Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика младшего школьника




В среднем возрасте происходит более медленный и плавный рост ребенка по сравнению с первыми двумя годами жизни. Шестилетний ребенок в среднем весит 20,5 кг, а его рост равен 106 см. С момента поступления детей в школу наступает период равномерного роста, который длиться примерно до 9 лет у девочек и до 11 лет у мальчиков, то есть до того времени, когда начинается пубертатный скачок роста.

На протяжении детства наблюдаются значительные вариации в темпах и степени роста. Они могут возникать под воздействием среды, питания, половых различий и генетических факторов.

Хотя ход физического в среднем детстве у большинства детей одинаков, не у всех детей процесс созревания идет с одинаковой скоростью. Важно помнить, что индивидуальному развитию присущи очень большие вариации и что эта изменчивостть увеличивается на всем протяжении периода среднего детства.

По мере того, как тело растет в доступных простому наблюдению измерениях, происходят и внутренние изменения. Эти изменения охватывают скелетную систему, подкожный жировой слой и мышечные ткани, а также головной мозг.

В среднем возрасте происходит удлинение костей по мере увеличения тела в продольном и поперечном размерах.

Идет уменьшение подкожного жирового слоя. Мышцы увеличиваются по длине, ширине и толщине.

Между шестью и восемью годами передний мозг испытывает небольшой скачок. К 8 годам мозг ребенка составляет 90% от величины мозга взрослого. В период среднего детства развитие мозга, по-видимому, влечет за собой более эффективное функционирование различных структур, например, лобных долей (коры головного мозга). Лобные доли ответственны за мышление и сознание. Эта часть головного мозга несколько увеличивает площадь поверхности вследствие непрерывного ветвления нервных волокон. Кроме того в эти годы более явной становится латерализация полушарий Г.М. Мозолистое тело - главное связующее звено между полушариями - созревает как в структурном, так и в функциональном отношении. Именно в этот период ребенок переходит с одной стадии когнитивного развития (по Пиаже) на другую.

В период среднего детства у ребенка продолжается развитие силы, быстроты, координации и контроля, необходимых для совершенствования тонкой и грубой моторики.

Ребенок младшего школьного возраста способен выполнять контролируемые, целенаправленные движения. Эти движения выполняются размеренно и с относительно небольшим количеством механических ошибок, например в постановке стопы или действиях рук.

Тонкая моторика, позволяющая детям руками все сложные и точные движения, также быстро развивается на протяжении среднего детства, и это развитие начинается ещё до того, как ребенок пойдет в первый класс.

Большинство необходимых для письма тонких моторных навыков развивается на 6-7-м году жизни ребенка. Однако, некоторые совершенно нормальные дети не способны нарисовать ромб или освоить написание отдельных букв вплоть до восьмилетнего возраста.

Совершенное развитие своим телом, развивающееся у детей на протяжении этого периода, наделяет их чувством «Я могу» и позволяет оценить себя по достоинству, что, безусловно, важно для психического здоровья. Кроме того, умение хорошо владеть своим телом способствует признанию со стороны сверстников.

Мышление. Мышление 12-летнего ребенка существенно отличается от мышления 5-летнего. Это различие обусловлено не только гораздо большим объемом знаний, накапливаемых к 12 годам, но и различиями в способах мышления и обработки информации у дошкольников и младших школьников. Согласно теории Пиаже, учащийся начальной школы находится на стадии развития интеллекта, соответствующей уровню конкретных операций. Ограничения мышления, характерные для среднего возраста, сказываются на только на познании окружающего мира, но и на самовосприятии детей.

Интеллектуальное развитие детей происходит главным образом в школе. Поступление в школу является важной вехой в жизни каждого ребенка. И, по всей видимости, не случаен тот факт, что в большинстве культур систематическое обучение начинается в возрасте 5-7 лет. Между 5 и 7 годами многие когнитивные, речевые и перцептивно-моторные навыки становятся более совершенными и взаимосвязанными, что значительно облегчает некоторые виды научения и повышает их эффективность.

Согласно теории Пиаже, возраст между 5 и 7 годами знаменует собой переход от дооперационального мышления к мышлению на уровне конкретных операций. Мышление становится менее интуитивным и эгоцентричным, потспенно превращаясь в логическое. Мышление детей становится более обратимым гибким и сложным. Дети начинают обращать внимание на то, как объект меняет свой вид в процессе преобразований, и способны с помощью логических рассуждений согласовать эти различия во внешнем виде объекта. Они способны устанавливать причинно-следственные связи, особенно если конкретный объект находится прямо перед ними и можно непосредственно наблюдать происходящие с ним изменения.

Дети, достигшие уровня конкретных операций, способны теоретически рассуждать о мире, в котором живут. Они размышляют о том, что может произойти в ближайшем будущем ожидают наиболее вероятных событий; строят догадки по поводу определенных условий и затем проверяют свои предположения.

Пиаже определял операцию как «обратимое умственное действие». Следовательно, в границах периода конкретных операций дети способны выполнять в уме обратимые действия только с реальными, конкретными объектами, но не с абстрактными идеями.

Дети приобретают эту более сложную и тонкую форму мышления в процессе активного исследования физической среды, задавая себе вопросы и, в основном, самостоятельно находя на них ответы.

На стадии конкретных операций заметное развитие получают многие способности памяти. В возрасте от 5 до 7 лет способность перечислять по памяти запомненные предметы значительно повышается. В это время большинство детей начинают осознано ставить себе задачу запомнить определенный материал.

Учащиеся начальных классов усваивают различные стратегии, помогающие им запомнить материал.

Метакогнитивные навыки также развиваются на протяжении среднего детства. Под метапознанием понимают сложные интеллектуальные процессы, позволяющие детям осуществлять текущий контроль за своим мышлением, памятью, знаниями, целями и действиями. В период среднего детства дети развивают метакогнитивную способность, которой пользуются при планировании своих действий, принятии решений и выборе эффективных стратегий памяти и решения задач.

Среднее детство - это время, когда дети совершенствуют навыки устной речи. По мере того как продолжает расширяться словарный запас детей, они овладевают все более сложными грамматическими структурами и более тонким словоупотреблением.

Хотя развитие устной речи в течение этого периода буквально бросается в глаза, оно часто отходит на второй план перед развитием грамотности. Пожалуй, наибольшим достижением языкового развития в период среднего детства является развитие навыков, связанных с чтением и письмом. Подобно тому, как дошкольники выучиваются говорить и понимать устную речь, дети школьного возраста выучиваются читать и писать.

Несмотря на что чтение требует освоения фонетики и приобретения навыков декодирования графем, а письмо - совершенствования тонких моторных навыков, необходимых для написания букв, ошибочно было бы сводить суть этих крупных достижений к таким ограниченным компонентам. Ведь чтение - это еще и восприятие смысла письменного текста, а письмо еще и передача смысла в письменной форме. И чтение, и письмо - это формы символической коммуникации, предполагающие помимо прочего, наличие внимания, восприятия, памяти, ассоциаций с имеющимися знаниями и конкретного контекста.

Именно посредством символической коммуникации дети научаются осуществлять связь с внешним миром воздействовать на внутренний мир собственных мыслей и чувств.

В оде нормального, полноценного развития ребенка важнейшая роль принадлежит школе. Именно здесь дети проверяют свои интеллектуальные, физические, социальные и эмоциональные данные и получают возможность определить, насколько они соответствуют стандартам, установленным родителями, учителями и обществом в целом. В школе дети приобретают уверенность в своей способности овладевать знаниями о мире и развивать социальные отношения со сверстниками.

Поступив в школу, дети сталкиваются с рядом требований и ожиданий со стороны нового окружения, причем существует значительная разница между этими требованиями и теми, к которым ребенок привык дома. Дети существенно различаются в том, насколько хорошо они приспосабливаются к новым требованиям. Они также различаются по своей способности к критическому мышлению. С другой стороны, их родители различаются в том, насколько они помогают своим детям учиться.

С началом школьного обучения дети, возможно, впервые в жизни, отделяются от своих родителей и должны притупить к установлению доверительных отношений с незнакомыми взрослыми. В тоже время им предоставляется больше независимости.

Независимо от того, в какую школу поступает ребенок, всегда существует огромное различие между тем, что считается приемлемым и ожидаемым от него дома, и новыми требованиями, предъявляемыми к нему школой. Чем сильнее это различие, тем труднее будет ребенку приспособиться к новым условиям. От детей, которые только что начали интернализовать нормы жизни своей семьи, ожидают приспособления к полностью новому набору требований. Успешность этого перехода зависит от общей обстановки в семье и школе, а также от особенностей индивидуального развития ребенка. От того, насколько хорошо справился ребенок с новыми формами зависимости, расширением автономии, с необходимостью соблюдать установленную в школе дисциплину, обуздывать свою агрессивность и прислушиваться к голосу совести, будет зависеть адаптация его к школьной жизни. Хотя учителя признают, что внутренние ресурсы первоклассника могут быть весьма надежными, от него требуют такой приспосабливаемости, какой редко ожидают даже от взрослых.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...