Индивидуально – психологические особенности, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условиями ее успешного выполнения.
Совокупность свойств личности, закрепленных в привычных формах поведения
Индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его деятельности и поведения.
Психическое свойство, которое не сводится к знаниям, умениям и навыкам. Но способствует успешному их приобретению.
Индивидуальное сочетание устойчивых и существенных особенностей человека, которые выражают отношение человека к окружающему миру.
Задание 2. Определите тип темперамента
Характеризуется легкой ранимостью, способностью глубоко переживать даже незначительные неудачи, склонностью к мнительности и подозрительности.
Подвижен, но без резких движений, склонен к частой смене настроения, сензитивен, экстраверт.
Медлителен, устойчив, эмоциональные состояния выражены внешне слабо.
Характеризуется неуравновешенностью, общей подвижностью, резкой сменой настроения, активной моторикой.
Эмоционален, деловит, желчен, склонен порой переоценивать себя, экстравертирован.
Застенчив, стеснителен, не уверен в себе, довольно легко переносит одиночество.
Неусидчив, активен в общении, легко и быстро сходится с людьми, часто является душой компании, может быть поверхностным в делах.
Имеет замедленный темп реакций, региден, малоподвижен, интраверт.
Задание 3. Приведи в соответствие
Неуравновешенность а) характер
Трудолюбие б) темперамент
Чувство долга
Ответственность
Хорошая координация
аккуратность
Впечатлительность
Вежливость
Низкая работоспособность
Быстрое включение в работу
Низкая адаптируемость
Склонность к оперативной работе
Высокая контактность
Цикличность в настроении и деятельности
Замкнутость
Предпочтение одиночества большой шумной компании
Ранимость
Малоподвижность
Задание 4. Определите тип акцентуации характеров подростков по А.С. Личко (циклоидный, конформный, шизоидный, эпилептоидный, сензитивный)
Демонстрирует некретическое, а часто коньюктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Главное жизненное кредо – «быть как все». Это тип приспособленца, который ради своих интересов способен поступиться интересами товарища.
Характеризуется повышенной раздражительностью, склонностью к апатии. Подростки такого типа предпочитают находиться дома одни. Они тяжело переживают даже незначительные трудности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение их изменчиво.
Свойственна повышенная чувствительность ко всему: и к тому, что радует. И к тому, что огорчает или пугает. Такие подростки не любят больших компаний, слишком озорных и подвижных игр. Обычно робки и застенчивы при посторонних людях. Открыты и общительны только с хорошими знакомыми людьми. Общению со сверстниками предпочитают общение с малышами. Отличаются послушанием и большой привязанностью к родителям.
Задание 5. Определите тип акцентуации характеров по к. Леонгарду. (эмотивный, возбудимый, циклоидный, застревающий, дистимный, экзальтированный)
Эти люди плохо управляемы, их реакции импульсивны, неконтролируемы. Если им что-то не нравится, они дают волю раздраженности и, по мере возрастания гнева, могут дойти даже до рукоприкладства. В спокойном состоянии они отличаются привязанностью, любовью к животным.
Эти люди реагируют на жизнь более бурно, чем остальные. Они одинаково приходят в восторг и в отчаянье. От страстного ликования до тоски у них один шаг. Они очень впечатлительны.
Эти люди склонны к расстройствам настроения, серьезны, пессимистичны. Все продумывают заранее, основательны, выбирают профессии, не связанные с общением. Это теоретики, которые сильны на словах, а в деле им не достает энергичности. Этот тип пассивных рассуждений.
Задание 6. Определите вид способностей.
Способности, определяющие успех человека в разнообразных видах деятельности.
Способности, связанные с созданием предметов материальной и духовной культуры, производством новых идей, изобретений.
Способности, определяющие успешность обучения и воспитания, усвоение человеком знаний. Умений и навыков.
Способности, непосредственно связанные с врожденными задатками, но не тождественные с ними, а формирующиеся на их основе при наличии элементарного жизненного опыта.
Шкалы: эргичность, пластичность, скорость, эмоциональность - в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах
Тестируем: Свойства личности · Возраст: Любой
Тип теста: Вербальный · Вопросов: 150
Назначение теста: Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русалова используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» (психомоторная и интеллектуальная сферы) и «коммуникативного» аспектов темперамента.
Инструкция к тесту
Вам предлагается ответить на 150 вопросов, направленных на выяснение Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить самые типичные ситуации и дайте первый естественный ответ, который придет Вам на ум. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «плохих» и «хороших» ответов. В бланке ответов поставьте «крестик» или «галочку» в той графе, которая соответствует утверждению, наиболее правильно описывающему Ваше поведение:
1 - не характерно,
2 - мало характерно,
3 - довольно характерно,
4 - характерно.
Тестовый материал
Я часто испытываю потребность в движении.
Я не ищу новых решений известных проблем.
Я постоянно хочу приобретать новые знания.
В свободное время я с удовольствием занимаюсь физическим трудом.
Я быстро считаю «в уме».
Я сильно переживаю, когда сдаю экзамен менее успешно, чем ожидал (а).
Я предпочитаю уединение большой компании.
Мне легко одновременно выполнять несколько дел, например, смотреть телевизор и читать.
Мне легко выполнять умственную работу, требующую длительного внимания.
Я переживаю, когда выполняю задание не так, как следовало бы.
Я - легок(ка) на подъем.
Я огорчаюсь, когда обнаруживаю свои ошибки при выполнении интеллектуальной работы.
Я легко переключаюсь с одного дела на другое, занимаясь ручной работой.
Я быстро решаю арифметические задачи.
Я без труда включаюсь в разговор.
Я - подвижный человек.
Я устаю от длительной умственной работы.
Я легко переключаюсь с решения одной проблемы на другую.
одновременно.
Бывает, что я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.
Моя речь часто опережает мои мысли.
Я склонен(на) преувеличивать свои неудачи, связанные с умственной Я предпочитаю быструю ходьбу.
Моя речь медленна и нетороплива.
Я часто высказываю свое мнение, не подумав.
Я огорчаюсь, если мне не удается что-то смастерить самому(ой).
Я люблю интеллектуальные игры, в которых требуется быстрое принятие решения.
Я испытываю неудобство из-за того, что у меня плохой почерк.
Я часто испытываю опасение от того, что могу не справиться с работой, требующей умственного напряжения.
Я - ранимый человек.
Я неохотно выполняю срочную умственную работу.
Я часто не могу заснуть от того, что мне не удается найти решение какой-либо проблемы.
Я всегда выполняю свои обещания независимо от того, удобно мне это или нет.
Я огорчаюсь, поспорив с друзьями.
У меня портится настроение, когда я долго не могу решить какую-либо проблему.
Мне легко заниматься физическим трудом длительное время.
Я чувствовал(а) бы себя дискомфортно, если бы на длительное время был(а) бы лишен(а) возможности общения с людьми.
Я никогда не опаздывал(а) на свидание или на работу.
У меня много друзей и знакомых.
Я регулярно читаю о новых достижениях науки и техники.
Я сильно волнуюсь перед предстоящим экзаменом.
Обычно мои мысли текут неторопливо.
Мне нравится мастерить вещи своими руками.
Я успешно выполняю работу, требующую тонких и скоординированных движений.
Мне легко готовиться к нескольким экзаменам деятельностью.
Я люблю участвовать в спортивных играх, требующих быстрых движений.
Во время беседы мои мысли часто перескакивают с одной темы на другую.
Мне легко было бы сдать два экзамена в один день.
Я чувствую в себе избыток интеллектуальной энергии.
Мне нравятся игры, требующие быстроты и ловкости движений.
Мне трудно говорить быстро.
Мне легко завязывать знакомства первым.
Я испытываю досаду, когда у меня не хватает ловкости для участия в спортивных играх на отдыхе.
Я быстро думаю, находясь в любой ситуации.
Работа, требующая полной отдачи умственных сил, отталкивает меня.
Я огорчаюсь от того, что пишу медленно и иногда не успеваю записывать необходимую информацию.
Я переживаю, когда меня не понимают в разговоре.
Я говорю свободно, без запинок.
Я охотно выполняю физическую работу.
Мне легко выполнять одновременно несколько заданий, требующих умственного напряжения.
Я предпочитаю заниматься работой, не требующей большой физической нагрузки.
Я сильно волнуюсь во время экзамена.
Мне требуется много времени, чтобы разобраться в той или иной проблеме.
Как правило, я не вступаю в общение с малознакомыми людьми.
Я легко обучаюсь ремеслу (рукоделию).
Мне нравятся задачи на «смекалку».
Я предпочитаю однообразную физическую работу.
Нередко я конфликтую с друзьями из-за того, что говорю, не подумав.
Я предпочитаю постоянно находиться среди людей.
Я пишу быстро.
Я быстро устаю от физической работы.
Я - разговорчивый человек.
Иногда я преувеличиваю негативное отношение к себе со стороны своих близких.
У меня часто портится настроение из-за того, что сделанная мною вещь оказывается не совсем удачной.
Я легко обижаюсь, если мне указывают на мои недостатки.
Во время физической работы я часто делаю перерывы для отдыха.
Мне нравится разнообразный ручной труд.
Мне легко внести оживление в компанию.
Я испытываю тревогу, переходя улицу перед движущимся транспортом.
Мне легко провести прямую линию от руки (без линейки).
Я могу, не раздумывая, задать вопрос незнакомому человеку.
Меня раздражает быстрая речь собеседника.
Я с удовольствием выполняю умственную работу.
Я считаю свои движения медленными и неторопливыми.
Многие считают меня физически сильным.
Когда я оживленно рассказываю о чем-то, я прибегаю к мимике и жестам.
У меня бывают мысли, которые мне не хотелось бы сообщать окружающим.
Для подготовки к экзаменам я трачу времени меньше, чем другие.
В моей речи много длительных пауз.
Меня огорчает то, что я физически менее развит(а), чем хотелось бы.
Я сильно волнуюсь перед ответственным разговором.
Я устаю, когда приходится долго говорить.
Я чувствую в себе избыток физических сил.
Движения моих рук быстры и стремительны.
Я свободно чувствую себя в большой компании.
Мне нравятся задачи, требующие постоянного переключения внимания.
Я предпочитаю задания, не связанные с большой умственной нагрузкой.
Я предпочитаю решить задачу до конца, прежде чем взяться за другую.
Даже находясь в тесном кругу друзей, я остаюсь молчаливым.
В работе по хозяйству я легко переключаюсь с одного дела на другое.
Я считаю себя мастером на все руки.
Я легко высказываю свои мысли в присутствии незнакомых людей.
Я довольно быстро выполняю физическую работу.
Меня огорчают незначительные ошибки, допущенные при решении какой-либо задачи.
Я быстро читаю вслух.
Я переживаю из-за того, что у меня нет достаточно выраженных способностей для овладения интересующим меня ремеслом.
Я основательно планирую предстоящую умственную работу, чтобы избежать возможных ошибок.
Я не отличаюсь оригинальностью в решении задач.
Меня огорчает, что я недостаточно хорошо владею ремеслом (рукоделием).
Я сильно волнуюсь, когда мне приходится выяснять отношения с друзьями.
Я нуждаюсь в людях, которые меня ободряют и утешают.
Я стараюсь избегать тяжелой физической работы.
В свободное время меня тянет пообщаться с людьми.
Я предпочитаю подумать, взвесить, и лишь потом высказаться.
На вечеринках и в компаниях» держусь обособленно.
Я без особого труда смог(ла) бы начертить сложную геометрическую фигуру.
В компании я обычно начинаю разговор первым.
Я легко воспринимаю быструю речь.
У меня медленные движения, когда я что-нибудь мастерю.
Я быстро решаю головоломки.
Длительная подготовка к экзаменам утомляет меня.
Я иногда сплетничаю.
Я предпочитаю выполнять физическую работу в быстром темпе.
Мне нравится быстро говорить.
Когда я выполняю работу, требующую тонкой координации движений, я испытываю некоторое волнение.
Я люблю бывать в больших компаниях.
Я не стараюсь избегать конфликтов.
Я способен(а) выполнять длительную физическую работу без утомления.
Мне приятны быстрые движения.
Я люблю уединение.
Мне легко настроиться на выполнение нового задания.
Мне с трудом удалось бы сделать нужную вещь своими руками.
Я считаю себя физически сильным человеком.
Я предпочитаю работу, не требующую отдачи интеллектуальных сил.
Мне трудно удержаться от высказывания неожиданно возникшей идеи.
Я с легкостью могу обратиться с просьбой к другому человеку.
Мне нравится работа, не требующая быстрых движений.
Я предпочитаю медленный, спокойный разговор.
Я испытываю чувство обиды от того, что окружающие меня люди, как мне кажется, обходятся со мной хуже, чем следовало бы.
Умственная работа для меня более привлекательна, чем физическая.
Обычно я дочитываю книгу до конца, прежде чем взяться за новую.
В ручном труде меня раздражают малейшие неполадки.
Я обычно медленно выполняю интеллектуальные задания.
Я люблю много читать.
Когда я что-то мастерю, я обращаю внимание даже на незначительные погрешности.
Многие считают, что я - довольно сообразительный человек.
В разговоре я легко обижаюсь по пустякам.
Приступая к решению даже несложной задачи, я испытываю чувство неуверенности.
При общении с людьми я часто чувствую себя неуверенно.
Я легко пересматриваю свои решения и принимаю новые.
Среди моих знакомых есть люди, которые мне явно не нравятся.