Структура бакалаврской/ дипломной работы
Бакалаврская /дипломная работа включает следующие структурные элементы: 1. Титульный лист. 2. Оглавление (содержание). 3. Введение. 4. Основной текст. 5. Заключение. 6. Список использованной литературы. 7. Приложения (если в них имеется необходимость). Титульный лист Наименование работы должно быть по возможности кратким, точно соответствовать ее содержанию. Иногда для большей конкретизации к названию добавляют (4-6 слов) подзаголовок. Формулировка тем дипломных работ в большинстве случаев состоит из 11 - 16 слов, включая предлоги, союзы и то, что указывается в скобках: (на примере..., на материале...) и т.д. Должности, ученые степени и ученые звания руководителя дипломного проекта, консультанта и рецензента разрешается сокращать. Например: д.филос.н. - доктор философских наук; д. ист.н. - доктор исторических наук; к.филос.н. - кандидат философских наук; к.ист.н. - кандидат исторических наук; акад. - академик; чл-корр. - член-корреспондент; проф. - профессор; доц. - доцент; с.н.с. - старший научный сотрудник; м.н.с. - младший научный сотрудник; ст. преп. - старший преподаватель; ассист. - ассистент.
Оглавление (содержание) бакалаврской/дипломной работы - это перечень разделов, подразделов или пунктов, составленное в той последовательности, в какой они даны в выпускной работе. Оглавление лучше привести в начале работы, так как при чтении это дает возможность сразу видеть структуру работы. Введение (вводная часть, предисловие) к бакалаврской/дипломной работе содержит четкое и краткое описание методологического аппарата выпускной работы (т.е. обоснование актуальности темы, формулировку проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы, задач исследования, описание использованных при выполнении работы методов исследования), характеристику используемых автором практических материалов и структуры работы. Методологический аппарат вместе с выводами - это самые важные части работы. Во введении характеризуется также состояние проблемы (на основе критического анализа литературы и изучения практики).
Актуальность темы. При обосновании актуальности темы исследования выпускник анализирует состояние реальной практики и опыта работы, научную литературу по данной теме, труды тех исследователей, которые уже в какой-то мере изучали этот вопрос. Раскрытие актуальности темы выпускной работы предполагает обоснованный ответ на вопрос: почему данную проблему нужно в настоящее время решать. Объект исследования. Для его определения следует ответить на вопрос: что рассматривать? Объектом исследования могут выступать проблемы, актуальные для культурной жизни планеты, континента, региона, государства, народа и т.д. Предмет исследования - это та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект. При этом выделяются главные, наиболее существенные (с точки зрения выпускника) признаки объекта. В качестве предмета исследования можно рассмотреть любые культурные процессы прошлого и настоящего. Цель исследования - это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в итоге работы над выпускной работой. Гипотеза исследования - это научное утверждение, представляющее собой вероятное решение проблемы. При формулировке гипотезы исследователь строит предположение о том, каким образом он намерен достичь поставленной цели исследования. Требования, предъявляемые к научным гипотезам, следующие: • эмпирическая проверяемость; • теоретическая обоснованность; • логическая обоснованность; • информативность; • предсказательность;
Следует отметить, что гипотеза на стадии подготовки плана-проспекта бакалаврской / дипломной работы может быть сформулирована лишь в общих чертах: она уточняется и дорабатывается в ходе теоретического изучения проблемы и анализа литературы. Структура ее должна быть соотнесена с целью и структурой работы. Гипотеза - это научное предположение, допущение, истинность которого не очевидна. Задачи исследования определяют после формулировки целей и гипотезы бакалаврской / дипломной работы. Задачи исследования конкретизируют общую цель исследования. Они основываются на теоретическом анализе проблемы и на оценке состояния ее решения в практике. Задачи исследования могут включать в себя следующие элементы: 1. Решение теоретических вопросов проблемы (выявление сущности понятий, разработки критериев, условий и т.п.). 2. Экспериментальное изучение практики решения проблемы, выявление ее реального состояния. 3. Обоснование и экспериментальная проверка предполагаемой системы мер, совокупности способов, условий, факторов, принципов и т.п., обеспечивающих решение проблемы. Следует отметить, что задачи работы в своей совокупности должны обеспечить достижение поставленной цели выпускной работы. Введение - это, как правило, короткий раздел из 4-5 страниц. Введение к научной работе, как и заключение, рекомендуется писать после полного завершения основной части. До того, как будет создана основная часть работы, невозможно написать хорошее введение, так как автор еще не вполне овладел материалами по теме. Основная часть Текст, расположенный между введением и заключением является основной частью (словосочетание «основная часть» в структуру работы не включается). Основная часть бакалаврской / дипломной работы может содержать несколько глав (обычно 2 или 3), в которых излагаются теоретические аспекты темы на основе анализа опубликованной литературы, рассматриваются дискуссионные вопросы, формулируется позиция, точка зрения автора (теоретическая часть); описываются проведенные выпускником наблюдения и эксперименты, методика исследования, расчеты, анализ экспериментальных данных (собранного фактического материала), полученные результаты (практическая часть). Содержание теоретической и практической частей определяется в зависимости от профиля специальности и темы бакалаврской / дипломной работы.
Деление работы на главы и параграфы осуществляется так, чтобы части работы были пропорциональными по объему и научному содержанию. Каждая глава содержит 2-3, иногда 4 параграфа. Важно, чтобы названия глав и параграфов выстраивались в определенную логическую последовательность. Название первой главы выпускной работы может быть созвучно проблеме исследования; второй главы - созвучно теме работы. Названия параграфов могут быть созвучны отдельным задачам исследования. Основная часть выпускной работы обычно содержит:
• обзор литературы по теме; • изложение научной гипотезы; • методику исследования; • результаты исследования; • комментарии (оценка полученных результатов); • заключение (выводы). Могут быть и другие варианты построения выпускной бакалаврской / дипломной работы. В обзоре литературы выпускник излагает теоретические основы и краткую историю поставленной проблемы. При этом важно не только описать и систематизировать то, что уже сделано учеными и практиками по теме дипломного исследования. Главное состоит в том, чтобы автор выпускной работы обосновал собственные научные и практические подходы, раскрыл основные позиции тех ученых и практиков, на работы которых он опирается. Не следует увлекаться цитированием; лучше излагать идеи и позиции ученых своими словами, сделав ссылки на их работы. Помимо этого, в работе должна присутствовать научная новизна, предлагаемая автором в области изучаемой проблемы (в области проводимых исследований. В следующих разделах автор описывает полученные результаты, дает всесторонний и объективный анализ собранного фактического материала, делает обобщения. Весь порядок изложения в выпускной работе должен быть подчинен руководящей идее, четко высказанной автором. Необходимо соблюдать логичность построения и целеустремленность изложения основного содержания. Каждая глава выпускной работы должна иметь определенное целевое назначение и являться базой для последующих.
Желательно, чтобы в каждой главе приводились краткие выводы. Это позволит четко сформулировать итоги каждого этапа исследования, освободить общие выводы по работе от второстепенных подробностей. В заключении подводятся итоги работы, формулируются основные выводы по результатам работы над темой; указывается практическая и теоретическая их значимость, возможности внедрения результатов работы, дальнейшие перспективы работы над темой. Оно раскрывает связь данной темы с более широкой проблемной областью с точки зрения перспектив дальнейших исследований проблемы. Поэтому в заключении, помимо формулировки результатов, говорится о том, какие вопросы остались не изученными, какие новые исследовательские вопросы возникли в результате работы и в каком направлении следует работать дальше. В заключении не следует повторять содержание введения, основной части работы, сделанные выводы по разделам. Заключение обычно занимает от 1,5 до 2 страниц. Список литературы помещается непосредственно после основного текста дипломной работы. В список включаются лишь те источники и литература, которые непосредственно использованы автором при работе над темой: цитируются, на них ссылаются, если они послужили отправной точкой при формировании концепции автора выпускной работы. Приводимый список свидетельствует об объеме использованных студентом-выпускником литературных источников, уровне изученности состояния исследуемой проблемы, навыков работы с научной литературой. Способы составления списка литературы и описание источников в соответствии с определенным библиографическим стандартом приведены выше.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|