Организация и характеристика основных санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Эти мероприятия проводятся в соответствии с существующим планом противобактериологической защиты. Этот план разрабатывается специалистами санитарно-эпидемиологической службы совместно с сотрудниками общемедицинской сети, согласовывается с вышестоящим органом здравоохранения и утверждается мэром города, границей района, города и т.п. Общее руководство и контроль за проведением мероприятий по локализации и ликвидации очага бедствия осуществляет Чрезвычайная противоэпидемическая комиссия (ЧПК). В ее задачи входит: ^ утверждение плана ликвидации очага; ^ назначение начальника очага и начальника штаба по ликвидации очага, ^ определение сроков введения и снятия ограничительных и режимных мероприятий; ^ оказание административной, консультативной и методической помощи различным службам; ^ заслушивание ответственных лиц о состоянии работы по ликвидации очага; ^ корректировка плана ликвидации очага в зависимости от складывающейся обстановки. Состав штаба по ликвидации очага определяется конкретной эпидемиологической ситуацией, масштабом очага, особенностями возбудителя заболевания и объемом необходимых работ. Как правило, в состав штаба входят начальники служб, а также консультанты по данной инфекции из числа сотрудников санитарно-эпидемиологической службы, лечебно-профилактических и научных учреждений. В штабе организуется круглосуточное дежурство. Начальник штаба составляет и представляет в ЧПК план ликвидации очага. Кроме того, он ежедневно представляет начальнику очага и в ЧПК оперативную информацию о состоянии заболеваемости в очаге и проводимых мероприятиях. Для более дифференцированного и четкого выполнения мероприятий по локализации и ликвидации очагов поражения создаются специализированные службы - административная, противоэпидемическая, карантинная, лечебно-профилакти-ческая и служба материально-технического обеспечения, выполняющие определенные задачи. Эти службы возглавляют начальники, выделенные из состава соответствующих подразделений.
Руководители объектов, где возник очаг и проводится комплекс мероприятий, создают условия для введения в случае необходимости противоэпидемического режима включая обеззараживание территории и производственных помещений, а также санитарную обработку рабочих и служащих. Эти мероприятия проводятся силами объектовых формирований, заранее подготовленных к работе в очагах катастроф. В общей системе мер, направленных на локализацию и ликвидацию очагов инфекционной заболеваемости, ведущее место отводится карантинным и обсервационным мероприятиям. Они осуществляются под руководством соответствующих территориальных ЧПК всеми министерствами, ведомствами и организациями в соответствии с планом противоэпидемической защиты населения. Карантинный и обсервационный режимы вводятся одновременно на всех сопредельных административных территориях. При введении карантина в крупных административных и промышленных центрах в его зону включается территория не только самого города, но и прилегающих к нему населенных пунктов, связанных с ним местным транспортом, обшей системой снабжения и торговли, производственной деятельностью. В случае эвакуации и рассредоточения пострадавших границы зоны карантина расширяются, за счет территорий, на которые отправляется население. В эпидемическом очаге инфекционных заболеваний возникают определенные трудности не только при оказании медицинской помощи пострадавшему населению, но и при ликвидации эпидемического очага. Непосредственное руководство мероприятиями, связанными с ликвидацией очага, осуществляет комиссии по ЧС данного региона, а медицинскими мероприятиями - старший медицинский начальник региона (города, района, области), как правило, - главный врач данного региона-
Работа всех служб, в том числе и СЭМП, основывается на данных общей разведки очага катастрофы, при которой проводится также медицинская (в том числе эпидемическая) разведка (определяются масштабы поражения населения, приблизительное количество пораженных, границы очага поражения и т.д.). О результатах разведки немедленно докладывается председателю по ЧС города (района). По его указанию противоэпидемическая чрезвычайная комиссия обобщает полученные данные и совместно с главным врачом готовит предложения по локализации и ликвидации эпидемического очага, представляющие собой определенный комплекс мероприятий таких как: • оповещение населения, т.е. проведение разъяснительной работы о наличии очагов инфекционных заболеваний, о конкретной инфекции, о предупреждении ее распространения; • бактериологическая разведка - забор и анализ проб воздуха, воды, т.д.; • организация карантина и обсервации (при необходимости), т.е. проведение комплекса строгих изоляционных и противоэпидемических мероприятий, направленных на локализацию очага инфекции (карантин), а также комплекса ограничительных мероприятий и усиленного медицинского наблюдения, направленных на предупреждение распространения инфекции (обсервация). При введении карантина осуществляются следующие мероприятия. 1. Оцепление зоны заражения и прилегающей к ней территории. 2. Организация заградительных постов на всех второстепенных маршрутах, движение по которым полностью прекращается. Зараженная территория вне населенных пунктов представляет определенную опасность для людей и животных, оказавшихся на ней. В связи с этим на этой территории устанавливаются ограничительные и предупредительные знаки, посты, организовываются эпизоотологические и эпидемиологические наблюдения в течение срока ее самообеззараживания. Целью оцепления (вооруженная охрана) карантинизированной территории является ее изоляция и исключение выноса инфекции за пределы очага. Оцепление осуществляется силами и средствами службы охраны общественного порядка совместно с воинскими подразделениями МВД и с участием населения. По периметру очага заражения на основных путях движения людей и транспорта выставляются посты охраны. Осуществляются круглосуточное патрулирование между постами охраны, строгий контроль за передвижением населения между отдельными карантинизированными населенными пунктами, устанавливаются ограничительные знаки, указатели, выставляются посты на проселочных дорогах, тропинках и т.п.
3. Организация контрольно-пропускных пунктов (КПП) на основных маршрутах, по которым ввозятся дополнительные силы и средства для ликвидации очага, а также сырья для промышленности, продуктов питания, предметов первой необходимости для населения. На железнодорожных станциях, речных пристанях, аэродромах органы здравоохранения развертывают санитарно-контрольные пункты (СКП) для контроля за вводом и выводом из зоны карантина различных формирований и населения. Материально-техническое снабжение зоны карантина обеспечивается через приемно-передаточный пункт, на котором организованы прием и передача в зону доставляемого сырья и продовольствия, имущества, техники и передача из нее готовой продукции. Этот пункт должен исключить возможность контакта людей, находящихся вне зоны карантина, с людьми, пребывающими в его пределах. КПП как многоотраслевое формирование создается администрацией соответствующих территорий на базе аппарата городских и областных отделов различных служб. СКП развертываются в составе КПП силами и средствами органов здравоохранения. КПП развертываются в населенных пунктах на магистральных путях сообщения (шоссейных, железнодорожных, водных) в районе их пересечения с границей карантинной зоны, а также в аэропортах, при необходимости - и внутри карантинной зоны на выходах из очагов заражения. Основной задачей КПП является контроль за выполнением пропускного режима, установленного в соответствии с противоэпидемическими требованиями. Из зоны разрешается вывозить любые грузы при наличии документов об их обеззараживании и безвредности. Выезд (выход) людей из зоны карантина разрешается в случаях необходимости при наличии у них документа о прохождении обсервации.
4. Запрещение въезда в зону карантина и выезда из нее, а также транзитного проезда без соответствующего разрешения комиссии по ЧС данного региона. В зону карантина могут вводиться в нужном количестве силы и средства МЧС, привлекаемые для локализации и ликвидации очага. Въезд в зону карантина может быть разрешен и отдельным лицам, но только при крайней необходимости. Все те, кто намеревается выехать из зоны, помещаются в обсерваторы, где осуществляется медицинское наблюдение за ними в течение срока максимального инкубационного периода данного заболевания и проводятся необходимые лабораторные исследования. Основной задачей обсервации является своевременное обнаружение случаев инфекционных заболеваний с целью принятия экстренных мер по их локализации и устранению причин, способствующих распространению инфекции. Она осуществляется с помощью системы ограничительных мер, - ряда лечебно-профилактических мероприятий по предупреждению распространения инфекционных заболеваний, усилению медицинского наблюдения и предусматривает: ^ ограничение выезда, въезда, транзитного проезда всех видов транспорта через обсервационную территорию; ^ обеззараживание объектов внешней среды; ^ активное раннее выявление инфекционных больных, их изоляция и госпитализация; ^ проведение санитарной обработки зараженного населения; ^ проведение экстренной профилактики среди лиц, подвергшихся угрозе заражения; ^ усиление ветеринарно-бактериологического контроля за зараженностью сельскохозяйственных животных и продуктов животноводства; ^ введение противоэпидемического режима работы медицинских учреждений. Контакт людей, находящихся в обсерваторе, с остальным населением полностью исключается. Если за время обсервации среди данного контингента людей никто не заболевает, а при лабораторных исследованиях не выявляются отклонения от нормы, то им дается разрешение на организованный выезд из зоны карантина. Транзитный проезд через зону карантина может быть разрешен только после дезинфекции дороги и прилегающей к ней территории. Проезд автомобильного транспорта осуществляется автоколоннами, на повышенной скорости, без остановки, в сопровождении службы безопасности дорожного движения. Железнодорожный транспорт пропускается через зону также на повышенной скорости. При перевозке людей и грузов принимаются меры по герметизации транспортных средств. После выезда из зоны карантина все транспортные средства при необходимости подвергаются обеззараживанию.
Ввоз грузов в зону карантина (до мест разгрузки) осуществляется беспрепятственно при строгом выполнении установленных правил карантина лицами, сопровождающими грузы, и транспортными бригадами. В зону карантина беспрепятственно допускаются отдельные специалисты и медицинские формирования, направляемые для проведения мероприятий по ликвидации инфекционных очагов, а также лица, постоянно проживающие на территории зоны карантина, но выехавшие из нее до установления карантина. Вывоз грузов из карантинной зоны осуществляется после их обеззараживания. Документы об обеззараживании грузов и их безвредности выдаются ведомствами - отправителями грузов. Выезд лиц, временно оказавшихся в карантинной зоне (отпускники, командировочные и др.), разрешается после прохождения ими обсервации. Для этих целей администрацией региона по заранее разработанному плану создаются обсерваторы на базе гостиниц, общежитий, домов отдыха и т.п. Медицинское наблюдение в обсерваторах осуществляется в течение срока, равного максимальному инкубационному периоду инфекционного заболевания, по поводу которого введен карантин. Наблюдение проводит медицинский состав, специально выделенный из территориальных и ведомственных учреждений здравоохранения. Обсервируемых перед помещением в обсерватор подвергают медицинскому осмотру. В обсерватор помещаются только здоровые люди. Их питание организует служба торговли и общественного питания территории. Охрана и соблюдение режима обсервации обеспечиваются службой охраны общественного порядка. По окончании обсервации обсервируемые организованно доставляются в аэропорт или на железнодорожную станцию для отправки по месту жительства. При выявлении случаев инфекционных заболеваний среди обсервируемых срок обсервации соответственно удлиняется. В карантинную зону могут допускаться также лица, постоянно проживающие в пунктах, где объявлен карантин, и возвращающиеся из отпусков, командировок и т.п. на основе имеющихся у них документов. Въезжающие в карантинную зону лица должны иметь документы о проведенной им вакцинации, а также средства экстренной профилактики и индивидуальные средства защиты. 5. Организация охраны инфекционных больниц, водоисточников, продовольственных складов и предприятий, производящих продукты питания соответствующей комендантской службы. 6. Максимально возможное разобщение населения, проживающего в разных населенных пунктах, с учетом их производственной деятельности, что достигается выставления постов на маршрутах передвижения людей. 7. Усиление противоэпидемического режима на предприятиях, разобщение рабочих и служащих по сменам, цехам, отделам путем исключения контактов рабочих и служащих разных цехов, отделов, смен. На объектах народного хозяйства, продолжающих деятельность в условиях карантина, вводится противоэпидемический режим работы, предусматривающий: ^ обеспечение защиты рабочих и служащих от воздействия бактериальных средств; ^ своевременное выявление среди рабочих и служащих инфекционных больных, их немедленную изоляцию и установление наблюдения за лицами, находившимися в контакте с больными; ^ проведение мероприятий по обеззараживанию внешней среды и производственных помещений; ^ обеспечение своевременного проведения среди рабочих и служащих профилактических мероприятий (экстренная профилактика, прививки и др.); ^ проведение обеззараживания выпускаемой продукции перед вывозом из карантинной зоны с выдачей соответствующих документов об их безопасности; ^ выполнение рабочими и служащими установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических правил. Полная санитарная обработка населения проводится с помощью всех имеющихся средств коммунально-технической службы (душевые, бани, санитарные пропускники и т.д.). В общей системе предупредительных и противоэпидемических мероприятий в случае возникновения высококонтагиозных инфекционных заболеваний большое место отводится: экстренной неспецифической профилактике (до определения вида возбудителя с помощью антибиотиков широкого спектра действия силами санитарных дружин во время подворовых (поквартирных) обходов; экстренной специфической профилактике с помощью сывороток, вакцин, антитоксинов прививочными бригадами. Экстренная профилактика представляет собой комплекс медицинских мероприятий, осуществляемых в отношении людей, подвергшихся инфицированию возбудителями опасных инфекционных заболеваний, с целью предупреждения развития у них инфекционного процесса. К этому мероприятию приступают немедленно - с момента появления информации о заражении или заболевании людей опасными инфекциями, а также при вспышках среди населения инфекционных болезней неизвестной этиологии. Общую экстренную профилактику проводят с помощью антибиотиков или химиопрепаратов широкого спектра действия. Продолжительность курса профилактики может быть сокращена до 2-3 суток при наличии результатов специфической индикации. Срок специальной экстренной профилактики устанавливается с учетом нозологической формы инфекционного заболевания (срока ее инкубационного периода), свойств используемых антимикробных препаратов, а также проводившейся ранее общей экстренной профилактики. Если выделенные микробы оказываются чувствительными к применявшемуся в ходе общей экстренной профилактики препарату, продолжительность его приема учитывается при определении срока проведения специфической профилактики. Если же они оказались резистентными данному средству, их использование во внимание не принимается. Лица, подвергшиеся экстренной профилактике, подлежат медицинскому наблюдению, предусматривающему активное выявление и изоляцию заболевших, а также обнаружение случаев лекарственной болезни. При возникновении слабо или умеренно выраженного побочного действия примененных антибиотиков или химиопрепаратов профилактику продолжают под прикрытием антигистаминных (дипразин, тавегил и др.) и противовоспалительных (хлористый кальций) препаратов, витаминов (аскорбиновая кислота, витамины группы В) и других средств. Если возникают резко выраженные побочные реакции, используемые антимикробные препараты заменяют препаратами, обладающими высоким антибактериальным эффектом в отношении возбудителей данного заболевания. Распоряжение о проведении экстренной медицинской профилактики выдается главой администрации региона или ЧПК. Ответственность за ее проведение возлагается на руководителей учреждений, заведений, предприятий и других народнохозяйственных объектов, а методическое руководство и контроль осуществляют органы здравоохранения. Очередность экстренной профилактики определяется органами здравоохранения с учетом эпидемической ситуации в очаге, реальных запасов антимикробных средств и других факторов. Экстренную профилактику проводят в первую очередь в учреждениях и формированиях, участвующих в ликвидации вспышки инфекционных заболеваний, в учреждениях, заведениях и на предприятиях, находящихся в очаге и продолжающих работу, а также в детских коллективах. Для экстренной профилактики перспективно применение индукторов интерферона в очень малых дозах, а также ферментов против вирусов - нуклеаз. В общей системе предупредительных и противоэпидемических мероприятий большое место отводится прививкам. С этой целью применяются как моновакцины (против чумы, туляремии, бруцеллеза, натуральной оспы и др.), гак и ассоциированные вакцины (против чумы + туляремии + бруцеллеза + натуральной оспы; против ботулизма сероваров А, Б, Е + газовой гангрены + злокачественного отека + столбняка) и другие препараты. Для создания прочного и длительного специфического иммунитета у людей можно применять сочетание средства общей и специфической профилактики. С введением карантина предприятия бытового обслуживания - мастерские, парикмахерские, ателье и другие - временно закрываются. Магазины, торговые базы, склады с пищевыми продуктами и другие торговые точки закрываются на период проведения дезинфекционных мероприятий. Режим работы этих предприятий в последующем определяется в зависимости от вида выделенного возбудителя и сложившейся эпидемической обстановки. Предприятия общественного питания переводятся на обслуживание главным образом рабочих и служащих работающих смен, спасательных формирований, обсерваторов, стационаров и т.п. Городской транспорт карантинизированных городов переводится преимущественно на обслуживание работающих смен предприятий, не прекращающих работу в условиях карантина. Движение рейсовых автобусов между отдельными каранти-низированными населенными пунктами, как правило, прекращается. Режим работы предприятий связи устанавливается в соответствии со складывающейся эпидемической обстановкой. В карантинизированные города и населенные пункты все виды почтовых отправлений (письма, бандероли, посылки, переводы, периодическая печать и др.) принимаются и доставляются без ограничений. Прием от карантинизированного населения почтовых отправлений, кроме телеграмм, до установления вида возбудителя, как правило, исключается. В комплексе противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний ведущее место занимает дезинфекция местности, транспорта, производственных и жилых помещений, воды, продовольствия и фуража, а также предметов ухода за больными и их выделений, а также активное выявление больных санитарными дружинами (2 раза в день) и измерение у них температуры тела. Дезинфекция очагов заболевания осуществляется силами центров гигиены и эпидемиологии, а также местных лечебно-профилактических учреждений с применением физических, химических и комбинированных средств (проводится текущая и заключительная дезинфекция в квартирах, где выявлен инфекционный больной) Ее, в частности, проводят специальные бригады, состоящие из дезинструктора, дезинфектора и двоих добровольцев (сандружинниц). В первую очередь обеззараживание проводится в местах обнаружения возбудителей инфекционных заболеваний, в лечебных учреждениях, на основных проезжих магистралях, транспорте, на объектах народного хозяйства, продолжающих работу в очаге. Обеззараживание территории, зданий, одежды, санитарная обработка населения проводится коммунально-технической службой с использованием сил и средств формирований. Санитарная обработка населения, рабочих и служащих, не прекращающих работы в период бедствия, осуществляется в стационарных или временных обмывочных пунктах, развертываемых на базе санитарных пропускников, бань, душевых установок. Обеззараживание транспортных средств осуществляется на станциях обеззараживания транспорта, развертываемых на базе моечных отделений гаражей, автопарков, депо, а одежды, обуви и мягкого инвентаря - на станциях обеззараживания одежды, развертываемых на базе прачечных и химчисток. Обеззараживание продуктов осуществляют службы торговли и питания, а воды - инженерная служба. Зараженные пищевые продукты должны быть своевременно выявлены и утилизированы в непищевых целях или обеззаражены. Обеззараживание пищевых продуктов проводится в зависимости от вида продукта. Наиболее эффективными способами их обеззараживания являются кипячение и автоклавирование. Обеззараживание индивидуальных запасов питьевой воды осуществляется путем ее кипячения (45 мин при споровой форме возбудителя, 10 мин - при вегетативной). Можно добавить 1 чайную ложку 3%-ной перекиси водорода или 10 капель пергидроля на 1 л воды, либо 1 таблетку гидропирита на 5 л воды, а затем кипятить 5 мин. Для обеззараживания таблеткой пантоцида или аквасепта (на 1 л воды) требуется 30-минутная экспозиция процесса. Большие количества воды дезинфицируют хлорсодержащим веществом (50 мг на 1 л в течение 24 ч, либо 100 мг на 1 л в течение 1 ч.) Шахтные колодцы обеззараживают путем добавления 80 г хлорной извести на 1 л воды (экспозиция 3 ч). При этом учитывается активность хлорной извести. При больших масштабах работ по обеззараживанию следует изыскать подручные средства, которые содержат смесь различных бактерицидных соединений и не требуют перевозок. Такими средствами являются отходы различных местных предприятий. Контроль за качеством обеззараживания осуществляют центры гигиены и эпидемиологии данного района. При необходимости проводятся дезинсекция и дератизация объектов очага. Карантин может быть заменен обсервацией при таких инфекционных заболеваниях, как бруцеллез, брюшной тиф, риккетсиозы, глубокие микозы и др. при инфекциях, где человек не является источником инфекции, или если выявленные возбудители вызывают особо опасные инфекции. При этом замена карантина режимом обсервации производится только после проведения дезинфекции или самообеззараживания объектов внешней среды и полной санитарной обработки населения в очаге заражения. Санитарно-просветительная работа среди населения зараженного региона направлена на обеспечение строгого выполнения всеми жителями общих правил поведения в создавшихся условиях, санитарно-гигиенических правил и других мер личной защиты. С этой целью составляется план работы (с привлечением главного врача центра гигиены и эпидемиологии), готовятся тексты бесед, статей, листовок, которые доводятся до сведения населения с помощью радио, телевидения и других средств массовой информации. В очаге заражения биологическими агентами одним из важнейших мероприятий противоэпидемического режима является также максимальное разобщение населения, недопущение скопления людей, в том числе и в поликлинических учреждениях. Поэтому медицинскую помощь им следует оказывать в местах, максимально приближения к населенным пунктам или на предприятиях и в учреждениях. Все перечисленные мероприятия направлены на локализацию и ликвидацию очага инфекционных заболеваний и должны проводиться одновременно. Вполне очевидно, что их невозможно осуществить силами только органов здравоохранения. Поэтому к проведению вышеуказанных мероприятий, как правило, привлекаются многие ведомства и службы (охраны общественного порядка, питания, связи, торговли, коммунально-техническая, противопожарная, инженерная, транспортная). Они выполняют конкретную часть мероприятий, но только объединенными усилиями всех можно быстро и эффективно ликвидировать очаг инфекционных заболеваний.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|