Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Аналитическое библиографическое описание статьи из книги.




Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

Гуманитарно-художественный институт

Кафедра культурологии

 

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

(библиография)

 

Методические рекомендации

для преподавателей

 

 

Нижний Новгород – 2006

 

    УДК 008   Методические рекомендации для студентов по дисциплине «История культуры (библиография)» включают содержание предмета в форме тематики лекционных занятий и материалы для организации самостоятельной работы студентов.    
       
     

Составитель: к. филос.н., ст. преподаватель А.М. Фирсова.

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………4

1. Тематика лекционных занятий …………………………………....4

2. Содержание практических занятий………………………………..9

3. Требования к оформлению ………........………………………….10

4. Вопросы к экзамену………………………………………………..38

Литература………………………………………..............…………….40

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Цели и задачи курса Целью учебного курса является изучение теории и истории библиотечного дела и библиографии как областей гуманитарного знания, необходимых для успешного обучения студента в вузе.

Задачи курса следующие:

- изучение методов подбора научной литературы;

- изучение методов анализа научной литературы;

- освоение правил оформления научно-библиографической записи;

- освоение правил оформления списка литературы научной работы студента;

- освоение правил оформления реферата, курсовой, выпускной квалификационной работы бакалавра и дипломной работы.

 

 

1. Тематика лекционных занятий

Тема 1. БИБЛИОТЕКИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА ( 4 часа )

Библиотеки государства Шумер, Вавилона, древнего Египта. Археологические находки. Библиотеки Ашшурбанипала и Рамзеса II. Глиняные таблички с клинописью - основные носители письменных документов. Копирование как единственный способ собирания библиотек в древнем мире.

Тема 2. БИБЛИОТЕКИ В АНТИЧНОЙ ГРЕЦИИ И ЭЛЛИНИЗМЕ

(4 часа)

Материалы и виды книжных рукописей в античности: папирус и пергамен, «свиток», «тетрадь» и «кодекс». Происхождение слова «библиотека». Афинская городская библиотека, библиотека Аристотеля в Ликее, Мусейон. Структура и функции библиотеки в античной Греции. Александрийская библиотека: история создания, развития и гибели. Библиотека Пергамского царства: специфика и судьба.

Тема 3. БИБЛИОТЕКИ В АНТИЧНОМ РИМЕ (4 часа)

Планы Юлия Цезаря по созданию в Риме первой публичной библиотеки. Библиотека в храме Свободы. Распространение в Римской империи публичных библиотек, их структура и местонахождение. Пути и способы пополнения библиотек в древнем Риме. Библиотека Цельса в Эфесе. Библиотеки в Восточной Римской империи – Византии.

Тема 4. БИБЛИОТЕКИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (4 часа)

Появление бумаги и библиотек в Китае. Императорская библиотека Цинь-ши-хуань-ди, библиотеки даосских и буддистских монастырей. Китайский «книжный двор». Библиотеки в арабском мире: «дом мудрости» в Багдаде, библиотека халифа в Кордове - структура и специфика. Легендарная библиотека царицы Савской в Абиссинии. Библиотека Питака-тайк в государстве Паган.

Библиотеки средневековой Руси. Ярослав Мудрый как основатель первой библиотеки на Руси. Монастырские библиотеки домонгольского периода. Библиотеки Северной Руси, возникновение библиотеки Соловецкого монастыря: Савватий и Зосима. «Досифеево данье». Библиотека Троице-Сергиева монастыря.

Библиотеки Западной Европы в средние века. Книжные собрания церквей, монастырей, монастырских школ, университетов, королей. «Прикованные» книги. Библиотеки средневековых университетов Италии, Франции, Англии, Германии, Чехии, Польши, Австрии, Швеции, Дании.

Бодлеанская библиотека Оксфорда - самая крупная университетская библиотека средневековой Европы

Тема 5. БИБЛИОТЕКИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (XV–XVII В) ( 4 часа )

Изменение в деятельности библиотек в эпоху Ренессанс: появление новых городских библиотек, расширение круга посетителей. Библиотеки Италии: Флоренция, Венеция, Ватикан. Тайны библиотеки Ватикана. Первые публичные библиотеки Европы (Франция, Италия, север Европы, Прибалтика). Библиотека испанского короля Филиппа II в Эскориале. Библиотека Страгова монастыря в Праге.

Русские библиотеки XV-XVII. Патриаршья библиотека, библиотеки монастырей, царских приказов. Легенды о библиотеке Ивана Грозного.

Тема 6. БИБЛИОТЕКИ В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ

(XVII-XVIII ВВ) ( 4 часа )

Национальная библиотека XVII-XVIII века как материализованная идея Энциклопедии. Библиотека Вольфенбюттеля (директор Готфрид Лейбниц) как крупнейшая в Европе XVII века. Библиотека Геттингенского университета. Австрийская национальная библиотека. Судьба библиотеки братьев Залуцких. Первая публичная библиотека США имени Бенджамена Франклина. «Книжные воры». Российские библиотеки XVIII века. Библиотеки Китая XVII-XVIII века. Немецкие и французские библиотеки XVIII века.

Тема 7. БИБЛИОТЕКИ XIX ВЕКА ( 4 часа )

Библиотека Британского музея. «Железная библиотека». Французская национальная библиотека, ее состояние и выход из кризиса. Герцогская библиотека в Веймаре. Гете как идеолог и реформатор библиотечного дела. Российские библиотеки. Императорская публичная библиотека в Санкт-Петербурге, ее просветительская и научная деятельность, первый директор – А.Н.Оленин.

Создание спецхрана и первые цензоры - И.А.Крылов, В.С. Сопиков. Создание библиотеки Румянцевского музея, ее значение и деятельность. Университетские, губернские и уездные библиотеки. Деятельность А.Ф.Смирдина по комплектованию уездных библиотек. Развитие и ужесточение цензуры.

Библиотеки США и Великобритании. Создание и развитие библиотеки Американского Конгресса. Публичные библиотеки Великобритании. Идея народной библиотеки в Германии. Книжное воровство как общеевропейское явление.

Тема 8. БИБЛИОТЕКИ XX ВЕКА ( 4 часа )

Библиотеки в Китае, Франции и Финляндии в начале XX века. Российские библиотеки в начале XX века. Реорганизация и расширение библиотеки Румянцевского музея. Влияние революции и смены режима на деятельность и работу библиотек: реорганизация, создание национализированных библиотек, лимит на частные библиотеки, инструкция о пересмотре фондов.

Судьба библиотек в Германии в период III рейха: давление государства, ограничение посещений, расовые чистки персонала, уничтожение «вредной» литературы.

Роль библиотек в США в период Великой экономической депрессии.

Библиотеки в СССР во время Великой Отечественной войны: рост читательского интереса, агитпункты, передвижки, библиотеки в бомбоубежищах.

Современное положение российских библиотек: критическая ситуация с обновлением фондов, смена круга читателей, информационных носителей.

«Культурные войны» в публичных библиотеках США в настоящее время. Общемировые дискуссии по поводу нового облика и функций современной библиотеки-медиатеки.

2. Содержание практических занятий

Анятие 1.

Освоение правилбиблиографического описания монографии.

Освоение правил библиографического описания сборника статей

Занятие 2.

Библиографическое описание книги одного автора.

Библиографическое описание книги двух-трех авторов.

Занятие 3

Библиографическое описание книги 4-х и более авторов

Библиографическое описание книги коллективного автора.

Занятие 4.

Библиографическое описание книги на название.

Аналитическое библиографическое описание статьи из книги.

 

Занятие 5.

 

Аналитическое библиографическое описание статьи из трудов.

 

Аналитическое библиографическое описание главы из книги.

 

Занятие 6.

Библиографическое описание статьи из непериодического сборника.

 

Занятие 7.

Библиографическое описание материалов конференции.

Библиографическое описание статьи из журнала.

 

Занятие 8.

Библиографическое описание статьи из газеты.

Библиографическое описание справочного издания.

 

Занятие 9.

Библиографическое описание автореферата диссертации.

Резюме на статью из периодического издания.

 

Занятие 10.

 

Разделы ББК: гуманитарные науки

Основные деления библиотечного каталога: принципы организации

 

3. Требования к оформлению

3.1. Требования к оформлению библиографической записи

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...