Оценка структурной надежности сети
Надежностью сети связи будем называть ее свойство, заключающееся в способности сети выполнять заданные функции (доставка сообщений,выдача справочной информации и т.д.) в определенных условиях эксплуатации. Для сетей связи, являющихся сложными многофункциональными системами, можно выделить два основных аспекта надежности, которые условимся называть аппаратурным и структурным. Под аппаратурным аспектом будем понимать проблему надежности аппаратуры, отдельных устройств и их элементов, входящих в узлы и линии сети. Структурный аспект отражает функционирование сети в целом в зависимости от работоспособности или отказов узлов (станций, пунктов) или линий сети, т.е. он связан с возможность существования в сети путей доставки информации. В курсовом проекте будем рассматривать только структурную надежность сети связи. В этом случае первичная сеть связи может быть представлена в виде вероятностного графа. Веса элементов графа (узлов и линий связи) представляются надежностными показателями. Например, коэффициентами готовности – Кг. Под коэффициентом готовности элемента сети понимается вероятность исправного (работоспособного) состояния данного элемента в произвольный момент времени в процессе эксплуатации. Для упрощения расчетов будем предполагать, что элементы сети, с точки зрения воздействующего фактора, являются статистически независимыми. На рисунке 6.1 представлена модель сети, используемая для оценки структурной надежности в курсовом проекте.
Коэффициенты готовности участков кольца могут быть рассчитаны по методике, изложенной в [10]. В курсовом проекте принимаем коэффициент готовности равный 0.99 или 0.999 на фиксированную длину участка кольца (L=5км; L=10км и т.д.). В качестве показателя оценки структурной надежности будем использовать математическое ожидание числа связей М(Х) на ГТС. Для определения М(Х) воспользуемся следующим алгоритмом: 1. Определим максимальное число связей на ГТС. Для этого используем матрицу М, заполненную в разделе 5.2. 2. Определим списки путей, которые могут быть использованы для доставки информации от УКi до УКj сети в нормальных и аварийных условиях. 3. Для каждой пары узлов определим вероятность их связности. 4. Произведем суммирование значений вероятностей связности различных пар узлов сети. В результате получим абсолютное значение математического ожидания числа связей сети – М(Х). Удобнее и нагляднее данную величину выразить в относительных единицах. Тогда величина М(Х)отн. может быть рассчитана по формуле: М(Х)отн. = (М(Х)/Nmax)·100%, где Nmax – максимальное (заданное) число связей в сети при условии, что все элементы сети абсолютно надежны и узлы связаны по принципу «каждый с каждым». Nmax =m(m-1),
где m-число узлов коммутации(РАТС,АМТС и т.д.) на сети. Для определения вероятности связности узла i с узлом j воспользуемся следующей методикой: 1. Определим список путей, которые могут быть использованы для связи узла i с узлом j. 2. Определим надежность каждого из указанных путей. 3. Воспользуемся формулой для расчета вероятности суммы совместных событий: где t - число путей, которые могут быть использованы для связи узла i с узлом j; Ак – событие, поставленное в соответствие i-ому исправному пути k=(); Р(Ак) – вероятность наступления события Ак; Р(Ак Ç Аm) – вероятность совместного наступления двух событий Ак и Аm;
Р(А1 Ç А2 …Аt) – вероятность совместного наступления t событий Аi; P(UAk) – вероятность наступления хотя бы одного события Ак (к= ()). С учетом условия совместимости, показатели коэффициентов готовности элементов сети, входящих в любое из указанных выше выражений формулы для расчета вероятности суммы совместных событий, заменяется на первую степень. Пример. Определить математическое ожидание числа связей М(Х)отн. для сети, представленной на рисунке 6.2, при условии, что используются все допустимые пути для связи узлов сети и коэффициент готовности каждой линии связи (ребер графа сети) равен Кг = 0,9.
Для решения задачи воспользуемся рассмотренным выше алгоритмом. 1. Определим список путей, связывающих узлы сети. m112={b12}, m212 = {b13,b23}; m113 = {b13}, m213 = {b12,b23}; m114 = {b13, b34}, m214 = {b21,b23,b34}; m121 = {b12}, m221 = {b13,b23}; m123 = {b23}, m223 = {b12,b13}; m124 = {b23,b34}, m224 = {b12,b13,b34}; m132 = {b23}, m232 = {b13,b12}; m131 = {b13}, m231 = {b12,b23}; m134 = {b34}; m141 = {b13, b34}, m241 = {b12,b23,b34}; m142 = {b23,b34}, m242 = {b12,b13,b34}; m143 = {b34}. 2. Определим надежность каждого из указанных путей. Н(m112) = Н(m121) = К21, Н(m113) = Н(m131) = К23, Н(m123) = Н(m132) = К23, Н(m134) = Н(m143) = К34, Н(m114) = Н(m141) = К13* К34, Н(m124) = Н(m142) = К23* К34, Н(m212) = Н(m221) = К13* К23, Н(m214) = Н(m231) = К21* К23, Н(m223) = Н(m232) = К13* К21, Н(m214) = Н(m241) = К21* К23* К34, Н(m224) = Н(m242) = К21* К13*К34.
3. Определим вероятности связности для каждой пары узлов сети. Р12 = Р21 = К21 + К13 К23 - К21 К13 К23; Р13 = Р31 = К13 + К21 К23 - К21 К13 К23; Р14 = Р41 = К13 К34 + К21 К23 К34 – К13 К21 К23 К34; Р23 = Р32 = К23 + К13 К21 – К13 К21 К23; Р24 = Р42 = К23 К34 + К21 К13 К34 – К13 К21 К23 К34; Р34 = Р43 = К34; 4. Определим математическое ожидание числа связей в сети М(Х). М(Х) = Р12 + Р21 + Р13 + Р31 + Р14 + Р41 + Р23 + Р32 + Р24 + Р42 + Р34 + Р43. Определим максимальное число связей в сети при абсолютно надежных элементах. N = m (m-1) = 4 x 3 = 12. Определим М(Х)отн.,подставив значение Кг = 0,9 в выражение, полученное в пункте 4. М(Х)отн. = М(Х)/ (m (m-1)) 100% = (10.3576 /12) 100% = 86,31% В курсовом проекте следует изобразить модель анализируемой сети и оценить структурную надежность кольца, используя в качестве показателя структурной надежности М(Х)отн., а также указать способы повышения надежности сети.
Контрольные вопросы
1. Что понимается под структурной надежностью сети связи?
2. Какие модели сети используются для оценки структурной надежности? 3. Укажите показатели, которые используются для количест- венной оценки структурной надежности сети связи. 4. Поясните смысл значения коэффициента готовности участ- ка сети SDH. 5. Какие исходные данные необходимы для расчета математи- ческого ожидания числа связей в сети? 6. Перечислите основные способы повышения структурной надежности.
Литература
1. Основные положения развития взаимоувязанной сети связи РФ на перспективу до 2005 года. Руководящий документ. Книга 3 - М.: ГКЭ, 1996. 2. Крук Б.И., Попантонопуло В.Н., Шувалов В.П. Телекоммуникационные сети и системы: Учебное пособие для вузов и колледжей.- Новосибирск: СиБГАТИ, 1997. 3. Синхронная цифровая иерархия. Учебное пособие под ред. Крука Б.И. – Новосибирск: Издательство СибГАТИ, 1998. 4. Слепов Н.Н. Синхронные цифровые сети SDH. –М.: Эко-трендз. 1998. 5. Заславский К.Е., Фокин В.Г. Проектирование оптической транспортной сети. Учебное пособие.-Новосибирск: СибГУТИ, 1999. 6. Нормы технологического проектирования. Городские и сельские телефонные сети. НТП 112-2000.-М.: ЦНТИ «Информсвязь», – 2000. 7. Соколов Н.А. Эволюция местных телефонных сетей. – Пермь: Книга, 1994. 8. Ионов А.Д. Волоконная оптика в системе связи и коммутации. Часть 1. Учебное пособие. – Новосибирск: СибГАТИ, 1998. 9. Линии передачи волоконно - оптические на магистральной и внутризоновоых первичных сетях ВСС России. Техническая эксплуатация. Руководящий технический материал. – М.: Минсвязи, Россия, 2000.
Приложение А Средняя исходящая нагрузка для различных источников нагрузки.
Приложение Б Нормы, используемые при расчете нагрузки по различным направлениям на ГТС.
Приложение В Таблица первой формулы Эрланга
Продолжение таблицы приложения В.
Приложение Г Величины коэффициентов a и b в формуле О’Делла при различных значениях Dэф и Р
Приложение Д
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|