Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Каков он, «Брюсов календарь»?




 

Брюс много переводил. Он свободно перелагал с английского, немецкого, французского, голландского и латинского, книги по астрономии, математике, географии, механике, фортификации, баллистике, грамматике и столь нужного Петру навигаторскому искусству (в последнем случае один из переводов он выправлял почти накануне Полтавской битвы, где его подкомандная ему артиллерия немало отличилась).

Одной из сфер, руководимых Брюсом было типографское дело. Брюс редактировал многие книги, и, в частности, знаменитый календарь, получивший его имя – «Брюсов календарь», благодарякоторому население России стало, мало‑ помалу приучаться к совершенно иному воззрению на окружающий мир и природу. В «Брюсов календарь» входили и астрологические выкладки, но сам Брюс ими явно не увлекался. Правда, его патрон Петр I изредка интересовался астрологией. Один из исследователей русского быта Л. Ровинский отмечал: «Петр I был тоже порядочный суевер и заказывал себе гороскопы».

Здесь чаще всего упоминают гороскоп, опубликованный впервые в журнале «Московитянин» (1842. 1), но принадлежность его самой эпохе Петра довольно проблематична. Более вероятно, что гороскоп был составлен позже (о нем см. ж. «Техника‑ Молодежи», 1991. 6). Во всяком случае, есть упоминания, что «прогноз» новорожденному Петру пытался составить придворный поэт Симен Полоцкий.

Относительно же Брюса, то здесь совершенно разные исследователи истории астрономии и петровских времен весьма единодушно утверждают, что он к собственно астрологии относилсякрайне скептически и сдержанно.

В одном из «Брюсовых календарей», издания 1896 года приводится краткая биография «родоначальника» такого типа изданий, где, в частности содержалось следующее замечание (цит. по ж. «Наука и Жизнь», 1972. 9):

«Что касается до астрологических предсказаний и советов о счастливых и несчастливых днях и месяцах, помещавшихся в календарях, то Брюс не мог их уважать и если не противился помещению их в календаре, то делал это лишь в угоду укоренившемуся в Европе обыкновению сопровождать ими календари».

2. Брюс, действительно, был именно – техником, геометром, астрономом, инженером, госуарствен– ным деятелем, необычайно трезвомыслящим, и никогда не полагался на туманные расплывчатые прогнозы «звездочетья». Напротив, в пику астрологам, упорно придерживающимся удобной для них геоцентрической теории (теории земного наблюдателя), Брюс дважды издавал сочи нение физика Христиана Гюйгенса «Космотеорос» (первый раз в 1717 году), где подробно излагалась теория гелиоцентризма.

Любопытно, что до этого, в 1707 году под редакцией Брюса появилась и звездная карта обоих полушарий. На полях ее были показаны схемы четырех систем мира, аллегорические изображения их творцов

– Птоломея, Декарта, Тихо Браге, Копрника. Здесь же помещались такие любопытные вирши:

 

«Коперник общую систему являет,

Солнце в середине вся мира утверждает.

Мнит движимой Земли на четвертом небе быть,

И Луне окрест ея движение творить.

Солнцу из центра мира лучи простирати

Убо землю, луну и звезды освещати…»

 

Под «четвертым небом», как нетрудно догадаться, понималась орбита Земли, планеты – из известных к тому времени, четвертой с конца (от звезд), не считая Сатурна, Юпитера и Марса.

Как уже отмечалось, Брюс был постоянным «научным консультантом» Петра I. В их переписке встречаем то инструкциюБрюса о том, как наблюдать пятна на солнце, то сообщение Петра о его наблюдениях над телами солдат, убитых молнией (под Азовом) и т. п.

Как уже сказано, у Брюса была огромная для того времени библиотека. В ней насчитывалось более 1500 томов печатныхкниг, много рукописей, карт, инструментов. Часть этой огромной библиотеки он завещал Петербургской Академии наук, что с особым уважением отмечал историк Татищев: «мимо родного племеннника», для пользы отечества…

В богатейшей этой библиотеке были книги по самым разным областям знания – физике, химии, математике и т. д. Здесь и «Начала Евклидовой геометрии», и последние трудыНьютона, книги по военному делу, ботанике, биографии Тамерлана, Мазарини, много различных описаний, путешествий, «Оди– сея» и «Илиада» Гомера, комедии Теренция, произведения Овидия, Горация, Шекспира, Рабле, Бокаччо, сочинения по театру, музыке, картины фламандских и других художников.

После смерти Петра I Брюс отошел от дел и поселился в подмосковной усадьбе Глинки, при впадении реки Вори в Клязьму [на территории нынешнего Щелковского р‑ на Подмосковья]. Здесь он построил дом и разбил регулярный парк, которые в измененном виде сохранились доныне. Над домом так же – была башня, башня, откуда Брюс вел астрономические наблюдения. Более ничем особым, «колдовским» дом не отличался: «Историки архитектуры считают композицию дома, декор его стен и интерьер типичными для московской архитектуры 1720‑ х годов», – сообщается в одной из работ.

Как видим, граф Я. В. Брюс был достаточно значительной фигурой своей эпохи, человеком серьезным и строгим, но, как уже сказано, в наше время его вспоминают по совсем другомуповоду, а именно, когда это касается, напротив, крайне нестрогих и несерьезных, а именно: мистики и астрологии.

Ныне, не так уж редко можно прочесть заметки и слышатьмнению, где люди, явно слабо знакомые и историей вообще, и с астрологией, в частности, выдвигают Брюса как «выдающегося» российского астролога. Но – так ли это все было?

«Принадлежал ли сам Брюс к поклонникам астрологии? – пишет, например, Жерневская И. И. в работе «Седьмица дней и зодиак» (В Сб. »Атеистические чтения». М.: 1981). – Предположение мало вероятно.

В его большой и богатой библиотеке, переданной позднее молодой Академии наук, была только одна книга по астрологии, на шестом листе самого календаря красовалась карикатура на астролога, да и вся просветительская и редакторская деятельность сподвижника Петра Великого утверждает обратное».

Фактически прославленный календарь чисто «для рекламы», получил только лишь имя Брюса, так как тот, по роду службы в то время руководил и работой типографии.

«Под надзрением его превосходительства генерал‑ лейтенанта Иакова Вилимовича Брюса», – так и значилось на обложке календаря, выпущенного в 1709 году.

Фраза «Под надзрением», как нетрудно понять, означала, фактически, отнюдь не авторство Брюса (которого так жаждали астрологи), а, только лишь «под редакцией».

И, действительно, как недвусмысленно сообщает пояснение к календарю, он сработан на основе типичных западноевропейскихматериалов. Составители календаря сообщали, что сии таблицыизысканы «…ч(е)рез Мартына Алберта Феофратического медика и рудоискателя откемницы яже п (е)реведенная от цесаревского Диалекта из книги «Астрологии» или «Планетныя» Вольфганта Гильдебранда».

Итак, авторство ряда статей календаря Брюсу явно не принадлежало. Календарь носил только лишь его имя. Впрочем, общее назание «Брюсов календарь» присуще отнюдь не одной книге, а многим выпускам, очень сходным по форме и содержанию, но различным по оформлению и стилю.

Один из позднейших вариантов такого календаря был выпушен, например, в 1875 году в Харькове (издателем Т. Росинский). На обложке надпись – «Первобытный Брюсов календарь с начала его выхода при жизни Брюса». Прогноз событий в нем рассчитан на 200 лет, начиная с 1800 года. Подлинный Брюсов календарь охватывал период гораздо меньший.

Предлагаемые «предсказания» по планетам здесь даются в столь общей форме (хотя они и наваны частными), что их можно трактовать как угодно, можно под них подгонять любые события.

Например в планетнике (как автора, называют, однако, не Брюса, а… некоего Иосифа Мута) каждая из семи планет влыдчествует, согласно календарю, над группой годов (анализ «Планетника» см. ни– же). Однако, несмотря, казалось бы, на специфичность «характеров» богов‑ планет, «прогнозы» на го– ды, находящиеся под их «покровительством», бедны и схожи.

Почти на каждый год предсказывается: «великая перемена в некотором государстве, новй образ правления в некой республике, славное побоище, воцарение великого государя…»

Разумеется, на суеверных людей совпадения реальных событий с теми «предсказаниями», которые встречались в календаре, производило сильное впечатление, подчас даже пугало их. Однако особой премудрости в подобных предсказаниях нет.

По сей день на земле много государств. По сей день, время от времени между ними вспыхивают войны, за войнами следуют премирия. Где‑ то совершаются государственные перевороты, рождаются и «воцаряются» новые государственные деятели. Поэтому расплывчатые слова «в некотором», «в некоей» и т. п. никому ни о чем не говорят. Но, подробнее, об этом – ниже.

Если вышеназванный «Брюсов календарь» (Харьков, 1875) предлагал «прогноз» событий на 200 лет, начиная с 1800 года подлинный, изначальный «Брюсов календарь» был, в действительности, попроще, охватывал периоды не столь значительные, и, в общем‑ то и не претендовал на многое, кроме как на «просвещение» люда российского.

«Под надзрением его превосходительства генерал‑ лейтенанта Иакова Вилимовича Брюса» – значилось на обложке календаря, выпущенного в 1709 году. Но тут же упоминался и другой автор выпуска: «Тщанием Василия Киприянова».

Киприанов, библиотекарь навигационной школы в Москве, был составителем целого ряда математических и географических пособий для этой школы. Одновременно он служил и в типографии гражданских книг, поскольку владел искусством гравирования, хорошо рисовал и вдобавок сочинял стихи. Тяжеловесные вирши, сообщавшие основы астрономических знаний, украшали и страницы календаря.

Первый календарь был гравирован на 6 медных листах, со стихами, символическими рисунками и таблицами. Все позднейшие издания других авторов и составителей, гораздо большие по объему, особенно в своей прогностической части, продолжали носить привлекательное название «Брюсова календаря».

Первый лист его давал сведения в основном общепознавательного астрономического характера.

Второй располагал на себе собственно календарь и типичные для тех лет церковные святцы.

Третий лист показывал предзнаменования «по всякий год по планетам… и многих расположенных избранных вещей, которые деются от каждой сильнейшия и господствующия планеты».

Четвертый лист содержал несколько таблиц, рекомендующих, в какое время и какие действия следует предпринимать, чтобыдобиться наиболее благоприятного исхода.

Какой‑ либо особой «научности» во всем упомянутом повествовании, разумеется, и не ожидалось. Все было почти так же, как в типовых ныне (в конце 90‑ х годов) брошюрках «ширпотребовских» гороскопов, продаваемых с уличного лотка.

Была ли нужда в таком календаре?

Молва о волшебнике и предсказателе Брюсе ходила в народе почти два столетия. И, как уже сказано, этому в немалой степени способствовал первый выпущенный в России календарьна 1709 год, где «тщанием» библиотекаря и гравера Василия Киприянова было обозначено крупными буквами, что календарь напечатан «под надзрением его превосходительства господина Генерала лейтенанта Якова Вилимо– вича Брюса».

Календарь окрестили «Брюсовым» или просто «Брюсом». Календарь пользовался успехом. Он привлекал не только «прогностикой» (предсказаниями), заимствованной из заграничных календарей, но и непривычными по тем временам данными о восходе и заходе Солнца, Луны, о долготе дня, о затмениях с расчетами, сделанными на многие годы вперед».

Неужто все заранее уже предсказано? И мир, и войны, и урожаи, и засухи? Как? Не с дьявольским ли участием? Доверие к печатному слову было безграничным и открытое появление стольнепривычного издания – поражало. Различия между научным и не научным не делалось – отталкиваться было не от чего.

В календаре были и специальные таблички, из коих желающие могли узнать, когда надлежить «кровь пущать, мыслити почать, брак иметь» или «чины и достоинства воспринимать, долг платити» и тому подобного, на все случаи жизни.

Нужен ли был в России подобный «Брюсов календарь», ведьс точки зрения современного ученого, отвергая старое, он добавлял с собой новый сонм суеверий, ничуть не меньший? Зачем нужно, скажем, грубым неграмотным крестьянам знать, когда слуится – солнечное затмение? Впрочем, о том, что просветительская роль даже подобных (по нынешним меркам, чисто «уличных») изданий была очень вели– ка, говорят некоторые события тех лет.

Вот первое. Произошло оно в Нижнем Новгороде в 1706 году, 1 мая. Предстоял большой церковный праздник. К нему нижегородцы усиленно готовились, считая этот день датой основаниякрупнейшего местного Вознесенского Печерского монастыря. Как всегда, устраивалось большое народное гуляние у монастырского села Высокова (ныне район Высоковской церкви).

Ко дню этому готовились не только жители, но и городские власти, получив особое указание от правительства. Предусмотрительный царь Петр, узнав, от астрономов, что 1 мая 1706

года произойдет видимое в средней части России полное солнечное затмение, принял меры для широкого оповещения населения, во избежание ненужной по ту пору паники.

До этого подобные астрономические события происходили неожиданно, без какого‑ либо предварительного предупредления и разъяснения, производя часто страх и смятение на людей.

Петр, в частности, писал своему соратнику Ф. А. Головину: «Господин адмирал! Будущего месяца в первый день будет великое солнечное затмение. Того ради изволь сие поразгласитьв наших людях, что когда оное будет, дабы за чудо не поставили. Понеже (поскольку – А. А. ) когда люди про то ведают прежде, то не есть уже чудо».

В «Санкт‑ Петербургских Ведомостях» за 10 апреля появиласьпредупреждающая печатная заметка:

«Изъявление о затмениях. Нынешнего 1706 лета четыре затмения явятся: два на солнце и два на луне; которых два затмения на луне и единое на солнцу под нашим горизонтом, аще чист воздух, (т. е. если в небе будет безоблачно – А. А. ) усмотрены будут…

Затмение на солнце предстояит маня в 1‑ й день. Сие затмение, когда солнце на большую часть по мрачится у нас, с великим удивлением и страхом больше двух часов видимо будет».

Первые газеты в России лишь появлялись. Столичное сообщение, естественно, не получило распространения в провинции.

Единственный экземляр «Ведомостей» получался в Нижнем воеводой Леонтьевым. Попытка устного разъяснения не привела ни к чему: воеводу попрсту не поняли, да и не поверили. Но «указание сверху» было дано. Как же его выполнить?

Обескураженный неудачей градоначальник не нашел ничего лучшего, как… организовать грандиозное гулянье именно в самый момент затмения!

Благовещенскую площадь уставили каруселями и балаганами.

Воздвигли помосты для песенников и музыкантов. Военная команда должна была показать «воинские эволюции» и примерное сражение. Пушкарский мастер приготовил фейерверк с бенгальским огнем, который собирался запалить на Поганом пруду (позднее – Черный пруд).

Утром, 1 мая по улицам начали ездить конные рейтары с трубами и во всеуслышание объявляли, что после обедни имеет быть военный парад, а затем увеселения с музыкой и потешными огнями. К 11 часам дня площадь наполнилась ожидающим людом.

У Дмитровских ворот показалась рота мушкетеров в треуголках, напудренных париках и с развернутым знаменем. Пришли и спешенные рейтары с ярко блестевшими на солнце алебардами. Все выглядело очень весело и празднично. И вот отошла обедня, зазвонили колокола, появился на площади сам вовеода со всеми чиновными людьми и дал знак начатьпразднество. Грянули трубы, зазвенели бубны, завертелись карусели, песенники затянули песни, и вся площадь пришла в движение. Рота мушкетеров стала во фронт, рейтары тоже, оба отряда выстроились один против другого.

Прапорщик, принявший команду над мушкетерами, вышел вперед и громко скомандовал: «тушкеты на плечо! » Толпы народа замерли в ожидании и предвкушении. По команде «Пли! » грянул холостой залп, оглушив всех и окутав дымом всю площадь (порохеще был «дымный»).

Но вот через некоторое время дым рассеялся, народ был поражен: свет солнечный – как бы померк! Все инстинктивно подняли глаза вверх и ужаснулись – солнце закрывало какое‑ то черное кольцо… С каждой минутой свет все более угасал: вместо дня наступала ночь!

Завыли собаки, людей обуял страх. У большинства мелькнула мысль, не свершилось ли

«светопреставление», «конец света», о котором столько тверим с детства. тногие упали плашмя на землю, с плачем и воплем поднимали руки к грозно потемневшему небу… Но вот свет потух, на небе показались звезды, с чердаков и колоколен вылетели стаи летучих мышей. Судя по всем признакам – мир кончился…

Когда же вновь засияло солнце, площадь была пуста: люди разбежались по своим домишкам, смертельно перепуганные произошедшим. Фейерверк на Поганом (Черном) пруду так не состоялся, никто уже не пришел его смотреть. Несколько дней население Нижнего не могло успокоиться, переживая перепитии случившегося: солнце словно бы было «сбито» с неба громовым залпом мушкетеров…

Просвещенность оставляла желать лучшего, даже в высшихкругах. Уже упоминавшийся близкий знакомый Брюса, историк Татищев, например, рассказывал:

«В 1714 году заехал я в Лубны к фельдмаршалу графу Шереметьеву и слышал, что одна баба за чародейство осуждена на смерть, которая о себе сказывала, что в сороку (как считалаось, «любимое»

превращение ведьм) и (в) дым превращалась, и оная с пытки в том винилась.

Я хотя много представлял что (э)то неправда и (что) баба на себя лжет, но фельдмаршал нимало мне не внимал…».

Как и полагается, «колдунью» – решительно уничтожили… А ведь это были уже «петровские» времена!

Петра, особенно после «конфискации» колоколов – на пушки, то тут то там, сопоставляли с «aнтихристом» и обеспокоенному разными нововведениями населению всюду виделись некие знамения, которые истолковывались еще более причудливо.

В 1720 году, 27 января в Спасском Новгород‑ Северском монастыре, после заутрени, на рассвете, иеромонах Порфирий вошел в хлебню и обьявил братии, что «сподобил» его Господьвидеть на небе чудное и странное видение:

«Пришед (ши) от заутрени и отправя (в) келейное правило, вышел я из кельи, чтоб не спать и вдруг узрел на западной стороне – кометы. Глядел я на нее с четверть четверти (почти 4 минуты, т. е. – А. А. ).

Виделись мне именно голова. По одну сторону той головы сабля и два палаша крыжом (крестом), а третий стоймя. По другую сторону головы было две ноги и две руки, а над руками два месяца.

Над месяцами виднелись мне две звезды. Против же головы, пониже ея немного, литеры покой (буква «П», намек на имя царя Петра – А. А. ). После литеры с обоех сторон, по месяцу, дальше – крест, особо, без месяцев. a было то видение на синем небе, одними желтыми колерами порознь, а настоящего месяца в то время не видал…»

По мнению специалистов, судя по ряду признакам, Порфирий наблюдал что‑ то типа сложного гало, однако его рисунок, вскоре невиданно искаженный, широко распространился сперва среди монахов, а потом и среди встревоженного населения, в самых чудовищных вариациях.

Разумеется, вскоре же, от «благожелателей» последовали доносы. Порфирия быстро «вычислили», взяли с поличным (он и не отпирался) и доставили к самому А. Меньшикову, который позже писал кабинет‑ секретарю А. В. Макарову (22. 04. 1720):

«…Понеже новгородского монастыря монах, самый плут, Порфирий издал изображение, будто он видел на небе… а каким образом оное его, плута, вымышление, будто видение было, и которого числа, – тому при сем прилагаю учиненный им, плутом, в подобии рисунок. a рисунков этих здесь, в Малороссии, – зело размножилось у всякого чина людей…»

Порфирия перевели в Петербург, в Тайную канцелярию, где, правда, П. А. Толстой отнесся к незадачливому монашку довольно снисходительно (Порфирия даже не пытали). Дела вершились чинно и медленно. Судьба его определилась лишь через год:

«Иеромонах Порфирий, что ныне разстрига Потап, за то, что он показал ложно, будто видел на небе видение, чему и рисунок учинил, с которого в Малой России немало таковых от его плутовства размножилось, а его ложному плутовству верить нимало не надлежит. И за то – сослать его в Соловецкий монастырь и держать там до его смерти, отнюдь никуда не выпуская…»

Суровое это наказание, по тем временам было исключительно мягким. Порфирий, вероятно, был очень доволен. Голова его осталась на плечах. А в этом везло – не каждому.

И, все же, рано или поздно, но пора коснуться собственно «Брюсова календаря» и, непосредственно, его текста. Мы избрали несколько типичных, наиболее часто встречающихсяразделов, и первый из них – чисто метеорологический и фенологический (сезонный).

Астрологии разных времен – очень разные астрологии. Астрология старинная, несмотря на свой примитивизм, есть астрология научная, в отличие от современной, чисто развлекательной, игровой, мистической.

Старинная астрология еще включала в себя массу других дисциплин: и сезонную агрономию, и посезонное охотоведение, и сезонное естествознание (т. е. собственно, фенологию), и сезонную медицину, и прогноз синоптиков и многое, многое другое, что в наши времена давно уже разошлось по другим, совершенно самостоятельным наукам, оставив научность астрологии, фактически, «в голом виде».

«Более удачны предсказания Брюса там, где он говорит о погоде, – не без иронии замечает Жер– невская И. И. («Седьмица дней и зодиак»). – Опыт народа, многолетние наблюдения собраны в замечаниях календаря по этим вопросам.

Когда ласточки низко летают, жди ветра с дождем. Если кошка прячется на печку, жди мороза. Если солнце при восхождении своем ярко и окружающие его облака покраснели, значит день будет ненастным, часто дождь с ветром. Против такого рода предсказаний трудно что‑ либо возразить».

Итак, о каких «погодных» предсказаниях шла речь? Действительно ли речь идет о чем‑ то непостижимом? Далее, волей неволей, придется неоднократно погружаться в довольно пространные цитирования, поскольку крайне недоверчивые звездочеты могут заподозрить, что мы чего‑ то «недоговариваем».

Впрочем, цитирования эти, по счастью, отнюдь не скучны и, в общем‑ то, даже – привычны.

Вот один из отрывков, взятых по «Первобытному Брюсову календарю» (цит. по кн. »Секреты волшебства и чародейства. Черная и белая магия». М.: 1883):

 

«1) Ежели солнце при восхождении свем очень ярко, и облака его окружающия покраснели, то означает день ненастный, а часто – дождь с ветром.

2) Когда около солнца виден беловатый круг, то в тот деньожидать великой и страшной бури.

3) Солнце при восхожении своем на горизонт видится несклько более против обыкновеннаго, то ожидать непременно дождя.

4) Когда солнце кажетя бледно, то сие означает, что будет дождь, а когда оно чисто и ярко, то будет хорошая погода.

5) Воробьи летающие или строющие гнезда, предвещают хорошую погоду.

6) Мореходцы предвещают, когда в море играют на воде рыбыи тюлени, то непременно сделается в скором времени буря.

7) Гуси моющиеся предвещают дождь.

8) Дождь идущий и виденный в лужах пузырями, означает, что будет еще сильнее и продолжится долго.

9) Когда кошка прячется на печку, то предзнаменует мороз.

10) Если кошка, сидя на земле, лижет хвост и голову прячет, то это верный знак быть дождю.

11) Луна, имеющая около себя ясный круг, помаленьку расширяющийся и пять исчезающий, предзнаменует ясную погоду: если луна имеет два или больше таковых кругов или только один, но туманный и неясный, то будет мороз. Если круг красен, то непременно будет ветер, а зимою ожидать должно снега.

12) Бледность луны означает дождь. Чистая и яркая – ведро, а красноватая – ветер и бурю.

13) Если на чистом небе малых звезд не видно, то воспоследует буря, а если в которой стороне видится более обыкновенного, с той стороны неба ожидать надлежит сильных ветров, летом – с дождем, а зимою – с большими морозами.

14) Облака красныя пред закатом слнца обещают на другой

день ясную погоду.

15) Облака пред восхождением солнца если красны и черны, то будет дождь.

16) Раки, выползающие из воды на землю, предвещают бурю и дурную погоду.

17) Утки плесканием своим в воде и кряканием, предвещают дождь, а когда оне тихи, то предзнаменуют гром.

18) Цыплята, собирающиеся под какое‑ нибудь закрытое место, предвещают непостоянную погоду и дождь.

19) Когда заходящее солнце обнесено синеватым или черным кругом, признак жестокой бури.

20) Красноватое, при захождении солнце – признак, что сильные ветры несколько дней продолжатся.

21) Когда восходящее солнце закрыто облаками, а лучи из них к верху мечет – к дождю, а если те лучи срединою бродят, – будет буря с дождем.

22) Если облака идут со всех сторон и собираются около солнца, то – признак жестокой бури.

23) Если солнце заходит за облака, на утро будет дождь, буде же при захождении же облака за ним следуют, то ожидают сильных ветров.

24) Ежели луны не видно до четертого дня по новолоунии при южном ветре, то погода будет бурная во весь тот лунный месяц.

25) Когда море казаться станет черновато и ежели при том усмотрится всюду расходящаяся пена и везде вдруг волны и пузыри на воде покажутся, сей признак жесткой и долговременной бури.

26) Когда ласточки низко летают – жди ветра с дождем.

27) Если звезды кажутся мутны и едва видны – к дождю.

28) При захождении солнце кажущееся бледным, предзнаменует оттуда ветер».

 

Итак – перед нами довольно типичный список погодных примет, причем, весьма «сумбурно» организованный. Однако, говорят, основная сила Брюсова календаря – в астрологическихпрогнозах. Давайте же заглянем, о чем идет речь – там?

Коль скоро в народных приметах была упомянута Луна, светило для биоритмов человека небычайно важное, скажем, хоть немного и о ней, чтобы после не возвращаться обратно.

Читатель, здесь, однако, должен запомнить: реальная Луна и «астрологическая» луна – объекты очень разные! И здесь, доверяя народным приметам, поостерегайтесь слепо доверяться астрологу, с его «лунным» псевдо‑ лечением, «лунным» псевдо‑ огородничеством и прочими хитрыми «лунными» шашнями, поскольку гороскоп – это дело сугубо личное!

В старинных календарях и лечебниках, а ныне в пособиях по истории медицины, как иллюстрацию старинных методов лечения, нередко приводят какие‑ либо старинные схемы, посвященную медицинской астрологии. Все они структурно однотипны, но весьма красочны и многообразны по оформлению (автору этих строк известно около 30 вариантов).

Иллюстрируя старинную русскую медицину, как образец, нередко приводят один и тот же астрологический рисунок, типичный и для старинных русских календарей (см. напр. Смирнов Д. Н. «Очерки жизни и быта нижегороцев XVII–XVIII веков». Горький, 1971 и пр. ). На рисунке грубо изображен вскрытый человек. и стрелочками указывается, какой из 12‑ ти знаков Зодиака «воздействует» и «влияет» на тот или иной орган.

Над головой его – барашек, Овен (знак головы).

В ногахРыбы (знак ступней).

Слева и справа знаки других органов.

Справа: знак шеи – толстошеий Телец,

Справа знак груди – Рак с большой головогрудью,

знак живота – Дева,

знак «хвостоообразного» фаллоса – Скорпион с ядовитым хвостом,

знак коленей– козлик, Козерог.

Слева: знак двух рук – пара Близнецов,

Справа знак «страстного» сердца – «страстный» Лев,

Слева знак бедер – Стрелец (центавр),

Ниже слева знак голеней – водонос, Водолей.

И наконец совсем внизу, на уровне ступней – Рыбы.

Схема эта скопирована с аналогичных западноевропейских иллюстраций.

 

 

Знаки вокруг тела расставлены, чаще всего, довольно хаотично, но, согласно уже древней астро‑ логике, они выстроены четко сверху вниз, о чем астрологи опытные, скрепя сердце, сообщают открыто (см. напр. Катрин Обье «Астрологический словарь». М.: 1996, с. 140).

1. Знак сектора головы – Овен

2. Знак сектора шеи – Телец

3. Знак сектора рук – Близнецы

4. Знак сектора груди – Рак

5. Знак сектора сердца – Лев

6. Знак сектора жшота – Дева

7. Знак сектора почек – Весы

8. Знак сектора фаллоса – Скорпион

9. Знак сектора бедер – Стрелец

10. Знак сектора коленей – Козерог

11. Знак сектора голеней – Водолей

12. Знак сектора ступней – Рыбы

 

Над рисунком заголовок: «О кровопускании жильном и рожечном, и когда лекарство принимать». Далее следует текст:

«В Генваре. Кровь пускать жильную и рожечную.

Мокротным – 2, 3, 4, 11, 12;

Холерикам – 9, 10, 18, 19;

Меланхоликам – 7, 8, 25, 26, 27 числа.

Лекарство принимать. Проносное – 1, 9, 10, 18, 19;

Рвотное5, 6, 11, 12, 13, 14;

Слабительное – 7, 8, 16, 17, 25, 26;

Крепительное – 5, 6, 13, 14, 23, 24.

В Феврале. Кровь пускать жильную и рожечную.

Мокротным7, 8, 26, 27;

Холерикам – 5, 6, 14, 15, 16;

Меланхоликам 3, 4, 22, 23…»

И – так далее.

Что же это за хитрая система кровопускания и назначения лекарств? Ограничимся первым. Кровопускание было очень популярно в давние времена, и в Европе и в старой России, поскольку являлось простым, общедоступным и универсальным средством против гипертонии (от «удара») и ряда связанных с этим заболеваний.

Во всех банях и цирюльнях имелся опытный человек «пробивавший жилу», «кровопуск», о чем хорошо описано, например, у В. А. Гиляровского, в книге «Москва и москвичи». Крови сливали по 2–3 большие миски. В России нехватку жидкости тут же восполняли горячим самоварным чаем.

Но, как считалось, кровопускание делать надо не без оглядки на фазы луны. Луна, согласно старинному мнению, притягивает воду (по аналогии с приливами‑ отливами морей), от ее убывания и прибывания (полнолуния или новолуния), как считалось, убывает и прибывает кровь в теле излечиваемого.

Не пускаясь в долгие рассуждения, сразу скажем, вышеперечисленные числа дней календаря назначены в соответствии с фазами луны. Но, опять‑ таки, подчеркнем, луны не реальной (как она влияет – вилами на воде писано), а луны «модельной», придуманной, луны «астрологической».

1) Уже в очень давние времена было замечено, что Луна в течение «лунного» цикла («месяца», от новолуния до новолуния) проходит в небе по определенным созвездиям, как по кольцу (это и есть – зодиак).

2) Тогда же было замечено, Солнце в течение «солнечого» цикла (года) проходит по кольцу тех же самых 12 созвездий (эклиптика).

3) Движение Солнца и Луны были единственными «часами», которыми руководствовался человек в своем выживании. Чтобы запомнить порядок этих важных 12 созвездий (и 12 земных сезонов), он применил «мнемонику» – «опорным» объектом избрал собственное тело, деленное на 12 частей‑ секторов. Каждое созвездие обозначили животным, у которого одноименная часть тела подчеркнуто крупная (голова у Овна‑ барана, шея у тельца‑ быка, головогрудь у Рака‑ краба и пр. ).

Исторически такой ход событий нетрудно подтвердить многочисленными данными историков и этнографов, сохранившимися изображениями звезд и созвездий вдоль для тела древних богов.

Это были:

• а) египетская богиня ночи и неба Нут (звезды вдоль тела);

• б) греко‑ египетский Серапис (знаки зодиака вдольтела);

• в) бог Митра (зодиак – не кольцо, а арка) и т. п.

4) Части тела – обозначили созвездия чисто символически, и ни о каком «взаимовлиянии» типа «Тело‑ Звезды» не было и речи. Но, далее принцип подобия и симпатии магии перевернул все с ног на голову: астрологи бездоказательно объявили принцип «Звезды‑ Тело», в том, что определенные созвез– дия» влияют» на определенные части тела.

Здесь вкратце следует оговориться в том плане, что есть влияния на человека, разные по времени года, но здесь на человека (и растущий зародыш в ходе периода вынашивания) – влияют отнюдь не далекие созвездия и планеты, а близкие объекты, сезонные изменения земной природы.

Для иллюстрации приведем 1‑ й сектор неба (1/12). В теле человека‑ года (человека‑ неба, человека– зодиака) он – «головной», 1‑ й, потому что с него начинался Световой Год (с 21 марта, дня Весеннего Равноденствия).

Первый сектор был буквальном смысле слова – «Сектором Головы». Он нес «Созвездие Головы», в нем оказавшееся. Созвездие обозначили именем и фигурой животного с крупной (из‑ за огромных крутых рогов) головой – бараном, овцой, т. е. «Овном». Вот и весь секрет. Как и для прочих 12 знаков.

Овен, разумеется, как «Созвездие Головы» никак не влиял на реальные земные людские головы, и на «людей Головы» (людей‑ Овнов). Но, как сказано, астрологи, стали утверждать, что такая связь – есть, сзнательно «забыв», что, когда – то, первобытные звездочеты – всего лишь «обозначили» «головой» 1 – й отрезок светового года и земной весны.

Период Овна, это – «период Головы», и мартовско – апрельский период года по утверждениям звездочета «должен быть» чреват на «травмы лица и черепа» и прочие неприятности, связанные с зубами, носами, глазами, ушами и остальным, что раположено на многострадальной голове.

Людей‑ Овнов, именно их, астролог будет запугивать всевозможными трамами головы и заболеваниями с нею связанными (зубная боль, кариес, ячмень на глазу и др. ).

Овнам, в наши дни, сообразуясь с сезонными обстоятельствами, лукавый звездочет «заботливо» припомнит – весенний гололед, сползающие с крыш пласты снега, огромные сосульки, очистку балконов ретивыми гражданами и мартовские праздники – Международный Женский День, Первое Апреля, Широкую Масленницу с многочисленными «возлияниями». Охотно вспомнит насморки, «продутые» уши и т. п. И – «спрогнозирует». Аналогично – и для других 12 знаков и месяцев.

Но – вернемся к Луне. Поскольку и Луна ежемесячно проходила в небе по тем же секторам зодиака (частям тела небесного человека‑ зодиака), то аналогичный «прогноз» о «черепно‑ лицевых» и «мозговых» неприятностях астролог даст и на 1‑ й сектор «лунного зодиака». Это – первые 2, 5 дня лунного месяца, разумеется, считая от новолуния, а не от календарного дня, формально записанного в месяце – первым.

Заметим, вскользь: кроме «годового хода» солнца, у него есть и «суточный ход», то на 12 частей можно поделить и день (в восточной астрологии, кстати, так и делают), поэтому полуночное время с 1–2 часа «ничтоже сумняшеся» запишут Вам, как время «опасное на головные травмы…» – для Овнов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...