Раздел 4. Возрастная и педагогическая психология
Тема 4.5. Психическое развитие в раннем детстве Тема практической работы: «Психическое развитие ребенка раннего возраста» Учебная цель: изучить особенности психического развития ребенка раннего возраста Материалы и оборудование: тетрадь, карандаш, ручка Образовательные результаты, заявленные во ФГОС 3+: Студент должен уметь: применять базовые психологические знания в практической работе с детьми раннего возраста; использовать полученные знания в будущей профессиональной деятельности; знать: возрастную периодизацию; основные категории возрастной и педагогической психологии; возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности раннего возраста, их учет в обучении и воспитании; Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы
Изучали Аксарина Н. М., Лисина НИ., Новоселова С. Л., Запорожец А. В., Выготский Л. С., Божович ЛИ. Ранний возраст - с I до 3 лет; ведущим видом деятельности является предметная. Основные достижения раннего возраста - прямохождение (позволяет реализовать в активных движениях потребность во впечатлениях); предметная деятельность и овладение речью. Предметная деятельность как ведущий вид деятельность заложилась еще в младенчестве в процессе манипулирования с предметами. Предметная деятельность - это деятельность по назначению предмета. Овладение предметной деятельностью выступает как присвоение форм человеческой деятельности. В овладении предметной деятельностью выделяют 3 этапа: I. - действие без учета назначения предмета, манипулирование; 2. собственно-предметное действие только по назначение предмета; 3)- любые предметные действия с точным знанием назначения предмета (ложка как молоток). Овладение предметной деятельностью свидетельствует о развитии мышления, способности отделить действия от конкретного предмета, возникновении знаковой функции сознания - использование предметов - заместителей. Два вида предметных действий: 1) орудийные действия - воздействие одного предмета на другой с целью получения общего результата (насыпать песок лопаткой, молоток, ложка, чашка, карандаш). Вначале орудие выступает продолжением руки ребенка, затем выделяется. 2) соотносящие действия - действия по установлению соответствия между предметами или их частями по определенным признакам (пирамидка, матрешка, вкладыши); вначале осваивают методом проб и ошибок, затем переходят к зрительному восприятию (посмотрит и выберет правильно). Предметная деятельность развивает ощущения, восприятие, внимание, память, мышление (действенное, практическое), элементы воображения. Развитие речи с 1,5 - до 3 лет сензитивный (наиболее благоприятный) период для ее развития. Развитие речи происходит в предметной деятельности и общении со взрослыми. Направления в развитии речи: I) развитие понимания речи (пассивный словарь); 2) развитие активного словаря; автономная речь - своеобразная речь конкретного ребенка, понятная близким людям; 3) овладение звуковой структурной речью; 4) овладение функцией общения - вопросы, слушание. Речь способствует развитию психических процессов - ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления. К концу раннего возраста на основе предметной деятельности возникают новые виды деятельности - рисование (на основе орудийных действий); конструирование (на основе соотносящих действий); элементы игровой деятельности. Прямохождение, предметная деятельность, речь способствуют изменению отношения ребенка к окружающему миру, выделению себя из этого мира (имя, физическое тело, действия с предметами и отделение себя от предмета, желания, потребности) -возникновению самосознания - осознание себя, начинает говорить о себе - Я; проявляет самостоятельность (сам). Это свидетельствует об активном формировании личности ребенка; кризис 3 лет (Выготский Л. С, Божович Л. И.). Стремление к самостоятельности и ее ограничение со стороны взрослых способствует проявлению капризов
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию: Тест для самопроверки 1. Закончи фразу: а) Отставание детей в психическом и личностном развитии из-за дефицита общения, внимания называется _____________ б) Ведущим видом деятельности в раннем детстве является _____________ в) Раннее детство является сензитивным для _____________ 2. В раннем детстве мышление: а) наглядно-действенное б) наглядно-образное в) словесно-логическое 3. В раннем детстве доминирует: а) мышление б) восприятие в) память 4. В раннем детстве появляется стремление: а) к взрослости б) к самостоятельности в) к самоконтролю 5. Симптомами кризиса 3 лет являются: 1) __________ 2) __________ 3) __________ 4) __________ 5) __________ 6) __________ 7) __________
Задания для практического занятия I. Практические задания 1. Дима (2 г. 3 мес.) начал рисовать, но у него ничего не получалось. Он сжимал карандаш в руке, линии выходили слабые, и на рисунке никак не появлялась ёлка, которую мальчик решил нарисовать. Мама сказала, что сыну ещё рано рисовать. Но папа настойчиво вкладывал карандаш в руку Диме и водил им по бумаге. «Давай сначала вместе нарисуем, а потом и у тебя получится», - сказал папа. Мальчик полюбил рисовать и с нетерпением ждал папу с работы, чтобы вместе с ним заняться любимым делом. Проанализируйте поведение родителей и укажите, кто из них прав и почему. Проанализируйте действие папы с точки зрения теории Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития». 2. Малыш настойчиво, с хныканьем пытается вставить один предмет в другой, но взрослых на помощь не зовет. Хнычет, но пытается. Делал это до тех пор, пока не получилось. С какими явлениями в развитии ребенка связано его поведение? 3. С какими особенностями развития связан такой факт: годовалый ребенок увидел в зеркале свое отражение с пустышкой во рту. Пробовал взять эту пустышку, очень был удивлен, что не получилось. Смеялся и повторял движение.
4. Мише (1 г. 4 мес.) еще трудно даются слова, и он часто прибегает к жестам. Мать, поняв, что он хочет, тут же выполняет его желание. Дайте психологический анализ ситуации. 5. Мама рассказывает: «Мой Алеша (2 г. 8 мес.) с большим удовольствием смотрит передачу «Спокойной ночи, малыши». Однако замечаю, если перед показом мультфильма дается устный рассказ или проводится беседа. То сын быстро отвлекается. А если артист просто по книжке читает сказку, то Алеша совсем не слушает её». Дайте психологический анализ ситуации. Как привлечь внимание ребенка к устной речи? II. Будущему педагогу 1. Разработай рекомендаций для родителей по преодолению кризиса трёхлетнего возраста. 2.Составь рекомендации родителям по общению или развитию ребенка раннего возраста. 3. Разработай проект – книгу «Мой ребёнок – трёхлетка». Работай по плану: 1. Сбор материала по теме (можно использовать самые разнообразные источники: журналы, газеты, худ. литературу, Интернет и собирать всё, что касается данного возраста: высказывания, стихи, песни о детях раннего возраста; информацию об особенностях и проблемах данного возраста, о воспитании детей; картинки, фотографии с детьми; игры для детей раннего возраста); 2. Определение содержания книги (может быть следующее содержание книги: - высказывания о ребёнке; - стихи, песня о данном возрасте; - собственные мысли – рассуждения по определённому поводу (например, «Первое открытие», «Первая шалость» или «Первые желания»), воспоминания о данном возрасте; - дополнительная информация о данном возрасте; - советы для родителей по воспитанию; - игры для детей двух – трёхлеток и др; Не забудь свою книгу проиллюстрировать картинками или фотографиями. - список использованной литературы.) Можно придумать другую структуру книги, но в конце обязательно должен быть список использованной литературы. 3. Оформление материалов и обложки книги (на обложке книги укажи ФИО автора, название книги, год издания);
4. Презентация книги (представь её название, содержание; приведи интересные факты, примеры, высказывания; вырази своё отношение к проделанной работе – Что узнал нового? Чем эта работа была полезна? Было ли интересно? Трудно?)
III. Рефлексия Продолжи фразу: «Трехлетний ребенок – это ………………………………….»
Форма отчётности: письменная
Форма контроля выполнения практических работ: Выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради по дисциплине, либо в виде документа на отдельном листе
Список рекомендуемой литературы 1. Абрамова, Г.С. Сборник задач по социальной психологии и психологии развития [Текст]/ Г.С. Абрамова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 144 с. 2. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу [Текст]/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 144 с. 3.Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии: Учеб. Пособие для студ. пед. ин-тов [Текст]/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Просвещение, 2007. – 144 с. 4.Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Закономерности психического развития детей в вопросах и ответах [Текст]/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 112 с. 5.Волков, Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться [Текст]/ Б.С. Волков. – М.: Академический Проект, 2008. -144 с. 6.Волков, Б.С. Психология младшего школьника: Учеб. пособие [Текст]/ Б.С. Волков. – М.: Пед. общество России, 2009. – 128 с. 7.Волков, Б.С. Психология подростка [Текст]/ Б.С. Волков. – М.: Пед. общество России, 2009. – 160 с. 8.Волков, Б.С. Психология ранней юности: Учеб. пособие [Текст]/ Б.С. Волков. – М.: ТЦ «Сфера», 2008. – 96 с. 9.Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям [Текст]/ Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Просвещение, 2006. – 111 с. 10.Преподавание в начальных классах: Психолого-педагогическая практика. Учебно-методическое пособие [Текст] / под ред. А.В. Алексеева. - М.: ЦГЛ, 2006. – 208 с. 11.Психологические аспекты деятельности классного руководителя [Текст]: пособие для зам. директоров школ по воспитанию, кл. руководителей и воспитателей / сост. В.И. Петрушин. – М., 2006. – 80 с. 12. Романов, К.М., Гаранина, Ж.Г. Практикум по общей психологии. Учебное пособие [Текст] / под ред. К.М. Романова. - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2010. – 320 с. 13. Федоренко, Л.Г. Аттестация в школе: после и до [Текст] / Л.Г. Федоренко. – СПб.: КАРО, 2008. – 192 с. 14. Шахова, И.П. Практикум по лабораторным работам курса «Возрастная психология» [Текст]/ И.П. Шахова – М.: Изд. «Институт практической психологии», 2008. – 144 с.
Дополнительная литература 9. Нижегородцева, Н.В., Шадриков, В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе [Текст]/ Н.В. Нижегородцева, Н.В. Шадриков. – М.: Владос, 2001. – 256 с. 10. Никитин, Б.П., Никитина, Л.Н. Резервы здоровья наших детей [Текст]/ Б.П. Никитин, Л.Н. Никитина. – М.: Ф-ра и спорт, 1990. – 221 с. 11. Популярная психология для родителей. [Текст]/ под ред. А.А. Бодалева, А.С. Спиваковской, Н.Л. Карповой. – М.: Флинта, 1998. – 400 с. 12. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми [Текст]/ под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1998. – 160 с. 13. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст]/ Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2000. – 480 с. 14. Рогов, Е.И. Психология познания [Текст]/ Е.И. Рогов. – М.:Владос, 1998. – 176 с. 15. Спок, Б. Ребёнок и уход за ним [Текст]/ Б. Спок. – СПб.: Лениздат, 1996. – 399 с. 16. Худенко, Е.Д., Мельников, Т.С., Шаховская, С.Н. Как научить ребёнка думать и говорить [Текст]/ Е.Д. Худенко, Т.С. Мельников, С.Н. Шаховская. – М.: Унисерв, 1993. – 172 с. 9.Хризман, Т.П., Еремеева, В.Д. Мальчики и девочки: два разных мира [Текст]/ Т.П. Хризман, В.Д. Еремеева. – СПб.: Тускарора, 1998. – 184 с. 10.Шелопухо, О.А. Шпаргалки для родителей. Советы психолога[Текст 11.]О.А. Шелопухо. – М.: ОЛМА Медиа групп, 2006. – 288 с. 12.Шпаргалка для родителей [Текст]/ сост. М.Г. Коляда. – Донецк: ПКФ «Бао», 1998. – 448 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|