9. Регулирование дефицита бюджета и государственного (муниципального) долга.
9. Регулирование дефицита бюджета и государственного (муниципального) долга. К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса. В состав государственного долга входят долговые обязательства в следующих формах: - кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ с кредитными организациями и иностранными государствами и международными финансовыми организациями; - государственных ценных бумаг; - переоформленных долговых обязательств третьих лиц в государственный долг на основе принятых федеральных законов; - договоров о предоставлении государственных гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами; - соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации обязательств прошлых лет. Долговые обязательства РФ подразделяются на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от5 до 30 лет). Они погашаются в сроки, определенные условиями займа и не могут превышать 30 лет.
Формирование политики государственного кредита рассматривается как управлением им. Управление системой государственного кредита - финансовая политика органов власти и управления, обслуживающая их деятельность в качестве кредитора, заемщика и гаранта. Она включает в себя определение бюджетного дефицита, объемов займов для его финансирования, определение направлений воздействия на денежное обращение, производство и занятость при осуществлении общегосударственных программ. Оценка государственной задолженности относится к критериям экономической безопасности РФ и не должна превышать 60% ВВП, т. к. в противном случае увеличится доля налоговых поступлений, обслуживающих бюджетный дефицит. Управление государственным долгом представляет собой совокупность мероприятий государства по выпуску и размещению долговых обязательств, выплате процентов по ним, по погашению займов и определению условий выпуска новых государственных ценных бумаг. В качестве методов управления можно назвать следующие: - конверсия изменение (увеличение или снижение доходности займов); - консолидация - увеличение срока обращения займов; - унификация - уменьшение видов обращающихся ценных бумаг;
- аннулирование - отказ от некоторых безнадежных займов; - реструктуризация долга - это погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований или принятием других долговых обязательств в объемах погашаемых с установлением других условий обслуживания и сроков погашения. Чаще, на практике, реализуется как продление сроков погашения долга и выплаты по нему процентов. Реструктуризация долга может осуществляться с частичным списанием или сокращением суммы основного долга. Оперативным управлением государственным кредитом занимается Министерство Финансов РФ и ЦБ РФ. · верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2011 года в сумме 3 301 795 464, 0 тыс. рублей; · верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2011 года в сумме 63, 3 млрд. долларов США, или 45, 2 млрд. евро; · дефицит федерального бюджета в сумме 2 936 910 907, 6 тыс. рублей. Когда к примеру госдолг США составляет: 2009 - 12311, 4 млрд. $ - 86, 1 % к ВВП 2010 (прогнозн. ) – 14456, 3 млрд. $ - 98, 1% к ВВП 2011(прогнозн. ) – 15673, 9 млрд. $ - 101, 1% к ВВП 2012 (прогнозн. ) – 16565, 7 млрд. $ - 100, 6% к ВВП
8 Бюджетный процесс и полномочия его основных участников, направления реформирования бюджетного процесса. Бюджетный процесс – в соответствии с БК РФ, регламентируемая законодательством РФ деятельность органов власти, местного самоуправления и иных участников БП, по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению внешней проверки, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности. Бюджетный процесс в РФ организуется в соответствии с установленными принципами единства государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами власти, самостоятельности местного самоуправления, а также разделения государственной власти на самостоятельные законодательные, исполнительные и судебные органы. В соответствии с принципом самостоятельности бюджетов, органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют бюджетный процесс на соответствующем уровне бюджетной системы самостоятельно.
В соответствии с БК РФ устанавливаются участники БП (ст. 152): - Президент РФ - Высшее должностное лицо субъекта РФ - Глава МО - Законодательные органы власти и представительные органы местного самоуправления - Исполнительные органы власти; - ЦБР; - Органы государственного финансового контроля; - Органы управления государственными внебюджетными фондами; - Главные распорядители и получатели бюджетных средств - Главные администраторы и администраторы доходов и источников финансирования дефицита бюджета Каждый из перечисленных участников обладает кругом бюджетных полномочий, вытекающих из его статуса и обеспечивающих выполнение возлагаемых обязательств. Полномочия: Президента РФ: как участника БП связаны с формирование бюджетной политики и обеспечением законотворческой деятельности в области бюджетных правоотношений. В соответствии со ст. 170 БК РФ ежегодно в Федеральное собрание ежегодно направляется бюджетное послание Президента, в котором определяются основные направления бюджетной политики на очередной финансовый год и плановый период. Законодательное регулирование бюджетных правоотношений обеспечивается президентом в рамках осуществления полномочий законодательной инициативы, подписания ФЗ и применения права отлагательного вето. Законодательные органы власти обеспечивают исполнение и утверждение соответствующих бюджетов и отчетов об их исполнении, а также осуществляют контроль за исполнением бюджетов. Исполнительные органы осуществляют ведомственный контроль, составление и представление отчета об исполнении бюджетов и иные полномочия, предусмотренные ст. 154 БК РФ. В основной своей части указанные полномочия возложены на финансовые органы. ЦБР в установленных случаях КО, в соответствии со ст. 155 БК РФ и ФЗ «О ЦБ РФ» обеспечивает во взаимодействии с правительством разработку и проведение единой государственной ДКП, осуществляет обслуживание счетов бюджетов БС, а также выполняет функции генерального агента по государственным ценным бумагам России. В соответствии со ст. 156 БК РФ КО осуществляют обслуживание счетов бюджетов в случае отсутствия учреждений Банка России на соотв. территории или невозможности выполнения этими учреждениями данных функций.
Распорядители – органы власти или самоуправления, распределяющие бюджетные средства по подведомственным получателям. Получатели – орган власти или самоуправления, а также находящееся в ведении главного распорядителя бюджетное учреждение, имеющее право на принятие бюджетных обязательств за счет средств соотв. бюджета. Бюджетные полномочия главных распорядителей и распорядителей средств устан. ст. 158 БК РФ. На стадии разработки бюджета главные распорядители средств осуществляют: 1. Установление заданий подведомственным распорядителям и получателям по предоставлению государственных или муниципальных услуг 2. Планирование и обоснование бюджетных ассигнований 3. Распределение предельных объемов бюджетов по подразделениям классификации На стадии исполнения бюджета главный распорядитель обеспечивает: 1. Составляет и утверждает бюджетную роспись 2. Утверждает расходы подведомственных учреждений 3. Вносит предложения об изменениях в сводной бюджетной росписи Бюджетные полномочия главного администратора, администратора доходов и источников финансирования бюджетов определены в ст. 160 и 161 БК РФ. Главный администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета; формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета. Администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов. Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает адресности и целевой характер использования выделенных в его распоряжение ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета; распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным администраторам источников финансирования дефицита бюджета и исполняет соответствующую часть бюджета. Администратор источников финансирования дефицита бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета; осуществляет контроль за полнотой и своевременностью поступления в бюджет источников финансирования дефицита бюджета.
Постановлением от 20. 05. 04 №249 утверждена концепция реформирования бюджетного процесса. Вводится БОР – бюджетирование, ориентированное на результат (США, Канада, Франция, другие страны – с середины 20 века). 2004 г. – административная реформа. Бюджетная классификация нужна для прозрачности операций – нужно чтобы каждая операция привязывалась к распорядителю. В течение бюджетной реформы изменили классификацию, учет, ввели среднесрочное планирование и поправили бюджетное законодательство (Федеральный закон №63-ФЗ – изменения бюджетного планирования, про обязательства, расширение программно-целевых методов планирования), а также введены инструменты БОР ( бюджетирования, ориентированного на результат) Инструменты БОР: 1. ДРОНД (Доклад о результатах и основных направлениях деятельности) – составляют и публикуют на своих страничках – описывает цели и задачи своей деятельности, достигнутые за три года и планируемые на три года результаты 2. Сводный доклад правительства 3. Реестр расходных обязательств 4. Обоснование бюджетных ассигнований (ОБАС) – расчеты к запрашиваемым средствам на стадии подачи бюджетных заявлений. Эти расчеты содержат не только финансовые параметры, но и обоснование с необходимостью достижения определенных результатов 5. Государственное и муниципальное задание – администрация дает его бюджетному учреждению или другому исполнителю – они содержат не только количественные показатели, но и качественные требования, стандарты качества 6. Мониторинги и оценки качества управления. Указы №825 и №604 «Об оценке эффективности управления органов исполнительной власти РФ»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|