Составление и исполнение сметы доходов и расходов
По определению смета бюджетного учреждения – это основной плановый документ для финансирования учреждений; определяет объем, целевое назначение и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все расходы данного учреждения. Утвержденная смета является основанием для расходования выделяемых из бюджета средств. В отличие от других финансовых планов, составляемых в форме баланса доходов и расходов, смета представляет собой план расходов и отражает односторонний характер отношений с бюджетом учреждений, состоящих на сметном финансировании. Таким образом, понятие сметы можно охарактеризовать следующими признаками: · плановый документ; · отражает свод затрат на определенный вид деятельности, отдельное производство, мероприятие; · составляется на определенный временной период; · не определяет источники погашения планируемых затрат. В соответствии с требованиями бюджетного законодательства бюджетные средства расходуются по смете, утверждаемой главным распорядителем бюджетных средств. Поэтому составление бюджетной сметы необходимо. Бюджетные средства не должны смешиваться с внебюджетными, поэтому для учета внебюджетных средств предусматривается составление сметы доходов и расходов от предпринимательской деятельности и иной приносящей доход деятельности. В соответствии с Письмом Министерства финансов РФ от 12 ноября 2001 г. № 3-01-01/12-333 «О реализации Приказа Министерства финансов РФ от 21 июня 2001 года №46Н бюджетными учреждениями», смета доходов и расходов по внебюджетным средствам составляется бюджетным учреждением на текущий финансовый год (с периодичностью: 1 квартал, полугодие, 9 месяцев и год) в строгом соответствии с разрешением главного распорядителя средств федерального бюджета на открытие лицевого счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности. В доходной части сметы указывается общая сумма источников внебюджетных средств, указанных в разрешении. В расходной части сметы указываются направления расходования внебюджетных средств в структуре кодов экономической классификации расходов бюджета РФ. При этом в смете привязка расходов, осуществляемых за счет внебюджетных средств к конкретным источникам образования этих средств не осуществляется.
Тем не менее, для практической деятельности образовательных учреждений законодательство об образовании предусматривает наличие баланса, т.е. документа, отражающего не только расходы образовательного учреждения, но и получаемые им доходы. Внебюджетные средства в балансе должны быть отделены от бюджетных. Нельзя упускать из виду, что смета является и плановым документом для главного распорядителя бюджетных средств (который эту смету и утвердил). Это означает, что и финансирование должно осуществляться в соответствии со сметными назначениями в каждом квартале. Следовательно, утверждая смету, распорядитель берет на себя обязательства по обеспечению бюджетного учреждения средствами по определенному графику и в определенных объемах. Потребность в бюджетном финансировании системы образования базируется на трех основных количественных параметрах: · численности учащихся (по соответствующим уровням обучения»; · сроках и условиях обучения (по соответствующим уровням); · материальной базе обучения. Технически расчет потребности в бюджетных средствах может осуществляться двумя основными путями: 1. Сводом расчетов потребности в средствах, проведенных непосредственно образовательным учреждением. Это процесс достаточно трудоемкий, требует большой работы по сбору и обработке экономической информации. Как и всякая сводная работа, приводит к большому количеству ошибок, дополнительных уточнений, согласований и т.д. В практической работе применяется при стабильной по срокам и условиям процедуре составления проекта бюджета и при наличии достаточного ресурса времени. Использовался в условиях плановой экономики, а также применяется сейчас в качестве элемента сбора экономической информации на уровне органов управления образованием.
2. Расчетом потребности в средствах, проводимых органом управления образованием соответствующего уровня. Условием проведения такого расчета является наличие необходимой статистической информации о сети подведомственных образовательных учреждений и необходимой методической базы. Данный подход отличается большей оперативностью, возможностью проведения расчетов «в любой момент» при выдаче исходных финансовых показателей, единым подходом к совокупности образовательных учреждений и, как результат, меньшей индивидуализацией расчетов. Основными исходными данными для расчета потребности в средствах являются: · контингент студентов, учащихся, воспитанников; · нормативы социального и материального обеспечения студентов, учащихся, воспитанников; · материальная база образовательных учреждений – кубатура зданий, занимаемые площади, приборы и оборудование, используемые в образовательном процессе. Источниками для получения этих данных являются формы статистического наблюдения, нормативные документы, данные бухгалтерской отчетности. Графически общая схема расчета представлена на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2. Общая схема потребности в бюджетных средствах [23, c.122]
ГОУ «ПУ-37» осуществляет деятельность по смете расходов и уточненному бюджету, утвержденному Комитетом по образованию Администрации Волгоградской области. В данной смете и уточненном бюджете отражается утвержденный для финансирования ГОУ «ПУ-37» в начале отчетного периода объем бюджетных денежных средств. По окончании отчетного периода составляется отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам (форма №2) и баланс исполнения сметы доходов и расходов (форма №1). Внебюджетные средства учитываются в уточненной смете доходов и расходов от предпринимательской и прочей, приносящей доход, деятельности на текущий период, которая согласовывается также с Комитетом по образованию Администрации Волгоградской области. По истечению отчетного периода составляется отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам (форма №4) и баланс исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам (форма 1-1).
Утвержденные сметы расходов за период с 2002 по 2004 год представлены в Приложении 2, 3, 4. Данные смет расходов отражены в сводной таблице 2.5. «Динамика утвержденных для финансирования ГОУ «ПУ-37» бюджетных средств за период с 2001 по 2003 гг.»
Таблица 2.5. Динамика утвержденных для финансирования ГОУ «ПУ-37» бюджетных средств за период с 2001 по 2003 гг, тыс. руб.
Продолжение Таблицы 2.5.
Как видно из Таблицы 2.5, объем бюджетных средств в рублевом эквиваленте за последние 3 года имеет тенденцию к росту. Общий объем финансирования, утвержденный на 2002 год, почти на 19 % превышает объем бюджетных средств, утвержденных к финансированию ГОУ «ПУ-37» в 2001 году, а объем, утвержденный на 2003 год – на 3 %. Существенный рост объема финансирования в 2002 году вызван увеличением объема финансирования следующих статей: · оплата труда гос. служащих – на 65,5 %; · начисления на оплату труда – на 65,5 %; · транспортные услуги – на 80 %; · оплата потребленной электроэнергии – на 20,4 %. В 2003 году по сравнению с 2002 годом увеличился объем утвержденного финансирования на следующие позиции: · приобретение предметов снабжения – на 17,5 %; · оплата коммунальных услуг – на 25 %, за счет роста финансирования на оплату потребления электроэнергии на 82.3 %. · оплата труда гос. служащих – на 7.5 %. В то же самое время объем финансирования на нижеперечисленные позиции сократился: · транспортные услуги; · оплата содержания помещений; · трансферты населению; · приобретение оборудования. Из года в год сокращается финансирование расходов на капитальный ремонт. Если рассмотреть объемы утвержденного финансирования за последние 3 года в долларовом эквиваленте, получим следующую картину: 2001 год – средний курс доллара за год равен 29 руб. 17 коп. Таким образом, в 2002 году утверждена сумма финансирования расходов ГОУ «ПУ-37», равная 3 297 200 руб. / 29 руб. 17 коп. = 113 034 $ 2002 год – средний курс доллара за год равен 31 руб. 34 коп. Таким образом, в 2003 году утверждена сумма финансирования расходов ГОУ «ПУ-37», равная 3 917 700 руб. / 31 руб. 34 коп. = 125 006 $ 2003 год – средний курс доллара за год равен 30 руб. 69 коп. Таким образом, в 2004 году утверждена сумма финансирования расходов ГОУ «ПУ-37», равная 4 029 000 руб. / 30 руб. 69 коп. = 131 281 $ В этом случае при сравнении полученных показателей получаем следующие темпы прироста:
Тпр1 = 125 006 $ / 113 034 $ * 100 % = 110.59 % Тпр2 = 131 281 $ / 125 006 $ * 100 % = 105.02 % Для того, чтобы определить в каком объеме утвержденные бюджетные средства были профинансированы рассмотрим еще одну сводную таблицу (см. Таблица 2.6.) на основании данных отчетов об исполнении сметы доходов и расходов (см. Приложение 18,19,20) и баланса сметы доходов и расходов. (см. Приложение 21,22,23)
Таблица 2.6. Динамика объема финансирования ГОУ «ПУ-37» за счет поступлений из бюджета за период с 2001 по 2003 гг. (тыс. руб.)
Продолжение Таблицы 2.6.
Как показывают данные Таблицы 2.6. ситуация с выполнением сметы финансирования с каждым годом улучшается. Если в 2001 году профинансировано было лишь 67,3 % от утвержденной Комитетом образования Администрации Волгоградской области сметы, то в 2003 - выполнение плана по сметному финансированию - 87.9 %, что на 20,6 % выше, чем в 2001 году и на 13 % выше, чем в 2002 году. Наиболее успешно обстоит дело с финансированием таких статей как: · оплата труда гражданских служащих; · начисления на оплату труда; · оплата коммунальных услуг. Хуже всего финансируются: · приобретение предметов снабжения · командировки и служебные разъезды; · транспортные услуги; · оплата услуг связи Также немаловажно рассмотреть динамику фактических расходов от выделенного финансирования. Эти данные представлены в Таблице 2.7.
Таблица 2.7. Динамика фактических расходов ГОУ «ПУ-37» за счет поступлений из бюджета за период с 2001 по 2003 гг. (тыс. руб.) .
Данные Таблицы 2.7. свидетельствуют, что из года в год объем фактических расходов занимает меньшую долю в объеме финансирования из бюджета. Таким образом, в 2001 году наблюдался перерасход бюджетных средств на 6.4 % за счет остатков денежных средств с прошлого года, в 2002 году фактические расходы укладываются в смету – 99.5 %, а в 2003 году наблюдается экономия бюджетных средств в размере 5 %. По статьям расхода: оплата труда государственных служащих; начисления на оплату труда и приобретение предметов снабжения перерасход наблюдается постоянно на протяжении 3-х лет. Помимо основной деятельности, ГОУ «ПУ-37» также осуществляет предпринимательскую деятельность и сдает в аренду помещения, получая от этого доход. Динамику доходов, утвержденных Комитетом образования Волгоградской области в смете доходов и расходов от предпринимательской деятельности и аренды оценить, используя данные Таблицы 2.4. Эти данные показывают изменения, произошедшие в структуре утвержденных доходов от предпринимательской деятельности ГОУ «ПУ-37». Из года в год растет доля утвержденных доходов от сдачи помещений в аренду с 27 до 61 %. В то же время доля добровольных пожертвований ежегодно снижается с 24 до 5 %. Общая динамика утвержденных доходов от предпринимательской деятельности характеризуется неуклонным ростом. Наблюдается рост утвержденных доходов в 2002 году по сравнению с 2001 годом на 17 %, а в 2003 году по сравнению с 2002 – на 19 %. Анализируя данные балансов исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам (Приложение 8,9,10), наблюдается следующая ситуация – не смотря на утвержденные сметой суммы доходов, фактически объем поступлений от предпринимательской деятельности гораздо ниже. В 2001 году он составил 67 775 руб., в 2002 году – 206 387 руб., в 2003 году - 356 668 руб. Что же касается динамики утвержденных расходов на осуществление предпринимательской деятельности, то эти данные можно получить, проанализировав Таблицу 2.8., построенную на базе данных сметы доходов и расходов от предпринимательской деятельности и аренды (см. Приложение 14,15, 16).
Таблица 2.8. Динамика утвержденных расходов на осуществление предпринимательской деятельности за период с 2001 по 2003 гг. (тыс. руб.)
Итак, на протяжении 3-х лет большую долю в структуре утвержденных на осуществление предпринимательской и прочей деятельности, приносящей доход, расходах имеет статья 111 000 или прочие текущие расходы на покупку товаров, в которую входят: оплата текущего ремонта оборудования, зданий и сооружений. Она составляет около 1/3 всех утвержденных сметой расходов на осуществление предпринимательской деятельности. Вторая по значимости статья 110 100 – оплата труда государственных служащих. Составляет около 1/5 всех утвержденных расходов. С каждым годом увеличивается доля приобретенных предметов снабжения, что происходит за счет увеличения утвержденных расходов на прочие расходные материалы. Общая динамика утвержденных расходов отличается их ростом. Утвержденные расходы в 2002 году по сравнению с 2001 годом возросли на 19 %, а в 2003 по сравнению с 2002 годом – на 32 %. Сравнивая данные о динамике утвержденных доходов и расходов от предпринимательской деятельности и аренды, мы видим, что ежегодно сумма расходов превышает сумму доходов на величину остатка денежных средств, остающихся в распоряжении учреждения с прошлого отчетного периода. То есть, в целом соблюдается соотношение: доходы от предпринимательской деятельности равны расходам на ее осуществление. Данные баланса сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам свидетельствуют, что фактические расходы на осуществление предпринимательской деятельности составили: В 2001 году – 128 577 руб., что больше, чем полученные доходы на 60 802 руб. В 2002 году – 142 508 руб., что меньше, чем полученные доходы на 63 879 руб. В 2003 году – 304 572 руб., что меньше, чем полученные доходы на 52 096 руб.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|