Гадание по тележной дуге. Гадание с замком. Гадание при помощи зеркала. Сохранение золота
Гадание по тележной дуге
Истосковавшиеся от одиночества сильно могучие невесты швыряли не только легковесные веники и или башмаки. Бывало и другое испытание. Выйдя на крыльцо, нежная девушка, как дискобол – метала через весь двор, в ворота – дугу, от телеги. Почему именно дугу – понятно: многие раздвоенные по форме предметы(подкова, дуга, вилка на столе, искривленный гребень и т. п. ), обозначали в народном быту – женское начало. Желание придавало могучие силы: 1) если дуга долетала и попадала обеими концами или хотя бы одним в ворота – явно пора было зазывать сватов; 2) если же был «недолет», считали, что со свадьбой еще – рановато…
Гадание с замком
Бывало и так, что у девицы «глаза разбегались» от изобилия женихов. Чтобы выбрать лишь «его», одного‑ единственного прибегали к гаданию «на сон» с помощью… замка. Гадание это было чисто женским, потому что дужка замка, как и дуга от телеги или все кольцеподобные предметы обозначла женское начало. На ночь большой висячий замок навешивали на… собственнуюкосу и клался на подушку, прямо под затылок! Чтобы такие страдания не были напрасны, девица многократно причитала: «Суженый, ряженый! Прошу в гости ходить, прошу замок открыть, хочу ключ просить! » Затем, хоть и с трудом, но – ложилась спать. Считалось: 1) если во сне явится кто‑ то и отомкнет замок своим ключиком, то именно он наиболее любящий; 2) если же не прибудет никто – то за девкой нужен еще «глаз да глаз». Нетрудно догадаться, что, проворочавшись всю ночь и лишьнаутро заснув, девица, волей‑ неволей «выбирала» хотя бы одного, даже из огромной толпы сватающихся к ней красавцев.
Гадание при помощи зеркала
Зеркало казалось чем‑ то воистину волшебным. Даже крохотный его кусочек был способен отразить весь мир. Такое «Зазеркалье» считали чем‑ то самостоятельным и пытались в него иногда заглянуть, чтобы узнать о жизни собственной. Зеркалом гадали ночью, в одиночку, голышом в бане, или же трясясь от страха в темном подвале или в чуланчике со свечами. В зеркало всматривались, всматриваясь до помутнения сознания и, до одури, неустанно взывая: «Ряженый‑ суженый! Приходи ко мне ужинать! » В одном из спосбов обычно брали два разных зеркала, побольше и поменьше. Одно, иногда, располагали за спиной и вглядывались в него – через другое. Меж зеркал ставили две горящих свечи и зеркала располагали так, чтобы для глаз получался бесконечный «коридор». В конце этого‑ то коридора и должен был «появиться» таинственный незнакомец. Ждать приходлось долго, зеркало тускнело, запотевало. Его протирали, вновь всматривались. Со временем начинала чудиться чья‑ то маячащая вдали фигура или выглядывающая непонятная физиономия. Считалось: 1) если показалось знакомое лицо – то это и есть возможный жених и близость свадьбы неизежна; 2) если же в зеркале показался черт – то свадьбе не бывать. Нетрудно догадаться, что желанный жених чаще виделось тем, кто посмелее. Трусливым же, разумеется, виделся – «черт», что еще более убеждало их в несчастливой собственной судьбе. Старые авторы сообщают, что, иногда, жених, прослышав от нянек про предстоящее гадание, и впрямь являлся «в натуральном виде». Он прятался на время в бане, а затем выходил в самый разгар «сеанса». Жених целовал девицу в лоб, клал в колени фамильный перстень и исчезал, до будущего сватовства.
Сохранение золота
Обычай хоронить золото причисляют к обычаям языческих времен. Остатки обрядности сохранились в святках, но уже в форме забавы или как развлечение.
Дело в том, что в собрании сидящих девиц, дам и мужчин тихонько дают оставшееся от подблюдной песни кольцо, и оно передается тайком от одного к другому из сидящих рядом и смежно между собою, предоставляя кому‑ нибудь из мужчин или девушек искать это кольцо при пении обрядовой песни, пока искомое не найдется в чьей‑ либо руке. Пойманный в скрытии вещи в свою очередь начинает отыскивать, и так далее. Делают и по‑ другому. Молодые люди обоего пола собираются на вечер, берут кольца, перстни, запонки, сережки и другие мелкие вещи и кладут их под блюдо вместе с кусочками хлеба, сверх всего накрывают чистым полотенцем или салфеткой. После этого участвующие в гадании поют песню, посвященную хлебу и соли и потом другие подблюдные песни. По окончании каждой, запустив руку и отворо– тясь от блюда, из‑ под закрытого блюда вынимают какой‑ нибудь один предмет, попавшийся первым под руку. Это нечто вроде домашней лотереи. К этому применялось содержание песни, из которого выводится себе предвещание. Но так как из‑ под блюда вынутые вещи не всегда попадаются тем, кому они принадлежат, то присуждается по этому случаю выкуп вещей. Участнику, вынувшему из‑ под блюда уже последнюю вещь, поют песню обыкновенно свадебную, как бы предвещая скорый брак. Затем и кольцо катят по полу, наблюдая, в которую сторону оно покатится: если к дверям, то для девушки – близость брака, для мужчины – отъезд. По наблюдениям Г. Снегирева, эти обряды близки с греческими обрядами и обрядами иудеев. Тогда же после Рождества, Сочельника(24–25 декабря), в 2‑ недельных святочных гаданиях пели специальные «подблюдные» песни. У парней и девиц, участников праздничного сборища, собирали всякие драгоценные мелочи: кольца, перстеньки, ножички и прочую красочную дребедень. Все это клали в блюдо, покрывали салфеткой или полотенцем. Пели, вразнобой небольшие грустные и веселые песенки, и под каждую песни («под блюдо») вынимали и первую поавшуюся вещь. Чья это вещь была, тому и «доставалось» содержание исполненое песни. Шуток, жульничества и интрижек, здесь, разумеется, хватало с избытком. Темы песен были разные, к деньгам, к богатству, к счастью, к горю, к смерти и ныне, целыми сотнями исчисляются в фольклорных списках. Скажем, «к деньгам» была такая:
«Мышь пищит, сто рублей тащит! Диво‑ ули‑ ляду! Кому спели, тому – добро! »
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|