Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стадии развития личности и стадии ритуализации Э. Эриксона.




Возрастная психология.

Проблема периодизации психического развития

Проблема возрастной периодизации психического развития - одна из самых трудных проблем в психологии человека. Изменения процессов психической жизни ребенка (и вообще человека) происходят не независимо одно от другого, но внутренне связаны друг с другом. Отдельные процессы (восприятие, память, мышление и т.д.) не являются самостоятельными линиями в психическом развитии. Каждый из психических процессов в своем реальном протекании и развитии зависит от личности в целом, от общего развития личности: направленности, характера, способностей, эмоциональных переживаний. Отсюда избирательный характер восприятия, запоминания и забывания и пр.
Любая периодизация жизненного цикла всегда соотносится с нормами культуры и имеет ценностно-нормативную характеристику. Возрастные категории всегда многозначны, потому что отражают условность возрастных границ. Это отражается и в терминологии возрастной психологии: детство, отрочество, юность, взрослость, зрелость, старость -возрастные границы этих периодов жизни человека непостоянны, в значительной степени зависят от уровня культурного, экономического, социального развития общества. Чем выше этот уровень, тем более разносторонне ориентированными в различных сферах науки и практики, более творчески развитыми должны быть люди, вступающие в самостоятельную трудовую деятельность, а это требует более длительной подготовки и увеличивает возрастные границы детства - юности; во-вторых, тем дольше сохраняется период зрелости личности, отодвигая старость к более поздним годам жизни и пр.
Существует множество попыток периодизации жизненного пути личности. В их основе лежат различные теоретические позиции авторов. Л.С. Выготский делил все попытки периодизации детства на три группы: по внешнему критерию, по какому-либо одному признаку детского развития, по системе существенных особенностей самого детского развития.
Так, французский психолог Р. Заззо строил периодизацию детства в соответствии с принятыми во Франции ступенями обучения и воспитания детей. Он выделял шесть периодов: 0-3, 3-6, 6-9, 9-12, 12-15, 15-18. И считал, что задачей психологов является не установление некоторых новых возрастных стадий, а только психологическое объяснение уже существующих. Л.С. Выготский признавал правомерность такой периодизации, считал, что процессы детского развития тесно связаны с воспитанием ребенка и обращал внимание на положительный момент таких периодизаций, заключающийся в выявлении важности смены социальных позиций ребенка, которые в решающей степени обусловлены именно организацией его воспитания и обучения. Такие периодизации существуют практически во всех странах, они представляют собой «общественно-детерминированные последовательные звенья процесса воспитания и являются научно правомерными исходными пунктами для подразделения психического развития на этапы» (Д.Б. Эльконин).
Вторая группа периодизации развития строится по принципу вычленения какого-либо «одного признака, детского развития как условного критерия для разделения его на отдельные периоды» (Л.С. Выготский).
Например, П.П. Блонский взял за основу периодизации детства такой признак созревания организма, как состояние зубов ребенка и выделил:
беззубое, молочнозубое и постояннозубое детство. При этом он считал основными характеристиками возраста вес ребенка, его конституцию, среду и поведение.
3. Фрейд считает «системообразующим» фактором всего развития в целом сексуальное развитие, которое начинается практически с рождения и проходит ряд этапов, различающихся господством определенных эрогенных зон. Это такие этапы:
1 - оральная фаза (1-й год жизни),
2 - анальная фаза (2-й и 3-й годы жизни),
3 - фаллическая фаза (4-й и 6-й годы жизни),
4 - латентный период,
5 - генитальная фаза (с начала пубертата).
Ж. Пиаже предложил периодизацию детского развития на основе теории когнитивного (интеллектуального) развития. Ж. Пиаже считает, что усвоение знания, усложнение и развитие мышления - следствие усложняющихся взаимодействий ребенка с миром. По его мнению, человек в течение всей жизни остается активным, любознательным и изобретательным. Он утверждал, что люди ищут контактов и взаимодействий с окружающим миром, вступают с ним в спор, но главное - интерпретируют события. Именно интерпретация, а не событие само по себе оказывает влияние на поведение человека. Он очень ярко показал, что все люди - и дети, и взрослые - постоянно пересматривают, перестраивают собственные знания о мире, стараются осмыслить свой прошлый опыт и организовать свои знания в связную систему.
Пиаже выделил четыре стадии когнитивного развития: сенсомоторная стадия (0-18 мес), дооперациональная (18 мес-7 лет), стадия конкретных операций (7-12 лет), стадия формальных операций (после 12 лет). Стадии сменяют друг друга в строго указанном порядке. Каждый нормальный ребенок должен последовательно пройти все стадии.
Ж. Пиаже уделил основное внимание процессам интеллектуального развития, оставив фактически в стороне вопросы личностного развития ребенка. Но ведь уровень развития личности в значительной степени и зависит от уровня развития ее интеллектуального потенциала.
Среди периодизаций, основанных на выделении существенных особенностей самого развития, следует назвать периодизацию Э. Эриксона, которая по полноте и систематичности описания возрастных периодов превосходит многие, разработанные до него. Периодизация Эриксона охватывает весь жизненный путь личности. Развитие, считает ученый, складывается из трех взаимосвязанных, хотя и автономных, процессов: соматического развития, развития сознательного «Я» и социального развития.

 

 

Стадии развития личности и стадии ритуализации Э. Эриксона.

Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития эго. Согласно его утверждению, эти стадии являются результатом эпигенетически развертывающегося «плана личности», который наследуется генетически. Каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии. Теоретические формулировки Эриксона касаются исключительно развития эго. Развитие личности: психосоциальные стадии по Э. Эриксону:
1. Младенчество. Соответствует оральной фазе психоанализа и охватывает первый год жизни. В этот период развивается параметр социального взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным – недоверие.

2. Раннее детство. Охватывает второй и третий год жизни, совпадая с анальной фазой фрейдизма. В этот период у ребенка развивается самостоятельность на основе развития его моторных и психических способностей. Ребенок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, толкать и тянуть, держать, опускать и бросать. Но если воспитатели проявляют нетерпение и спешат сделать за ребенка то, на что он и сам способен, у него развивается стыдливость и нерешительность.
3. Возраст игры. Третья стадия обычно приходится на возраст от четырех до 5л.
Дошкольник уже приобрел множество физических навыков, он умеет и на трехколесном велосипеде ездить, и бегать, и резать ножом, и камни швырять.
Он начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия других детей или подражать им. Изобретательность его проявляет себя и в речи, и в способности фантазировать. Социальный параметр этой стадии развивается между предприимчивостью на одном полюсе и чувством вины на другом.
4. Школьный возраст. Возраст от шести до одиннадцати лет, годы начальной школы. Классический психоанализ называет их латентной фазой. У ребенка развивается способность к дедукции, к организованным играм и регламентированным занятиям.
5. Юность (12-18 лет) ребенок сталкивается, как утверждает классический психоанализ, с пробуждением "любви и ревности" к родителям. Успешное решение этой проблемы зависит от того, найдет ли он предмет любви в собственном поколении.
Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям, которые появляются в результате этого созревания, у него развиваются и новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Важное место занимает его интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают.
6. Ранняя зрелость. Начало зрелости – иначе говоря, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, то есть от конца юности до начала среднего возраста.Эриксон указывает на специфический для этой стадии параметр, который заключен между положительным полюсом близости и отрицательным – одиночества.
7. Средняя зрелость Зрелый возраст, то есть уже тот период, когда дети стали подростками, а родители прочно связали себя с определенным родом занятий. На этой стадии появляется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглощенностью на другом.
8. Поздняя зрелость. период, когда основная работа жизни закончилась и для человека наступает время размышлений и забав с внуками, если они есть. Психосоциальный параметр этого периода заключен между цельностью и безнадежностью. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...