Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Заговор от стрел, пищалей, ратных людей




Заговор от стрел, пищалей, ратных людей

 

 

Есть море железное,

На том море железном камень алатырь,

На том камне сидит муж железный царь,

Высота его от земли до небеси,

Заповедует своим железным посохом на все четыре стороны

От Востока до Запада, от Юга до Севера, стоит, подпершись,

Заказывает своим детям, укладу ли красному и железному,

Каменному и простому, и проволоке‑ железу литому,

Стали и меди красной и зеленой, свинцу и олову,

Чугуну и с(е)ребру и ядрам:

Подите Вы, ядра каменныя и железныя в матерь свою землю,

Мимо меня раба Божия (имя рек),

А стрелы строганныя (вернитесь) в дерево, в березу и в сосну,

И в яблонь, и в рябину, и в черное дерево.

А вы перья (от стрел, вернитесь – Авт) в птицу в свою матерь.

А клей (от стрелы – Авт) из нея в рыбу, а рыба в море.

 

 

Примечание: Заговоры, как нетрудно видеть, «конструировались» совершенно определенным, «системным» образом. Заговаривающий обращался даже не к вражьей пушке или ружью, луку или топору – они были сработаны руками вражьями, и потому, «в целом», сами были врагами. Он обращался – к «материалам» из которых эти вражьи орудия и оружья были сделаны, потому что «материалу»(стали. меди, свинцу, дереву и пр. ), в общем‑ то, как считалось, было «безразлично» в чьем они орудии – в своем или вражеском.

Убедить «отнятые» у птицы перья «вернуться» к птице, «отнятые» у дерева стрелы «вернуться» к дереву, было, мнению кодующего вполне разумной просьбой. Захотевшая «вернуться» стрела – нарушает свой путь, захотевшее «вернуться» перо – так же делает стрелу не боеспособной. Все было просто и логично, хотя, разумеется, по сути – малодейственно…

 

 

Заговор на неуязвляемость воина

 

 

Завяжу я, раб (такой‑ то) по пяти узлов

Всякому стрельцу не мирному, не верному (вражьему)

На пищалях, луках и всяком ратном оружии.

Вы, узлы, заградите стрельцам все пути и дороги.

Замкните все пищали, опутайте все луки,

Положите все ратные оружия.

И стрельцы бы из пищалей меня не били,

Стрелы бы их до меня не долетали,

Все ратные орудия меня не побивали.

В моих узлах сила могуча змеиная сокрыта,

От змея двунадесят‑ главного (12‑ главый змей, год, жизнь – Авт),

Того змея страшного, что прилетел с Окиян‑ моря,

С острова Буяна, с медного дома (солнце – Авт), того змея,

Что убить двунадесятью богатырями

Под двунадесятью муромскими дубами.

В моих узлах зашиты злою мачехою змеиные головы.

Заговариваю я раба (такого‑ то) ратного человека,

Идущего на войну моим крепким заговором, крепко накрепко.

 

 

Примечание: То, что гладкая веревка способна выскользнуть из рук как змея, то, что она развязвашись сособна «отпустить»(даже штаны), а завящавшись, способна «сдержать» известно было всем от мала до велика. Поэтому, вполне естестенным «магическим» действием у многих народов оказалось то, что накладывание узла на веревку с приговром – означао препятствие кому‑ то в чем‑ то, а развязывание его – наоборот, освобождение.

Так известный скандинавский естествовед средневековья, Олаус Магнус, описывал ведьм Лапандии которые втридорога продавали купцам веревку с «наговоренным» узлами, способными, якобы принести, при развязывании попутный ветер, штори наконец губительную бурю.

Завязывая узлы «на наприятеля» заговаривающий, фактически мечтал о буквальном «связывании» по рукам и ногам, а невозможности шевеления, стрельбы и прочих губительных для себя действий.

 

 

Заговор идущего на войну от врага и ран

 

 

Встану я утром раннею зарею, умоюсь студеною росою,

утрусь зеленою травою, завалюсь за крепкою стеною.

Пусть эта стена будет крепка и высока,

а вражья пуля – мягка и легка, ружье – игрушка и как трубка пушка.

Моя же пуля будь крепче стали, метче молнии, быстрее мысли.

Тело мое, не поддавайся вражескому оружию, пули и стрелы,

пролетите мимо и падайте в землю, да в камни, да в безграничное пространство.

И буду я цел и невредим, раны мои не будут болеть,

кровь моя не будет течь, враг меня не будет зреть,

пуля его меня не возьмет и стрелы его меня не достанут,

и буду я по ночам крепко, крепко спать, а днем храбро, храбро биться.

Я, раб Божий (имя), сражаюсь за родину свою,

а вы, басурманы, деретесь, не зная из‑ за чего.

Сгиньте, стрелы, и пищали, и свинец и пули, и огонь и меч.

Слова мои да будут исполнимы и крепки,

и буду я цел и невредим, как был доныне.

Аминь.

 

 

Заговор от пуль и дроби

 

 

На острове Буяне, на море‑ океане

стоит красна девица, ухмыляется,

пред всеми людьми похваляется,

что она ратных дел царица,

на все потехи мастерица,

бить и убивать, страшные боли причинять,

кровь пускать, другу и недругу спуску не давать.

В правой руке она держит колчан со стрелами,

в левой – пули свинцовые, в ногах рассыпана дробь,

аки бисер, на голове ее медная шапка, на груди чугунные латы.

О, вы, пули и ядра и мелкая всякая дробь,

стрелы острые, луки меткие,

попадайте вы в грудь сырой земли,

в волны морские кипучие, в облака плывучие,

а меня, раба Божия (имя), не касайтесь,

я закален, заговорен, стенами крепкими окружен,

не взять меня, не достать вам меня,

грудь моя в панцире,

сам я в латах и бронях заповедных,

а кругом меня тьма орудий победных.

Заговор мой тем кончаю,

что его я крепко‑ накрепко невидимым замком запираю

и ключ от замка в океан‑ море бросаю,

там будет лежать под горючим камнем Алатырем

отныне и до века. Аминь.

От меча и сабель

Коваль еси ты брат!

Сам ты оловян, и сердце твое вощаное,

ноги твои глиняные, от земли до небес,

не кусай меня, псина, – отай!

Оба есмь мы от земли!

Коли возрю на тя очами брата,

тогда устрашится меня твое вощаное сердце

и подкосятся твои ноги.

Тебе не главы рубить, а мух пугать,

тебе не грудь мою пронзать, а землю пахать.

Ну и паши землю, да меряй

пространство воздушное и рощи пустоту!..

 

 

Примечение: Официальная молитва перед боевыми действями существовала в российской армии, вплоть до революции 1917 года. Капелланы неизменно был в армиях различных западных государств и в книге «Похождения бравого солдата Швейка» Ярослав Гашек описал немало забавных эпизодов, связанных именно с этим обстоятельством. Тем не менее, как видим, на «официальную» молитву солдаты не всегда надеялись и, для надежности, стреились «пообщаться» с заоблачным миром «лично», через колдуна‑ «ружьезаговорителя».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...