Тема 6. Особенности календарных и семейных традиций в народной педагогике
Календарно-хозяйственная обрядность. Новогодние и рождественские обряды. Колядование и щедрование. Поведение колядующих. Крещенские обряды. Масленица. Игры и развлечения на масленицу. Обычаи вербной недели. Праздник Пасхи. Ритуалы поминальной недели (Фоминой недели) и их воспитательное значение. Троичная обрядность. Игры детей и молодежи на Троицу. Обряды, связанные с сенокосом, уборкой урожая и их воспитательное значение. Праздники Великого Спаса и Осенины. Родильно-крестильный обряд. Обереги и запреты, связанные с рождением ребенка. Инициальные обряды. Свадьба и обряды, связанные с ней. Похоронный обряд. Христианская основа обряда. Особенности обряда. Элементы языческой обрядности поминовения. Особенности похорон «заложных покойников». Особенности общинного обряда поминовения предков. Народная медицина. Представления о носителях болезней: двенадцать лихорадок и др. Тематика и поучительность заговоров: обереги, присушки, отсушки, лечебные заговоры. Народная метеорология. Приметы, связанные с предсказанием погоды. Приметы молодого и ущербного месяца. Традиционные коллективные и индивидуальнее игры и развлечения. Правила игр, атрибутика и принцип выявления победителей.
Тема 7. Проблемы детства и воспитательные традиции в народной педагогике
Отношение к детству в культурах разных народов. Ребенок как объект педагогических усилий взрослых. Общественные системы в народной педагогике. Этические, религиозные и мифологические основы народной педагогики. Этнопедагогические основы воспитания. Анализ опыта традиционных форм воспитания у разных народов.
Тема 8. Общечеловеческие ценности в народной педагогике
Человечество как единый биологический вид. Гармония природы и человека – важнейший постулат народной педагогики любого этноса. Гостеприимство, радушие как важнейший этический компонент народной педагогики всех этносов. Общеэтнические философские вопросы культов: Кто Я? Что такое жизнь? Откуда мы пришли? Что с нами будет? Их отражение в народной мудрости. Мир добрых дел. Понятие о совести и чести. Отношение к добру и злу. Сочувствие. Роль народной педагогики в формировании современной карты России как карты мира, культуры и духовности. Использование системы народного воспитания в современной педагогической практике и науке.
5. Темы практических и/или семинарских занятий
Цель практических занятий – формирование представлений студентов об истоках народных воспитательных традиций, их сущности, особенностях и практическом значении, о влиянии народной педагогики на культуру межэтнических отношений.
Раздел 1 Этнопедагогика – традиционная педагогическая культура как Совокупность знаний, умений и навыков воспитания Практическое занятие, семинар – 2 часа Тема 1. Этнопедагогика в контексте национально-региональной 1. Место этнопедагогики в системе наук о человеке, ее становление и развитие, связь с другими науками; область этнопедагогических исследований. 2. Развивающий и воспитательный потенциал традиционной педагогической культуры. 3. Народное воспитание в наследии классиков педагогики. Литература: 1. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набоков, В.И. Щеглов. – М.: Издательский Центр «Академия», 2007. 2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. 3. Лихачев Д.С. Раздумья / Д.С. Лихачев. – М., 1990.
4. Науменко Г. Этнография детства / Г. Науменко. – М., 1998. 5. Сахипова Р.А. Воспитание и обучение на традициях народной педагогики / Р.А. Сахипова. – М., 2005. 6. Этнопедагогика и этнопсихология: Предупреждение образовательной депривации. – СПб., 2004. Рефераты, доклады, сообщения на темы: · Проблема самосохранения этноса в этнопедагогике. · Становление отечественной этнологической школы. · Этнологический и антропологический контекст современной этнопедагогики. · Этнопедагогика в свете современных этнологических дискуссий. Практическое занятие (семинар) – 2 часа Тема 3. Особенности функционирования детской среды 1. Моноэтническая и полиэтническая среда жизнедеятельности человека. 2. Полиэтническая образовательная среда. 3. Культуроемкость образовательной среды.
Литература: 1. Бережнова Л.Н. Полиэтническая образовательная среда / Л.Н. Бережнова. – СПб., 2003. 2. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набоков, В.И. Щеглов. – М.: Издательский Центр «Академия», 2007. 3. Виленский М.Я., Мещерякова Е.В. Образовательное пространство как педагогическая категория // Педагогическое образование и наука. – 2002. – № 2. 4. Вульфсон Б.Л. Мировое образовательное пространство // Педагогика. – 2003. – № 10. 5. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М.В. Осорина. – СПб.; Изд-во «Питер», 1999. Рефераты, доклады, сообщения на темы: · Детская среда и ее функции. · Освоение домашнего пространства в действиях и фантазиях. · Педагогическое окружение детей и его роль в воспитании. · Воспитание детей в семьях, утративших связи с культурной средой, с национальной и региональной культурой. · Связь детей со взрослыми как свидетельство нравственной связи поколений. Практическое занятие, семинар – 2 часа Тема 4. Средства и факторы народной педагогической практики 1. Фольклор как средство воспитания. 2. Роль игры в народной педагогике. 3. Народное трудовое воспитание. Литература: 1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. 2. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские / Е.А. Покровский. – СПб., 1995.
3. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура / Б.Н. Путилов. – СПб., 1994. 4. Мартынова М.Ю. Мир традиций и межкультурное общение / М.Ю. Мартынов. – М., 2004. 5. Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры / Г.В. Лунина. – М., 2004. 6. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях / Л.В. Соколова, А.Ф. Некрылова. – М.: Айрис-пресс, 2003. Рефераты, доклады, сообщения на темы: · Игры детей как педагогическое явление. · Игры моего детства и детства моих предков. · Народные приметы и поверья. · Легенды и их нравственно-воспитательный характер. · Русский фольклор и его роль в умственном развитии детей.
Раздел 2 Отражение в этнопедагогике исторически сложившихся
Практическое занятие-практикум – 2 часа Тема 5. Календарные православные праздники (просмотр Цель: формирование у студентов представлений о христианских календарных праздниках. Вопросы для анализа: · Какими методами воспитатель привлекала внимание детей к обсуждаемой проблеме? · Какая использовалась наглядность? · Какие формы организации детей использовались на занятии? Виды и формы работы · Обсуждение и анализ видеозаписи занятия, праздника. · Моделирование фрагмента праздника или занятия. Литература: 1. Александрова Л. Народный календарь /Л. Александрова. – М.: Белый город, 2003. 2. Белов В. Повседневная жизнь русского Севера / В.Белов. – М., 2002. 3. Круглый год. Народный земледельческий календарь / Автор-сост. А.Ф. Некрылова. – М.: Правда, 1989. 4. Русские обычаи и обряды / Автор-сост. Н.А. Юдина.– М.: Вече, 2006.
Практическое занятие-практикум – 2 часа Тема 6. Традиции моей семьи (просмотр видеозаписи занятия) Цель: расширение представлений студентов о родословной, семейных традициях, реликвиях. Вопросы и задание: · Что такое термины и свойства родства? · Что такое семейные реликвии, семейные узы? · Какие средства использовал педагог на занятии? · Продумать тест по поставленным вопросам.
Виды и формы работы: · Работа в малых подгруппах, · Анализ и моделирование просмотренного занятия, · Изготовление модели Родословного древа, · Пополнение картотеки пословиц, загадок и поговорок по теме. Литература: 1. Белов В. Повседневная жизнь русского севера /В. Белов. – М., 2002. 2. Как помочь ребенку войти в современный мир? /Под ред. Т.В. Антоновой. – М., 1995.
Практическое занятие-практикум – 4 часа Тема 7. «Своя хатка – родная матка» Цель: Формирование представлений студентов о воспитании у детей любви к родному дому. Вопросы для обсуждения: · Пути, средства и методы формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома. · Воспитание бережного отношения к родному дому. · Педагогические условия воспитания у детей привязанности и любви к родному дому. · Какие средства народной культуры можно использовать для воспитания любви к родному дому? Виды и формы работы: · Подбор народной или авторской сказки, воспитывающей любовь и уважение к матери или отцу (дедушке, бабушке, брату, сестре, другу). · Разработка содержания консультации для родителей на тему «Как подготовить и провести Именины ребенка». · Разработка содержания проекта «Родной дом». · Составление конспекта занятия, направленного на воспитание у детей любви к родному дому, к малой или большой Родине. Литература: 1. Коломийченко Л.В., Югова Л.И. Блочно-тематический план реализации «Программы социального развития детей дошкольного возраста» / Л.В. Коломийченко, Л.И. Югова. – Пермь, 2. Любимова Л.В. Человек и природа в народной культуре: Методические рекомендации к программе «Поэтика народной культуры»
Практическое занятие-практикум – 2 часа
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|