Интерпретация результатов теста
Интерпретация результатов теста проводится на основе психологических характеристик личности, соответствующих тому или иному квадрату координатной модели с учетом степени выраженности индивидуально-психологических свойств и степени достоверности полученных данных.
Вывод
Опросник Шмишека. Акцентуации характера
Согласно теории «акцентуированных личностей» существуют черты личности, которые сами по себе еще не являются патологическими, однако могут при определенных условиях развиваться в положительном или отрицательном направлении. Черты эти являются как бы заострением некоторых присущих каждому человеку индивидуальных свойств. У психопатов эти черты достигают особо большой выраженности.
Выделяют десять основных типов акцентуации (классификация Леонгарда).
- Гипертимный — личности со склонностью к повышенному настроению.
- Застревающие — со склонностью к «застреванию аффекта» и бредовым реакциям.
- Эмотивные, аффективно лабильные.
- Педантичные, с преобладанием черт ригидности, педантизма.
- Тревожные.
- Циклотимные, со склонностью к депрессивному реагированию.
- Демонстративные, с истерическими чертами характера.
- Возбудимые, со склонностью к повышенной, импульсивной реактивности в сфере влечений.
- Дистимичные, с наклонностью к расстройствам настроения.
- Экзальтированные, склонные к аффективной экзальтации.
Все эти группы «акцентуированных личностей» объединяются по принципу акцентуации свойств характера или темперамента. К акцентуации свойств характера относятся:
- демонстративность (в патологии: психопатия истерического круга);
- педантичность (в патологии: ананкастическая психопатия);
- возбудимость (в патологии: эпилептоидные психопаты);
- застревание (в патологии: паранояльные психопаты).
Остальные виды акцентуации относятся к особенностям темперамента и отражают темп и глубину эффективных реакций.
Признаком акцентуации является показатель свыше 18 баллов.
Акцентуации.
1. Гипертимностъ. Люди, склонные к повышенному настроению, оптимисты, быстро переключаются с одного дела на другое, не доводят начатого до конца, недисциплинированные, легко попадают под влияние неблагополучных компаний. Подростки склонны к приключениям, романтике. Не терпят власти над собой, не любят, когда их опекают. Тенденция к доминированию, лидированию. Чрезмерно повышенное настроение может приводить к неадекватности поведения — «патологический счастливчик». В патологии — невроз навязчивых состояний.
2. Застревание — склонность к «застреванию аффекта», к бредовым реакциям. Люди педантичные, злопамятные, долго помнят обиды, сердятся, обижаются. Нередко на этой почве могут появиться навязчивые идеи. Сильно одержимы одной идеей. Слишком устремленные, «упертые в одно», «зашкаленные». В эмоциональном отношении ригидны. Иногда могут давать аффективные вспышки, могут проявлять агрессию. В патологии — паранояльный психопат.
3. Эмотивностъ. Люди, у которых преувеличенно проявляется эмоциональная чувствительность, резко меняется настроение по незначительному для окружающих поводу. От настроения зависит все: и работоспособность, и самочувствие. Тонко организована эмоциональная сфера: способны глубоко чувствовать и переживать. Склонны к добрым отношениям с окружающими. В любви ранимы, как никто другой. Крайне болезненно воспринимают грубость, хамство, приходят в отчаяние, депрессию, если происходит разрыв или ухудшение отношений с близкими людьми.
4. Педантичность. Преобладание черт ригидности и педантизма. Люди ригидны, им трудно переключаться с одной эмоции на другую. Любят, чтобы все было на своих местах, чтобы люди четко оформляли свои мысли — крайний педантизм. Идея порядка и аккуратности становится главным смыслом жизни. Периоды злобно-тоскливого настроения, все их раздражает. В патологии — эпилептоидная психопатия. Могут проявлять агрессию.
5. Тревожность. Люди меланхолического (либо холерического) склада с очень высоким уровнем конституционной тревожности, не уверены в себе. Недооценивают, преуменьшают свои способности. Пугаются ответственности, опасаются всевозможных неприятностей для себя и своих родных, не могут унять свои страхи и тревогу, «притягивая» к себе и близким реализацию своих страхов и опасений.
6. Циклотимность. Резкие перепады настроения. Хорошее настроение коротко, плохое длительно. При депрессии ведут себя как тревожные, быстро утомляются, приходят в отчаяние от неприятностей, вплоть до попыток самоубийства. При хорошем ьшстроении ведут себя как гипертимные.
7. Демонетративность. В патологии — психопатия истерического типа. Люди, у которых сильно выражен эгоцентризм, стремление быть постоянно в центре внимания («пусть ненавидят, лишь бы не были равнодушными»). Таких людей много среди артистов. Если нет способностей, чтобы выделиться, тогда они привлекают внимание антисоциальными поступками. Патологическая лживость — чтобы приукрасить свою особу. Склонны носить яркую, экстравагантную одежду — могут быть определены чисто внешне.
8. Возбудимость, Склонность к повышенной импульсивной реактивности в сфере влечения. В патологии — эпилептоидная психопатия.
9. Дистимичность. Склонность к расстройствам настроения. Противоположность гипертимности. Настроение пониженное, пессимизм, мрачный взгляд на вещи, утомляемость. Быстро истощается в контактах и предпочитает одиночество.
10. Экзальтированность. Склонность к аффективной экзальтации (близко к демонстративности, но там из-за характера). Здесь идут те же проявления, но на уровне эмоций (все идет от темперамента). Религиозный экстаз.
Вопросы:
- Ваше настроение, как правило, бывает ясным, неомраченным?
- Восприимчивы ли вы к оскорблениям, обидам?
- Легко ли вы плачете?
- Возникает ли у вас по окончании какой-либо работы сомнения в качестве ее исполнения и прибегаете ли вы к проверке — правильно ли все было сделано?
- Были ли вы в детстве таким же смелым, как ваши сверстники?
- Часто ли у вас бывают резкие смены настроения (только что парили в облаках от счастья, и вдруг становится очень грустно)?
- Бываете ли вы обычно во время веселья в центре внимания?
- Бывают ли у вас дни, когда вы без особых причин ворчливы и раздражительны и все считают, что вас лучше не трогать?
- Всегда ли вы отвечаете на письма сразу после прочтения?
- Вы человек серьезный?
- Способны ли вы на время так сильно увлечься чем-нибудь, что все остальное перестает быть значимым для вас?
- Предприимчивы ли вы?
- Быстро ли вы забываете обиды и оскорбления?
- Мягкосердечны ли вы?
- Когда вы бросаете письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы, опустилось оно туда или нет?
- Требует ли ваше честолюбие того, чтобы в работе (учебе) вы были одним из первых?
- Боялись ли вы в детские годы грозы и собак?
- Смеетесь ли вы иногда над неприличными шутками?
- Есть ли среди ваших знакомых люди, которые считают вас педантичным?
- Очень ли зависит ваше настроение от внешних обстоятельств и событий?
- Любят ли вас ваши знакомые?
- Часто ли вы находитесь во власти сильных внутренних порывов и побуждений?
- Ваше настроение обычно несколько подавленно?
- Случалось вам рыдать, переживая тяжелое нервное потрясение?
- Трудно ли вам долго сидеть на одном месте?
- Отстаиваете ли вы свои интересы, когда по отношению к вам допускается несправедливость?
- Хвастаетесь ли вы иногда?
- Смогли ли вы в случае надобности зарезать домашнее животное или птицу?
- Раздражает ли вас, если штора или скатерть висит неровно, стараетесь ли вы это поправить?
- Боялись ли вы в детстве оставаться дома один?
- Часто ли портится ваше настроение без видимых причин?
- Случалось ли вам быть одним из лучших в вашей профессиональной или учебной деятельности?
- Легко ли вы впадаете в гнев?
- Способны ли вы быть шаловливо-веселым?
- Бывают ли у вас состояния, когда вы переполнены счастьем?
- Смогли бы вы играть роль конферансье в веселых представлениях?
- Лгали вы когда-нибудь в своей жизни?
- Говорите ли бы людям свое мнение о них прямо в глаза?
- Можете ли вы спокойно смотреть на кровь?
- Нравится ли вам работа, когда только вы один ответственны за нее?
- Заступаетесь ли вы за людей, по отношению к которым допущена несправедливость?
- Беспокоит ли вас необходимость спуститься в темный погреб, войти в пустую, темную комнату?
- Предпочитаете ли вы деятельность, которую нужно выполнять долго и точно, той, которая не требует большой кропотливости и делается быстро?
- Вы очень общительный человек?
- Охотно ли вы в школе декламировали стихи?
- Сбегали ли вы в детстве из дому?
- Обычно вы без колебаний уступаете место в автобусе престарелым пассажирам?
- Часто ли вам жизнь кажется тяжелой?
- Случалось ли вам так расстраиваться из-за какого-нибудь конфликта, что после этого вы чувствовали себя не в состоянии пойти на работу?
- Можно ли сказать, что при неудаче вы сохраняете чувство юмора?
- Стараетесь ли вы помириться, если кого-нибудь обидели? Предпринимаете ли вы первым шаги к примирению?
- Очень ли вы любите животных?
- Случалось ли вам, уходя из дома, возвратиться, чтобы проверить: не произошло ли чего-нибудь?
- Беспокоили ли вас когда-нибудь мысли, что с вами или с вашими родственниками должно что-либо случиться?
- Существенно ли зависит ваше настроение от погоды?
- Трудно ли вам выступать перед большой аудиторией?
- Можете ли вы, рассердясь на кого-либо, пустить в ход руки?
- Очень ли вы любите веселиться?
- Вы всегда говорите то, что думаете?
- Можете ли вы под влиянием разочарования впасть в отчаяние?
- Привлекает ли вас роль организатора в каком-нибудь деле?
- Упорствуете ли вы на пути к достижению цели, если встречается какое-либо препятствие?
- Чувствовали ли вы когда-нибудь удовлетворение при неудачах людей, которые вам неприятны?
- Может ли трагический фильм взволновать вас так, что у вас на глазах выступят слезы?
- Часто ли вам мешают уснуть мысли о проблемах прошлого или о будущем дне?
- Свойственно ли было вам в школьные годы подсказывать или давать списывать товарищам?
- Смогли бы вы пройти в темноте один через кладбище?
- Вы, не раздумывая, вернули бы лишние деньги в кассу, если бы обнаружили, что получили их слишком много?
- Большое ли значение вы придаете тому, что каждая вещь в вашем доме должна находиться на своем месте?
- Случается ли вам, что, ложась спать в отличном настроении, следующим утром вы встаете в плохом расположении духа, которое длится несколько часов?
- Легко ли вы приспосабливаетесь к новой ситуации?
- Часто ли у вас бывают головокружения?
- Часто ли вы смеетесь?
- Сможете ли вы относиться к человеку, о котором вы плохого мнения, так приветливо, что никто не догадывается о вашем действительном отношении к нему?
- Вы человек живой и подвижный?
- Сильно ли вы страдаете, когда совершается несправедливость?
- Вы страстный любитель природы?
- Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли вы, закрыты ли краны, погашен ли везде свет, заперты ли двери?
- Пугливы ли вы?
- Может ли принятие алкоголя изменить ваше настроение?
- Охотно ли вы принимаете участие в кружках художественной самодеятельности?
- Тянет ли вас иногда уехать далеко от дома?
- Смотрите ли вы на будущее немного пессимистично?
- Бывают ли у вас переходы от веселого настроения к тоскливому?
- Можете ли вы развлекать общество, быть душой компании?
- Долго ли вы храните чувство гнева, досады?
- Переживаете ли вы длительное время горести других людей?
- Всегда ли вы соглашаетесь с замечаниями в свой адрес, правильность которых сознаете?
- Могли ли бы в школьные годы переписать из-за помарок страницу в тетради?
- Вы по отношению к людям больше осторожны и недоверчивы, чем доверчивы?
- Часто ли у вас бывают страшные сновидения?
- Бывают ли у вас иногда такие навязчивые мысли, что если вы стоите на перроне, то можете против своей воли броситься под приближающийся поезд или можете кинуться из окна верхнего этажа большого дома?
- Становитесь ли вы веселее в обществе веселых людей?
- Вы - человек, который не думает о сложных проблемах, а если и занимается ими, то недолго.
- Совершаете ли вы под влиянием алкоголя внезапные импульсивные поступки?
- В беседах вы больше молчите, чем говорите?
- Могли бы вы, изображая кого-нибудь, так увлечься, чтобы на время забыть, какой вы на самом деле?
Обработка результатов.
Количество совпадающих с ключом ответов умножается на значение коэффициента соответствующего типа акцентуации; если полученная величина превышает 18, то это свидетельствует о выраженности данного типа акцентуации.
Свойства характера
| Коэффициент
| «ДА»
№ вопросов
| «НЕТ»
№ вопросов
|
Гипертимность
|
| 1, 12, 25, 36, 50, 61, 75, 85
| —
|
Дистимичность
|
| 10, 23, 48, 83, 96
| 34, 58, 73
|
Циклотимность
|
| 6, 20, 31, 44, 55, 70, 80, 93
| —
|
Эмоциональность
|
| 3, 14, 52, 64, 77, 87
| 28, 39
|
Демонстративность
|
| 7, 21, 24, 32, 45, 49, 71, 74, 81, 94, 97
|
|
Застревание
|
| 2, 16, 26, 38, 41, 62, 76, 86, 90
| 13, 51
|
Педантичность
|
| 4, 15, 19, 29, 43, 53, 65, 69, 78, 89, 92
|
|
Тревожность
|
| 17, 30, 42, 54, 79, 91
| 5, 67
|
Возбудимость
|
| 8, 22, 33, 46, 57, 72, 82, 95
| —
|
Экзальтированность
|
| 11, 35, 60, 84
| —
|
Ложь
|
| 9, 47, 59, 68, 83
| 18, 27, 37, 63
|
Форма отчётности: письменной выполнение
Форма контроля выполнения практических работ: Выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради по дисциплине, либо в виде документа на отдельном листе.
Список рекомендуемой литературы
1.Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе.. – М., 1989.
2.Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Уч.пособие. – Пятигорск, 1990.
3.Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. – Л., 1989.
4.Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека. – М., 1973.
5.Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1990.
6.Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М., 1976.
7.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т.I. – М., 1982.
8.Гипенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М., 1989.
9.Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. – М., 1972.
10.Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. –М., 1982.
11.Ковалев С. В. Введение в современное НЛП: Учеб.пос.-М., Флинта, 2002.
12.Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. –М., 1979.
13.Кричевский Р.Л., Дубровская Е.М. Психология малой группы. – М., 1991.
14.Лабунская В.А. Невербальное поведение: Социально-перцептивный подход. – Ростов-на-Дону, 1986.
15.Лабунская В.А.. Экспрессия человека: общение и межличностное познание: Учеб.пос.-Ростов-на- Дону,Феникс, 1999.
16.Левитов Н.Д. Психология характера. – М., 1969.
17.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982.
18.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. –М., 13.
19.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.
20.Логвиненко А.Д. Психология восприятия. –М., 1987.
21.Лурия А.Р. Внимание и память. – М., 1975.
22.Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. – М., 1975.
23.Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб.пос.-СПб., Питер, 2001.
24.Марютина Т.М. Введение в психофизиологию: Учеб.п ос. -М., Флинта, 2001.
25.Немов Р.С. Психология. – М., 2001.
26.Немов Р.С. Психология. В 3-х кн.: Учеб.для вузов. -М., Владос, 1999.
27.Петухов В.В. Психология мышления:Учебно-методическое пособие. – М., 1987.
Воспользуйтесь поиском по сайту: