От пули. От рубленой раны. Против ружья. Заговор от ратных орудий. Заговор от стрел, пищалей, ратных людей
От пули
В высоком терему, в понизовском, за рекою Волгою, Стоит красна девица, стоит‑ покрашается, Добрым людям похваляется, ратным делом красуется. В правой руке держит пули свинцовыя, В левой медныя, а в ногах каменныя. Ты, красна девица, отбери оружия: Турецкия, татарския, немецкия, черкасския, Сусския, мордовския, всяких языков и сопостатов. Заколоти ты своею невидимою силою ружья вражия. Будут ли стрелять из ружья, или из пули(пушки). Были бы (остались бы) в пули (в стволе пушки). Пошли бы эти пули во сыру землю, во чисто поле. А был бы я на войне цел и невридим, А была бы моя одежда крепче панциря. Замыкаю свои приговорныя словеса замком, А ключ кидаю в Окиан‑ море, под горюч камень алатырь. И как ему не высыхать, камня не видать, ключей не доставать, Так меня пулям не убивать, Да моего живота(жизни) им по конец века не доставать.
Примечание: Слово «живот», не раз уже встречавшееся в заговорах, обозначает, однако же «жизнь», иногда – имущество(«мои животы») произносящего заговор или «заказчика», на которого, этот заговор читался.
От рубленой раны
Встану я, благословясь, лягу я, перекрестясь, И лягу в чистое поле, в зеленое. Встану я, благословясь, лягу я, перекрестясь, На чистое поле, во зеленое поморье, Погляжу на восточную сторону (солнечную, «чистую» – Авт). С правой, восточной стороны летят три в(о)рана, Три брательника, несут трои золоты(е) ключи, Трои золоты(е) замки. Запирали они, замыкали они воды и реки, и синия моря, Ключи и рудники, заперли они раны кровавыя, кровь горючую. Как из неба синий дождь не канет, Так бы у раба Божия (такого‑ то) кровь не канула.
Аминь.
Примечание: чисто геометрическое и географическое положение в старину считалось очень важным. В наше время об этих обстоятельствах вспомнили в связи со знакомством и модой на восточную (китайскую) геомантию «Фен‑ Шуй», основанную именно на этих принципах, где понятие «Восток‑ Запад» является основовологающим для всей методики. Юг, где «ходит» Солнце и Восток, где оно восходит, Север, где солнце практически не показы– вается(только за полярным кругом можно видеть солнце обходящее «кругом», вокруг наблюдателя) и Запад, где оно садится, куда оно уходит и куда заходит – все это были совершенно разные стороны. Восток считался светлым и «сухим»(географически так оно и есть – в связи с континентальным климатом восточной Азии), а Запад – мокрым и темным: его так и называли. Пришли ветры «с гнилого кута», то есть с «гнилого» Запада именно так называли его в летописях. Неудивительно, что и отношение к разным народоам – с востока или с запад было разным: «гнилые люди» с «гнилого» запада и «светлые» – с востока. Молиться в сторону солнца или от него, креститься или совершать обряды «посолонь»(по солнцу) или против – в этом видели огромное значение в угоде главному божеству.
Против ружья
Это идет не стрелец с ружьем, А поп с требником. Он идет не птиц стрелять, А молитву давать.
Примечание: Полагали, что такая молитва обладает особой таинственной силой. Подобный «шапкозакида– тельский» заговор могли шептать про себя, глядя, например, на приближающихся солдат противника: «чепуха, это не воины, попы какие‑ то! »
Заговор от ратных орудий
Летел орел из Хвалынскаго моря, Разбросил кремни и кремницы по крутым берегам, Кинул громову стрелу во сыру землю. И там отродились от кремня и кремницы искра,
От громовой стрелы – полымя, И как выходит грозная туча И как проливал(ся) обильный дождь, Что им покорилась и поклонилась селитра, Порох смирным‑ смирнехонько. Как дождь воды не пробил, так бы меня (такого‑ то) И моего коня искры и пули не пробивали, Тело бы мое было бы крепче белаго камня. И как от воды камни отпрядывают и пузыри выскакивают, Так бы от ратных орудий прядали мимо меня Стрелы и порох‑ селитра. Слово мое крепко.
Примечание: «кремень» и «кремница» – старые способы получения огня, с помощью высекания, которые, впрочем, и поныне живы в зажигалках, где, по сей день применяется выражение «крепень», хотя, зачастую самого кремня(тверддого камня, а не химического элемента «кремния», разумеется) там давно уже нет, а испоьзуются специальные «пирофорные», буквально – «огнепорождающие») металлические сплавы. Под «громовой стрелой», как нетрудно догадаться, понималась молния. Упоминание же «орла» в связи с молниями, в который раз, явно не случайно – орел был постоянным попутчиком Зевса, бога‑ громовержца, и отзвуки языческих верований(верований в богов Древней Греции или же им подобных) мы не раз уже встречали в приводимых заговорах.
Заговор от стрел, пищалей, ратных людей
За дальними горами есть окиян море железное, На том море есть столб медный, А на том столбе медном есть пастух чугунный, А стоит, стоит от земли до неба, От Востока до Запада, Завещает и Заповедывает Тот пастух своим детям: Железу, укладу, булату красному и синему, Стали, меди, проволоки, свинцу, олову, серебру, золоту, Каменьям, пищалям и стрелам, Борцам и кулачным бойцам – большой завет: Подите вы – железо, каменья и свинец В свою мать землю от раба (имя рек), А дерево к дереву, а перья (от оперения стрел) в птицу, А птица в небо, а клей (от клееных стрел) в рыбу, А рыба в море, сокройтесь от раба (такого‑ то). А велит он ножу, топору, рогатине, кинжалу, Пищалям, стрелам, борцам, кулачным бойцам Быть тихими и смирными. А велит он не давать выстреливать на меня Всякому ратоборцу из пищали, А велит схватить у луков тетивы и бросить стрелы на землю. А будет мое тело крепче камня, твердее булату,
Платье и колпак – крепче панциря и кол(ь)чуги. Замыкаю свои сорвеса замками, Бросаю ключи под бел‑ горюч камень алатырь. А как под замком смыч(к)и крепки, так и мои словеса крепки.
Примечание: Выше мы уже упоминали, что «железен муж» или «камен муж» или. как здесь «пастух чугунный», стоящий на «стлпе», на колонне – есть крайне дальнее воспоминание о столбах со статуей Зевса‑ громовер– жца, бога богов, отца богов в Древней Греции. Заклиная уйти «от раба» – то есть отвратиться от человека, заговаривающий, тем самым, нередко зарабатывал на жизнь и жил, потому, подчас, весьма неплохо, разумеется, до той поры, пока не был уличен и изобличен. Далее, под «крепкой пыткой» он высказывал нередко много лишнего, наговаривая на себя и на других. Колдовство, тем самым выжигалось каленым железом уже в самом зачатке и потому легенды о каком‑ либо вечно существующем «Ордене Колдунов России», которые пытались придумать в начале 90‑ х годов ХХ века – сущая чушь и выдумка. Вся история российского государства показывает: колдун в нашей стране всегда был существом либо преследуемым, либо подозреваемым. Упомянутая в заговоре «пищаль» – древнерусской тяжелое крупнокалиберное ружье, XV–XVII века, или же артиллерийское орудие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|