Связь с последующими дисциплинами
Успешное освоение дисциплины «Внешнеэкономическая деятельность в туризме» необходимо для изучения курсов «Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия», «Управление качеством услуг в туризме», «Комплексный анализ туристских рынков», «Управление туристской фирмой». Содержание наиболее значимых тем курса «Внешнеэкономическая деятельность в туризме» для освоения указанных дисциплин: правовые основы внешнеэкономической деятельности предприятий, порядок осуществления внешнеэкономических и валютных операций, виды международного туризма и их организационные формы, инструменты и системы международных расчётов, организация и управление транспортной составляющей в системе международных бизнес-операций, правила подготовки и реализации внешнеторговых операций, стандарты внешнеторговой документации, проектирование организационных структур предприятий туристской отрасли в соответствии с международными стандартами, методы и инструменты маркетинговых исследований, сегментация туристского рынка и позиционирование туристских услуг, определение эффективности менеджмента внешнеэкономической деятельности в туризме.
Требования к уровню освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины «Внешнеэкономическая деятельность в туризме» студент должен знать: 1. правовые основы внешнеэкономической деятельности предприятий в сфере производства и реализации товаров и услуг; 2. особенности экономической сферы деятельности туристских предприятий на международном рынке; 3. методы выбора и изучения партнеров при выходе на зарубежные рынки; 4. основные условия формирования внешнеторговых контрактов;
5. виды внешнеторговой документации и делового протокола; 6. базисные и транспортные условия контрактов купли-продажи; 7. порядок заключения, виды и основное содержание договора страхования.
Студент должен уметь: 1. выявлять проблемы внешнеэкономической деятельности предприятий индустрии туризма, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты; 2. систематизировать и обобщать информацию по вопросам внешнеэкономической деятельности; 3. разрабатывать проекты выхода предприятий на внешние рынки; 4.оформлять договор о предоставлении туристических услуг; 5.использовать информационные технологии для решения задач эффективной внешнеэкономической деятельности.
Студент должен приобрести навыки: 1. разработки ценовой стратегии для обеспечения эффективной деятельности на международных рынках; 2. осуществления подготовки международных торговых сделок, анализа и расчета контрактных цен; 3. выбора условий платежа и форм расчетов по внешнеэкономическим сделкам; 4. применение информационных технологий в системе по внешнеэкономической деятельности; 5. организации, управления и мониторинга выполнения условий международных контрактов.
3. Распределение учебных занятий по семестрам и тематический план изучения дисциплины Распределение видов и часов учебных занятий дисциплины по семестрам
Распределение видов и часов учебных занятий дисциплины по семестрам осуществляется в соответствии с учебным планом и представлено в таблице 1.
Таблица 1.
Распределение видов и часов учебных занятий по семестрам
3.2. Тематический план изучения дисциплины
Таблица 2. Тематический план изучения дисциплины
Содержание дисциплины Теоретический курс Тема 1. Основы внешнеэкономической деятельности.
Основные категории ВЭД. Процесс, условия и результаты ВЭД. Классификация видов ВЭД. Этапы реформы ВЭД в РФ. Современное состояние и проблемы развития внешнеэкономических связей (ВЭС) РФ. Операции по купле-продаже товаров. Международные сделки по экспорту и импорту услуг.
Тема 2. Регулирование ВЭД в РФ 2.1. Государственное регулирование ВЭД в РФ Цели и принципы государственного регулирования ВЭД в РФ. Органы, регулирующие ВЭД в РФ: состав, характеристика, функции. Организации, содействующие развитию ВЭД в РФ: состав, характеристика, функции. Законодательная база госрегулирования ВЭД в РФ.
2.2. Инструменты государственного регулирования ВЭД в РФ Сущность и классификация инструментария госрегулирования ВЭД в РФ. Протекционистские меры регулирования ВЭД и меры либерализации. Экономические методы государственного регулирования ВЭД. Административные методы государственного регулирования ВЭД. Торгово-политические методы государственного регулирования ВЭД. Тарифные методы госрегулирования ВЭД. Нетарифные методы государственного регулирования ВЭД: лицензирование, квотирование (контингентирование). 2.3. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД в РФ Основные понятия и цели таможенного регулирования. Законодательная база системы таможенного регулирования в РФ. Органы, осуществляющие таможенное регулирование в РФ. Таможенный тариф в системе мер государственного регулирования ВЭД. Виды таможенных режимов. Таможенные пошлины и их виды. Таможенные процедуры. Таможенная стоимость и методы ее определения. Таможенная документация.
2.4. Валютно-кредитное регулирование ВЭД Основы валютного законодательства РФ. Система государственного валютного регулирования РФ. Регулирование валютных операций и валютный контроль. Паспорт сделки. Распределение валютной выручки. Кредитование ВЭД, кредитование внешнеторговых операций и международных проектов.
Тема 3. Особенности менеджмента и маркетинга во внешне-экономической деятельности 3.1. Организация управления внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия. Обоснование решения выхода российского предприятия на внешние рынки. Планирование внешнеэкономической деятельности на уровне фирмы. Формы организации внешнеэкономической службы на уровне предприятия. Принципы формирования организационных структур управления ВЭД. Управление внешнеэкономической деятельностью. Контроль и оценка эффективности ВЭД. Информационное обеспечение внешнеэкономической деятельности. 3.2. Организационные формы присутствия на внешнем рынке
Виды внешнеэкономических предприятий. Торговые операции на условиях «туристского варианта». Представительские фирмы. Представительство без права коммерческой деятельности. Представительство с правом коммерческой деятельности. Торговое представительство за рубежом с российскими инвестициями. Предприятие по оказанию услуг с участием российского капитала. Производственное предприятие за рубежом с участием российского капитала. 3.3. Сущность международного маркетинга Международный маркетинг: возможные подходы к ведению международного бизнеса. Маркетинговые мероприятия. Функции международного маркетинга. Специфические условия проведения международного маркетинга. 3.4. Маркетинговые исследования за рубежом Направления международных маркетинговых исследований. Этапы проведения международных маркетинговых исследований. Описание партнера или конкурента, этапы оценки. Основные показатели деятельности зарубежных фирм. Сравнительный анализ конкурентных позиций фирмы на внешних рынках. Конкурентоспособность товаров на внешних рынках.
Тема 4. Международная торговля туристическими услугами 4.1.Содержание и значение услуг по международному туризму в современных условиях. Характерные особенности и своеобразные достоинства туристских услуг как товара. Международный туризм, как одна из форм международных, экономических отношений. Экономика международного туризма в разных регионах мира, РФ и тенденции его развития. Техника и технологические основы развития международного туризма. Прогноз основных тенденций развития международного туризма и её географический разрез. 4.2. Виды договоров о предоставлении туристических услуг Базовые взаимоотношения между производителями туристских услуг и туристскими фирмами. Особенности отношений между туристскими фирмами и клиентами-туристами. Агентские соглашения (лицензии) – правовая основа деятельности туристских агентств. Объем и характер типового агентского соглашения. Договор франшизы. Система франшизы как основа внедрения международных стандартов сервиса и менеджмента. Ваучер, как обменный ордер для отношений между клиентом туристом и туристским агентством.
Тема 5. Сущность, формы и условия развития ВЭД в туризме 5.1. Эволюция организационных форм международного туризма и появления развитой туристской индустрии Функции и характер деятельности фирм, осуществляющих операции по международному туризму. Туристическое агентство как посредническая розничная фирма: независимые и дочерние компании. Устранение конкуренции со стороны монополии, процессы поглощения и разорения мелких турагентств – тенденция современности.
Туроператорская фирма как туристическая оптовая фирма – посредник между предприятиями туристской индустрии и турагентствами. Специализация туроператорских фирм с использованием арендованных (чартерных) самолетов, автобусных экскурсий, железнодорожных экскурсий, морских экскурсий. Туристская корпорация – организационно-правовая форма объединений и кооперация в туристской сфере. Международные кооперированные организации, осуществляющие централизованную деятельность на международном туристском рынке. 5.2. Развитие международного туризма в России Современное состояние туристического рынка России: экономика, инфраструктура, технология. Объективные и субъективные причины неразвитости российского туризма и его присутствия на международном рынке. Туристский потенциал РФ. Российская туристская отрасль – зарождающийся сектор экономики. Цель развития – применение ограничения для деятельности иностранных туристских компаний для выравнивания на нем конкурентной ситуации.
Тема 6. Внешнеторговый контракт 6.1. Взаимодействие и коммуникации с иностранными партнерами Способы установления контактов с зарубежными контрагентами. Общие правила проведения международных встреч. Типовая схема ведения переговоров. Способы ведения переговоров. Особенности деловых партнеров – представителей разных стран. Деловой протокол. 6.2. Внешнеторговый контракт: подготовка, заключение и реализация. Правовая основа международных коммерческих операций. Источники правового регулирования международных договоров купли-продажи товаров. Понятие «сделка», «контракт», «соглашение», «договор». Основные признаки международного договора купли-продажи товаров. Способы заключения международных договоров купли-продажи. Форма международного договора купли-продажи. Структура и содержание внешнеторгового контракта (ВТК): преамбула, предмет контракта, количество товара, качество товара, сроки и дата поставки. Базисные условия поставки, цена и общая сумма контракта, условия платежа, упаковка и маркировка, порядок отгрузки, условия сдачи и приемки товара по количеству и качеству, гарантии и рекламации. Условия страхования, штрафные санкции, форс-мажор, арбитраж, прочие условия. Способы снижения рисков при реализации контрактных обязательств. Контроль исполнения ВТК.
Тема 7. Международные торговые расчеты 7.1. Основные способы платежа: авансовый платеж и оплата после отгрузки. Метод платежа: расчеты банковскими переводами. Технология аккредитивной формы расчетов. Виды аккредитивов и особенности их реализации. Расчеты в форме «инкассо». 7.2. Формулировка в контракте аккредитивной и инкассовой форм расчетов. Унифицированные правила и обычаи документарных форм платежей. Расчеты чеками. Расчеты при рассрочках платежа. Документы, используемые при расчетах. Международные денежные переводы по системе SWIFT.
Тема 8. Международные посреднические и транспортные операции 8.1. Международные посреднические операции Целесообразность участия посредников. Посреднические операции: простые посреднические операции, поручительские операции, комиссионные операции, дилерские операции. Система зарубежных посредников. Вознаграждение посредников. Посредничество на российских рынках. 8.2. Транспортные операции во внешне-экономической деятельности. Международные транспортные операции: признаки и виды. Участники транспортных операций. Выбор перевозчика, экспедитора, оператора: основные критерии. Транспортные условия сделки. Организация транспортных операций при морских, воздушных, железнодорожных и автомобильных перевозках. Транспортная документация.
Тема 9. Страхование ВЭД предприятий. 9.1. Страхование и внешнеторговый контракт Транспортное страхование грузов (страхование КАРГО). Страховые риски и условия страхования грузов. Содержание и порядок заключения договора страхования грузов. Страховой сертификат. Объем страховой ответственности страховщика, страховая сумма и срок действия договора. Исполнение договора страхования и выплата страхового возмещения. 9.2.Страхование транспортных средств (КАСКО) Виды страхуемых рисков, предмет и объект страхования: объем страховой ответственности страховщика, страховая сумма, срок страхования. Страховая премия и страховые тарифы. Взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая. Страхование контейнеров. 9.3. Страхование ответственности перевозчиков Предметы, объекты и субъекты страхования ответственности перевозчиков. Страховые риски (случаи по страхованию ответственности перевозчика). Страховая сумма, порядок заключения договора. Страховая премия и страховые тарифы. Взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая.
Тема 10. Формы выхода на внешний рынок 10.1. Опосредованный и прямой выход на рынок Типы внешнеторговых посредников. Договорная практика работы с внешнеторговыми посредниками. 10.2. Торговые операции состязательного типа Виды товарных бирж и организация их работы. Особенности аукционных торгов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|