплины.. 4 3. Объем дисциплины.. 6 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы.. 6 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы.. 7 4. Содержание курса. 8 5. Темы практических и/или семинарских занятий. 11 6. Тематика курсовых, рефератов и методические указания. 16 по их выполнению.. 16 7. Вопросы к экзамену (зачету) 22 8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.. 23 8.1. Литература. 23 8.2. Материально-техническое и/или информационное обеспечение дисциплин. 25 II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций. 25
I. Рабочая программа дисциплины
1. Цели и задачи изучения дисциплины
Курс «Этнопедагогика» вводится на потоке студентов, обучающихся по специальности 050703.65 – «Дошкольная педагогика и психология» и 050715.65 – «Логопедия». Цель данной дисциплины – способствовать формированию этнического самосознания и толерантного отношения к элементам народной культуры студентов путем приобщения их к национальной культуре; обучению их методам и формам работы в данном направлении с детьми дошкольного возраста. Задачи: 1. Формировать целостное представление о содержании, функциях, видах, основных элементах народной культуры, ее воспитательного потенциала. 2. Способствовать овладению умениями решать актуальные проблемы образования с учетом национальных традиций воспитания, идей и опыта народной педагогики. 3. Содействовать формированию практических навыков использования элементов культуры в работе с детьми. 4. Формировать у студентов устойчивый интерес к использованию элементов народной культуры в учебном процессе. Цели и задачи изучения дисциплины соотносятся с общими целями ГОУ ВПО по направлению подготовки. Программа курса «Этнопедагогика» предполагает как теоретические, так и практические занятия. Основная часть курса отведена изучению средств, форм и методов, функций традиционной педагогической культуры, народной педагогики русского народа, ее особенностей.
Практические занятия приблизят студентов непосредственно к накоплению знаний, умений, навыков изучения традиционной педагогической культуры и народной педагогики России и Пермского края. Данная программа допускает вариативность в выборе содержания, организованных форм занятий, методов и приемов работы студентов в зависимости от цели и задач всего курса и отдельных занятий.
2. Требования к уровню освоения дисциплины
Первое десятилетие ХХI века объявлено ЮНЕСКО десятилетием культуры мира и ненасилия, поэтому для обеспечения мира необходимо воспитание в каждом человеке не только межконфессиональной и межнациональной толерантности, но и интереса к культуре всех народов Земли. Этнопедагогика – наука, которая изучает эмпирический опыт этнических групп в области воспитания и образования детей, морально-этнических воззрений на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации, т.е. этнической общности в целом. Данный курс имеет концептуальную теоретическую основу, что позволило отобрать содержание различных аспектов этнопедагогики в соответствии с принципами: · научности, · доступности предлагаемого материала, · систематичности и последовательности подачи материала, · культуросообразности и регионализма, · «Диалога культур». Общие концептуальные подходы проблемы строятся на исследованиях академика РАН Г.Н. Волкова, который теоретически обосновал этнопедагогическое образование подрастающего поколения. Данная дисциплина имеет особенность – она знакомит студентов с историческими явлениями, средствами, факторами, формами и методами традиционной педагогической культуры народов России и Прикамья, которые позволяют обеспечить развитие ребенка с учетом национально-исторических особенностей. Это попытка этнокультурного подхода к воспитанию.
В результате изучения дисциплины студенты должны иметь представление: · об особенностях обучения и воспитания в семьях, исповедующих различные верования и живущих в различных природных условиях региона;
знать: · истоки этнопедагогики; · нормы общечеловеческой морали, являющиеся основой народной педагогики; · особенности обрядности в различных этнических группах и общинах; · основы народной дипломатии, народный этикет, народную медицину и др.; · историю народонаселения и этнографию России и Пермского края;
уметь: · формировать экологическую культуру, используя народный календарь и народные приметы; · учить детей этическим нормам поведения в среде с любой конфессиональной ориентацией; · формировать уважение к труду; приобрести навыки: · формирования чувства красоты и трепетного отношения к искусству, уважения к личности; владеть, иметь опыт: · использования народной мудрости, народного искусства при формировании культуры межэтнических отношений.
Программа рассчитана на 72 часа. Основными формами контроля являются написание реферата, зачет и экзамен. Реализация программы требует методического и дидактического сопровождения. Для этого необходима видео- и мультимедиа аппаратура. Логика, содержание и формы учебных занятий могут быть определены следующим учебно-тематическим планом.
3. Объем дисциплины
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы Форма обучения очная
Форма обучения заочная
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы Форма обучения очная
050703.65 – «Дошкольная педагогика и психология»
4. Содержание курса
Раздел 1 Этнопедагогика – традиционная педагогическая культура как
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|