Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация самостоятельной работы студентов




Спец. Дисциплина Инновационные методы и технологии обучения Краткое описание методов, технологий Формы организации самостоятельной работы
  Этнопедагогика Ориентация содержания на региональную программу по этнопедагогике (для магистрантов Ростовского педагогического университета) «Этнопедагогика», авторы В.С. Кукушин, Л.Д. Столяренко Обозначено место этнопедагогики в образовательной системе России, отражен новый подход к этнопедагогике как науке и искусству воспитания, систематизированы истоки народной педагогики; дана характеристика и раскрыта сущность народного воспитания разных конфессиональных общностей.  
  Тема 1. Введение. Предмет, задачи, структура курса «Этнопедагогика»   Информационная технология «Мультимедийная презентация» Презентация, подготовленная в программе «Power Point», по теме занятий или его отдельным фрагментам Рефераты, доклады, сообщения
  Тема 2. Сущность народной педагогики   Информационная технология «Мультимедийная презентация» Использование объектно‑ориенти-рованного междисциплинарного подхода к изучению наук Презентация, подготовленная в программе «Power Point», по теме занятий или его отдельным фрагментам Рефераты, доклады, сообщения
  Тема 3. Факторы воспитания – основа традиционной педагогической культуры   Информационная технология «Мультимедийная презентация» Использование объектно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук Презентация, подготовленная в программе «Power Point» по теме занятий или его отдельным фрагментам Рефераты, доклады, сообщения
  Тема 4. Средства народной культуры воспитания   Применение элементарных мультимедийных учебников и учебных пособий   Использование методов, основанных на изучении практики Мультимедийная технология на основе мультимедийных энциклопедий и материалов Русский старинный быт. Составитель М. Забылин. Электронное пособие по русской истории и русской народности, содержит 298 цветных иллюстраций. Основные темы: Старинный быт и обычаи русского народа; Старинная русская одежда; Бытовые или семейные праздники и обряды и др. Русские суеверия. Составитель М.Забылин Содержание: Суеверия и ложные убеждения; Народные приметы; Заклинания, заговоры, обереги. Максимов С.В. Русские обряды и суеверия Энциклопедия мифологических воззрений крестьян, раскрывающая глубины народной культуры и воссоздающая поэтический мир русских народных верований и легенд.
  • Обсуждение и анализ видеозаписи занятия, праздника
 
  • Моделирование фрагмента праздника или занятия
 
  Раздел 2. Отражение в этнопедагогике исторически сложившихся идеалов воспитания Тема: Календарные православные праздники (просмотр видеозаписи) Тема: Традиции моей семьи (просмотр видеозаписи занятия)   Использование проектно-организованных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач.   Педагогическая технология сотрудничества ‑ система работы в «малых группах»   Использование методов, основанных на изучении практики. Видеозапись занятий и развлечений.     Главная идея ‑ учиться вместе. А не просто помогать друг другу. Осознавать своих успехи и успехи товарищей. Ставится групповая цель. Успех ‑ может быть достигнут только при постоянном взаимодействии всех членов группы при работе над темой. Задача состоит в том, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, умениями и навыками. Причем чтобы вся команда знала, чего достиг каждый. Анализ занятий и развлечений. Написание конспектов.   Мультимедийная технология на основе мультимедийных материалов. Образовательное пространство ДОУ: представлена система работы педагогического коллектива ДОУ по воспитанию у детей нравственных, правовых, патриотических чувств включает планирование, основные концепции развития, сценарии тематических мероприятий.
  • анализ и моделирование просмотренного занятия
 
  При написании студентами докладов, рефератов, сообщений   1 этап. Метод «Просмотровое чтение» с целью ознакомления с зафиксированными в рабочем списке литературы библиографи-ческими источниками по теме исследования. 2 этап.Метод «Изучающее чтение» с целью внимательного прочтения выделенных библиографических источников. Необходимо составить план просмотра библиографических источников (оценивать по 5-балльной шкале, например, если содержание источника точно по теме исследования, то оценивается в пять баллов, и т.д.) Чтение источников с целью распределения информации по отдельным пунктам плана. Результат первого этапа – план теоретической части работы.     Результат второго этапа: написание работы.

 


7. Вопросы к экзамену (зачету)

 

1. Анализ существующих программ по использованию опыта народной педагогики в дошкольных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.

2. Библия и славянская мифология.

3. Воспитательная роль семейно-бытовой обрядовости.

4. Воспитательное значение народной медицины.

5. Воспитательное значение народной метеорологии.

6. Годовой цикл труда, развлечений и праздников.

7. Гостеприимство, радушие как важнейший этический компонент народной педагогики всех этносов.

8. Гуманизм народной педагогики.

9. Игра как фактор народного воспитания.

10. Использование системы народного воспитания в современной педагогической практике.

11. Календарная обрядовая культура народа как форма взаимоотношений человека и природы.

12. Культ природы древних славян.

13. Материнский фольклор и его роль в воспитании детей.

14. Место народных игр в образовательном процессе ДОУ.

15. Место этнопедагогики в системе наук о человеке, ее становление и развитие, связь с другими науками; область этнопедагогических исследований.

16. Методика поощрений и наказаний в семье.

17. Мифы в православных праздниках.

18. Народное воспитание в наследии классиков педагогики.

19. Народный календарь в семейном воспитании.

20. Нравственная стабильность, доброта, природосообразность – педагогический аспект всех без исключения культов.

21. Нравственный идеал как цель народной педагогики.

22. Общечеловеческие ценности в народной педагогике.

23. Особенности православной народной педагогики.

24. Патриотическое воспитание детей и подростков народными традициями христиан (мусульман).

25. Педагогические воззрения разных народов на воспитание и обучение.

26. Понятие о народной педагогике. Общее и разное в народной и этнопедагогике.

27. Пословицы и поговорки – живой голос народа.

28. Представление народа об умственном, трудовом, эстетическом и нравственном воспитании.

29. Природа и народная педагогика.

30. Развивающий и воспитательный потенциал традиционной педагогической культуры.

31. Религиозная обрядность и нравственное воспитание.

32. Религия как источник народной педагогики.

33. Роль педагога при организации игры.

34. Русский фольклор и его роль в умственном развитии детей.

35. Русский фольклор и его роль в эстетическом воспитании.

36. Семья как идеал народной педагогики.

37. Семейные обряды и их поэзия: свадебный обряд.

38. Семейные обряды и их поэзия: родины и именины.

39. Сказка в системе нравственного воспитания.

40. Сказка в системе профилактики педагогической запущенности.

41. Сказка в системе развития мышления дошкольников.

42. Сказка в системе социальной адаптации.

43. Сказка в системе физического воспитания.

44. Скороговорки, чистоговорки – в практике ДОУ.

45. Типология русского народного костюма, его символика.

46. Традиции, обычаи и блюда русской кухни.

47. Труд – основа народной педагогики.

48. Учет возрастных особенностей при отборе игрового репертуара.

49. Этнопедагогика как составная часть культуры.

50. Языческие элементы в нашей жизни и их воспитательная цель.

 

 

8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

8.1. Литература

 

Основная:

1. Аникин В.П. Русский фольклор. Учеб. пособие. /В.П. Аникин. – М.: Высшая школа, 1987.

2. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Л.Н. Бережнов, И.Л. Набоков, В.И. Щеглов. – М.: Издательский Центр «Академия», 2007.

3. Бережнова Л.Н. Полиэтническая образовательная среда. – СПб., 2003.

4. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский Центр «Академия», 2003.

5. Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

6. Кукушин В.С. Этнопедагогика /В.С. Кукушин. – М., 2002.

7. Мечковская Н.Б. Язык и религия: Пособие для студентов гуманитарных вузов /Н.Б. Мечковская – М.: Агентство «ФАИР», 1998.

8. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей /Под ред.
Т.И. Ерофеевой. – М.: Издательский Центр «Академия», 1999.

9. Юдин А.В. Русская народная духовная культура: Учеб. пособие для студентов вузов /А.В. Юдин. – М.: Высш. школа, 1999.

Дополнительная:

10. Андреева Г.М. Инновационные процессы в содержании педагогического образования в Англии //Педагогика. – 2003. – № 6.

11. Ахияров К.Ш. Народная педагогика и современная школа /К.Ш. Ахияров. – Уфа, 2000.

12. Виленский М.Я., Мещерякова Е.В. Образовательное пространство как педагогическая категория //Педагогическое образование и наука. – 2002. – № 2.

13. Волков Г.Н. Мы обозначены единым словом – человек //Народное образование. – 1997. – № 5, С.78-82.

14. Вульфсон Б.Л. Мировое образовательное пространство //Педагогика. – 2003. – № 10.

15. Кузина Т.Ф. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды /Т.Ф. Кузина, Г.И. Батурина. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 144 с.

16. Лаврентьева Л.С. Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор /Л.С. Лаврентьева, Ю.И. Смирнов. – СПб., 2004.

17. Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры /Г.В. Лунина. – М., 2004.

18. Мартынова М.Ю. Мир традиций и межкультурное общение /М.Ю. Мартынова. – М., 2004.

19. Русские обычаи и обряды /Автор-сост. Н.А. Юдина. – М.: Вече, 2006.

20. Сахипова Р.А. Воспитание и обучение на традициях народной педагогики /Р.А. Сахипов. – М., 2005.

21. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях/Л.В. Соколова, А.Ф. Некрылова. – М.: Айрис-пресс, 2003.

22. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. – Избр. пед. соч. – М., 1953. – Ч.1.

23. Этнопедагогика и этнопсихология: Предупреждение образовательной депривации. – СПб., 2004.

24. Ясвин В.Я. Образовательная среда: от моделирования к проектированию /В.Я. Ясвин. – М., 2001.

 

Справочно-информационная литература:

25. Дошкольное образование. Словарь терминов /Сост. Виноградова Н.А. – М.: Айрис-пресс, 2005.

26. Власова М. Русские суеверия: Энциклопедический словарь /М. Власова. – СПб.: Азбука, 1998.

27. Педагогика: Большая современная энциклопедия /Сост. Е.С. Рапацевич. – Мн.: Современное слово, 2005.

28. Этнопсихологический словарь /Под ред. В.Г. Крысько. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1999.

 

 

8.2. Материально-техническое и/или информационное
обеспечение дисциплин

Для успешного освоения материала в процессе учебной деятельности используются:

- компьютерное и мультимедийное оборудование;

- пакет прикладных обучающих программ;

- видео- и аудиовизуальные средства обучения.

 

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок
проведения промежуточных и итоговых аттестаций

 

Проверка качества усвоения знаний осуществляется в процессе практических занятий, выполнения студентами творческих заданий и участия в экспресс-контроле. Система оценок – рейтинговая. Активность студентов во время практических занятий оценивается исходя из показателей:

– ориентированность в теоретической и методической литературе: наличие конспектов, тезисов, заполненных схем, таблиц и т.д.;

– целевая направленность ответов на предложенные преподавателем вопросы: глубина, точность и краткость формулировок;

– умение использовать личный опыт; устанавливать внутридисциплинарные, междисциплинарные связи;

– активное включение в общую дискуссию.

– Проверка выполненных студентами творческих, проблемных заданий осуществляется исходя из следующих показателей:

– оригинальность и креативность;

– грамотность изложения и использования терминологии;

– образовательное и воспитательное значение.

Экспресс-контроль проводится во время лекций, для этого отводится 10‑15 минут, его назначение заключается в проверке уровня освоения студентами лекционного содержания учебного курса. В содержание экспресс-контроля включаются разнообразные задания, вопросы, направленные на самопроверку, аттестацию преподавателем текущей успеваемости студентов.

Показатели оценки:

– соответствие заданной теме,

– содержательность,

– самостоятельность,

– глубина,

– творческий подход.

– краткость и четкость изложения.

Подведение итогов: студент, набравший наибольшее количество баллов, оценивается на «отлично» (без сдачи экзамена).

Итоговая аттестация:

Учебный курс завершается экзаменом (зачетом), на котором проверяются:

– усвоение теоретического материала курса,

– умение подобрать и проанализировать данный материал.

 

Основные понятия курса

возрождение народных традиций

детская среда

закономерности и механизмы народной педагогики

культура

культура этноса

культуросообразность

менталитет

народ

народная педагогика

народность

народные игры и праздники

нация

образовательная среда

обряды

обычаи

племя

поликультурное образование

полэтническая образовательная среда

преемственность

природоцелеполагание

ритуал

род

толерантность

традиционная культура

традиционная народная культура

традиция

фактор

фольклор

этническая идентификация

этническая картина мира

этническая культура

этнический характер

этнопедагогика

этнос


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...