Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6. Особенности календарных и семейных традиций в народной педагогике




 

Календарно-хозяйственная обрядность. Новогодние и рождественские обряды. Колядование и щедрование. Поведение колядующих. Крещенские обряды. Масленица. Игры и развлечения на масленицу. Обычаи вербной недели. Праздник Пасхи. Ритуалы поминальной недели (Фоминой недели) и их воспитательное значение. Троичная обрядность. Игры детей и молодежи на Троицу. Обряды, связанные с сенокосом, уборкой урожая и их воспитательное значение. Праздники Великого Спаса и Осенины.

Родильно-крестильный обряд. Обереги и запреты, связанные с рождением ребенка. Инициальные обряды.

Свадьба и обряды, связанные с ней.

Похоронный обряд. Христианская основа обряда. Особенности обряда. Элементы языческой обрядности поминовения. Особенности похорон «заложных покойников». Особенности общинного обряда поминовения предков.

Народная медицина. Представления о носителях болезней: двенадцать лихорадок и др. Тематика и поучительность заговоров: обереги, присушки, отсушки, лечебные заговоры.

Народная метеорология. Приметы, связанные с предсказанием погоды. Приметы молодого и ущербного месяца.

Традиционные коллективные и индивидуальнее игры и развлечения. Правила игр, атрибутика и принцип выявления победителей.

 

Тема 7. Проблемы детства и воспитательные традиции в народной педагогике

 

Отношение к детству в культурах разных народов. Ребенок как объект педагогических усилий взрослых. Общественные системы в народной педагогике. Этические, религиозные и мифологические основы народной педагогики. Этнопедагогические основы воспитания. Анализ опыта традиционных форм воспитания у разных народов.

 

Тема 8. Общечеловеческие ценности в народной педагогике

 

Человечество как единый биологический вид. Гармония природы и человека – важнейший постулат народной педагогики любого этноса.

Гостеприимство, радушие как важнейший этический компонент народной педагогики всех этносов. Общеэтнические философские вопросы культов: Кто Я? Что такое жизнь? Откуда мы пришли? Что с нами будет? Их отражение в народной мудрости. Мир добрых дел. Понятие о совести и чести. Отношение к добру и злу. Сочувствие.

Роль народной педагогики в формировании современной карты России как карты мира, культуры и духовности. Использование системы народного воспитания в современной педагогической практике и науке.

 

 

5. Темы практических и/или семинарских занятий

 

Цель практических занятий формирование представлений студентов об истоках народных воспитательных традиций, их сущности, особенностях и практическом значении, о влиянии народной педагогики на культуру межэтнических отношений.


 

Раздел 1

Этнопедагогика – традиционная педагогическая культура как

Совокупность знаний, умений и навыков воспитания

Практическое занятие, семинар – 2 часа

Тема 1. Этнопедагогика в контексте национально-региональной
и этнической культуры воспитания

1. Место этнопедагогики в системе наук о человеке, ее становление и развитие, связь с другими науками; область этнопедагогических исследований.

2. Развивающий и воспитательный потенциал традиционной педагогической культуры.

3. Народное воспитание в наследии классиков педагогики.

Литература:

1. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набоков, В.И. Щеглов. – М.: Издательский Центр «Академия», 2007.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

3. Лихачев Д.С. Раздумья / Д.С. Лихачев. – М., 1990.

4. Науменко Г. Этнография детства / Г. Науменко. – М., 1998.

5. Сахипова Р.А. Воспитание и обучение на традициях народной педагогики / Р.А. Сахипова. – М., 2005.

6. Этнопедагогика и этнопсихология: Предупреждение образовательной депривации. – СПб., 2004.

Рефераты, доклады, сообщения на темы:

· Проблема самосохранения этноса в этнопедагогике.

· Становление отечественной этнологической школы.

· Этнологический и антропологический контекст современной этнопедагогики.

· Этнопедагогика в свете современных этнологических дискуссий.

Практическое занятие (семинар) 2 часа

Тема 3. Особенности функционирования детской среды

1. Моноэтническая и полиэтническая среда жизнедеятельности человека.

2. Полиэтническая образовательная среда.

3. Культуроемкость образовательной среды.

 

 

Литература:

1. Бережнова Л.Н. Полиэтническая образовательная среда / Л.Н. Бережнова. – СПб., 2003.

2. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набоков, В.И. Щеглов. – М.: Издательский Центр «Академия», 2007.

3. Виленский М.Я., Мещерякова Е.В. Образовательное пространство как педагогическая категория // Педагогическое образование и наука. – 2002. – № 2.

4. Вульфсон Б.Л. Мировое образовательное пространство // Педагогика. – 2003. – № 10.

5. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М.В. Осорина. – СПб.; Изд-во «Питер», 1999.

Рефераты, доклады, сообщения на темы:

· Детская среда и ее функции.

· Освоение домашнего пространства в действиях и фантазиях.

· Педагогическое окружение детей и его роль в воспитании.

· Воспитание детей в семьях, утративших связи с культурной средой, с национальной и региональной культурой.

· Связь детей со взрослыми как свидетельство нравственной связи поколений.

Практическое занятие, семинар – 2 часа

Тема 4. Средства и факторы народной педагогической практики

1. Фольклор как средство воспитания.

2. Роль игры в народной педагогике.

3. Народное трудовое воспитание.

Литература:

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

2. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские / Е.А. Покровский. – СПб., 1995.

3. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура / Б.Н. Путилов. – СПб., 1994.

4. Мартынова М.Ю. Мир традиций и межкультурное общение / М.Ю. Мартынов. – М., 2004.

5. Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры / Г.В. Лунина. – М., 2004.

6. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях / Л.В. Соколова, А.Ф. Некрылова. – М.: Айрис-пресс, 2003.

Рефераты, доклады, сообщения на темы:

· Игры детей как педагогическое явление.

· Игры моего детства и детства моих предков.

· Народные приметы и поверья.

· Легенды и их нравственно-воспитательный характер.

· Русский фольклор и его роль в умственном развитии детей.

 

Раздел 2

Отражение в этнопедагогике исторически сложившихся
идеалов воспитания

 

Практическое занятие-практикум – 2 часа

Тема 5. Календарные православные праздники (просмотр
видеозаписи)

Цель: формирование у студентов представлений о христианских календарных праздниках.

Вопросы для анализа:

· Какими методами воспитатель привлекала внимание детей к обсуждаемой проблеме?

· Какая использовалась наглядность?

· Какие формы организации детей использовались на занятии?

Виды и формы работы

· Обсуждение и анализ видеозаписи занятия, праздника.

· Моделирование фрагмента праздника или занятия.

Литература:

1. Александрова Л. Народный календарь /Л. Александрова. – М.: Белый город, 2003.

2. Белов В. Повседневная жизнь русского Севера / В.Белов. – М., 2002.

3. Круглый год. Народный земледельческий календарь / Автор-сост. А.Ф. Некрылова. – М.: Правда, 1989.

4. Русские обычаи и обряды / Автор-сост. Н.А. Юдина.– М.: Вече, 2006.

 

 

Практическое занятие-практикум – 2 часа

Тема 6. Традиции моей семьи (просмотр видеозаписи занятия)

Цель: расширение представлений студентов о родословной, семейных традициях, реликвиях.

Вопросы и задание:

· Что такое термины и свойства родства?

· Что такое семейные реликвии, семейные узы?

· Какие средства использовал педагог на занятии?

· Продумать тест по поставленным вопросам.

Виды и формы работы:

· Работа в малых подгруппах,

· Анализ и моделирование просмотренного занятия,

· Изготовление модели Родословного древа,

· Пополнение картотеки пословиц, загадок и поговорок по теме.

Литература:

1. Белов В. Повседневная жизнь русского севера /В. Белов. – М., 2002.

2. Как помочь ребенку войти в современный мир? /Под ред. Т.В. Антоновой. – М., 1995.

 

Практическое занятие-практикум – 4 часа

Тема 7. «Своя хатка – родная матка»

Цель: Формирование представлений студентов о воспитании у детей любви к родному дому.

Вопросы для обсуждения:

· Пути, средства и методы формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома.

· Воспитание бережного отношения к родному дому.

· Педагогические условия воспитания у детей привязанности и любви к родному дому.

· Какие средства народной культуры можно использовать для воспитания любви к родному дому?

Виды и формы работы:

· Подбор народной или авторской сказки, воспитывающей любовь и уважение к матери или отцу (дедушке, бабушке, брату, сестре, другу).

· Разработка содержания консультации для родителей на тему «Как подготовить и провести Именины ребенка».

· Разработка содержания проекта «Родной дом».

· Составление конспекта занятия, направленного на воспитание у детей любви к родному дому, к малой или большой Родине.

Литература:

1. Коломийченко Л.В., Югова Л.И. Блочно-тематический план реализации «Программы социального развития детей дошкольного возраста» / Л.В. Коломийченко, Л.И. Югова. – Пермь,

2. Любимова Л.В. Человек и природа в народной культуре: Методические рекомендации к программе «Поэтика народной культуры»
/Л.В. Любимова. – Пермь, 2004.

 

Практическое занятие-практикум – 2 часа

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...